Устройство для учета числа пассажиров, перевозимых в транспортном средстве
Полезная модель относится к области приборостроения, электроники и информационных технологий и может быть использована для учета числа пассажиров, перевозимых в транспортном средстве, например, в автобусе, троллейбусе и в трамвае, в том числе для коммерческого учета числа пассажиров, для оптимизации пассажиропотоков на различных транспортных маршрутах. Сущность устройства заключается в следующем. Предлагаемое устройство для учета числа пассажиров, перевозимых в транспортном средстве, содержит как и аналог, установленные в каждом проходе двери транспортного средства, датчики прохода пассажиров, блок опроса, блок счета числа пассажиров и блок отображения информации. Но, в отличие от известного, - содержит, установленные на ступеньках каждой входной двери для пассажиров, по меньшей мере по одному, воспринимающему вес пассажира, датчику, подсоединенному к блоку опроса, при этом, датчик выполнен в виде двух проводящих электрический ток электродов, установленных один на другом, и разделенных между собой эластичным электроизолирующим материалом. Датчик может быть выполнен и с одним электродом и в этом варианте в качестве нижнего электрода датчика используется металлическая ступенька и соответственно корпус транспортного средства.
Литература.
1. "Устройство для подсчета числа людей в контролируемой зоне" по описанию изобретения к патенту РФ №2018959, класс МПК G 06 М 3/08, опубликовано в бюл. №24 30.08.1994 г.
2. "Устройство для учета числа пассажиров" по описанию изобретения к а.с. СССР №1270782, класс МПК G 06 М 3/08, опубликовано в Бюл. №42 15.11.1986 г.
Полезная модель относится к области приборостроения, электроники и информационных технологий и может быть использована для учета числа пассажиров, перевозимых в транспортном средстве, например, в автобусе, троллейбусе и в трамвае, в том числе для коммерческого учета числа пассажиров, для оптимизации пассажиропотоков на различных транспортных маршрутах.
Известно "Устройство для подсчета числа людей в контролируемой зоне" по описанию изобретения к патенту РФ №2018959, класс МПК G 06 М 3/08, опубликовано в Бюл. №24 30.08.1994 г. (1).
Это изобретение относится к взрывному делу и предназначено для использования в метростроении.
Устройство производит счет числа людей в контролируемой зоне. Для этого у всех входов и выходов из контролируемой зоны устанавливают фотоэлектрические датчики прохода. Выходы датчиков через анализаторы направления прохода, блоки промежуточной памяти и блок опроса связаны с входами реверсивного счетчика числа людей в контролируемой зоне.
Имеется пульт руководителя взрывных работ, с которого производится включение элементов ограждения опасной зоны и выдаются команды на подачу оповестительных сигналов. Блок запрета взрыва замыкает электровзрывную сеть только после подачи предупредительных сигналов и через установленное время после выхода всех людей из опасной зоны.
Однако, данное техническое решение в своем исполнении достаточно сложное и громоздкое, при его функционировании требуется обязательное участие человека - руководителя взрывных работ.
Поэтому оно не пригодно для учета числа пассажиров, перевозимых в транспортном средстве.
Известно также "Устройство для учета числа пассажиров" по описанию изобретения к авторскому свидетельству СССР №1270782, класс МПК G 06 М 3/08, опубликовано в БЮЛ. №42 15.11.1986 г. (2).
Техническая сущность данного изобретения заключается в следующем. Устройство содержит датчики, установленные в проходе двери, триггеры, элементы И, счетчики входящих и выходящих пассажиров, дифференциальные цепочки, элементы выдержки времени и элементы НЕ.
Однако, это устройство уже не соответствует по своему техническому уровни современным достижениям и требованиям в приборостроении. Например, оптический датчик и соответственно все устройство в целом может быть легко заблокировано недобросовестным водителем или кондуктором транспортного средства с целью сокрытия части числа перевезенных пассажиров.
Целью при разработке и реализации предлагаемого устройства для учета числа пассажиров, перевезенных в транспортном средстве является:
1. учет пассажиропотока с целью оптимизации маршрутов транспортных средств;
2. коммерческий учет числа перевезенных пассажиров;
3. улучшение фискального контроля перевезенных пассажиров;
4. создание максимальных технических препятствий для возможности блокировки датчиков и всей системы в целом недобросовестным пользователем устройства.
Указанная цель и технический результат реализуются следующим образом.
Предлагаемое устройство для учета числа пассажиров, перевозимых в транспортном средстве, содержит как и аналог, установленные в каждом проходе двери транспортного средства, датчики прохода пассажиров, блок опроса, блок счета числа пассажиров и блок отображения информации.
Но, в отличие от известного, - содержит, установленные на ступеньках каждой входной двери для пассажиров, по меньшей мере по одному, воспринимающему вес пассажира, датчику, подсоединенному к блоку опроса, при этом, датчик выполнен в виде двух проводящих электрический ток электродов, установленных один на другом, и разделенных между собой эластичным электроизолирующим материалом.
Датчик может быть выполнен и с одним электродом и в этом варианте в качестве нижнего электрода датчика используется металлическая ступенька и соответственно корпус транспортного средства.
В качестве близкого аналога предлагаемому техническому решению
можно принять "Устройство для учета пассажиров" по а.с. СССР №1270782 (2).
Перечень фигур на чертежах.
На фиг.1 изображена структурная схема предлагаемого устройства для учета числа пассажиров, перевозимых в транспортном средстве.
На фиг.2 изображена схематично конструкция датчика, установленного на ступеньке входной двери транспортного средства, воспринимающего вес пассажира.
Предлагаемое устройство состоит из следующих узлов, приборов и комплектующих деталей.
Датчики 1 установлены на ступеньках каждой входной двери для пассажиров (фиг.1). Работа датчика основана на изменении емкости и проводимости между электродами этого датчика от давления, оказываемого весом пассажира, наступившего на этот датчик при входе в транспортное средство или при выходе из него.
Датчики 1 соединены экранированными кабелями с блоком опроса 2. Блок опроса 2 состоит из одного или нескольких каналов по числу датчиков 1. Каждый канал блока опроса 2 преобразует изменения параметров датчика 1 в электрический сигнал (импульс), который оцифровывается аналого-цифровым преобразователем.
Дальнейшая обработка сигнала с датчика 1 производится микроконтроллером всего устройства. Алгоритм обработки сигнала с датчиков 1 адаптируется к изменениям работы датчиков, например, из-за погодных условий - попадания в датчик влаги или грязи.
С блоком опроса 2 соединен блок счета 3 и учет пассажиров реализуется программой микроконтроллера. Далее блок счета 3 соединен с блоком индикации 4 посредством, например, интерфейса передачи данных или записи данных на носители информации. Блок индикации 4 представляет собой, например, компьютер, который может быть установлен и не на транспортном средстве.
На фиг.2 изображена схематично конструкция датчика, воспринимающего вес пассажира на ступеньке входной двери. На ступеньке 5 входной двери транспортного средства установлена - уложена эластичная электроизолирующая прокладка 6, например, резиновая. На прокладку 6 уложен электрод 7, выполненный в форме металлической пластины, на которую уложена штатная резиновая рифленая накладка 8 на ступеньке транспортного средства и весь этот "пакет" неподвижно прикреплен к ступеньке.
От корпуса ступеньки 5 и от электрода 7 отведены экранированные кабели 9 к блоку опроса 2 предлагаемого устройства.
Предлагаемое устройство работает следующим образом. Под воздействием веса пассажира на ступеньку транспортного средства и соответственно на датчик 1 изменяется электрическая емкость и проводимость датчика. В результате этого в блоке опроса 2 формируется электрический сигнал (импульс), соответствующий изменению параметров датчика 1. Этот сигнал оцифровывается в аналого-цифровом преобразователе блока опроса 2.
Далее блок опроса 2 принимает решение о факте наступания пассажира на ступеньку прохода транспортного средства. Если устройством учитывается направление движения пассажира в транспортное средство (автобус) или из него, то блок опроса 2, исходя из последовательности импульсов с датчиков 1, установленных на одном проходе, принимает решение о направлении движения пассажира.
Затем блок счета 3 принимает информацию с блока опроса 2 и производит счет пассажиров. Блок счета 3 также хранит информацию о количестве прошедших через проход пассажиров и о количестве находящихся в салоне транспортного средства пассажирах в соответствии с заданной программой работы устройства, например, за час, смену, сутки, неделю и т.д.
Информация с блока счета 3 передается на блок индикации 4, например, на компьютер посредством носителя информации. А собранная информация используется и обрабатывается пользователем устройства.
Опытные образцы предлагаемого устройства для учета числа пассажиров, перевозимых в транспортном средстве, изготовлены в г.Омске и в июле 2005 года прошли испытания о положительным результатом в автотранспортном предприятии г.Красноярска.
Литература.
1. "Устройство для подсчета числа людей в контролируемой зоне" по описанию изобретения к патенту РФ №2018959, класс МПК G 06 М 3/08, опубликовано в Бюл. №24 30.08.1994 г.
2. "Устройство для учета числа пассажиров" по описанию изобретения с а.с. СССР №1270782, класс МПК G 06 М 3/08, опубликовано в бюл. №42, 15.11.1986 г.
1. Устройство для учета числа пассажиров, перевозимых в транспортном средстве, установленное в каждом проходе двери транспортного средства, содержащее комплект датчиков прохода пассажиров, блок опроса, блок счета числа пассажиров и блок отображения информации, отличающееся тем, что содержит, установленные на ступеньках каждой входной двери для пассажиров, по меньшей мере по одному, воспринимающему вес пассажира, датчику, подсоединенному к блоку опроса, при этом, датчик выполнен в виде двух проводящих электрический ток электродов, установленных один на другом, и разделенных между собой эластичным электроизолирующим материалом.
2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что в качестве нижнего электрода датчика используется металлическая ступенька и соответственно корпус транспортного средства.