Составной коленчатый вал


7 F16C3/12 -

 

Сущность полезной модели: устройство содержит центральный вал (В) (1) с коренными шейками (КШ) (2) и (3), эксцентриками (Э) (4), (5) и (6), щеками (Щ) (7) и (8), соединенными между собой, и сквозным отверстием (О) (9), в котором размещен стяжной болт (СБ) (10). (О) (9) для (СБ) (10) выполнено центральным относительно оси вращения (11) (В) (1) с возможностью прохода (СБ) (10) через (КШ) (2) и (3), (Э) (4), (5) и (6) и (Щ) (7) и (8). (Э) (4), (5) и (6) выполнены с выступами (Вс) (12) на обеих торцовых поверхностях. (КШ) (2) и (3) и (Щ) (7) и (8) выполнены с впадинами (13) на торцовых поверхностях, взаимодействующими с соответствующими (Вс) (12) (Э) (4), (5) и (6). (СБ) (10) установлен в (О) (9) с возможностью осевой фиксации посредством штифта (14).

Полезная модель относится к области машиностроения, а именно к составным коленчатым валам, преимущественно для приводов поршневых насосов.

Известен составной коленчатый вал, содержащий соединенные между собой коренные и шатунные шейки со щеками (см. а. с.СССР №365493, кл. F 16 С 3/10, опубл. в бюл. №6 за 1973 год).

В известном устройстве соединение выполнено сварным. Недостатком данной конструкции является большая вероятность получения концентрации напряжения, что снижает надежность вала, а также трудоемкость замены сломанного элемента коленчатого вала без изготовления вала вновь.

Известен также составной коленчатый вал, преимущественно для привода поршневого насоса, содержащий центральный вал с коренными шейками, эксцентриками и щеками, соединенными между собой (см. а.с.СССР №667710,кл. F 16 С 3/10, опубл. в бюл. №22 за 1979 год).

Недостатком известного вала является сложность и недостаточная технологичность его изготовления за счет изготовления сборных эксцентриков и серпообразных щек.

Известен также наиболее близкий к заявляемому техническому решению по технической сущности и достигаемому результату составной коленчатый вал, преимущественно для привода поршневого насоса, содержащий центральный вал с коренными шейками, эксцентриками, щеками, соединенными между собой, и сквозным отверстием, в котором размещен стяжной болт (см. а.с.СССР №621907, кл. F 16 С 3/04, опубл. в бюл. №32 за 1978 год).

Недостатком известного вала является сложность и недостаточная технологичность изготовления и сборки. Кроме того, в устройстве стяжной

болт работает на изгиб за счет его размещения в эксцентричном сквозном отверстии, что дополнительно нагружает его.

В основу заявляемого технического решения положена задача создания составного коленчатого вала, который был бы простым и технологичным в изготовлении и сборке и позволял бы экономить материальные и трудовые затраты на ремонт при поломке вала путем замены сломанной детали вала, а не вала целиком.

Техническим результатом заявляемой полезной модели является упрощение конструкции, повышение технологичности изготовления и сборки, уменьшение затрат на ремонт.

Указанный технический результат достигается тем, что в составном коленчатом вале, преимущественно для привода поршневого насоса, содержащем центральный вал с коренными шейками, эксцентриками, щеками, соединенными между собой, и сквозным отверстием, в котором размещен стяжной болт, сквозное отверстие выполнено центральным относительно оси вращения вала (коренных шеек) с возможностью прохода стяжного болта через коренные шейки, эксцентрики и щеки, при этом эксцентрики выполнены с выступами на торцовых поверхностях, а коренные шейки и щеки - с впадинами на торцовых поверхностях, взаимодействующими с соответствующими выступами эксцентриков, причем стяжной болт установлен в сквозном отверстии с возможностью осевой фиксации.

На фиг.1 изображен заявляемый составной коленчатый вал, продольный разрез, на фиг.2 - разрез А-А на фиг.1; на фиг.3 - разрез Б-Б на фиг.1; на фиг.4 - разрез В-В на фиг.1.

Составной коленчатый вал содержит центральный вал 1 с коренными шейками 2 и 3, эксцентриками 4, 5 и 6, щеками 7 и 8, соединенными между собой, и сквозным отверстием 9, в котором размещен стяжной болт 10. Сквозное отверстие 9 для размещения стяжного болта 10 выполнено центральным относительно оси вращения 11 вала 1, то есть оси коренных шеек

2 и 3, с возможностью прохода стяжного болта 10 через коренные шейки 2 и 3, эксцентрики 4, 5 и 6 и щеки 7 и 8. При этом каждый эксцентрик 4, 5 и 6 выполнен с выступами 12 на обеих торцовых поверхностях, а коренные шейки 2 и 3 и щеки 7 и 8 выполнены с впадинами 13 на торцовых поверхностях, взаимодействующими с соответствующими выступами 12 эксцентриков 4, 5 и 6. Стяжной болт 10 установлен в сквозном отверстии 9 с возможностью осевой фиксации, например штифтом 14, и закреплен гайкой 15. Составной коленчатый вал работает следующим образом. В процессе эксплуатации составного коленчатого вала могут произойти его поломки. Места поломок могут быть различны: по щеке 7 и 8, по середине шатунной шейки, то есть эксцентрика 4, 5 и 6, при переходе эксцентрика 4, 5 и 6 в щеки 7 и 8 или коренные шейки 2 и 3. При ремонте составного коленчатого вала изготавливают лишь его сломанные детали и, сняв последние, заменяют их новыми. При этом не требуется изготовление вала целиком, что экономит материальные и трудовые затраты. Причем все входящие в вал детали просты по конструкции, технологичны в изготовлении и могут быть изготовлены на любом токарном станке, в частности на универсальном токарном станке с четырехкулачковым патроном.

Составной коленчатый вал, преимущественно для привода поршневого насоса, содержащий центральный вал с коренными шейками, эксцентриками, щеками, соединенными между собой, и сквозным отверстием, в котором размещен стяжной болт, отличающийся тем, что сквозное отверстие для размещения стяжного болта выполнено центральным относительно оси вращения вала с возможностью прохода стяжного болта через коренные шейки, эксцентрики и щеки, при этом эксцентрики выполнены с выступами на обеих торцовых поверхностях, а коренные шейки и щеки выполнены с впадинами на торцовых поверхностях, взаимодействующими с соответствующими выступами эксцентриков, причем стяжной болт установлен в сквозном отверстии с возможностью осевой фиксации.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к автомобилестроению, а именно к устройствам отбора мощности для привода вспомогательных агрегатов двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к компрессоростроению, в частности к роторно-шестеренчатым компрессорам

Полезная модель относится к конструкциям коленчатых валов небольших размеров для агрегатов типа насосов, компрессоров, двигателей внутреннего сгорания малой мощности

Полезная модель относится к области машиностроения, преимущественно к компрессоростроению
Наверх