Превентор плашечный сдвоенный ппс "гарант"

 

Полезная модель относится к оборудованию, предназначенному для герметизации устья нефтяных и газовых скважин при выполнении текущего или капитального ремонта скважин, а именно к конструкции превентора.

Корпус превентора выполнен двухступенчатым с верхним и нижним фланцами и имеет сквозной осевой канал для прохода спускаемых в скважину труб и две пары боковых каналов, попарно расположенные в верхней и нижней ступени корпуса. Каждый боковой канал закрыт боковой крышкой. В верхних боковых каналах расположены две плашки трубные для герметизации труб по наружному диаметру, а в нижних боковых каналах - две плашки глухие для перекрытия осевого канала корпуса при отсутствии труб в скважине. Каждая плашка перемещается посредством автономного винтового привода, установленного в соответствующей боковой крышке. Привод выполнен с двухступенчатым винтом с резьбой правосторонней навивки на одной из его ступеней, взаимодействующей с корпусом привода, и резьбой левосторонней навивки на другой ступени. В верхнем фланце выполнены боковые радиальные сквозные отверстия, в каждом из которых расположено средство фиксации герметизирующих вставок. На торцевой части верхнего фланца выполнены кольцевая канавка и примыкающий к ней со стороны осевого канала корпуса кольцевой буртик, служащие для размещения уплотнительного кольца. Для контроля положения подвижной плашки на концевой части двухступенчатого винта выполнены кольцевые канавки, расстояние между которыми коррелируется с ходом подвижной плашки из одного крайнего положения в другое.

Полезная модель позволяет повысить прочность конструкции превентора и надежность герметизации устья скважины в процессе ее ремонта, а также снизить веса превентора.

Полезная модель относится к оборудованию, предназначенному для герметизации устья нефтяных и газовых скважин с целью предотвращения газонефтеводопроявлений при выполнении текущего или капитального ремонта скважин, а также при проведении перфорационных, взрывных и других геофизических работ на скважине.

Известен превентор, содержащий двухступенчатый корпус с верхним и нижним фланцами, имеющий сквозной осевой канал, плашки трубные для герметизации труб, спускаемых в скважину через осевой канал в корпусе, плашки глухие для герметизации осевого канала при отсутствии труб в скважине и привод плашек (RU 39909 U1, 2004 г.). В превенторе не обеспечена достаточно надежная фиксация герметизирующих вставок, вследствие чего нет гарантии в надежной герметизации устья скважин.

Известен превентор, содержащий двухступенчатый корпус с верхним и нижним фланцами, имеющий сквозной осевой канал, плашки трубные с винтовым приводом для герметизации труб, спускаемых в скважину через осевой канал в корпусе, плашки глухие с винтовым приводом для герметизации осевого канала при отсутствии труб в скважине, две пары боковых крышек с крепежными элементами для монтажа плашек (RU 40380 U1, 2004 г.). В превенторе также не обеспечена достаточно надежная фиксация герметизирующих вставок, вследствие чего нет гарантии в надежной герметизации устья скважин.

Технический результат, который может быть достигнут при использовании заявляемой полезной модели, заключается в улучшении эксплуатационных качеств превентора за счет повышения надежности герметизации устья скважины в процессе ее ремонта с целью безопасного

ведения работ и предупреждения выбросов и открытых фонтанов, а также в повышении прочности конструкции превентора и срока его службы.

Для достижения указанного технического результата предлагается превентор, содержащий двухступенчатый корпус с верхним и нижним фланцами, имеющий сквозной осевой канал для прохода спускаемых в скважину труб, и выполненные в соответствующих ступенях корпуса две пары боковых каналов, расположенных противоположно друг другу в каждой паре, ориентированных перпендикулярно сквозному осевому каналу и закрытых боковыми крышками, и два плашечных затвора. Один из плашечных затворов содержит две оппозитно расположенные плашки трубные для герметизации труб по наружному диаметру, установленные в боковых каналах верхней ступени корпуса с возможностью перемещения в направлении, перпендикулярном осевому каналу корпуса, а другой - две оппозитно расположенные плашки глухие для перекрытия осевого канала корпуса при отсутствии труб в скважине, установленные в боковых каналах нижней ступени корпуса с возможностью перемещения в перпендикулярном осевому каналу корпуса в направлении из крайнего открытого положения в крайнее закрытое положение и наоборот. Каждая плашка оснащена герметичным автономным винтовым приводом, установленным в соответствующей боковой крышке и выполненным с расположенным в корпусе привода двухступенчатым винтом с резьбой правосторонней навивки на одной из его ступеней, взаимодействующей с корпусом привода, и резьбой левосторонней навивки на другой ступени, взаимодействующей с толкателем плашки, расположенным с возможностью перемещения в корпусе привода. Корпус снабжен грузозахватными элементами и выполнен цельнолитым с грузозахватными элементами из легированной стали. Сквозной осевой канал в корпусе выполнен весь либо цилиндрическим в обеих ступенях, либо в верхней ступени этот канал выполнен коническим, обращенным большим основанием конуса наружу, при этом при выполнении канала коническим в верхней ступени в верхнем фланце этой ступени выполнены, по меньшей мере, два боковых радиальных сквозных отверстия, каждое из которых предназначено для герметичного размещения средства фиксации

герметизирующих вставок, при этом рабочий хвостовик средства фиксации выполнен с продольной конической лыской. На торцевых частях верхнего и нижнего фланцев выполнены кольцевая канавка служащая для размещения уплотнительного кольца. Для контроля положения подвижной плашки на концевой части двухступенчатого винта, несущей резьбу правосторонней навивки, выполнены кольцевой выступ, торец которого служит ограничителем перемещения винта при закрытии плашек и кольцевые канавки, расстояние между которыми коррелируется с ходом подвижной плашки из одного крайнего положения в другое, при этом одна из кольцевых канавок примыкает к кольцевому выступу. Взаимодействующие и примыкающие друг к другу торцы боковых крышек верхних и нижних ступеней выполнены со сквозными цилиндрическими канавками, в сопряжении образующие отверстия для крепежных элементов. Корпус имеет полость для подвода теплоносителя. Полость для теплоносителя выполнена кольцевой.

Боковые радиальные сквозные отверстия расположены друг относительно друга под одинаковым углом. Каждый двухступенчатый винт имеет хвостовик для установки штурвала винтового привода.

Выполнение верхнего фланца, по меньшей мере, с двумя сквозными боковыми радиальными отверстиями, в каждом из которых размещено средство фиксации герметизирующей вставки, позволяет надежно фиксировать упомянутую вставку в превенторе и обезопасить тем самым процесс ремонта скважины, а выполнение рабочего хвостовика средства фиксации с лыской обеспечивает дополнительную присадку герметизирующей вставки в сквозном осевом канале. Наличие на торцевой части верхнего фланца кольцевой канавки и примыкающего к ней со стороны осевого канала корпуса кольцевого буртика, служащего для размещения уплотнительного кольца, создает при прохождении через превентор насосно-компрессорной трубы дополнительные условия для предупреждения выбросов и открытых фонтанов. Применение полости

для обогрева позволяет использовать данный превентор в климатических условиях с минусовой температурой.

Полезная модель поясняется чертежами, где: на фиг.1 изображен общий вид превентора в разобранном состоянии; на фиг.2 - превентор, вид спереди с частичным разрезом; на фиг.3 - превентор, вид сбоку с частичным разрезом; на фиг.4 - фрагмент превентора с установленной в нем герметизирующей вставкой; на фиг.5 - винтовой привод плашки.

Превентор, содержащий двухступенчатый корпус 1 с верхним фланцем 2 и нижним фланцем 3. Корпус 1 выполнен цельнолитым из легированной стали и имеет грузозахватные приспособления 31. В корпусе 1 выполнен сквозной осевой канал 4 для прохода спускаемых в скважину труб. Канал 4 может быть выполнен цилиндрическим по всей своей длине или, по меньшей мере, часть этого канала, расположенная в верхней части верхней ступени корпуса 1, может быть выполнена конической, при этом большее основание конуса обращено наружу. При коническом выполнении части сквозного осевого канала 4, в верхнем фланце 2 выполнены, по крайней мере, два боковых радиальных отверстия 24, каждое из которых предназначено для размещения средства 25 фиксации герметизирующих вставок 26.

В верхней ступени 5 корпуса 1 имеются две пары боковых каналов 6, расположенных противоположно друг другу. В нижней ступени 7 корпуса 1 также имеются две пары боковых каналов 8, которые расположенных противоположно друг другу. Каналы 6 и 8 ориентированы перпендикулярно сквозному осевому каналу 4. Каналы 6 закрыты боковыми крышками 9 и каналы 8 закрыты боковыми крышками 10. Боковые крышки 9, 10 примыкают друг к другу внутренними торцами 32, 33, на которых выполнены сквозные цилиндрические канавки 36, 35, которые в сопряжении образуют отверстия для крепежных элементов.

Превентор содержит также два плашечных затвора. Один из затворов состоит из двух оппозитно расположенных плашек трубных 11, которые предназначены для обеспечения герметизации труб по

наружному диаметру. Плашки трубные 11 установлены в боковых каналах 6 верхней ступени 5 корпуса 1 с возможностью перемещения в направлении, перпендикулярном осевому каналу 4 корпуса 1. Второй плашечный затвор состоит из двух оппозитно расположенных плашек глухих 12, которые служат для перекрытия осевого канала 4 корпуса 1 при отсутствии труб в скважине. Плашки глухие 12 установлены в боковых каналах 8 нижней ступени 7 корпуса 1 с возможностью перемещения в перпендикулярном осевому каналу 4 корпуса 1 направлении из крайнего открытого положения в крайнее закрытое положение и наоборот.

Каждая плашка (11, 12) имеет автономный винтовой привод 13, который установлен в соответствующей боковой крышке (9, 10).

Винтовой привод 13 содержит расположенный в корпусе 14 этого привода двухступенчатый винт 15. Двухступенчатый винт 15 имеет участок 16 с резьбой правосторонней навивки на одной из его ступеней, взаимодействующей с корпусом 14, и участок 17 с резьбой левосторонней навивки на другой его ступени, взаимодействующей с толкателем 18 соответствующей плашки.

На концевой части двухступенчатого винта 15, несущей резьбу правосторонней навивки (участок 16), выполнены кольцевые канавки 19 и 20. Благодаря канавкам 19 и 20 можно проконтролировать положение каждой плашки внутри корпуса 1. Расстояние между канавками 19 и 20 коррелируется с ходом подвижной плашки из одного крайнего положения в другое. Каждый двухступенчатый винт 15 имеет хвостовик 21 для установки штурвала 22 винтового привода. Ограничителем для штурвала 22 является торец кольцевого выступа 23, примыкающего к кольцевой канавке 19. Другой торец выступа 23 служит ограничителем перемещения винта при закрытии плашек.

Верхний фланец 2 имеет сквозные боковые радиальные отверстия 24. Минимальное количество отверстий 24 равно двум, однако, возможно использование и большего количества таких отверстий. Каждое отверстие 24 предназначено для герметичной установки в нем средства фиксации 25

герметизирующей вставки 26. Рабочий хвостовик 32 средства фиксации 25 выполнен с продольной конической лыской 33, которая при взаимодействии с конической поверхностью 34 герметизирующей вставки 26плотно дополнительно присаживает ее в осевом канале, что повышает герметичность. Отверстия 24 могут быть расположены как под одинаковым углом друг относительно друга, так и под разными углами.

На торцевой части 27 фланцев 2, 3 выполнены кольцевая канавка 28 и служащая для размещения уплотнительного кольца 30.

В корпусе 1 дополнительно имеется полость для подвода теплоносителя через крышку со штуцером. Полость для теплоносителя выполнена кольцевой. Вывод теплоносителя осуществляется через крышку с другой стороны корпуса.

При использовании превентора его нижний фланец 3 устанавливают на верхнем фланце арматуры устья скважины и скрепляют с ним. При наличии труб в скважине задействуют винтовые приводы плашек трубных 11 путем вращения соответствующих штурвалов. При этом плашки перемещаются в корпусе 1 независимо одна от другой в сторону осевого канала 4 корпуса. В результате встречного движения плашки 11 доходят до поверхности герметизируемых труб и плотно обжимают их. При отсутствии труб в скважине задействуют винтовые приводы плашек глухих 12 путем вращения штурвалов винтовых приводов. В результате плашки 12 перемещаются в корпусе 1 независимо одна от другой в сторону осевого канала 4 корпуса и в своем крайнем закрытом положении сходятся в центре корпуса и перекрывают полость скважины.

1. Превентор, содержащий двухступенчатый корпус с верхним и нижним фланцами, имеющий сквозной осевой канал для прохода спускаемых в скважину труб, и выполненные в соответствующих ступенях корпуса две пары боковых каналов, расположенных противоположно друг другу в каждой паре, ориентированных перпендикулярно сквозному осевому каналу и закрытых боковыми крышками, два плашечных затвора, один из которых содержит две оппозитно расположенные плашки трубные для герметизации труб по наружному диаметру, установленные в боковых каналах верхней ступени корпуса с возможностью перемещения в направлении, перпендикулярном осевому каналу корпуса, а другой - две оппозитно расположенные плашки глухие для перекрытия осевого канала корпуса при отсутствии труб в скважине, установленные в боковых каналах нижней ступени корпуса с возможностью перемещения в перпендикулярном осевому каналу корпуса в направлении из крайнего открытого положения в крайнее закрытое положение и наоборот, и по одному автономному винтовому приводу для каждой плашки, установленному в соответствующей боковой крышке и выполненному с расположенным в корпусе привода двухступенчатым винтом с резьбой правосторонней навивки на одной из его ступеней, взаимодействующей с корпусом привода, и резьбой левосторонней навивки на другой ступени, взаимодействующей с толкателем плашки, расположенным с возможностью перемещения в корпусе привода, отличающийся тем, что корпус снабжен грузозахватными элементами и выполнен цельнолитым с грузозахватными элементами из легированной стали, а сквозной осевой канал в корпусе выполнен либо весь цилиндрическим в обеих ступенях, либо в верхней ступени выше боковых каналов этой ступени этот канал выполнен коническим, обращенным большим основанием конуса наружу, при этом при выполнении осевого канала коническим в верхней ступени в верхнем фланце этой ступени выполнены, по меньшей мере, два боковых радиальных сквозных отверстия, каждое из которых предназначено для герметичного размещения средства фиксации герметизирующих вставок, при этом рабочий хвостовик средства фиксации выполнен с продольной конической лыской, а на торцевых частях верхнего и нижнего фланцев выполнена кольцевая канавка, служащая для размещения уплотнительного кольца.

2. Превентор по п.1, отличающийся тем, что винтовой привод герметично установлен и выполнен с расположенным в корпусе привода двухступенчатым винтом с резьбой правосторонней навивки на одной из его ступеней, взаимодействующей с корпусом привода, и резьбой левосторонней навивки на другой ступени, взаимодействующей с толкателем плашки, расположенным с возможностью перемещения в корпусе, при этом для контроля положения подвижной плашки на концевой части двухступенчатого винта, несущей резьбу правосторонней навивки, выполнены кольцевой выступ, торец которого служит ограничителем перемещения винта при закрытии плашек, и кольцевые канавки, расстояние между которыми коррелируется с ходом подвижной плашки из одного крайнего положения в другое, при этом одна из кольцевых канавок примыкает к кольцевому выступу, причем взаимодействующие и примыкающие друг к другу торцы боковых крышек верхних и нижних ступеней выполнены со сквозными цилиндрическими канавками, в сопряжении образующие отверстия для крепежных элементов.

3. Превентор по п.1, отличающийся тем, что его корпус имеет полость для подвода теплоносителя.

4. Привентор по п.2, отличающийся тем, что полость теплоносителя выполнена кольцевой.

5. Превентор по п.1, отличающийся тем, что боковые радиальные сквозные отверстия расположены друг относительно друга под одинаковым углом.

6. Превентор по п.1, отличающийся тем, что каждый двухступенчатый винт имеет хвостовик для установки штурвала винтового привода.



 

Наверх