Коробка отбора мощности

 

Полезная модель относится к приводам транспортных машин, где необходим отбор мощности для привода агрегатов, устанавливаемых на шасси грузовых автомобилей, например, крановые установки, пожарные машины и другие специальные автомобили, где необходим значительный до 75% отбор мощности от двигателя.

Коробка отбора мощности, содержит картер 1, в котором расположены установленная на оси 2 ведущая шестерня 4, находящаяся в постоянном зацеплении с ведомой шестерней, выполненной в виде вала-шестерни 5, ведомый вал 13, установленный соосно валу-шестерне 5, механизм управления ведомым валом, механизм переключения передач коробки передач, включающий штоки вилок 16 включения передач и шток 17 рычага переключения передач 18, расположенный под углом 90° относительно оси ведомого вала. Шток 17 рычага переключения передач 18 установлен в опорах картера 1, расположенных поперечно с одной стороны от оси коробки отбора мощности, а рычаг переключения передач 18 установлен на штоке 17 консольно, при этом ведомый вал 13 с ведомым валом-шестерней 5 расположены на одном уровне со штоком 17 рычага переключения передач или ниже его.

Технический результат: простая конструкция коробки отбора мощности,

обеспечивающая получение ускоряющей передачи.

Полезная модель относится к приводам транспортных машин, где необходим отбор мощности для привода агрегатов, устанавливаемых на шасси грузовых автомобилей, например, крановые установки, пожарные машины и другие специальные автомобили, где необходим значительный до 75% отбор мощности от двигателя.

Известна коробка отбора мощности, содержащая картер, в котором установлены механизм переключения передач коробки передач, ведущую шестерню, ведомую шестерню, выполненную в виде вала-шестерни, установленного на подшипниках в стенках корпуса соосно ведомому валу и связанного с ним посредством зубчатой муфты. В данной конструкции шток, с установленным на нем рычагом переключения передач, расположен продольно относительно оси коробки отбора мощности (см. свидетельство РФ №28848, МПК 7 B 60 K 17/28).

Наиболее близкой к заявляемому техническому решению по совокупности существенных признаков и достигаемому результату является коробка отбора мощности, содержащая картер, в котором расположены ведущая шестерня, установленная на оси, ведомый вал с ведомой шестерней, механизм управления ведомым валом, механизм переключения передач коробки передач, включающий штоки вилок включения передач и шток рычага переключения передач, расположенный под ведомым валом и перекрещивающийся с ним под углом 90°, при этом шток рычага переключения передач установлен в опорах картера, расположенных с двух

сторон от оси коробки отбора мощности (см. патент РФ № 32440, МПК7 В 60 К 17/28).

Недостатком известного технического решения невозможность получения ускоряющей передачи хотя бы одного из валов.

Была поставлена задача создать конструкцию коробки отбора мощности, обеспечивающей получение ускоряющей передачи, в которой шток переключения передач расположен в поперечном направлении относительно продольной оси коробки отбора мощности.

Поставленная задача достигается тем, что в коробке отбора мощности, содержащей картер, в котором расположены ведущая шестерня, установленная на оси, ведомый вал с ведомой шестерней, механизм управления ведомым валом, механизм переключения передач коробки передач, включающий штоки вилок включения передач и шток рычага переключения передач, расположенный под углом 90° относительно оси ведомого вала, шток рычага переключения передач установлен в опорах картера, расположенных поперечно с одной стороны от оси коробки отбора мощности, при этом рычаг переключения передач установлен на штоке консольно, а ведомый вал с ведомой шестерней расположены на одном уровне со штоком рычага переключения передач или ниже его.

Отличительные признаки заявляемого технического решения от наиболее близкого аналога, заключающиеся в том, что шток рычага переключения передач установлен в опорах картера, расположенных поперечно с одной стороны от оси коробки отбора мощности, при этом рычаг переключения передач установлен на штоке консольно, позволяют

уменьшить диаметр ведомой шестерни до необходимой величины и расположить ведомую шестерню с ведомым валом на одном уровне со штоком рычага переключения передач или ниже его и таким образом получить ускоряющую передачу.

Анализ известных технических решений по научно-технической и патентной документации показал, что совокупность существенных признаков заявляемого решения ранее не была известна, следовательно, оно соответствует условию патентоспособности «новизна».

Заявляемое техническое решение поясняется чертежами.

на фиг. 1 изображена коробка отбора мощности в разрезе;

на фиг. 2 вид на шток переключения передач.

Коробка отбора мощности содержит картер 1, в котором на оси 2 на подшипниках 3 установлена ведущая шестерня 4, которая находится в постоянном зацеплении с ведомой шестерней, выполненной в виде вала-шестерни 5, установленного на двух подшипниках 6, размещенных в стенках картера 1.

На шлицевом конце вала-шестерни 5 установлена ступица 7, на шлицах которой подвижно в осевом направлении установлена зубчатая муфта 8. Перемещение зубчатой муфты 8 осуществляется с помощью пневмокамеры 9, штока 10 и вилки включения 11.

В картере 1 на двух подшипниках 12 установлен соосно валу-шестерне 5 ведомый вал 13, выполненный заодно с зубчатым венцом 14. На шлицевом конце ведомого вала 13 установлен фланец 15 для присоединения карданного вала.

В картере 1 расположен механизм переключения передач коробки передач, включающий три штока с закрепленными на них вилками 16, шток 17 рычага переключения передач 18. Шток 17 расположен под углом 90° относительно оси ведомого вала 13 и установлен в опорах картера 1, расположенных поперечно с одной стороны от оси коробки отбора мощности, при этом ведомый вал 13 может быть расположен на одном уровне со штоком 17 или ниже его. Рычаг переключения передач 18 установлен на штоке 17 консольно.

Коробка отбора мощности работает следующим образом.

Ведущая шестерня 4 постоянно зацеплена с зубчатым венцом первичного вала автомобильной коробки передач, т.е. вращается всегда при работающем двигателе автомобиля и включенном сцеплении. Одновременно с ведущей шестерней 4 вращается зацепленный с ней вал-шестерня 5. В исходном состоянии зубчатая муфта 8 находится в крайнем левом положении и разъединена с зубчатым венцом 14 ведомого вала 13.

При подаче воздуха в пневмокамеру 9 зубчатая муфта 8 перемещается вправо, соединяя вал-шестерню 5 и ведомый вал 13, обеспечивая отбор мощности с передаточным отношением не менее i = 0,5.

Заявляемое техническое решение имеет простую конструкцию, обеспечивающую получение ускоряющей передачи.

Заявляемое техническое решение соответствует требованию промышленной применимости и возможно для реализации на стандартном технологическом оборудовании.

Коробка отбора мощности, содержащая картер, в котором расположены ведущая шестерня, установленная на оси, ведомый вал с ведомой шестерней, механизм управления ведомым валом, механизм переключения передач коробки передач, включающий штоки вилок включения передач и шток рычага переключения передач, расположенный под углом 90° относительно оси ведомого вала, отличающаяся тем, что шток рычага переключения передач установлен в опорах картера, расположенных поперечно с одной стороны от оси коробки отбора мощности, при этом рычаг переключения передач установлен на штоке консольно, а ведомый вал с ведомой шестерней расположены на одном уровне со штоком рычага переключения передач или ниже его.



 

Похожие патенты:

Устройство коробки для отбора мощности относится к автомобилестроению, а именно к устройствам отбора мощности для привода технологического оборудования, устанавливаемого на автомобилях-вездеходах «ТРЭКОЛ».
Наверх