Шумопоглощающий брызговик моторного отсека транспортного средства

 

Полезная модель относится к конструктивным элементам кузовов, преимущественно легковых автомобилей и предназначена для защиты пространства моторного отсека от попадания воды, грязи, снега, твердых частиц (камней) в процессе их эксплуатации. Задача полезной модели - снижение шума транспортного средства. Полезная модель содержит тонколистовую с развитой поверхностью металлическую или пластмассовую деталь в виде защитной несущей оболочки, состоящей из одной или нескольких отдельно смонтированных составных частей, имеющих горизонтальные и боковые поверхности, закрепленной фланцами с помощью съемных крепежных элементов на силовых элементах каркаса или панелях кузова, деталях ходовой части, снабженной многослойной, самоклеящейся звукопоглощающей футеровкой, состоящей из одной монолитной или нескольких отдельных автономных плосколистовых звукопоглощающих панелей, которые смонтированы на внутренней поверхности несущей защитной оболочки, при этом звукопоглощающая футеровка, как минимум, содержит внешний защитный слой звукопрозрачной пленки, слой пористого звукопоглощающего материала и монтажный адгезионный клеевой слой. Отличительной особенностью является:

- суммарный периметр внешних контуров всего комплекта автономных плосколистовых звукопоглощающих панелей превышает периметр условной квадратной монолитной плосколистовой панели той же лицевой площади - не менее чем в 3 раза;

- несущая оболочка шумопоглощающего брызговика может быть выполнена составной, в виде отдельных сборных модулей;

- площадь лицевой поверхности футерующей плосколистовой звукопоглощающей панели (или суммарная лицевая площадь автономных плосколистовых звукопоглощающих панелей) должна составлять не меньше 0,25 м2;

- общее количество автономных плосколистовых звукопоглощающих панелей в составе шумопоглощающего брызговика в сборе должно составлять не менее 4-х;

- плосколистовые звукопоглощающие панели могут устанавливаться на горизонтальной и боковых поверхностях несущей оболочки шумопоглощающего брызговика;

- на плосколистовой звукопоглощающей панели может содержаться лабиринтный вырез, образующий воздушный зазор, ширина которого не меньшие толщины плосколистовой панели;

- автономные плосколистовые звукопоглощающие панели, выполненные в виде прямоугольных пластинчатых элементов, располагаются продольно (параллельно) относительно продольной оси автомобиля, с образованием воздушных зазоров между противолежащими торцами близлежащих плосколистовых звукопоглощающих панелей не меньших чем толщины панели;

- при применении автономных плосколистовых панелей различной толщины в составе шумопоглощающего брызговика в сборе, величина воздушного зазора между противолежащими торцами принимается из условия b>hт, где hт - толщина более «тонкой» панели. Полезная модель позволяет существенно увеличить эффект уменьшения уровней шума в моторном отсеке транспортного средства, и шума транспортного средства в целом при возможном одновременном уменьшении площади лицевой поверхности и веса примененной плосколистовой звукопоглощающей панели футерующей изнутри поверхность несущего элемента брызговика, и как следствие - удешевление конструкции шумопоглощающего брызговика моторного отсека.

Полезная модель относится к конструктивным элементам кузовов, преимущественно легковых автомобилей и предназначена для защиты пространства моторного отсека от попадания воды, грязи, снега, твердых частиц (камней) в процессе их эксплуатации.

Вибрирующие стенки корпусных деталей двигателя внутреннего сгорания (далее ДВС), такие как блок и головка цилиндров, масляный поддон, клапанная крышка головки блока, кожух ограждения привода вспомогательных агрегатов и другие вибрирующие жесткие структуры ДВС транспортного средства, сосредоточенные в пространстве моторного отсека - как источники структурного шума, а так же источники аэродинамического шума, такие как открытый (свободный) воздухозаборный срез патрубка воздухоочистителя, крыльчатка вентилятора системы охлаждения, крыльчатка генератора и т.п., формируют в частично замкнутом пространстве моторного отсека диффузное звуковое поле высокой концентрации звуковой энергии в нем. Поток звуковой энергии в этом частично замкнутом пространстве моторного отсека многократно отражаясь от поверхностей капота, щитка передка, брызговиков колес и брызговиков силового агрегата, в первую очередь излучается в окружающую среду через открытые проемы нижней части моторного отсека. Некоторая часть звуковой энергии из моторного отсека передается распространяясь через многослойную структуру щитка передка в замкнутое пространство салона (кабину) транспортного средства, а некоторая - частично поглощается звукопоглощающей футеровкой, смонтированной со стороны пространства моторного отсека на внутренней поверхности панелей капота и/или щитка передка (если такая имеется). Ввиду того, что нижняя часть ДВС, как правило, является наиболее шумоактивной (в первую очередь имеются ввиду такие интенсивные излучатели структурного шума ДВС как блок-картер и масляный поддон), а отражаемые от поверхностей капота, щитка передка, брызговиков колес и брызговиков моторного отсека звуковые волны очень слабо поглощаются жесткими звукоотражающими поверхностями этих деталей моторного отсека и, в конечном итоге, излучаются свободно наружу в окружающую среду через открытые

вентиляционные проемы практически без ослабления, то очень важно непосредственно или вблизи этих зон открытых вентиляционных проемов, образуемых поверхностями брызговиков моторного отсека и корпусом ДВС (блок-картером и масляным поддоном), установить эффективные звукопоглощающие панели (звукопоглощающую футеровку), которые позволят в существенной степени поглотить эту звуковую энергию, не только за счет расширения площади активной поверхности звукопоглощения в моторном отсеке, дополнительно, например, к штатным звукопоглощающим панелям (обивкам) капота и щитка передка, но и располагаясь в зоне непосредственно примыкающей к излучающим отверстиям (открытым проемам), более эффективно ослабить это звуковое излучение, уменьшить возможность образования собственных повысотных стоячих звуковых волн, которые могут образовываться по высоте воздушного столба, заключенного между поверхностями капота и брызговиков моторного отсека и резонансно усиливающих шумовое излучение транспортного средства в целом.

Известны многочисленные технические устройства снижения шума транспортных средств, предусматривающие применение шумопоглощающих и/или шумоизолирующих экранных элементов в пространстве моторного отсека транспортного средства (далее соответственно - шумопоглощающий брызговик и шумоизолирующий брызговик принцип действия которых, основан преимущественно на процессах поглощения или поглощения и отражения звуковых волн). В последнем случае, когда эффект снижения шума обусловлен преимущественно процессом поглощения и отражения звуковых волн брызговик носит название шумоизолирующий.

В патенте Франции N2387822, кл. В 60 R 13/08, публ. 17.11.78, описан шумопоглощающий брызговик, предназначенный для установки в нижней части моторного отсека транспортного средства, который представляет собой панель из пористого материала, имеющую ребра жесткости. По периметру звукопоглощающей панели выполнены отверстия для ее крепления к раме транспортного средства. Преимущественно указанный шумопоглощающий брызговик изготавливается из звукопоглощающего материала типа натурального или синтетического войлока с покрытием, предотвращающим его абразивный износ при движении транспортного средства в процессе его эксплуатации. Открытые поры материала звукопоглощающей панели пропускают воздух, но не пропускают воду и масло. В задней части шумопоглощающего брызговика предусмотрено отверстие

для прохода охлаждающего потока воздуха, нагнетаемого вентилятором ДВС в пространство моторного отсека.

В патентной заявке ФРГ N2534421 (фирма Daimler-Benz AG), класс В 60 К 5/12, публ. 10.02.77, представлена конструкция шумоизолирующего брызговика состоящего из шумоизоляционных резиновых матов. Шумоизоляционные резиновые маты крепятся с одной стороны к ДВС, а с другой - к конструктивным элементам рамы транспортного средства и переднего моста. В продольном направлении зоны расположения шумоизоляционных резиновых матов выходят за пределы внешнего контура корпуса ДВС и перекрывают подкапотное пространство впереди в зоне расположения вентилятора и радиатора, а сзади - перекрывают подкапотное пространство в зонах расположения картера сцепления и коробки передач. Крепление резиновых шумоизоляционных матов к агрегатам и другим конструктивным элементам моторного отсека транспортного средства осуществляется с помощью накладок винтами. Шумоизоляционные резиновые маты, являясь звукоотражающими элементами для звуковых волн, при этом, не перекрывают (оставляют открытым) масляный поддон ДВС, что способствует улучшению условий охлаждения масла в системе смазки ДВС и не ухудшает эксплуатационных характеристик транспортного средства.

В патенте ФРГ №19961169 (фирма Volkswagen AG) класс В 60 R 13/08, публ. 21.06.2001, описывается конструкция шумоизолирующего брызговика моторного отсека транспортного средства в виде локальных конструкций отдельных шумоизолирующих кожухов, устанавливаемых на различные наиболее шумоактивные приводные агрегаты (ДВС, коробки передач и т.д.).

В патенте Англии №2289748 (фирма Parstorp Components Limited) класс В 60 R 13/06, публ. 29.11.95, описывается конструкция шумопоглощающего брызговика моторного отсека транспортного средства. Описываемый шумопоглощающий брызговик включает, по крайней мере, один структурный несущий элемент, интегрированный в структуру звукопоглощающего вспененного материала. Звукопоглощающий вспененный материал может быть спрофилирован на несущем структурном элементе с заданной геометрической формой или уложен слоями. Несущий структурный элемент может представлять собой стальную сетку, расширяющееся металлическое покрытие, пластину из волокнистого материала, структурной пены высокой плотности, полиэтилена, полипропилена или нейлона. Звукопоглощающий вспененный материал может иметь защитный внешний слой, включающий слой нейлона, сетку из нейлона, полиуретана, полиэтилена. Защитный

слой может быть заполнен сульфатом бария. Вспененный звукопоглощающий слой может заполняться упругим полимером, при этом, при расширении, он образует на поверхности вспененного слоя упругую защитную пленку.

В патентной заявке Англии №19534972 (фирма Scania CV АВ) класс В 60 R 13/08, публ. 20.03.97, описывается шумопоглощающий брызговик моторного отсека транспортного средства. Шумопоглощающий брызговик закрепляется к элементам моторного отсека кузова через горизонтальный фланец и крепежные перемычки. При этом, имеются один или несколько упругих виброизолирующих элементов крепления, которые устанавливаются на элементах крепления, исключающих (ослабляющих) жесткое вибровозбуждение шумопоглощающего брызговика.

В патенте Германии №10245903 (фирма Volkswagen AG) класс В 60 R 13/08, публ. 01.04.2004, описывается шумопоглощающий брызговик моторного отсека транспортного средства, выполняющий как функцию звукопоглощения, так и дополнительную функцию элемента пассивной безопасности. Шумопоглощающий брызговик монтируется на транспортном средстве с возможностью обеспечения преднамеренного смещения элемента при наезде на пешехода.

В патенте Германии №3242604 (фирма Daimler-Benz AG) класс В 62 D 25/20, публ. 24.05.84, описывается шумоизолирующий брызговик моторного отсека транспортного средства. Шумоизолирующий брызговик состоит из несущего жесткого звукоотражающего слоя и внутреннего слоя пористого звукопоглощающего материала и устанавливается сбоку блок-картера ДВС, как одного из наиболее интенсивных излучателей шумовой энергии ДВС, тем самым, формируя шумопоглощающую капсулу ДВС. Крепление шумоизолирующего брызговика к кузову транспортного средства производится с помощью отдельных виброизолирующих элементов, уменьшающих передачу колебательной энергии на шумоизолирующий брызговик, для предотвращения его превращения в интенсивный вторичный источник излучения звука.

В качестве прототипа было принято техническое решение описываемое в свидетельстве РФ на полезную модель №5970 (ОАО «АВТОВАЗ») класс В 60 D 25/16, В 60 R 13/08 «Шумодемпфирующий брызговик отсека силового агрегата транспортного средства» в котором описывается шумопоглощающий брызговик моторного отсека транспортного средства. Шумопоглощающий брызговик состоит из тонколистовой, штампованной, с развитой поверхностью металлической детали, закрепленной фланцами, с помощью крепежных элементов, на силовых

элементах силового каркаса кузова, на которую установлена самоклеящаяся шумовибродемпфирующая многослойная футеровка, содержащая защитный звукопрозрачный слой, слой мягкого звукопоглощающего материала, слой тяжелого, вязкого вибродемпфирующего материала и монтажный адгезионный слой липкого материала.

Указанные выше известные технические решения, а так же техническое решение принятое за прототип предусматривают применение монолитных пористых звукопоглощающих футеровок, состоящих из плоских и/или объемных или цельноформованных, сложной пространственной геометрической формы, панелей, монтируемых к несущим жестким стенкам корпусных деталей силового агрегата или штатным панелям моторного отсека кузова транспортного средства механическими крепежными элементами, липким клеевым слоем и/или термоад-гезивным соединением встречных сопрягаемых поверхностей указанных деталей и пористого слоя футеровки (или комбинацией указанных выше сопряжении).

Недостатком приведенных выше известных технических решений является их относительно невысокая звукопоглощающая способность, и соответственно, низкий шумопонижающий эффект для транспортного средства в целом, ввиду применения весьма ограниченных площадей поверхностей поглощения звуковой энергии используемой малогабаритной звукопоглощающей футеровки, лимитируемых ограниченным свободным пространством моторного отсека при стесненной компоновке в нем агрегатов и систем транспортного средства (ДВС, трансмиссионных агрегатов, узлов ходовой части и пр.) и/или существенное загромождение свободного пространства моторного отсека экранными элементами шумоизолирующего типа (типа герметичных кожухов и акустических капсул), затрудняющих эффективную вентиляцию пространства моторного отсека и снижающих эффективность охлаждения термонагруженных поверхностей корпусов агрегатов и систем.

Решение технической задачи по заявляемому решению предусматривает существенное увеличение эффекта уменьшения уровней шума в моторном отсеке транспортного средства и излучаемого шума транспортным средством в целом, при возможном одновременном некотором (при необходимости) уменьшении площади поверхности и веса примененной звукопоглощающей панели футерующей изнутри поверхность несущего элемента брызговика моторного отсека, и как следствие - удешевления конструкции шумопоглощающего брызговика моторного отсека за счет придания монолитной футерующей звукопоглощающей

панели шумопоглощающего брызговика определенной геометрической формы и/или дробления ее на определенное количество отдельных автономных (установленных с заданными воздушными зазорами между близлежащими торцами) звукопоглощающих панелей, обеспечивая в целом увеличенный суммарный периметр внешних свободных контуров панели (панелей), реализующий повышенный шумопонижающий эффект на транспортном средстве (легковом автомобиле).

Решение технической задачи заключается в том, что предлагаемая конструкция шумопоглощающего брызговика моторного отсека описанного выше типа, отличается тем, что его внутренняя звукопоглощающая футеровка выполнена в виде плосколистовой монолитной звукопоглощающей панели или комплекта нескольких отдельных автономных плосколистовых звукопоглощающих панелей, выполненных из аналогичных (или близких по структуре к ним) звукопоглощающих материалов, таким образом, что их суммарный периметр (суммарная длина внешних контуров) превышает периметр условного квадрата принятого за базу сравнения (условной панели квадратной формы) той же лицевой площади поверхности, не менее чем в 3 раза. При этом, имеется в виду, что плосколистовая панель - это панель, вырубленная (вырезанная) из плоского листа пористого звукопоглощающего материала, ширина «а» которой по крайней мере превышает толщину «h», т.е. a>h. В вариантах исполнения звукопоглощающей футеровки в виде комплекта из нескольких отдельных автономных звукопоглощающих панелей они располагаются таким образом, чтобы их близлежащие торцы (между соседними панелями) образовывали воздушный зазор величина которого была бы по крайней мере не меньше толщины панели. При применении разнотолщинных плосколистовых звукопоглощающих панелей величина зазора принимается равной либо превышающей толщину менее толстой панели.

Достижение заявляемого эффективного по звукопоглощению соотношения периметров внешних контуров звукопоглощающей футеровки обеспечивается конструктивным путем, как ее дроблением на отдельные автономные плосколистовые звукопоглощающие панели, так и приданием монолитной плосколистовой звукопоглощающей панели лабиринтных углублений (вырезов) и/или выпукло-вогнутых контуров увеличивающих ее периметр внешнего контура до заданного соотношения с сопоставляемой условной квадратной панелью той же площади (3 раза).

Благодаря такой конструктивной особенности шумопоглощающего брызговика моторного отсека, как показали экспериментальные исследования опытных образцов, достигается существенное увеличение звукопоглощающих свойств внутренней футеровки пористым звукопоглощающим материалом плосколистовых звукопоглощающих панелей шумопоглощающего брызговика моторного отсека без дополнительного увеличения площади лицевой поверхности звукопоглощающей панели или же сохранение заданного эффекта звукопоглощения, равного звукопоглощению квадратной плосколистовой звукопоглощающей панели большей лицевой площади поверхности при применении плосколистовой звукопоглощающей панели (панелей) меньшей лицевой площади поверхности, но большего суммарного периметра (большей общей длины внешнего контура панели).

Шумопоглощающий брызговик моторного отсека может представлять собой штатную (уже имеющуюся в составе моторного отсека транспортного средства) штампованную тонколистовую с развитой поверхностью металлическую или пластмассовую деталь в виде защитной несущей оболочки, имеющей горизонтальные (поз.1, фиг.1, 2, 3, 4) и боковые (поз.2, фиг.1, 3, 4) (вертикальные и наклонные) поверхности, состоящей из одной или нескольких, например, из трех отдельно смонтированных частей (модулей). Несущая оболочка шумопоглощающего брызговика моторного отсека закрепляется фланцами (поз.3, фиг.1, 2) с помощью съемных крепежных элементов типа болтовых соединений (поз.4, фиг.1, 2) на силовых элементах каркаса или панелях кузова, деталях ходовой части, снабжается многослойной, самоклеящейся звукопоглощающей футеровкой (поз.5, фиг.1, 2, 3, 4), состоящей из нескольких (например из четырех) плосколистовых звукопоглощающих панелей, которые своим липким клеевым покрытием, с высокой адгезией, монтируются на внутренних горизонтальных (поз.1, фиг.1, 2, 3, 4) и боковых (поз.2, фиг.1, 3, 4) (вертикальных и наклонных) поверхностях тонколистовой несущей оболочки шумопоглощающего брызговика. При этом, звукопоглощающая футеровка (поз.5, фиг.1, 2, 3, 4), как минимум, содержит тонкий защитный слой звукопрозрачной пленки (поз.7, фиг.5), слой пористого (вспененного, волокнистого) звукопоглощающего материала (поз.8, фиг.5) и монтажный адгезионный (липкий, клеевой) слой (поз.9, фиг.5). Использование штатной конструкции брызговика моторного отсека, превращением его в шумопоглощающий брызговик является экономически целесообразным, т.к. используется уже имеющаяся в составе транспортного средства конструкция, выполняющая

другие функции в качестве несущего и защитного элемента, для последующего дополнительного монтажа и использования на нем многослойной звукопоглощающей футеровки и сообщением, таким образом, брызговику шумопоглощающих функций для транспортного средства.

Так как заявляемая конструкция шумопоглощающего брызговика моторного отсека устанавливается снизу под масляный поддон ДВС, важно учесть, что при протекании рабочих процессов в ДВС, в пространство моторного отсека происходит интенсивное выделение тепловой энергии и в связи с этим необходимо обеспечить заданный теплосъем с термонагруженных деталей и, в особенности с поверхности термонагруженных стенок масляного поддона ДВС. Охлаждение стенок масляного поддона ДВС транспортного средства происходит при обдуве их набегающим потоком воздуха и вследствие работы вентиляторной установки системы охлаждения ДВС. Для этой цели предусмотрены открытые вентиляционные проемы (поз.6, фиг.1, 2), выполненные таким образом, чтобы встречный поток набегающего воздуха направлялся непосредственно на поверхности масляного поддона, что обеспечивает эффективный теплосъем и охлаждение масла ДВС. Для уменьшения аэродинамического сопротивления движущегося транспортного средства набегающим потоком воздуха в определенной степени ухудшающего экономичные показатели движения (увеличивающего расход топлива) и увеличивающего аэродинамический шум, тонколистовой структуре несущей оболочки шумопоглощающего брызговика придается геометрическая форма по возможности близкая к плоской. В представленной конструкции брызговика установка плосколистовых звукопоглощающих панелей предусмотрена на горизонтальные (поз.1, фиг.1, 2, 3, 4) и боковые (поз.2, фиг.1, 2, 3, 4) вертикальные и наклонные внутренние поверхности, не закрывая при этом открытые вентиляционные проемы и существенно не загромождая свободное пространство моторного отсека. Представленная конструкция обеспечивает требуемую вентилируемость пространства моторного отсека и эффективный теплосъем с термонагруженных стенок масляного поддона. Следует учесть также, что гладкая поверхность звукопрозрачной защитной пленки (поз.7, фиг.5) звукопоглощающей футеровки (поз.4, фиг.1, 2, 3, 4) и параллельное расположение плосколистовых звукопоглощающих панелей футеровки (поз.5, фиг.1, 2, 3, 4) относительно продольной оси автомобиля так же способствуют снижению аэродинамического сопротивления транспортного средства (автомобиля) для набегающего потока воздуха по внутреннему пространству моторного отсека.

При работе автомобиля вибрирующие стенки корпусных деталей ДВС (блок и головка цилиндров, масляный поддон, клапанная крышка головки блока, кожух ограждения привода вспомогательных агрегатов), другие вибрирующие жесткие структуры ДВС транспортного средства, сосредоточенные в пространстве моторного отсека, а так же (свободный) воздухозаборный срез патрубка воздухоочистителя, крыльчатка вентилятора системы охлаждения, крыльчатка генератора формируют в частично замкнутом пространстве моторного отсека диффузное звуковое поле высокой концентрации звуковой энергии в нем. Часть звуковой энергии, сформированной в пространстве моторного отсека, передается в салон автомобиля проходя через звукопоглощающую футеровку, смонтированную на внутренней поверхности панелей щитка передка, металлическую структуру щитка передка, а так же передается в окружающую среду, в первую очередь - через открытые вентиляционные проемы брызговика моторного отсека. При этом, многократно отражаясь от поверхностей стенок моторного отсека, стенок корпусных деталей ДВС и агрегатов ходовой части, звуковые волны падают при своем распространении на звукопоглощающие футеровки, смонтированные на внутренних поверхностях капота, брызговика моторного отсека и брызговика арок передних колес (если такие имеются в составе комплектации транспортного средства). При падении звуковых волн на звукопоглощающую футеровку, выполненную в виде монолитной или отдельных автономных плосколистовых звукопоглощающих панелей, шумопоглощающего брызговика существенная часть звуковой энергии поглощается в пористой структуре звукопоглощающего материала панели (панелей) со стороны их лицевой поверхности, а так же эффективно поглощается пористыми торцами плосколистовой звукопоглощающей панели (панелей). При этом увеличенная площадь звукопоглощения из-за включения площадей торцев плосколистовых звукопоглощающих панелей увеличивает в целом суммарную эффективность поглощения звуковой энергии. При процессах поглощения звуковая энергия переходит в тепловую, в то же время - не поглощенная часть звуковой энергии проходит через свободные проемы вентиляционных отверстий и несущую оболочку шумопоглощающего брызговика и передается в ослабленном виде в окружающую среду, а часть отражается обратно в пространство моторного отсека, где подвергается дальнейшим процессам поглощения. Таким образом, происходит многократное отражение и поглощение звуковой энергии, генерируемой агрегатами и системами скомпонованными в пространстве моторного отсека транспортного средства, шумопоглощающим брызговиком.

Если исходить из известного факта, что при заданной величине площади поверхности плоской фигуры минимальным периметром внешнего контура обладает круг, то плоская фигура типа квадрат той же площади поверхности имеет периметр на 12,8% больше, т.е. Рквкр =1,128, где Ркв - периметр квадрата, а Ркр - периметр круга. Ввиду того, что звукопоглощающие панели, используемые в технических устройствах уменьшения шума машин и механизмов (в том числе и в моторных отсеках автомобилей), как правило, имеют геометрическую форму близкую к форме прямоугольника, то с учетом того, что минимальным периметром в семействе прямоугольников занимает квадрат, примем периметр такого условного квадрата за базовый (опорный), с которым будем сопоставлять периметры прямоугольников (прямоугольных плосколистовых панелей) с различным соотношением длин смежных сторон. Так, в частности, если принять во внимание, что длина стороны квадрата равна «а», то его периметр составит «4а». Периметр прямоугольника той же площади поверхности с соотношением смежных сторон «2а» и «0,5а» будет соотноситься к периметру квадрата как 1:1,25 (Рпркв =1,25). Соответственно, суммарный периметр 8 прямоугольных плосколистовых панелей с соотношением сторон «0,5а» и «0,25а» по отношению к периметру квадрата той же лицевой площади поверхности будет соотноситься как 1:3 (Рпркв=3), а например, периметр прямоугольника с соотношением сторон «8а» и «0,125а» - как 1:4, 062 (Рпр кв=4,062) и т.д. Соответственно, представляет интерес сопоставление эффективностей звукопоглощения пористыми плосколистовыми панелями одной и той же лицевой площади поверхности, выполненных из аналогичных звукопоглощающих плосколистовых материалов, но имеющих отличную геометрическую форму с различной величиной периметров свободных внешних контуров. В частности, как показали сравнительные экспериментальные оценки и последующий анализ по определению реверберационных коэффициентов звукопоглощения 8-ми плосколистовых звукопоглощающих панелей, выполненных из аналогичных плосколистовых звукопоглощающих материалов толщиной 25 мм. и площадью 1 м2, имеющих форму прямоугольника (0,5 м×0,25 м), при той же лицевой площади поверхности как у монолитной квадратной (1 м 2), позволило увеличить величину реверберационного коэффициента звукопоглощения в исследуемом диапазоне частот 500...8000 Гц на величину 0,20...0,40, т.е. 20...40%.

В качестве периметра внешних контуров геометрической фигуры сопоставляемой с опорным периметром монолитной панели условного квадрата той

же площади поверхности подразумевается как периметр монолитной плосколистовой звукопоглощающей панели любой геометрической формы (например, с лабиринтными вырезами заданной ширины или криволинейными контурами), так и суммарный периметр нескольких автономных (зазорно смонтированных) плосколистовых звукопоглощающих панелей, футерующих внутреннюю поверхность несущей оболочки шумопоглощающего брызговика.

Исходя из площади лицевой поверхности плосколистовой панели Sп, имеющей произвольную геометрическую форму, и приведение ее к равновеликой площади условного квадрата Sк(Sп=S к), размер стороны такого квадрата а определиться как

Тогда периметр условного квадрата Р к будет равен

Соответственно, на базе полученных экспериментальных данных, и выполненного анализа, выявивших целесообразность увеличения периметра плосколистовой звукопоглощающей панели (суммарного периметра отдельных автономных звукопоглощающих плосколистовых панелей) в 3 раза для получения существенного (на 20...40%) увеличения реверберационного коэффициента звукопоглощения, имеем

где Рпэ - эффективный (для 20...40% повышения эффекта звукопоглощения) периметр плосколистовой звукопоглощающей панели произвольной геометрической формы.

Таким образом, конструктивными отличительными особенностями заявляемой конструкции шумопоглощающего брызговика являются:

- суммарный периметр внешних контуров всего комплекта автономных плосколистовых звукопоглощающих панелей, из которых составлена шумопоглощающая футеровка, превышает периметр условной квадратной монолитной плосколистовой панели той же лицевой площади - не менее чем в 3 раза, при этом величина воздушных зазоров (b) между противолежащими торцами близлежащих плосколистовых звукопоглощающих панелей не меньше толщины панели (h);

- несущая оболочка шумопоглощающего брызговика может быть выполнена составной, в виде отдельных сборных модулей, имеющая горизонтальные и боковые (вертикальные и наклонные) поверхности;

- площадь лицевой поверхности футерующей плосколистовой звукопоглощающей панели (или суммарная лицевая площадь автономных плосколистовых звукопоглощающих панелей) должна составлять не меньше 0,25 м2 ;

- общее количество автономных плосколистовых звукопоглощающих панелей в составе шумопоглощающего брызговика в сборе должно составлять не менее 4-х;

- плосколистовые звукопоглощающие панели могут устанавливаться не только на горизонтальной поверхности несущей оболочки шумопоглощающего брызговика, но и на его боковых (вертикальных или наклонных) поверхностях, например, в виде сочлененного из трех несущих экранных элементов (модулей) брызговика два из которых являются боковыми;

- на плосколистовой звукопоглощающей панели, по крайней мере, на одной из них - может содержаться лабиринтный вырез, увеличивающий периметр свободных краев панели, образующий воздушный зазор ширина которого (b) не меньшие толщины плосколистовой панели (h);

- автономные плосколистовые звукопоглощающие панели, выполненные в виде прямоугольных пластинчатых элементов, располагаются продольно (параллельно) относительно продольной оси автомобиля, с образованием воздушных зазоров (b) между противолежащими торцами близлежащих плосколистовых звукопоглощающих панелей не меньших чем толщины панели (h);

- при применении автономных плосколистовых панелей различной толщины в составе шумопоглощающего брызговика в сборе, величина воздушного зазора между противолежащими торцами принимается из условия bhт, где hт - толщина более «тонкой» панели.

Сравнение научно-технической и патентной документации на дату приоритета в основной и смежной рубриках МКИ показывает, что совокупность существенных признаков заявленного решения ранее не была известна, следовательно, оно соответствует условию патентоспособности "новизна".

Предложенное техническое решение промышленно применимо, т.к. может быть изготовлено промышленным способом, работоспособно, осуществимо и воспроизводимо, следовательно, соответствует условию патентоспособности "промышленная применимость". При этом полезная модель может быть осуществлена в условиях промышленного производства с использованием несложного оборудования и современных материалов.

Ниже приводится графическое описание предлагаемой полезной модели.

Фиг.1 и 2 - изображают, соответственно, вид в плане (на лицевую сторону плосколистовых звукопоглощающих панелей со стороны моторного отсека) на шумопоглощающий брызговик моторного отсека в сборе, на котором смонтированы 5 отдельных автономных плосколистовых звукопоглощающих панелей звукопоглощающей футеровки (поз.4), и поперечное сечение структуры шумопоглощающего брызговика моторного отсека в сборе с установленными плосколистовыми звукопоглощающими панелями звукопоглощающей футеровки (поз.4).

Фиг.3 и 4 - изображают, соответственно, вид в плане (на лицевую сторону плосколистовых звукопоглощающих панелей со стороны моторного отсека) на шумопоглощающий брызговик моторного отсека в сборе, на котором установлены продольно ориентированные относительно продольной оси автомобиля 13 отдельных автономных плосколистовых звукопоглощающих панелей звукопоглощающей футеровки (поз.4), и поперечное сечение шумопоглощающего брызговика в сборе с установленными плосколистовыми звукопоглощающими панелями.

Фиг.5 - изображает типичную структуру плосколистового звукопоглощающего материала плосколистовых звукопоглощающих панелей, из которого состоит звукопоглощающая футеровка шумопоглощающего брызговика.

Фиг.6 - изображает эффект изменения реверберационного коэффициента звукопоглощения (характеризует эффективность поглощения звуковой энергии в диффузном реверберационным звуковом поле) квадратной монолитной плосколистовой звукопоглощающей панели лицевой площадью 1 м2 (1 м×1 м) и 8 отдельных прямоугольных плосколистовых звукопоглощающих панелей (0,5а×0,25а) той же суммарной площади лицевой поверхности (1 м 2), но увеличенным в 3 раза суммарным периметром внешних контуров, при этом, расстояние между торцами отдельных автономных плосколистовых звукопоглощающих панелей (воздушный зазор) равняется их толщине.

1. Шумопоглощающий брызговик моторного отсека транспортного средства, содержащий тонколистовую с развитой поверхностью металлическую или пластмассовую деталь в виде защитной несущей оболочки, состоящей из одной или нескольких, например, из трех отдельно смонтированных составных частей, имеющих горизонтальные и боковые (вертикальные и наклонные) поверхности, закрепленной фланцами с помощью съемных крепежных элементов типа болтовых соединений на силовых элементах каркаса или панелях кузова, деталях ходовой части, снабженной многослойной, самоклеящейся звукопоглощающей футеровкой, состоящей из одной монолитной или нескольких отдельных автономных плосколистовых звукопоглощающих панелей, которые смонтированы на внутренней поверхности несущей защитной оболочки, при этом звукопоглощающая футеровка плосколистовых звукопоглощающих панелей, как минимум, содержит внешний защитный слой звукопрозрачной пленки, слой пористого (вспененного, волокнистого) звукопоглощающего материала и монтажный адгезионный клеевой слой, отличающийся тем, что несущая защитная оболочка шумопоглощающего брызговика выполнена составной, в виде отдельных сборных модулей, периметр внешних контуров монолитной плосколистовой звукопоглощающей панели или суммарный периметр внешних контуров плосколистовых звукопоглощающих панелей всего комплекта автономных панелей звукопоглощающей футеровки, превышает периметр квадратной монолитной плосколистовой звукопоглощающей панели той же лицевой площади не менее чем в 3 раза, площадь лицевой поверхности плосколистовой звукопоглощающей панели (или суммарная площадь отдельных автономных плосколистовых звукопоглощающих панелей) составляет не меньше 0,25 м2, общее количество автономных плосколистовых звукопоглощающих панелей в составе шумопоглощающего брызговика в сборе составляет не менее 4-х, воздушные зазоры между противолежащими торцами отдельных автономных плосколистовых звукопоглощающих панелей составляет величину не меньшую чем толщина плосколистовых звукопоглощающих панелей.

2. Шумопоглощающий брызговик, отличающийся тем, что плосколистовые звукопоглощающие панели могут устанавливаться как на горизонтальной поверхности несущей защитной оболочки шумопоглощающего брызговика, так на ее боковых (вертикальных и наклонных) поверхностях, например, на поверхностях составной из трех несущих экранных элементов, две из которых являются боковыми.

3. Шумопоглощающий брызговик, отличающийся тем, что на монолитной плосколистовой звукопоглощающей панели, или, по крайней мере, на одной из плосколистовых звукопоглощающих панелей комплекта имеется лабиринтный вырез, образующий воздушный зазор, ширина которого не менее толщины плосколистовой звукопоглощающей панели.

4. Шумопоглощающий брызговик, отличающийся тем, что автономные плосколистовые звукопоглощающие панели выполнены в виде прямоугольных пластинчатых элементов и располагаются продольно (параллельно) относительно продольной оси автомобиля, с образованием воздушных зазоров между противолежащими торцами не меньших чем толщины панели.

5. Шумопоглощающий брызговик, отличающийся тем, что при применении автономных плосколистовых звукопоглощающих панелей различной толщины в составе шумопоглощающего брызговика в сборе, величина воздушного зазора между противолежащими торцами принимается из условия bhт, где hт - толщина более "тонкой" панели.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области производства водогрейных котлов, в частности к котлам наружного размещения, дополнительно содержащих патрубки для отдельной системы отопления «теплый пол»

Плоский мобильный нагреватель воздуха (кабельный теплый пол электрический) относится к резистивному электрообогреву, а именно, к системам так называемого «теплого пола», и может быть использован при создании плоских мобильных нагревательных устройств для обогрева жилых и служебных помещений.

Изобретение относится к бытовой технике, а именно к бытовым отопительным приборам - электрическим конвекторам
Наверх