Установка для обезвреживания замаскированных радиоуправляемых взрывных устройств

 

Полезная модель относится к области борьбы с терроризмом техническими средствами, в частности к обезвреживанию замаскированных радиоуправляемых взрывных устройств, и может найти широкое применение в практической деятельности. Установка для обезвреживания замаскированных радиоуправляемых взрывных устройств, характеризующаяся тем, что она имеет корпус, импульсный электромагнитный излучатель и средство передвижения, позволяющее обследовать прогнозируемую зону закладки взрывного устройства, излучатель установлен на выдвигаемой опоре и снабжен регулятором частоты импульсов и регулятором мощности. Установка позволяет обезвреживать радиоуправляемые взрывные устройства и обезопасить от терактов дороги, шоссе, причалы, реки, улицы городов и сел, стадионы, площади, взлетные полосы.

Полезная модель относится к области борьбы с терроризмом техническими средствами, в частности к обезвреживанию замаскированных радиоуправляемых взрывных устройств, и может найти широкое применение в практической деятельности.

Известна полезная модель "Механический сапер", характеризующаяся тем, что имеет самоходное шасси, видеокамеру для обнаружения и распознавания взрывных устройств, узел расстреливания их с помощью блока целенаведения (см. http://uzlovaya.tula.net "Механический сапер в Туле").

Недостатками известного "Механического сапера" являются:

- необходимость обнаружения взрывного устройства;

- проблематичность обнаружения замаскированного взрывного устройства;

- проблематичность распознавания замаскированного взрывного устройства;

- необходимость расстреливания взрывного устройства;

- низкая скорость перемещения "Механического сапера";

- высокая стоимость "Механического сапера" (телекамера и целенаведение).

Известен также локализатор взрыва закрытоячеистый для обезвреживания радиоуправляемых взрывных устройств, содержащий закрытый контейнер, образованный камерами, внутренний объем между которыми заполнен пористым материалом, а его поры выполнены замкнутыми с диспергентом внутри, и внутреннюю полость. Локализатор снабжен электромагнитным излучателем, установленным во внутренней полости, вмещающей багажную тележку, взрывоустойчивым металлическим корпусом,

бронированными дверями на входе и выходе корпуса, расположенными противоположно (см. заявку №2005118455/22 на полезную модель с приоритетом от 14.06.2005 г.).

Недостатками известного локализатора являются:

- стационарность, невозможность перемещения;

- невозможность обследования больших площадей, дорог. Несмотря на приведенные недостатки, указанное техническое решение, как наиболее близкий аналог, может быть принято в качестве прототипа.

Задачей предлагаемой полезной модели является создание установки, обеспечивающей:

- исключение человеческих жертв при перемещении по дороге или улице в автотранспорте, при движении пешеходов, при проведении митингов, манифестаций на площадях, шествий по улицам, при движениях на катерах по рекам, при проведении мероприятий на берегах водоемов и на стадионах и т.п.;

- обезвреживание замаскированных радиоуправляемых взрывных устройств на дорогах в аэропорты, на улицах вблизи административных зданий, милиции, на взлетных полосах, на железной дороге, шоссе, на пристанях и т.д.;

- обезвреживание с помощью установок, движущихся по земле, по воде и по воздуху;

- снижение стоимости установки.

Этот технический результат согласно предлагаемой заявке на полезную модель достигается тем, что установка имеет корпус, импульсный электромагнитный излучатель и средство перемещения, например, самоходное шасси, позволяющее обследовать прогнозируемую зону закладки взрывного устройства.

Сущность полезной модели поясняется графическими материалами, где на фиг.1 изображен внешний вид установки, а на фиг.2 представлена полная схема установки, поясняющая ее работу.

Установка имеет самоходное шасси 1, корпус 2, импульсный электромагнитный излучатель 3 в виде индукторной катушки, а также источник тока 4 в виде генератора электрического тока, ротор которого подключен к валу отбора мощности двигателя внутреннего сгорания шасси 1, подключенная параллельно ему через выпрямитель 5 электрическая емкость 6, параллельно которой через электронный ключ 7, управляемый регулятором 8 частоты импульсов, подключен излучатель 3 (индукторная катушка). Излучатель 3 вынесен за пределы самоходного шасси 1 и корпуса 2 с помощью телескопической опоры 9.

Поскольку вдоль дорог и шоссе радиоуправляемое взрывное устройство закладывается на обочине, вынос излучателя 3 с помощью выдвигаемой телескопической опоры 9 осуществляют на 1,5 м вправо от установки потому, что движение транспорта в России правостороннее. За рубежом вынос излучателя от шасси следует делать влево от шасси 1 установки.

Установка работает следующим образом.

Ток с генератора 4 через выпрямитель 5 поступает на электрическую емкость 6 и заряжает ее. Через ключ 7, управляемый регулятором 8 частоты импульсов, электрическая емкость 6 разряжается на катушку 3, являющуюся излучателем импульсного электромагнитного поля. Поскольку излучатель 3 вынесен за корпус 2 и за пределы самоходного шасси 1 вправо, излучение импульсного электромагнитного излучателя осуществляют над обочиной дороги на высоте 0,5 м от полотна дороги. Во время движения установки по дороге проводят сканирование ее обочины импульсным электромагнитным излучением. Частоту импульсного излучения с помощью регулятора 8 согласуют со скоростью перемещения установки по дороге или шоссе. При наличии на обочине дороги или шоссе радиоуправляемого взрывного устройства в электрических цепях его приемника импульсным электромагнитным излучением наводят токи, которые воздействуют

на чувствительные элементы приемника и выводят его из строя. Кроме того, для обезвреживания радиоуправляемых взрывных устройств на дорогах, шоссе и других протяженных зонах мощность электромагнитного излучения максимально усиливают.

В результате при попадании радиоуправляемого взрывного устройства под излучение установки в электрических цепях его приемника наводятся токи, которые воздействуют на его чувствительные элементы и выводят их из строя, а, следовательно, и весь приемник в целом. Поскольку на дороге или на шоссе всегда имеется возможность очень быстро заменить приемник взрывного устройства, мощность излучения установки повышают так, чтобы наведенные токи в электрических цепях приемника попали на его выход и электродетонатор, что приводит к подрыву взрывного устройства. Поэтому с целью повышения безопасности водителя установки повышают защитные свойства корпуса 2, а в некоторых случаях используют дистанционное управление самоходным шасси и установкой.

При работе установок в условиях населенного пункта, где после обследования прогнозируемой зоны закладки взрывного устройства на глазах прохожих и возможного наблюдения заменить приемник сложно, мощность импульсного электромагнитного излучения снижается до уровня, достаточного для вывода из строя только приемника радиоуправляемого устройства.

Таким образом, установка для обезвреживания замаскированных радиоуправляемых взрывных устройств, снабженных средством перемещения, обеспечивает их обезвреживание и безопасность движения пассажирского транспорта и его пассажиров без обнаружения и опознавания взрывных устройств за счет сканирования прогнозируемой зоны закладки радиоуправляемых взрывных устройств импульсным электромагнитным излучением, а также снижение стоимости оборудования установки в сравнении с роботами.

1. Установка для обезвреживания замаскированных дистанционно управляемых взрывных устройств, характеризующаяся тем, что она снабжена генератором тока, импульсным генератором и электромагнитным излучателем, смонтированными в корпусе, установленном на управляемом и перемещающемся во внешней среде средстве обследования прогнозируемой зоны закладки взрывного устройства, например, дистанционно управляемом самоходном шасси.

2. Установка по п.1, отличающаяся тем, что электромагнитный излучатель установлен в корпусе на выдвигаемой, например, телескопической опоре.

3. Установка по п.1, отличающаяся тем, что снабжена регулятором частоты импульсов излучения.

4. Установка по п.1, отличающаяся тем, что генератор тока подключен к валу отбора мощности двигателя самоходного шасси.



 

Наверх