Аттракцион-тренажер
Полезная модель относится к области массовых развлечений и тренировочным аппаратам и может быть использована для отдыха и тренировки вестибулярного аппарата и выработки навыков пространственной ориентации. Задачей полезной модели является снижение массо-габаритных характеристик и энергоемкости конструкции, упрощение устройства и расширение его функциональных возможностей. Поставленная задача решена за счет того, что в аттракционе-тренажере, содержащем установленное на неподвижной платформе 1 вертикальное основание 2, на котором смонтирован с возможностью совершать движение по крену и тангажу макет летательного аппарата 3, снабженный органами управления и движителем 4, согласно заявляемому техническому решению, движитель макета летательного аппарата 4 установлен в центре тяжести макета, жестко связан с штангой 5 многоугольной металлической рамой 6 - каркасом макета летательного аппарата, а выходной вал 7 движителя 4 жестко связан с промежуточной рамой 8, установленной с возможностью вращения относительно платформы 1 вокруг горизонтальной оси и соединенной с одной стороны шарнирно с вертикальным основанием 2, а с другой стороны - жестко связанной с выходным валом второго движителя 9, жестко закрепленного на вертикальном основании 2. Органы управления аттракционом-тренажером включают ЭВМ оператора 10 с соответствующей программой, датчики обратной связи положения кабины пилота и положения промежуточной рамы 11 и 12 соответственно, ручной задатчик направления и скорости движения кабины 13, переключатель режимов работы 14 и ЭВМ кабины пилота 15.
Полезная модель относится к области массовых развлечений и тренировочным аппаратам и может быть использована для отдыха и тренировки вестибулярного аппарата и выработки навыков пространственной ориентации.
Известен игровой имитатор пилотируемого летательного аппарата, (патент РФ №1543619), содержащий основание, модель летательного аппарата, трехстепенной шарнир, связывающий основание с моделью летательного аппарата, снабженной рукояткой по тангажу и крену и педалями управления моделью по курсу, соединенными с тягами, кроме того, игровой имитатор снабжен грузами, кинематически связанными с рукояткой управления, тягами и качалками с возможностью перемещения грузов по направляющим вдоль продольной и поперечной осей модели летательного аппарата, причем центры масс грузов не совпадают с осью трехстепенного шарнира, а тяги педалей управления моделью по курсу кинематически соединены с основанием.
Однако данный имитатор пилотируемого летательного аппарата сложен по конструкции и ограничен в угловых перемещениях.
Известен также аттракцион-тренажер (патент RU №2178721), предназначенный для развлечений и тренировок спортсменов, состоящий из установленного на неподвижной платформе вертикального основания, смонтированной на нем с возможностью совершать движения вокруг вертикальной оси штанги, на одном конце которой установлен с возможностью совершать движение по крену и тангажу макет летательного аппарата, снабженный органами управления и движителем, а на противоположном конце штанги установлен противовес-балансир с возможностью совершать движение вдоль штанги.
Недостатками данного аттракциона являются сложность конструкции, ограниченность угловых перемещений, значительные массо-габаритные размеры и энергоемкость конструкции.
Задачей полезной модели является снижение массо-габаритных характеристик и энергоемкости конструкции, упрощение устройства и расширение его функциональных возможностей.
Поставленная задача решена за счет того, что в аттракционе-тренажере, содержащем установленное на неподвижной платформе вертикальное основание, на котором смонтирован с возможностью совершать движение по крену и тангажу макет летательного аппарата, снабженный органами управления и движителем, согласно заявляемому техническому решению, движитель макета летательного аппарата установлен в центре тяжести макета, жестко связан с многоугольной металлической рамой - каркасом макета летательного аппарата, а выходной вал движителя жестко связан с промежуточной рамой, установленной с возможностью вращения относительно платформы вокруг горизонтальной оси и соединенной с одной стороны шарнирно с вертикальным основанием, а с другой стороны - жестко связанной с выходным валом второго движителя, жестко закрепленного на вертикальном основании.
Органы управления включают ЭВМ оператора с соответствующей программой, датчики обратной связи о положении кабины пилота и положении промежуточной рамы, ручной задатчик направления и скорости движения кабины, переключатель режимов работы и ЭВМ кабины пилота.
Сущность заявляемого технического решения поясняется чертежом, на котором изображена заявляемая конструкция
- на фиг.1 - вид спереди;
- на фиг.2 - вид сверху;
- на фиг.3 - вид сбоку;
- на фиг.4 - вид сверху со снятой крышкой кабины;
- на фиг.5, 6, 7 - общий вид аттракциона-тренажера с закрытой крышкой кабины в аксонометрии при различных положениях кабины пилота;
- на фиг.8 - блок-схема управления аттракционом.
Аттракцион - тренажер содержит неподвижную платформу, выполненную в виде рамы 1, с которой жестко соединено вертикальное основание 2 в виде стоек, на которых смонтирован с возможностью совершать движения по крену (по оси «X») и по тангажу (по оси «У») макет летательного аппарата, выполненный в виде кабины пилота 3.
В центре тяжести кабины пилота установлен движитель 4. Движитель 4 жестко связан штангой 5 с многоугольной металлической рамой 6, являющейся каркасом макета летательного аппарата 3. Кроме того, выходной вал 7 движителя 4, расположенный по оси «X», проходящей через центр тяжести макета летательного аппарата, жестко связан с промежуточной рамой 8, которая, в свою очередь, шарнирно соединена с вертикальным основанием 2 и установлена с возможностью вращения относительно платформы 1 вокруг горизонтальной оси с помощью второго движителя 9, жестко закрепленного на вертикальном основании 2.
Макет летательного аппарата выполнен в виде кабины пилота, каркас которого представляет собой многоугольную металлическую раму 6.
Органы управления аттракционом включают ЭВМ оператора 10 с соответствующей программой, датчик обратной связи о положении кабины пилота 11, датчик обратной связи положения промежуточной рамы 12, ручной задатчик направления и скорости движения кабины 13, переключатель режимов работы 14 и ЭВМ кабины пилота 15.
Аттракцион-тренажер работает следующим образом
Тренажер-аттракцион может работать в двух режимах: ручном и автоматическом, что задается переключателем режимов работ (14).
В ручном режиме оператор задает ручным задатчиком направления и скорости движения кабины (13) параметры ее движения по координатам Х и У. Эти параметры через ЭВМ оператора (10) передаются на движитель кабины (4) и движитель промежуточной рамы (9). Кабина начинает двигаться в соответствии с этими параметрами. Положение кабины, ее скорость и направление движения в этом режиме оператором контролируется визуально.
В автоматическом режиме управление кабиной происходит от ЭВМ кабины (15). ЭВМ кабины задает координаты кабины в каждый момент времени, в зависимости от программы, заложенной в нее. По этим координатам ЭВМ оператора 10 вычисляет параметры движения кабины и передает их на движители кабины и промежуточной рамы. Кабина начинает двигаться в соответствии с этими параметрами. ЭВМ оператора 10 с помощью датчиков обратной связи (11) и (12) следит за текущим положением кабины, и в зависимости от положения корректирует параметры движения кабины и промежуточной рамы. При достижении заданных координат Х и У, ЭВМ оператора 10 останавливает движители.
Заявляемая конструкция обеспечивает снижение массо-габаритных характеристик, обладает невысокой энергоемкостью и технологичностью изготовления. Аттракцион-тренажер может быть использован не только для развлечения, но и для тренировки вестибулярного аппарата и выработки навыков пространственной ориентации.
1. Аттракцион-тренажер, содержащий установленное на неподвижной платформе вертикальное основание, на котором смонтирован с возможностью совершать движение по крену и тангажу макет летательного аппарата, снабженный органами управления и движителем, отличающийся тем, что движитель макета летательного аппарата установлен в центре тяжести макета, жестко связан с многоугольной металлической рамой - каркасом макета летательного аппарата, а выходной вал движителя жестко связан с промежуточной рамой, установленной с возможностью вращения относительно платформы вокруг горизонтальной оси и соединенной с одной стороны шарнирно с вертикальным основанием, а с другой стороны - жестко связанной с выходным валом второго движителя, жестко закрепленного на вертикальном основании.
2. Аттракцион-тренажер по п.1, отличающийся тем, что органы управления включают ЭВМ оператора, датчики обратной связи положения кабины пилота и положения промежуточной рамы соответственно, ручной задатчик направления и скорости движения кабины, переключатель режимов работы и ЭВМ кабины пилота.