Автономная электростанция

 

Полезная модель относится к электроэнергетике и, в частности, к автономным электростанциям, вырабатывающим электроэнергию стабильной частоты и стабильного напряжения при переменной скорости вращения первичного теплового двигателя, например, двигателя внутреннего сгорания. Задача, решаемая полезной моделью - снизить стоимость, массу и габариты устройства. Автономная электростанция содержит двигатель внутреннего сгорания, установленный на его валу синхронный генератор и преобразователь частоты на выходе синхронного генератора. В нее введен коммутатор, включенный между выходами синхронного генератора и преобразователя частоты. Полезная модель дополнительно предусматривает выполнение преобразователя частоты по схеме выпрямитель - инвертор и подключение накопителя в виде аккумуляторной батареи к выходу выпрямителя в составе преобразователя, а также параллельную работу синхронного генератора с дополнительно введенным синхронным генератором, установленным на валу гидро- или ветродвигателя, обеспечиваемую с помощью дополнительно введенного выпрямителя.

Область техники

Полезная модель относится к электроэнергетике и, в частности, к автономным электростанциям, вырабатывающим электроэнергию стабильной частоты и стабильного напряжения при переменной скорости вращения первичного двигателя внутреннего сгорания (ДВС). Такие электростанции находят применение, например, для автономного или резервного питания потребителей электроэнергии в тех районах, где централизованное электропитание отсутствует или недостаточно надежно.

Уровень техники

Известна автономная электростанция на базе ДВС и синхронного генератора, в которой стабилизация частоты тока генератора достигается стабилизацией скорости вращения первичного дизельного двигателя [1]. Недостатком устройства [1] является повышенный расход топлива, высокий уровень выбросов вредных веществ в атмосферу, повышенная степень закоксовывания дизельного двигателя.

Известна, выбранная в качестве прототипа, автономная электростанция, содержащая двигатель внутреннего сгорания, синхронный генератор, преобразователь частоты, установленный на выходе синхронного генератора и систему управления [2].

Стабилизация частоты и напряжения при переменной скорости вращения двигателя внутреннего сгорания в устройстве [2] обеспечивается соответствующими воздействиями системы управления на преобразователь частоты и па синхронный генератор.

Недостаток прототипа - повышенные стоимость и массогабаритные показатели, связанные с необходимостью использовать преобразователь частоты большой установленной мощности и соответствующими ей массой и габаритами.

Раскрытие полезной модели

Задача полезной модели - снизить стоимость, массу и габариты устройства.

Предметом полезной модели является автономная электростанция, содержащая двигатель внутреннего сгорания, установленный на его валу синхронный генератор и преобразователь частоты на выходе синхронного генератора, отличающаяся, согласно полезной модели, тем, что в нее введен управляемый коммутатор, включенный между выходами синхронного генератора и преобразователя частоты.

Это позволяет уменьшить установленную мощность преобразователя частоты и, соответственно, стоимость и массогабаритные показатели устройства в целом.

Полезная модель имеет развития.

Согласно первому из них преобразователь частоты может быть выполнен в виде последовательно включенных выпрямителя и инвертора.

Дальнейшее развитие предусматривает введение накопителя энергии и его подключение к выходу выпрямителя в составе преобразователя.

Согласно следующему развитию электростанция может дополнительно содержать ветряной или гидравлический двигатель и установленный на его валу синхронный генератор, который через дополнительно введенный выпрямитель подключен к выходу выпрямителя в составе преобразователя частоты.

Развития полезной модели позволяют обеспечить ее соответствие конкретным условиям и предъявляемым требованиям в частных случаях применения. Например, при коммутациях нагрузки, соизмеримой с мощностью двигателя, или при частых коммутациях нагрузки автономную электростанцию для дополнительного увеличения устойчивости и экономии топлива целесообразно снабдить выходным накопителем энергии в виде аккумуляторной батареи. При использовании в составе электростанции двигателя внутреннего сгорания совместно с двигателем,

работающем на возобновляемом источнике энергии, например ветродвигателем, целесообразно осуществить их параллельную работу на общую шину постоянного тока с использованием дополнительно введенного выпрямителя.

Краткое описание чертежей

На фиг.1 представлена блок-схема автономной электростанции с учетом развития полезной модели.

Осуществление полезной модели На блок-схеме показаны:

1 - двигатель внутреннего сгорания, например дизельный двигатель;

2 - синхронный генератор, установленный на валу 3 двигателя 1;

4 - преобразователь частоты на выходе генератора 2;

5 - выпрямитель в составе преобразователя 4;

6 - инвертор в составе преобразователя 4;

7 - управляемый коммутатор

8 - ветряной или гидравлический двигатель;

9 - синхронный генератор, установленный на валу двигателя 8;

10 - дополнительно введенный выпрямитель;

11 - накопитель энергии, например аккумуляторная батарея;

12 - шина постоянного тока;

13 - система управления, снабженная необходимыми датчиками (не показаны на фиг.1).

Устройство работает следующим образом.

Двигатель 1 приводит во вращение вал 3 с установленным на нем синхронным генератором 2.

Напряжение переменной частоты с выхода генератора 2 подается на преобразователь 4, выходные параметры которого определяются воздействиями системы 13.

Подавая соответствующие управляющие воздействия на генератор 2 и преобразователь 4, система 13 обеспечивает требуемые стабильные

значения напряжения и частоты на выходной шине 14, к которой подключается нагрузка электростанции.

Если величина нагрузки двигателя 1 не превышает некоторого значения, например, половины номинальной нагрузки, коммутатор 7 находится в отключенном состоянии. При этом электроэнергия на шину 14 поступает от инвертора 6.

При увеличении нагрузки до указанного значения система 13 управления включает коммутатор 7 и выводит из работы выпрямитель 5. В этом режиме нагрузка, подключенная к шине 14, питается электроэнергией непосредственно от генератора 2 и потери в преобразователе 4 исключаются.

Требуемая установленная мощность преобразователя 4 (и, соответственно, его габариты, масса и стоимость) при таком его использовании могут быть снижены.

В результате проведенных исследований было установлено, что основная экономия топлива от питания нагрузки через преобразователь частоты при переменной скорости вращения ДВС получается при нагрузках менее половины номинальной. Поэтому шунтировать преобразователь 4 коммутатором 7 целесообразно, начиная с этого значения нагрузки.

Преобразователь 4 частоты может быть выполнен по схеме непосредственного преобразования частоты или в виде последовательно включенных выпрямителя и инвертора.

В последнем случае к выходу выпрямителя 6 может быть подключен накопитель 11 в виде батареи аккумуляторов.

Накопитель 11 обеспечивает стабилизацию параметров в динамических режимах. Накапливая и возвращая энергию, он компенсирует скачки (пики, провалы) энергии, разгружая от них электростанцию. Это облегчает поддержание требуемых значений напряжения и скорости вращения при коммутациях нагрузки и, тем самым, обеспечивает

дополнительную экономию топлива, поскольку исключает «перегазовку» двигателя 1. В стационарных режимах накопитель 11 может быть использован в качестве резервного источника энергии.

В случае совместного использования двигателя 1 с двигателем 8, снабженным синхронным генератором 9, целесообразно объединить генераторы 2 и 9 для параллельной работы на шину 12 с помощью выпрямителя 10.

В этом случае система 13, воздействуя на регулятор подачи топлива двигателя 1, а также на напряжение обмоток возбуждения генераторов 2 и 9 и, в случае необходимости, на управление выпрямителем 10 и инвертором 6, может осуществлять перераспределение нагрузок генераторов 2, 9 и двигателей 1, 8 в широких диапазонах изменения скорости ветра и скоростей вращения ДВС. При разомкнутом коммутаторе 7 генераторы 2 и 9 работают параллельно на шину 12, а при замкнутом коммутаторе 7 - на шину 14, к которой генератор 9 подключается через выпрямитель 10 и инвертор 6.

Источники информации

1. П.А.Мещанинов. Автоматизация судовых электроэнергетических систем. Л., Судостроение, 1970, с.156-162.

2. Патент РФ №34817 на полезную модель. МПК H 02 J 3/00, 2003 г.

1. Автономная электростанция, содержащая двигатель внутреннего сгорания, установленный на его валу синхронный генератор и преобразователь частоты на выходе синхронного генератора, отличающаяся тем, что в нее введен управляемый коммутатор, включенный между выходами синхронного генератора и преобразователя частоты.

2. Автономная электростанция по п.1, отличающаяся тем, что преобразователь частоты выполнен в виде последовательно включенных выпрямителя и инвертора.

3. Автономная электростанция по п.2, отличающаяся тем, что к выходу выпрямителя подключен дополнительно введенный накопитель энергии.

4. Автономная электростанция по п.2 или 3, отличающаяся тем, что дополнительно содержит ветряной или гидравлический двигатель и установленный на его валу синхронный генератор, который через дополнительно введенный выпрямитель подключен к выходу выпрямителя в составе преобразователя частоты.



 

Похожие патенты:

Система измерения производительности и расхода топлива дизельных двигателей внутреннего сгорания ямз 236, ямз 238 относится к области измерительной техники и применяется на технике с двигателями внутреннего сгорания для увеличения ее производительности, сокращения расхода топлива и уменьшения износа.

Промышленная или бытовая ветряная электростанция для дачи, частного дома, промышленности (ветроэлектростанция) относится к энергетике, в частности к использованию энергии ветра для выработки электроэнергии. Ветроэлектростанция обеспечивает полноту использования энергии ветрового потока. Конструкция ветроэлектростанции создает возможность выработки электроэнергии и при низких скоростях ветра с достижением цикла устойчивости работы до 270-300 дней в году.

Изобретение относится к энергетике и может быть использовано для энергоснабжения объектов стабильной сетью переменного тока при переменной скорости вращения первичного двигателя

Предлагаемая полезная модель синхронного электрического генератора отличается от известных ротором, выполненным в виде 2-х магнитных торцевых систем и расположением П-образных ферромагнитных скоб.
Наверх