Устройство для отбора мощности от двигателя транспортного средства

 

Полезная модель относится к автомобилестроению, а именно к устройствам отбора мощности для привода технологического оборудования. Устройство содержит карданный вал, одним концом связанный с передним концом вала двигателя, и вал приема мощности, кинематически связанный со вторым концом карданного вала посредством механизма включения-выключения устройства, установленного в отдельном корпусе. Механизм включения-выключения устройства выполнен в виде зубчатой муфты с синхронизатором и приводом включения. Ведущая зубчатая втулка муфты установлена на входном валу, связанном со вторым концом карданного вала посредством демпферной муфты, а ведомая зубчатая втулка сопряжена с валом приема мощности посредством шлицевого соединения. В качестве карданного вала использованы элементы трансмиссии мотоцикла Урал, а в качестве зубчатой муфты с синхронизатором - элементы третьей передачи КПП автомобиля УАЗ. Полезная модель позволяет производить отбор мощности от переднего конца вала двигателя транспортного средства и обеспечивает возможность включения-выключения привода технологического оборудования при работающем двигателе.

Полезная модель относится к автомобилестроению, а именно к устройствам отбора мощности для привода технологического оборудования.

Известна коробка отбора мощности, содержащая установленные в отдельном корпусе входной вал, сопряженный с промежуточным валом шестерни заднего хода коробки перемены передач, выходной вал, сопрягаемый с валом привода технологического оборудования, и механизм включения-выключения привода (см. Грузовой автомобиль ГАЗ-3 307. Руководство по ремонту, эксплуатации и техническому обслуживанию. Под ред. Ю.В.Кудрявцева. - М.: «Колесо», 2001, с. 192).

Недостатком известного устройства является разрыв передачи момента при выключенном сцеплении.

Известно также устройство отбора мощности от двигателя транспортного средства, содержащее карданный вал, соединенный с передним концом вала двигателя, электромагнитную фрикционную муфту и цепную передачу. При этом устройство снабжено ограждающим цепную передачу кожухом с укрепленными на нем фрикционной муфтой и генератором, причем генератор и карданный вал расположены в горизонтальной плоскости вблизи друг друга (см. а.с. СССР №249951, МПК B 60 k 25/04, 31.08.1967 г.).

Данное устройство принято за прототип.

К недостаткам прототипа следует отнести большие габариты, не позволяющие использовать его для транспортных средств с водяным охлаждением двигателя без изменения существующей конструкции. Кроме того, наличие цепной передачи усложняет конструкцию и снижает надежность устройства, а фрикционная муфта ограничивает величину передаваемого момента.

Задачей, на решение которой направлена данная полезная модель, является создание компактного и эффективного устройства, позволяющего производить отбор мощности от переднего конца двигателя транспортного средства без изменения существующей конструкции и независимо от работы сцепления.

Поставленная задача решается тем, что в устройстве для отбора мощности от двигателя транспортного средства, содержащем карданный вал, одним концом связанный с передним концом вала двигателя, вал приема мощности, кинематически связанный со вторым концом карданного вала посредством механизма включения-выключения привода, установленного в отдельном корпусе, особенность состоит в том, что механизм включения-включения привода выполнен в виде зубчатой муфты с синхронизатором и приводом включения, при этом ее ведущая зубчатая втулка установлена на входном валу, связанном со вторым концом карданного вала посредством демпферной муфты, ведомая зубчатая втулка сопряжена с валом приема мощности посредством шлицевого соединения, а привод зубчатой муфты установлен на ее корпусе.

Кроме того, в качестве карданного вала использованы элементы трансмиссии мотоцикла Урал.

Кроме того, в качестве зубчатой муфты с синхронизатором использованы элементы третьей передачи коробки перемены передач автомобиля УАЗ.

Кроме того, привод включения зубчатой муфты выполнен электромагнитным.

Заявляемая совокупность существенных признаков позволяет получить следующий технический результат.

Выполнение механизма включения-выключения привода в виде зубчатой муфты с синхронизатором обеспечивает возможность включения и выключения привода технологического оборудования при работающем двигателе. При этом по сравнению с прототипом снижаются потери мощности,

передаваемой на рабочий орган технологического оборудования, и обеспечивается плавность включения-выключения привода.

Установка ведущей шестерни на входном валу, связанном со вторым концом карданного вала посредством демпферной муфты снижает динамические нагрузки и обеспечивает компенсацию угловых перемещений сопрягаемых валов.

Сопряжение ведомой шестерни с валом приема мощности посредством шлицевого соединения позволят компенсировать осевые перемещения валов при работе двигателя.

Выполнение привода зубчатой муфты элекромагнитным и размещение его на корпусе снижает габариты устройства в целом и обеспечивает удобство обслуживания. Кроме того, обеспечивается возможность отключения привода при достижении заданных оборотов двигателя.

Использование в качестве карданного вала элементов трансмиссии мотоцикла Урал, а в качестве зубчатой муфты с синхронизатором - элементов третьей передачи коробки перемены передач автомобиля УАЗ снижает затраты и повышает технологичность изготовления.

На чертеже изображен общий вид устройства для отбора мощности от двигателя транспортного средства.

Устройство содержит карданный вал 1, передний шарнир 2 которого связан с передним концом вала 3 двигателя (не показан). Второй конец вала 1 посредством демпферной муфты 4 связан с входным валом 5 механизма включения-выключения привода, выполненного в виде зубчатой муфты 6 с синхронизатором 7, установленной в корпусе 8. Ведущая зубчатая втулка 9 муфты 6 и синхронизатор 7 установлены на валу 5. Зубчатая втулка 9 с помощью зубчатой обоймы 10 входит в зацепление с ведомой зубчатой втулкой 11, которая с помощью шлицевого соединения связана с валом 12 гидравлического насоса 13.

Включение-выключение зубчатой муфты 6 осуществляется вилкой 14, на ось 15 которой воздействует электромагнитный привод, выполненный в виде

трех соленоидов 16 с втягивающимися сердечниками (не показаны), два из которых работают на включение муфты, а один - на ее выключение.

Гидравлический насос 13 и соленоиды 16 установлены на корпусе 8.

Устройство для отбора мощности от двигателя транспортного средства работает следующим образом.

Крутящий момент от вала 3 двигателя посредством карданного вала 1 передается на входной вал 5 зубчатой муфты 6. После включения электромагнитного привода соленоиды 16 срабатывают и воздействуют на ось 15 вилки 14, при этом вилка 14 начинает перемещать зубчатую обойму 10, а синхронизатор 7 уравнивать угловые скорости входного вала 5 и ведомой зубчатой втулки 11, способствуя плавному включению зубчатой передачи. После уравнивания угловых скоростей вала 5 и втулки 11 муфта 10 соединяет ведущую втулку 9 с ведомой втулкой 11, тем самым обеспечивая передачу крутящего момента от двигателя к гидравлическому насосу 13.

Заявляемое устройство может быть использовано на автомобилях, где съем мощности с заднего конца вала двигателя невозможен по конструктивным особенностям приводимого технологического оборудования, или уже используется другими потребителями мощности, или не предусмотрен вообще, как например, в автомобилях Газель, Соболь, УАЗ.

1. Устройство для отбора мощности от двигателя транспортного средства, содержащее карданный вал, одним концом связанный с передним концом вала двигателя, вал приема мощности, кинематически связанный со вторым концом карданного вала посредством механизма включения-выключения устройства, установленного в отдельном корпусе, отличающееся тем, что механизм включения-выключения устройства выполнен в виде зубчатой муфты с синхронизатором и приводом включения, при этом ее ведущая зубчатая втулка установлена на входном валу, связанном со вторым концом карданного вала посредством демпферной муфты, а ведомая зубчатая втулка сопряжена с валом приема мощности посредством шлицевого соединения.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что в качестве карданного вала использованы элементы трансмиссии мотоцикла Урал.

3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что в качестве зубчатой муфты с синхронизатором использованы элементы третьей передачи коробки перемены передач автомобиля УАЗ.

4. Устройство по п.1, отличающееся тем, что привод зубчатой муфты выполнен электромагнитным и установлен на корпусе.



 

Похожие патенты:

Устройство коробки для отбора мощности относится к автомобилестроению, а именно к устройствам отбора мощности для привода технологического оборудования, устанавливаемого на автомобилях-вездеходах «ТРЭКОЛ».
Наверх