Устройство для противоскольжения колес транспортного средства

 

Полезная модель относится к транспортному машиностроению и может быть использовано, в частности, для большегрузного автотранспорта. Устройство для противоскольжения колес транспортного средства, состоящее из бункера с верхним загрузочным окном, в нижней части которого расположена выгрузная деталь. Отличающееся тем, что бункер размещен в дозаторе, который установлен на силовой раме автомобиля перед одним или несколькими ведущими колесами и снабжен нагревательным элементом. Бункер имеет асимметричную форму, причем задняя стенка бункера расположена под углом со стороны ведущего колеса от верхней широкой части бункера дозатора к нижней суженной части бункера дозатора. В нижней части бункер снабжен направляющими элементами и в боковых стенках бункера дозатора закреплен вал с возможностью вращения вокруг продольной оси от вала привода, причем вал дозатора снабжен продольными пазами.

Полезная модель относится к транспортному машиностроению и может быть использовано, в частности, для большегрузного автотранспорта.

Известно изобретение «Устройство противоскольжения пневматических шин», патент RU №93017745, публ. 1995.10.20, МПК В 60 С 27/00, содержащее лопасти со щелевыми отверстиями. Однако лопасти надеваются на шину колеса, что приводит к приводит к его повреждению, кроме того, приспособление сложно по конструкции и сложно в эксплуатации.

Известно изобретение «Вспомогательный диск "alpo" для повышения проходимости транспортного средства», патент RU, №2088420 публ. 1997.08.27, МПК В 60 В 15/26, в котором применяют грунтозацепы, крепящиеся на диске колеса, что приводит к разбалансировке колес. В этом устройстве рабочий орган подключается в рабочее положение по ходу движения движущегося транспорта, что затрудняет его переключение из рабочего положения в нерабочее.

Известно изобретение «Устройство разбрасывания песка», патент RU, №2222664, публ. 2004.01.27, МПК Е 01 Н 5/04, включающее емкость для песка со щелями для рабочих колес. Однако в нем решают иную техническую задачу, а именно - для разбрасывания песка, соли и других сыпучих материалов при гололеде на пешеходные дорожки, тротуары и автомобильные дороги, но не решает задачи равномерной подсыпки песка под ведущие колеса автотранспортного средства при его страгивании.

Известно изобретение «Машина для внесения минеральных удобрений», патент RU, №2090038, опубл. 1997.09.20, МПК А 01 С 17/00, включающее установленный на шасси бункер. Однако в нем решают иную техническую задачу, а именно - внесения минеральных удобрений и повышение равномерности распределения удобрений. Оно не

решает задачи равномерной подсыпки песка под ведущие колеса автотранспортного средства при его страгивании.

Известно изобретение «Рабочий орган для рассева сыпучих материалов», патент RU, №2177218, опубл. 2001.12.27, МПК А 01 С 17/00, Е 01 С 19/20, B 65 G 31/04, включающий отражатель, состоящий из установленных концентрично относительно друг друга центрального и периферийного конусов. Изобретение решает иную техническую задачу, повышения равномерности распределения сыпучего материала по поверхности почвы и увеличение ширины захвата устройства. Однако не решает задачи равномерной подсыпки песка под ведущие колеса автотранспортного средства при его страгивании.

Наиболее близким к заявленному техническому решению является изобретение «Бункерное устройство», патент RU, №2172285, опубл. 2001.08.20, МПК B 65 D 88/64, А 01 С 17/00, включающее корпус с верхним загрузочным окном, в нижней части которого расположена выгрузная деталь. Однако в данном устройстве используют выгрузной шнек с левой и правой навивками спирали, который не позволяет решить задачу равномерной подсыпки песка под ведущие колеса автотранспортного средства при его страгивании. Кроме того, устройство не позволяет решить задачу дозированного высыпания щебня или песка на поверхность дороги перед ведущими колесами и удобства управления дозатором.

Для большегрузных автомобилей, например с весом от 20 до 40 тонн, существует большая трудность страгивания с места даже при небольшом обледенении дороги, особенно если автомобиль стоит на уклоне дороги. Большой вес самого автомобиля, тем более груженого, приводит к тому, что использование протекторов или шипов на шине колеса недостаточно, т.к. они под тяжестью расплющиваются и не выполняют функции сцепления с полотном дороги. Требуется резкое, местное, эпизодическое увеличение коэффициента сцепления с полотном дороги на этапе страгивания автотранспорта. Применение цепей на колесах или приспособлений в виде механических и иных зацепов, надетых на колесо, приводит к тому, что при движении автомобиля с крейсерской скоростью по трассе существенно нарушаются динамические характеристики автотранспорта. Кроме того, происходит разбалансировка колес или их повреждение. Кроме того, нет возможности управления устройством из кабины автотранспорта, или управление требует от водителя внимательно следить за «рабочим» и «холостым» режимом работы устройства, что усложняет работу водителя, отвлекая его от дорожной ситуации.

Предложенное техническое решение обеспечивает достижение технического результата по улучшению сцепления ведущих колес большегрузного автомобиля при страгивании, равномерному, дозированному высыпание щебня или песка на поверхность дороги перед ведущими колесами, обеспечения удобства перевода устройства из нерабочего состояния в активное - рабочее и удобства управления дозатором.

Данный технический результат обеспечивают за счет устройства для противоскольжения колес транспортного средства, состоящего из бункера с верхним загрузочным окном, в нижней части которого расположена выгрузная деталь. Данное устройство отличается тем, что бункер размещен в дозаторе, который установлен на силовой раме автомобиля перед одним или несколькими ведущими колесами и снабжен нагревательным элементом, бункер имеет асимметричную форму, причем задняя стенка бункера расположена под углом со стороны ведущего колеса от верхней широкой части бункера дозатора к нижней суженной части бункера дозатора, в нижней части бункер снабжен направляющими элементами и в боковых стенках бункера дозатора закреплен вал с возможностью вращения вокруг продольной оси от вала привода, причем вал дозатора снабжен продольными пазами. В устройстве вал каждого дозатора может быть соединен с электроприводом, также вал дозатора с одной стороны соединен, например, посредством шпонки с валом редуктора электропривода. В устройстве управление работой вала дозатора осуществляют посредством блока управления, включающего, например, автономную аккумуляторную батарею. Дозатор устройства может быть неподвижно закреплен на силовой раме большегрузного автомобиля посредством силовой рамы с фланцами. Дозаторы устройства, например, устанавливают перед каждым ведущим колесом большегрузного автомобиля. Причем например, передняя и боковые стенки бункера дозатора расположены вертикально, загрузочное окно бункера закрыто съемной крышкой, направляющий элемент выполнен в виде тавра, а вал бункера дозатора снабжен четырьмя продольными пазами. В частности пазы вала дозатора бункера могут быть снабжены в верхней части галтелями для предотвращения застревания частиц песка или щебня.

Техническое решение проиллюстрировано чертежами.

На Фиг.1 - изображена функциональная схема работы дозатора

На Фиг.2 - изображено расположение дозатора на силовой раме автотранспорта

На Фиг.3 - изображен дозатор в сборе, аксонометрическая проекция

На Фиг.4 - изображено продольное сечение бункера с валом

На Фиг.5 - изображен вал с пазами, аксонометрическая проекция

Устройство состоит из бункера (1), с направляющими элементами (2) и крышкой (3), который крепится фланцами (4) силовой рамы дозатора (5) на силовой раме (6) автотранспорта. Бункер имеет заднюю стенку (7), которая расположена под углом со стороны ведущего колеса от верхней широкой части бункера дозатора к нижней суженной части бункера дозатора, в нижней части бункер снабжен направляющими элементами (2) и в боковых стенках (8) бункера дозатора закреплен вал (9) с возможностью вращения вокруг продольной оси от вала привода. С одной стороны вал (9) закрыт крышкой (10), а с другой стороны вал (9) соединен посредством шпоночного соединения (11) с валом электропривода. Дозатор (12) соединен через редуктор (13) с электродвигателем (14), причем у каждого дозатора имеется самостоятельный электропривод (см. Фиг.1). Внутри каждого дозатора размещен нагревательный элемент (15). Цепь электропривода и нагревательного элемента напрямую управляется с помощью блока управления (16), размещенного в кабине водителя. Питание на блок управления и на ветви электроприводов подается с автономной аккумуляторной батареи (17).

При этом вал (9) снабжен продольными пазами (18). Пазы выполнены соответственно размеру подсыпаемого щебня или песка. Так наиболее эффективно использовать сыпучий материал с размерами частиц от 8 до 20 мм в поперечнике. Тогда ширина паза рассчитывается равной 10 мм. Для того, чтобы не было застревания острых краев частиц в пазу, в верхней части пазов выполнены галтели. Ширина и количество пазов зависит также от необходимого объема подсыпки под колеса сыпучего материала. Наиболее целесообразным для большегрузных автомобилей является бункер с объемом 80-95 литров. В этом случае его габариты по ширине соответствуют габаритам колеса автотранспорта. Скошенная задняя стенка (7) и направляющий элемент (2), выполненный, например, в виде тавра, обеспечивают равномерную подсыпку песка или щебня или любого другого химического реагента под ведущее колесо. Для предотвращения залипания песка в бункере (1), в дозаторе размещен нагревательный элемент (15),

обеспечивающий требуемые сыпучие свойства подсыпаемого песка или щебня при его заданной влажности.

Устройство работает следующим образом. На раме (5) с фланцами (4) дозатор (12) жестко крепят к силовой раме (6) большегрузного автотранспорта. В соответствии с количеством ведущих колес автотранспорта, дозаторы размещают перед каждым из них. Каждый дозатор имеет свой электропривод, который соединен с блоком управления (16) и аккумуляторной батареей (17), питающей блок управления и электродвигатели (12), а также нагревательный элемент (15) каждого дозатора (12). После включения электродвигателя, через шпоночное соединение (11), вращательной движение от редуктора (13) передается на вал (9). При вращении вала (9), пазы (18) принудительно, находясь в верхнем положении, захватывают порцию сыпучего материала из бункера (1). При этом сыпучий материал под действием собственного веса заполняет весь объем паза. В нижнем положении паза, сыпучий материал высыпается перед ведущим колесом на полотно дороги, при этом равномерно распределяясь за счет его равномерного размещения в пазу, а также при высыпании, за счет направляющего элемента (2).

Таким образом, при страгивании, колеса большегрузного автотранспорта имеют повышенный коэффициент сцепления с полотном дороги при мерзлой и обледенелой почве. Данный эффект достигают только при страгивании автотранспорта, далее блок управления отключает электроприводы дозаторов и автомобиль осуществляет движение в штатном режиме. При этом достигается резкое, местное, эпизодическое увеличение коэффициента сцепления с полотном дороги на этапе страгивания и равномерное, дозированное высыпание щебня или песка на поверхность дороги перед ведущими колесами. Кроме того, обеспечивают удобство перевода устройства из нерабочего состояния в активное - рабочее и наоборот, без наличия отвлекающего фактора для водителя. Кроме того, обеспечено удобство управления дозатором, поскольку блок управления находится в кабине водителя.

1. Устройство для противоскольжения колес транспортного средства, состоящее из бункера с верхним загрузочным окном, в нижней части которого расположена выгрузная деталь, отличающееся тем, что бункер размещен в дозаторе, который установлен на силовой раме автомобиля перед одним или несколькими ведущими колесами и снабжен нагревательным элементом, а бункер имеет асимметричную форму, причем задняя стенка бункера расположена под углом со стороны ведущего колеса от верхней широкой части бункера дозатора к нижней суженной части бункера дозатора, в нижней части бункер снабжен направляющими элементами и в боковых стенках бункера дозатора закреплен вал с возможностью вращения вокруг продольной оси от вала привода, причем вал дозатора снабжен продольными пазами.

2. Устройство для противоскольжения по п.1, отличающееся тем, что вал каждого дозатора соединен с электроприводом.

3. Устройство для противоскольжения по п.2, отличающееся тем, что вал дозатора с одной стороны соединен посредством шпонки с валом редуктора электропривода.

4. Устройство для противоскольжения по п.1, отличающееся тем, что управление работой вала дозатора осуществляют посредством блока управления, включающего автономную аккумуляторную батарею.

5. Устройство для противоскольжения по п.1, отличающееся тем, что дозатор неподвижно закреплен на силовой раме большегрузного автомобиля посредством силовой рамы с фланцами.

6. Устройство для противоскольжения по п.1, отличающееся тем, что дозаторы устанавливают перед каждым ведущим колесом большегрузного автомобиля.

7. Устройство для противоскольжения по п.1, отличающееся тем, что передняя и боковые стенки бункера дозатора расположены вертикально.

8. Устройство для противоскольжения по п.1, отличающееся тем, что загрузочное окно бункера закрыто съемной крышкой.

9. Устройство для противоскольжения по п.1, отличающееся тем, что направляющий элемент выполнен в виде тавра.

10. Устройство для противоскольжения по п.1, отличающееся тем, что вал бункера дозатора снабжен четырьмя продольными пазами.

11. Устройство для противоскольжения по п.10, отличающееся тем, что пазы вала дозатора бункера снабжены в верхней части галтелями для предотвращения застревания частиц песка или щебня.



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к мебели из металла, предназначенной, предпочтительно, для гаражных комплексов и подземных паркингов, и может быть использована для безопасного хранения запасных автомобильных колес и шин

Изобретение относится к области военного дела, а более конкретно к мобильным огневым средствам, применяемым для поражения бронетанковой техники, военного транспорта и живой силы противника

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению, в частности к туковысевающим аппаратам
Наверх