Клемма железнодорожная

 

Полезная модель относится к области железнодорожного транспорта, а именно: к конструкции крепежных деталей, применяемых для рельсовых скреплений железнодорожного пути. Предлагаемая клемма имеет: - среднюю часть; - опорные участки; промежуточные участки и свободные концы опирающиеся горизонтальными до (в отличии от патента РФ №2034944) и после окончательного монтажа на подошву рельса; - Изменение длины горизонтальных участков свободных концов позволяет регулировать механические свойства клеммы. В результате создана железнодорожная клемма, обладающая повышенными пружинящими свойствами и высокой надежностью при использовании в клеммном рельсовом скреплении.

Полезная модель относится к области железнодорожного транспорта, а именно: к конструкции крепежных деталей, применяемых для рельсовых скреплений железнодорожного пути, в частности, к конструкции железнодорожных клемм.

Актуальность разработки новой конструкции обусловлена внедрением на железных дорогах Российской Федерации и стран СНГ прогрессивных видов рельсовых скреплений с использованием прутковых клемм в комплекте с клеммными болтами, клеммными гайками и плоскими шайбами.

Известна конструкция прутковой пружинной клеммы по патенту Р.Ф. №2034944, МПК7 Е 01 В 9148.

Она так же свободными концами давит на подошву рельса, противоположной стороной опирается на подкладку, а средняя часть охватывает шейку болта.

Основными недостатками указанной конструкции является:

1. Свободные концы клеммы испытывают одновременно значительные изгибающие и скручивающие динамические нагрузки, что отрицательно влияет на стойкость и надежность конструкции.

2. Площадь контакта приложения усилия к подошве рельса свободными концами недостаточна для устранения эффектов концентрации напряженности и механического износа в месте контакта.

3. Указанная конструкция клеммы обладает низкими противоугонными свойствами.

Наиболее близким аналогом предлагаемой полезной модели является клемм по ОСТ 32. 156-2000. «Клеммы пружинные прутковые для крепления рельсов», издательство МПС России от 25.01.2001. Основным недостатком конструкции клеммы является отсутствие горизонтального участка на свободных концах клеммы, что обеспечивает только точечное касание свободных концов клеммы с подошвой рельса при установке и после окончания затяжки, что увеличивает необходимое усилие затяжки рельсового скрепления, снижает пружинящие свойства клеммы при эксплуатации, увеличивает износ и концентрацию напряженности в точках передачи усилия свободными концами на подошву рельса. Поскольку прижимающее усилие к подошве рельса передается свободными концами клеммы, их конструкция имеет особое значение.

В основу полезной модель поставлена задача создания пружинной клеммы, лишенной перечисленных выше недостатков, и обладающей высокой надежностью в затянутом состоянии рельсового скрепления при сложном механическом воздействии на железнодорожный путь.

Поставленная задача решается тем, что предложена прутковая пружинная клемма наиболее оптимальной конструкции, которая позволяет пи укладке на рельс с наименьшим усилием затяжки обеспечить наиболее плотное и надежное сцепление с рельсом.

На фигуре 1 показана предложенная железнодорожная клемма, включающая среднюю часть, опорные участки, промежуточные участки и свободные концы, опирающиеся горизонтальными до (в отличии от патента РФ №2034944) и после окончательного монтажа на подошву рельса. Изменяемая длина горизонтальных участков свободных концов позволяет регулировать механические свойства клеммы.

Радиус R в месте перехода от промежуточных участков к свободным концам клеммы может иметь переменные значения при определенной длине горизонтальных участков, что позволяет регулировать пружинящие свойства клеммы.

Технический результат, на достижение которого направлено данное решение, заключается в получении качественных изделий с длительным сохранением пружинящих и противоугонных свойств, повышенным сроком службы при эксплуатации.

При сборке и затяжке рельсового скрепления с предложенной клеммой происходит более прочное затягивание всех элементов рельсового скрепления, при этом клемма в результате упругого пружинения и наличия горизонтальных участков свободных концов надежно удерживает все сборочное соединение при прохождении поездов и лучшим образом выполняет противоугонные функции.

Таким образом, технический эффект от предложенной конструкции клеммы заключается в получении высококачественной конкурентно способной продукции с высокими механическими и пружинными свойствами, обеспечивающей при эксплуатации повышение прочности и надежности рельсового соединения.

Осуществление полезной модели.

В соответствие с заявленной конструкцией клеммы возможно ее изготовление из пруткового металлопроката диаметром 12,5 / 14 мм общей высотой до 55 мм и шириной до 180 мм.

Изготовление указанной клеммы осуществляется на автоматической линии, включающей холодногибочный процесс, индукционную установку, горячештамповочный процесс по технологии:

- отрезка мерной заготовки;

- перемещение и центрирование заготовки в гибочном инструменте. (указанный способ защищен патентом РФ №2247001)

- холодная гибка промежуточной формы;

- индуцированный нагрев промежуточной заготовки;

- горячая штамповка готового профиля клеммы.

Таким образом, предложенная конструкция клеммы может выпускаться на стандартном оборудовании без дополнительных материальных затрат.

1. Клемма железнодорожная как основной элемент рельсового клеммного скрепления, содержащая петлевую часть, опорную часть, промежуточные участки, свободные концы, отличающаяся тем, что свободные концы имеют горизонтальные участки, которыми устанавливаются на подошву рельса и после обтяжки скрепления, удерживают рельс.

2. Клемма по п.1, отличающаяся тем, что переходной участок с радиусом R в зависимости от величины радиуса, которая может быть переменной, позволяет регулировать пружинящие свойства клеммы.



 

Наверх