Полуприцеп-цистерна для транспортировки жидких минеральных удобрений

 

Изобретение относится к цистернам для транспортировки жидких минеральных удобрений. В отличие от известных изотермических цистерн данный полуприцеп-цистерна имеет теплоизолирующую рубашку, состоящую из съемного эластичного чехла и несъемного кожуха.

Изобретение относится к цистернам для транспортировки жидких минеральных удобрений и других жидких веществ в сельскохозяйственном производстве.

Технологии применения жидких минеральных удобрений (ЖМУ) предусматривают их транспортировку на значительные расстояния от заводов-производителей или центральных складов до полевых хранилищ или глубинных складов. Эту операцию обычно проводят в зимнее время. В тоже время температура кристаллизации широко применяемых базисных растворов ЖМУ марок ЖКУ 11-37-0, ЖКУ 10-34-0 и ЖКУ 8-24-0 в находится в пределах -15...18°С. Наряду с этими растворами применяются карбамидо-аммиачные марок КАС-28, КАС-30, КАС-32 с соответствующими температурами кристаллизации -18, -10, -2°С. Суспендированные ЖМУ имеют температуру кристаллизации не выше -5°С. На основании вышеизложенного транспортировка ЖМУ в зоне Нечерноземья и более северных районах сопряжена со значительными трудностями выгрузки из специализированных цистерн, которые не снабжены разогревающими устройствами и изотермическими емкостями.

Известно, что указанные ЖМУ могут загружаться на заводах-производителях и центральных складах разогретыми до положительных температур. На складах предусмотрен подогрев ЖМУ в зимний период при температуре ниже -20°С.

Если при транспортировке в зимнее время специализированные цистерны покрыть временной теплоизолирующей рубашкой, то будет обеспечена свободная выгрузка ЖМУ с положительной температурой из-за сохранения количества теплоты, полученной при загрузке. Коэффициент теплопередачи такой рубашки должен быть не выше 0,4 Вт/(м2·°С), т.е. среднего для изотермических цистерн и контейнеров.

Известно, что при выгрузке загустевшего за время транспортировки ЖМУ прибегают к его разогреву от посторонних источников тепла, к примеру А.А. №1409545 "Цистерна для транспортировки жидких комплексных удобрений». Поэтому при наличии рубашки получаем экономию энергии на разогрев.

Для решения этой проблемы предлагается оснастить специализированную полуприцеп-цистерну для транспортировки ЖМУ раздельной

теплоизолирующей рубашкой, состоящей из сезонного съемного эластичного чехла и несъемного кожуха.

Аналогами предполагаемого изобретения являются автомобильные цистерны с изотермическими емкостями. Эти емкости оборудуются дополнительным, как правило, металлическим кожухом, пространство между которым и наружной поверхностью основной емкости заполняется пенополиуретаном или пенопластом толщиной около 100 мм. Такая термоизоляция позволяет сохранить без значительного изменения температуру продукта в течении 2 часов и более при температуре наружного воздуха ±30°С. Поддержание определенного температурного режима внутри емкости обеспечивается при транспортировке за счет исходного теплосодержания перевозимого продукта. Недостатком этих цистерн является сложность конструктивного исполнения и большая материалоемкость по сравнению с цистернами без изотермического покрытия.

Следует обратить внимание и на железнодорожные цистерны для перевозки скоропортящихся грузов. Термоизоляция этих цистерн позволяет, обеспечить температуру перевозимого продукта с изменением в ±10°С в течении 15 суток. В качестве изоляции на них обычно применяют стеклоткань и стекломаты.

Известно применение утеплительных чехлов для капотов двигателей транспортных средств, которые предохраняют их от переохлаждения в зимний период.

Предлагается полуприцеп-цистерна для перевозки жидких минеральных удобрений измененной конструкции. Изменение заключается в следующем. Нижняя часть емкости цистерны, где встраиваются узлы крепления ее к раме шасси и расположены ящики и пеналы для съемной технологической арматуры, изготавливается по традиционному технологическому решению изотермических цистерн. Здесь к емкости приделывается дополнительный кожух со слоем теплоизоляции. Верхняя часть емкости, сезонно или при необходимости, изолируется съемным эластичным утеплительным чехлом.

Чехол изготавливается из не менее чем двух полотен водостойкой ткани с промежуточным слоем теплоизоляции, например, поролоном или стекловолокном.

Предложенная конструкция изображена на схемах, где

на фиг.1 изображен общий вид полуприцепа-цистерны;

на фиг.2 изображен разрез полуприцепа-цистерны по сцепной плите;

на фиг.3 изображен разрез полуприцепа-цистерны по раме шасси;

на фиг.4 показано крепление чехла с нижней защитной оболочкой.

Полуприцеп-цистерна состоит из шасси 1, емкости 2, изотермического кожуха 3, чехла 4. Передняя часть шасси оборудована сцепной плитой 5. Емкость крепится к сцепной плите и раме на шасси кронштейнами 7. Чехол притягивается шнуром 8, пропущенным через отверстия 9 к крючкам 10, приваренным к кожуху. Над люком цистерны кожух имеет откидной колпак 11, который пристегивается также шнуром 12 к чехлу.

Работает полуприцеп-цистерна следующим образом. При положительной температуре окружающего воздуха - это весенний, летний, осенний периоды полуприцеп-цистерна эксплуатируется без чехла. В зимний период полуприцеп-цистерна снаряжается чехлом. Загрузку жидких минеральных удобрений в этот период производят только предварительно разогретыми до температур на 5-10°С выше температуры кристаллизации перевозимого ЖМУ.

Полуприцеп - цистерна для транспортировки жидких минеральных удобрений, включающая шасси, емкость с теплоизолирующей рубашкой, отличающаяся тем, что теплоизолирующая рубашка состоит из съемного эластичного чехла и несъемного кожуха, расположенного в нижней части цистерны.



 

Наверх