Профиль уплотнителя окна железнодорожного вагона
Полезная модель относится к области вагоностроения, в частности к производству резиновых уплотнительных профилей, используемых в окнах пассажирских вагонов и электропоездов в качестве наружной обшивки. Технический результат заключается в повышении эффективности уплотнения. Для достижения технического результата профиль уплотнителя окна железнодорожного вагона выполнен Ш-образной формы сечения, имеющей основание 1, наружное ребро 2, промежуточное ребро 3 и внутреннее ребро 4. Основание 1 выполнено расширяющимся в сторону внутреннего ребра 4. Наружное ребро 2 выполнено выпуклой формы с зауженной верхней частью 5 и плавно сопряжено с основанием 1. Промежуточное ребро 3 образует с наружным ребром 2 вытянутый U-образный паз 6 под кузовную отбуртовку. Стенки ребер, образующие указанный паз 6, снабжены элементами, повышающими эффективность уплотнения кузова. При этом на внутренней стенке наружного ребра 2 выполнен продольный паз 7 под герметик, а стенка 8 промежуточного ребра 3 выполнена выпуклой и снабжена в средней части гребнеобразными выступами 9, наклоненными в сторону основания для обеспечения лучшего взаимодействия с кузовной отбуртовкой. С другой стороны промежуточное ребро 3 образует с внутренним ребром 4 широкий паз 10 с параллельными стенками, наклоненными к его основанию 11, под выступающую наружную часть рамы. При этом на стенках, образующих указанный широкий паз 10, выполнены выступы 12 с грибообразной формой сечения и овалообразной полостью 13, расположенные на разных уровнях с возможностью установки их в соответствующие пазы наружной части рамы. Наружная стенка внутреннего ребра 4, переходящая в боковую расширенную кромку основания, снабжена выступами, примыкающими к уплотняемым частям стеклопакета или форточной створки. Два выступа, расположенные на ребре 4, являются внутренними уплотнительными усами 14 и выполнены с наклоненной к указанному ребру полкой 15. Нижней и боковой кромками основания образован нижний выступ, являющийся наружным уплотнительным усом 16. Между указанными выступами расположен промежуточный выступ, выполненный в виде выпуклой гибкой стенки 17 и образующей ее полости 18.
Полезная модель относится к области вагоностроения, в частности к производству резиновых уплотнительных профилей, используемых в окнах пассажирских вагонов и электропоездов в качестве наружной обшивки.
В известном окне железнодорожного вагона, содержащем оконную раму из трубчатого алюминиевого профиля, установлено два резиновых уплотнителя, причем первый уплотнитель установлен между отбуртовкой оконного проема и внешней стороной оконной рамы, а второй - с внутренней стороны оконной рамы, причем первый уплотнитель выполнен либо из целого резинового профиля переменного сечения с уширяющимися размерами хвостовиков к середине углов окна, либо из четырех отрезков резинового профиля равномерного сечения, установленных на линейных участках периметра окна с его внешней стороны и четырех сегментов резинового профиля переменного сечения с уширяющимися размерами хвостовиков в середине сегментов, установленных на углах окна с его внешней стороны (Свидетельство на полезную модель №3426, U1, дата приоритета 25.10.1995, дата публикации 16.01.1997, авторы Иванов А.В. и Петраков А.Г., RU).
Недостатком известного аналога являются высокие затраты при изготовлении уплотнителей и их монтаже в связи с переменным сечением резинового профиля.
Известно аварийное окно, содержащее эластичный уплотнитель с элементами для уплотнения кузовной отбуртовки оконного проема и стеклопакета в виде U-образных пазов, первый из которых выполнен вытянутым с зауженной верхней частью, образованной внешним усом, примыкающим к кузову, а второй образован внешним и внутренним усами, а также вкладышем, примыкающими к стеклопакету (Свидетельство на полезную модель №17906, U1, дата приоритета 22.12.2000, дата публикации 10.05.2001, авторы Демин Л.В. и др., RU, прототип).
Недостатком прототипа является низкая эффективность элементов уплотнения из-за отсутствия эластичных выступов на уплотнительных поверхностях и как следствие - возможность образования подтеков, а также массивность эластичного уплотнителя и недостаточная в связи с этим надежность из-за подверженности хрупким разрушениям при низких температурах.
Задачей полезной модели является повышение эффективности уплотнения.
Для решения поставленной задачи профиль уплотнителя окна железнодорожного вагона, содержащий элементы для уплотнения кузовной отбуртовки оконного проема и
стеклопакета, первый из которых выполнен в виде вытянутого U-образного элемента с зауженной верхней частью, примыкающей к кузову, согласно полезной модели, выполнен U-образной формы сечения и образован тремя ребрами, имеющими общее основание, расширяющееся в сторону внутреннего ребра, одно из ребер, являющееся наружным, выполнено выпуклой формы, плавно сопряжено с основанием и снабжено продольным пазом под герметик, выполненным на его внутренней стенке, промежуточное ребро с одной стороны, образующей с наружным ребром вытянутый U-образный паз под кузовную отбуртовку, выполнено выпуклым и снабжено в средней части гребнеобразными выступами, наклоненными в сторону основания с возможностью взаимодействия с кузовной отбуртовкой изнутри, другая стенка промежуточного ребра наклонена к основанию и образует с внутренним ребром, расположенным параллельно упомянутой стенке, широкий паз под выступающую наружную часть рамы, при этом на стенках, образующих указанный широкий паз, выполнены выступы, расположенные на разных уровнях с возможностью установки их в соответствующие пазы наружной части рамы, наружная стенка внутреннего ребра, переходящая в боковую расширенную кромку основания, снабжена выступами, примыкающими к уплотняемым частям стеклопакета или форточной створки, по меньшей мере, два из которых, являющихся внутренними уплотнительными усами, расположены на ребре и выполнены с наклоненной к указанному ребру полкой, нижний выступ, являющийся наружным уплотнительным усом, образован нижней и боковой кромками основания, а промежуточный выступ выполнен в виде выпуклой гибкой стенки и образующей ее полости.
Кроме того, выступы на стенках промежуточного и внутреннего ребер, образующих широкий паз под выступающую наружную часть рамы, выполнены грибообразной формы сечения с овальной полостью в центральной части.
Сущность полезной модели поясняется чертежами, где на фиг.1 изображена форма сечения профиля уплотнителя; а на фиг.2 - фрагмент окна железнодорожного вагона с установленным уплотнителем.
Профиль уплотнителя окна железнодорожного вагона выполнен Ш-образной формы сечения, имеющей основание 1, наружное ребро 2, промежуточное ребро 3 и внутреннее ребро 4. Основание 1 выполнено расширяющимся в сторону внутреннего ребра 4. Наружное ребро, 2 выполнено выпуклой формы с зауженной верхней частью 5 и плавно сопряжено с основанием 1. Промежуточное ребро 3 образует с наружным ребром 2 вытянутый U-образный паз 6 под кузовную отбуртовку. Стенки ребер, образующие указанный паз 6, снабжены элементами, повышающими эффективность уплотнения кузова. При этом на внутренней стенке наружного ребра 2 выполнен продольный паз 7
под герметик, а стенка 8 промежуточного ребра 3 выполнена выпуклой и снабжена в средней части гребнеобразными выступами 9, наклоненными в сторону основания для обеспечения лучшего взаимодействия с кузовной отбуртовкой. С другой стороны промежуточное ребро 3 образует с внутренним ребром 4 широкий паз 10 с параллельными стенками, наклоненными к его основанию 11, под выступающую наружную часть рамы. При этом на стенках, образующих указанный широкий паз 10, выполнены выступы 12 с грибообразной формой сечения и овалообразной полостью 13, расположенные на разных уровнях с возможностью установки их в соответствующие пазы наружной части рамы. Наружная стенка внутреннего ребра 4, переходящая в боковую расширенную кромку основания, снабжена выступами, примыкающими к уплотняемым частям стеклопакета или форточной створки. Два выступа, расположенные на ребре 4, являются внутренними уплотнительными усами 14 и выполнены с наклоненной к указанному ребру полкой 15. Нижней и боковой кромками основания образован нижний выступ, являющийся наружным уплотнительным усом 16. Между указанными выступами расположен промежуточный выступ, выполненный в виде выпуклой гибкой стенки 17 и образующей ее полости 18.
В качестве материала для изготовления профиля уплотнителя используют, например, резину 13-470, гр.1Б ГОСТ 30778-2001. Изготовление профиля уплотнителя осуществляют экструдированием с намоткой в бухты.
Преимуществом заявляемого профиля уплотнителя окна железнодорожного вагона является повышение его эффективности путем улучшения уплотняющих свойств за счет выполнения на уплотняющих поверхностях эластичных выступов, обеспечивающих надежное уплотнение как кузовной обшивки снаружи и изнутри, так и стеклопакета.
1. Профиль уплотнителя окна железнодорожного вагона, содержащий элементы для уплотнения кузовной отбуртовки оконного проема и стеклопакета, первый из которых выполнен в виде вытянутого U-образного элемента с зауженной верхней частью, примыкающей к кузову, отличающийся тем, что он выполнен Ш-образной формы сечения и образован тремя ребрами, имеющими общее основание, расширяющееся в сторону внутреннего ребра, одно из ребер, являющееся наружным, выполнено выпуклой формы, плавно сопряжено с основанием и снабжено продольным пазом под герметик, выполненным на его внутренней стенке, промежуточное ребро с одной стороны, образующей с наружным ребром вытянутый U-образный паз под кузовную отбуртовку, выполнено выпуклым и снабжено в средней части гребнеобразными выступами, наклоненными в сторону основания с возможностью взаимодействия с кузовной отбуртовкой изнутри, другая стенка промежуточного ребра наклонена к основанию и образует с внутренним ребром, расположенным параллельно упомянутой стенке, широкий паз под выступающую наружную часть рамы, при этом на стенках, образующих указанный широкий паз, выполнены выступы, расположенные на разных уровнях с возможностью установки их в соответствующие пазы наружной части рамы, наружная стенка внутреннего ребра, переходящая в боковую расширенную кромку основания, снабжена выступами, примыкающими к уплотняемым частям стеклопакета или форточной створки, по меньшей мере, два из которых, являющихся внутренними уплотнительными усами, расположены на ребре и выполнены с наклоненной к указанному ребру полкой, нижний выступ, являющийся наружным уплотнительным усом, образован нижней и боковой кромками основания, а промежуточный выступ выполнен в виде выпуклой гибкой стенки и образующей ее полости.
2. Профиль уплотнителя окна железнодорожного вагона по п.1, отличающийся тем, что выступы на стенках промежуточного и внутреннего ребер, образующих широкий паз под выступающую наружную часть рамы, выполнены грибообразной формы сечения с овальной полостью в центральной части.