Контактный узел электронного модуля

 

Полезная модель относится к области геофизических исследований и может быть использовано в телеметрических системах с электромагнитным каналом связи. Задачей решаемой полезной моделью, является обеспечение надежного электрического соединения электронного модуля и нижнего переводника разделителя. Для этого пробка кожуха электронного модуля выполнена в виде втулки с наружной и внутренней резьбой, в резьбовое отверстие втулки установлен винт, стержень которого профилирован для опоры на торец шасси электронного модуля. На торце кожуха электронного модуля установлен центратор, соединенный с нижним переводником разделителя по резьбе. На внутренней поверхности центратора выполнена полка, служащая опорой при его установке на кожух и опорой для бурта пробки. На цилиндрических поверхностях втулки и винта, а также на поверхности центратора в зоне контакта с переводником разделителя выполнены канавки под уплотнительные кольца.

Полезная модель относится к области геофизических исследований и может быть использовано в телеметрических системах с электромагнитным каналом связи при определении параметров пробуриваемых скважин.

Известно устройство для электрического каротажа скважин, содержащее электронную схему, помещенную в цилиндрический охранный кожух. Сигнал от электронной схемы на электроды передатчика поступает по изолированным проводам, проходящим через электровводы, размещенные в пробках, закрывающих торцы кожуха (авт. свид. СССР №306437, МКИ G 01 V 3/20).

Узлы соединения линий связи с электровводами находятся в непосредственном контакте с буровым раствором, поэтому требуются дополнительные меры по их изоляции, что усложняет конструкцию и снижает ее надежность.

Известна телеметрическая система с электромагнитным каналом связи, включающая электронный модуль, размещенный на шасси в защитном кожухе. Информационный сигнал от электронного модуля поступает на электроды скважинного передатчика, которыми служат переводники разделителя. На нижний переводник разделителя сигнал передается через контактный узел, включающий шасси электронного модуля, пробку, закрывающую защитный кожух, кожух электронного модуля и центратор (патент РФ №2232888, МПК Е 21 В 47/12, опубл. 2004 г.).

В известном контактном узле основными элементами, отвечающими за качество электрического соединения, являются пробка кожуха электронного модуля и центратор. Основное назначение пробки (кроме герметизации кожуха) - обеспечение электрического контакта между электронным модулем и его кожухом. Для этого основание стержня пробки должно плотно

прилегать к шасси электронного модуля, а сама пробка должна быть завернута до смыкания кожуха с ее буртом. Одновременное выполнение обоих требований возможно только при обеспечении идеального соответствия длины стержня пробки расстоянию от торца шасси до торца защитного кожуха. При этом зрительно проще проконтролировать соблюдение второго условия, поэтому зачастую контакт между шасси и пробкой отсутствует. Другим слабым звеном известной конструкции является место соединения центратора и кожуха электронного модуля. Присутствие бурового раствора приводит к окислению зоны контакта и эрозии деталей, что затрудняет прохождение электрического сигнала.

Задачей, решаемой данной полезной моделью, является обеспечение надежного электрического соединения электронного модуля и нижнего переводника разделителя.

Решение поставленной задачи достигается тем, что пробка кожуха электронного модуля выполнена в виде втулки с наружной и внутренней резьбой, в резьбовое отверстие втулки установлен винт, стержень которого профилирован для опоры на торец шасси электронного модуля. На торце кожуха электронного модуля установлен центратор, соединенный с нижним переводником разделителя по резьбе. На внутренней поверхности центратора выполнена полка, служащая опорой при его установке на кожух и опорой для бурта пробки. На цилиндрических поверхностях втулки и винта, а также на поверхности центратора в зоне контакта с переводником разделителя выполнены канавки под уплотнительные кольца.

На чертеже изображен контактный узел электронного скважинного модуля.

Контактный узел электронного модуля включает шасси 1, кожух 2 электронного модуля, пробку 3, центратор 4 и нижний переводник разделителя 5. Пробка содержит втулку 6 с наружной и внутренней резьбой и винт 7, установленный в резьбовое отверстие втулки. Стержень винта 7 профилирован для опоры на торец шасси. На внутренней поверхности

центратора 4 выполнена полка 8, служащая опорой при установке на кожух 2 и опорой для бурта 9 пробки. Центратор соединен с нижним переводником разделителя 5 по резьбе. На цилиндрических поверхностях втулки и винта, а также на поверхности центратора в зоне контакта с переводником разделителя выполнены канавки под уплотнительные кольца 10.

Сборка узла осуществляется в следующей последовательности. Устанавливают в разделитель кожух 2 электронного модуля в сборе с кабельной секцией (не показана). Вворачивают в нижний переводник разделителя 5 центратор 4, фиксирующий положение кожуха 2 в скважинном приборе. Устанавливают в кожух шасси 1 с электронным модулем. Закрывают кожух пробкой 3 (в сборе), заворачивая ее до смыкания бурта 9 с полкой 8 центратора. Затем винт 7 вворачивают до упора, обеспечивая контакт пробки 3 с шасси 1 электронного модуля. Наличие уплотнительных колец 10 надежно герметизирует внутреннее пространство кожуха и предотвращает резьбу разделителя от промыва потоком бурового раствора.

Разработанное техническое решение позволило:

1. Обеспечить надежный контакт между шасси электронного модуля и нижним переводником разделителя за счет использования составной пробки и центратора предлагаемой конструкции.

2. Упростить линию связи по сравнению с прототипом. Информационный сигнал от шасси передается на переводник разделителя через пробку и центратор. Таким образом, из цепочки исключено одно звено - кожух электронного модуля.

3. Прочно зафиксировать положение электронного модуля в скважинном приборе за счет повышения жесткости узла, обеспечиваемого прижимом центратора пробкой к торцу кожуха электронного модуля.

Предлагаемая конструкция узла контакта электронного модуля отличается простотой, технологичностью операций сборки и разборки электронного модуля и обеспечивает надежное электрическое соединение электронных компонентов и нижнего переводника разделителя.

1. Контактный узел электронного модуля, содержащий шасси электронного модуля, размещенное в кожухе с пробкой, центратор и нижний переводник разделителя, отличающийся тем, что пробка выполнена в виде втулки с наружной и внутренней резьбой, в резьбовое отверстие втулки установлен винт, стержень которого профилирован для опоры на торец шасси, на торце кожуха электронного модуля установлен центратор, соединенный с нижним переводником разделителя по резьбе, на внутренней поверхности центратора выполнена полка, служащая опорой при его установке на кожух и опорой для бурта пробки.

2. Узел по п.1, отличающийся тем, что на цилиндрических поверхностях втулки и винта выполнены канавки под уплотнительные кольца.

3. Узел по п.1, отличающийся тем, что на поверхности центратора в зоне контакта с переводником выполнены канавки под уплотнительные кольца.



 

Наверх