Арматура устьевая для нагнетательных скважин
Полезная модель относится к нефтяной промышленности, в частности к оборудованию устья нагнетательных скважин. Технической задачей создания полезной модели являются повышение надежности работы в зимнее время за счет сокращения застойных зон (без движения воды) в технологических каналах и в патрубках устьевой арматуры, а также облегчение установки и снятия арматуры в сборе (без ее разборки). Новым является то, что в арматуре устьевой для нагнетательных скважин, включающей трубную головку, переводник и тройник в едином корпусе, в котором выполнены технологические каналы (отверстия), согласно предлагаемой полезной модели, напорная линия водовода присоединена к центральному каналу через механически регулируемый штуцер, а застойные зоны патрубков снабжены пробками с возможностью слива воды и замены ее на антифриз, причем фланец центрального канала снабжен муфтой с возможностью присоединения подъемного патрубка.
Полезная модель относится к нефтяной промышленности, в частности, к оборудованию устья нагнетательных скважин.
Известна устьевая арматура, включающая трубную головку для присоединения к обсадной колонне и шиберные задвижки [Миронов Е.А., Закачка промысловых сточных вод в продуктивные и поглощающие горизонты, М:, «Недра», 1971, с.130].
Недостатком известного устройства являются низкая надежность из-за применения большого числа соединений, работающих под давлением, большая металлоемкость и возможность замерзания воды в застойной зоне.
Наиболее близкой к предлагаемой полезной модели является арматура устьевая для нагнетательных скважин, включающая трубную головку, переводник и тройник в единой детали (корпусе), в которой выполнены технологические каналы (отверстия) для присоединения напорной, выкидной и центральной линий, и на которых расположены концевые задвижки [Свидетельство на полезную модель №29088].
Недостатком известной полезной модели является низкая надежность в зимнее время из-за возможности замерзания воды в застойных зонах устьевой арматуры, а также большая металлоемкость.
Технической задачей создания полезной модели являются повышение надежности работы устройства в зимнее время за счет сокращения застойных зон
воды в технологических каналах и в патрубках устьевой арматуры, а также облегчение установки и снятия арматуры в сборе (без разборки).
Техническая задача решается за счет того, что в арматуре устьевой для нагнетательных скважин, включающей трубную головку, переводник и тройник в едином корпусе, в котором выполнены технологические каналы (отверстия), согласно предлагаемой полезной модели, напорная линия водовода присоединена к центральному каналу через механически регулируемый штуцер, а застойные зоны патрубков снабжены пробками на фланцах с возможностью удаления воды и замены ее на антифриз. Кроме того, фланец центрального канала снабжен муфтой с возможностью присоединения подъемного патрубка.
Сутью данного предложения является ликвидация застойных зон воды в арматуре, a там, где это невозможно предусмотрена замена воды на антифриз и облегчение снятия и установки арматуры в сборе (без ее разборки).
На фигуре изображена арматура устьевая для нагнетательных скважин. Арматура устьевая для нагнетательных скважин, включает трубную головку, переводник для подвески колонны НКТ в едином корпусе 1, центральный канал 2 с концевой задвижкой 3, связанный с НКТ, выкидной канал 4 с концевой задвижкой 5, связанный с затрубным пространством, механически регулируемый штуцер 6 на напорной линии 7 и патрубок с фланцем 8, который снабжен пробкой 9 для слива воды и замены на антифриз. Арматура в сборе установлена на колонный фланец 10. Фланец 11 центрального канала 2 снабжен муфтой 12. Муфта 12 установлена на фланец 11 с возможностью присоединения подъемного патрубка (на фигуре не показан).
После проведения технологических операций, исследовательских и ремонтных работ, то есть перед включением рабочего режима закачки воды в скважину арматуру в сборе с помощью подъемного патрубка, присоединенного к муфте 12, устанавливают на колонный фланец 10. Напорную линию 7 присоединяют к центральному каналу 2. Концевую задвижку 5 на выкидной линии закрывают, воду из патрубка 8 удаляют и замещают антифризом (нефтью) через пробку на фланце 9. В рабочем режиме закачиваемая вода поступает в скважину (показано стрелками) через напорную линию 7 водовода, механически регулируемый штуцер 6 в центральный технологический канал 2 с концевой
задвижкой 3 и далее в колонну НКТ (на фигуре не показана) в едином корпусе 1. Механически регулируемый штуцер 6, изготовленный, например, по патенту РФ №2222695 или №2230885, позволяет точнее регулировать подачу закачиваемой воды, и обладает существенно меньшей металлоемкостью, чем существующие задвижки. В рабочем режиме концевая задвижка 3 открыта, концевая задвижка 5 закрыта, механически регулируемый штуцер 6 открыт и точно отрегулирован на необходимый расход закачиваемой воды.
Использование предлагаемого устройства повышает надежность работы в зимнее время за счет сокращения бездействующих технологических каналов и застойных зон (без движения воды) в корпусе, и патрубках устьевой арматуры, а также уменьшает металлоемкость. Кроме того, муфта с подъемным патрубком, которые установлены на фланце центрального канала, позволяют снимать и устанавливать арматуру в сборе, то есть без ее разборки. Дополнительный технический результат - точное регулирование расхода закачиваемой воды в скважину.
Арматура устьевая для нагнетательных скважин, включающая трубную головку, переводник и тройник в едином корпусе, в котором выполнены технологические каналы, отличающаяся тем, что напорная линия присоединена к центральному каналу через механически регулируемый штуцер, а застойные зоны патрубков снабжены пробками на фланцах для удаления воды и замены ее на антифриз, причем фланец центрального канала снабжен муфтой с возможностью присоединения подъемного патрубка.