Навесная к тягачу фреза для рекультивации грунта на болотах

 

Полезная модель направлена на повышение технологичности и ремонтопригодности устройства. Указанный технический результат достигается тем, что навесная к тягачу фреза для рекультивации грунта на болотах, содержит раму П-образной формы в виде двух продольных параллельных балок и поперечной трубы с фланцами на концах, шарнирно соединенную свободными концами балок с корпусом тягача, а фланцами с левой и правой щеками с возможностью их поворота во фланцах. К гидросистеме тягача подключены два параллельно соединенные между собой гидроцилиндра, штоки которых шарнирно соединены с рамой фрезы, а их гильзы шарнирно соединены с тягачом. Привод фрезы выполнен гидравлическим от высокомоментного гидромотора, а барабан выполнен единой конструкцией из одной трубы и установлен одной своей стороной, посредством цапфы в подшипниковой опоре соответствующей щеки рамы, а другой стороной, посредством закрепленной в ступице зубчатой полумуфты с внутренними зубьями, установлен в полумуфте с бочкообразными наружными зубьями на ведущем валу гидромотора, который, в свою очередь, прикреплен ко второй щеке рамы. 10 з.п.ф., 21 илл.

Область техники, к которой относится полезная модель.

Полезная модель относится к мелиоративной технике и может быть использована в строительно-дорожной промышленности для ремонта дорог; в мелиорации, торфяной промышленности, сельском и лесном хозяйствах для рекультивации земель и, в частности, в нефтегазовой промышленности для устранения нефтяных загрязнений на болотах путем фрезерования и перемешивания верхнего слоя грунта с нефтяными пятнами с нижними слоями после предварительного разбрасывания на почву биодиструктора или других биологически активных компонентов.

Уровень техники.

В настоящее время не решена задача упрощения конструкции фрезы для рекультивации земель на болотах, в том числе задача упрощения ее привода. Не решена задача повышения надежности фрезы и предохранения ее привода, металлоконструкции и элементов гидросистемы подъема и опускания фрезы от перегрузок, особенно при работе в условиях пнистых болот. Также не решены задачи снижения энергоемкости процесса рекультивации земель, безопасности и культуры производства.

Известна навесная к тягачу фреза машины МТП-37 для рытья каналов на торфяных залежах слабой несущей способности (Л.Н.Самсонов. Фрезерование торфяной залежи. М., «Недра», 1985, стр. 153-155). Фреза выполнена в

виде шнека, расположенного сзади с наклоном вперед по направлению движения. С задней стороны фреза накрыта кожухом коробчатого сечения. Верхние витки шнека переходят в радиальные лопасти роторного метателя для выброса грунта в сторону. Фреза оснащена сменными ножами, образующими в сборе непрерывную режущую кромку по всему периметру спирали шнека. Установка фрезы осуществляется на двух радиальных и упорном подшипниках на неподвижной оси. Верхняя часть фрезы соединена зубчатой муфтой с быстроходным валом планетарного редуктора. Фреза подвешивается к раме тягача с помощью выносной рамы. Изменение положения фрезы при подъеме в транспортное положение и опускание в рабочее положение производится путем изменения наклона ее выносной рамы относительно рамы тягача с помощью двух гидроцилиндров и изменения наклона фрезы относительно выносной рамы посредством одного гидроцилиндра. Привод фрезы механический и осуществляется от коробки передач двигателя тягача через ее сквозной вал и три промежуточных карданных вала.

Недостатки фрезы машины МТП-37 (КПО) состоят в следующем:

1. Высокая энергоемкость, присущая всем шнековым землеройным органам.

2. Относительно низкая производительность работ при использовании фрезы для рекультивации, так как ее ширина захвата равна всего лишь ее диаметру.

3. Сложность конструкции из- за наличия относительно сложного редуктора в механическом приводе фрезы с системой подводящих к нему трех карданных валов и из-за наличия роторного метателя для выброса грунта.

4. Относительно низкая надежность конструкции из-за отсутствия в системе механического привода фрезы предохранительного элемента от его перегрузок при встрече с пнями на болоте и из-за отсутствия в гидросистеме подъема (опускания) фрезы элементов для предохранения гидроцилиндров и металлоконструкции от перегрузок при встрече с пнями.

5. Невозможность реверсирования вращения фрезы, снижающая универсальность ее применения.

Наиболее близким техническим решением к заявляемому объекту является фреза машины для валки и фрезерования в щепу мелколесья на болотах (патент на полезную модель №34062, A 01 G 23/06), которая выполнена в виде двух герметичных полых барабанов с поперечной горизонтальной осью вращения и установленными на их поверхности в кронштейнах тарельчатыми самозатачивающимися ножами. При этом каждый барабан отстоит друг от друга так, что между ними установлен закрепленный на раме с возможностью реверсирования его вращения конический редуктор, ведущий вал которого соединен посредством четырех карданных валов с валом отбора мощности тягача, а ведомый вал выполнен сквозным с установленными на обоих его концах зубчатыми полумуфтами. Кроме того, каждый барабан своим внешним краем посредством цапфы установлен в подшипниковой опоре рамы, а своей полумуфтой, закрепленной в ступице со стороны внутреннего края, установлен в соответствующей полумуфте на ведомом валу редуктора. Рама фрезы выполнена П-образной формы в виде двух продольных параллельных балок и поперечно установленной трубы. Она шарнирно соединена

с рамой тягача, в качестве которого применен болотоход. Подъем и опускание фрезы осуществляется с помощью двух гидроцилиндров, шток каждого из которых посредством оси шарнирно соединен с рамой, а гильза с помощью оси шарнирно соединена с рамой тягача. В верхней задней части фрезы на ее раме установлен массоотводчик с возможностью регулировки угла его наклона, относительно отбрасываемого фрезой материала. На конце массоотводчик имеет гибкое ограждение во всю его ширину, выполненное из полосы резины.

Недостатки рассматриваемого устройства применительно к его использованию в качестве фрезы для рекультивации грунта на болотах следующие:

1. Наличие относительно сложного механического привода фрезы с редуктором и системой подводящих к нему четырех карданных валов, а также двух зубчатых муфт.

2. Относительная сложность реверсирования фрезы из-за перестановки редуктора или перестановки в нем ведомой шестерни с последующим регулированием конического зацепления.

3. Относительная сложность фрезы, обусловленная наличием двух барабанов, вместо одного.

4. Относительно низкая надежность механического привода из-за отсутствия в нем предохранительного элемента от перегрузок, а также из-за работы карданных валов при больших углах их перегиба, близких к предельно допускаемым, что имеет место при опускании фрезы в рабочее положение, соответствующее максимальной величине заглубления фрезы.

5. Относительно низкая надежность металлоконструкции фрезы и ее гидроцилиндров из-за отсутствия предохранительного элемента от перегрузок в гидросистеме подъема и опускания фрезы при ее встрече с твердыми включениями в грунте, например, с пнями.

6. Недостаточное качество рекультивации земель из-за того, что зона между двумя барабанами фрезы, где установлен конический редуктор (зазор между барабанами), остается нефрезерованной.

7. Относительно высокая энергоемкость процесса рекультивации земель, обусловленная применением тарельчатых ножей.

8. Недостаточные безопасность работ, качество и культура производства из-за частичного выброса грунта и щепы от пней ножами фрезы вперед на ее раму и на хвостовую часть тягача через зазор между барабанами фрезы и расположенной в их верхней части трубой рамы.

Раскрытие полезной модели.

В основу полезной модели положены задачи:

- упрощение конструкции фрезы и ее привода;

- упрощение реверсирования привода фрезы;

- повышение надежности металлоконструкции фрезы, ее привода и гидроаппаратов;

- снижения энергоемкости рекультивации земель;

- повышение качества фрезерования;

повышение безопасности и культуры работы.

Поставленная цель достигается тем, что у навесной к тягачу фрезы для рекультивации грунта на болотах, содержащей раму П-образной формы в виде двух продольных параллельных балок и поперечной трубы с фланцами на концах, шарнирно соединенную свободными концами балок с корпусом тягача, а фланцами с левой и правой щеками с возможностью их поворота во фланцах; параллельно соединенные между собой и подключенные к гидросистеме тягача два гидроцилиндра, штоки которых шарнирно соединены с рамой фрезы, а их гильзы шарнирно соединены с тягачом; герметичный полый барабан с приводом от тягача, с поперечной горизонтальной осью вращения и равномерно установленными по окружности барабана и по его ширине самозатачивающимися режущими элементами - ножами, по одному ножу в плоскости резания и с перекрытием одного ножа другим; а также массоотводчик с гибким ограждением на конце, шарнирно установленный с возможностью регулирования угла наклона на раме фрезы во всю ширину ее барабана; привод фрезы выполнен гидравлическим от высокомоментного гидромотора, а барабан фрезы выполнен единой конструкцией из одной трубы и установлен одной своей стороной, например, левой, посредством цапфы в подшипниковой опоре левой щеки рамы, а другой стороной, например, правой, посредством закрепленной в ступице зубчатой полумуфты с внутренним зубчатым зацеплением, установлен в полумуфте с бочкообразными наружными зубьями на ведущем валу гидромотора, который, в свою очередь, прикреплен к правой щеке рамы. Гидропривод барабана фрезы выполнен от отдельной гидросистемы, гидромотор которой гидравлически соединен с установленным

на валу отбора мощности тягача регулируемым гидронасосом , причем между напорной и сливной гидролиниями гидросистемы параллельно друг другу установлены предохранительный и обратный (подпиточный) клапаны. Между зубчатой полумуфтой с наружными зубьями и крышкой гидромотора, на его валу, в самом начале, на шпонке установлено опорное кольцо с бочкообразной наружной поверхностью, которой оно посажено внутрь гладкой части полумуфты с внутренними зубьями. На пути трубопровода, подводящего гидравлическую жидкость от гидросистемы тягача к поршневым полостям гидроцилиндров, установлен предохранительный клапан, соединенный со сливом, а на пути трубопровода, подводящего жидкость от гидросистемы тягача к штоковой полости гидроцилиндров, установлен обратный (подпиточный) клапан. В каждой балке рамы фрезы выполнен продольный паз, внутри которого пропущена ось, соединенная со штоком каждого гидроцилиндра. Впереди гидромотора к правой щеке рамы фрезы жестко прикреплен защитный кожух гидромотора, выполненный на виде в плане в форме клина, повернутого острием вперед. К раме фрезы в передней части барабана во всю его ширину прикреплен кожух гнутой формы, выполненный из тонкой листовой стали. В качестве режущих элементов применены ножи проходного типа, в виде пластины из уголков, на горизонтальных полках каждого из которых выполнена режущая кромка со скосом, а на вертикальных кромках - отверстия для болтового соединения в гнездах барабана. Половина ножей барабана по отношению к своим гнездам повернута режущими кромками в левую сторону, а другая половина - в правую, причем на прямоугольной

развертке трубы барабана по ее образующей ножи установлены двумя параллельными клиньями, острие каждого из которых расположено в ее середине. Как вариант, на развертке трубы барабана ножи расположены в два ряда по ее диагоналям. Как вариант, на развертке трубы барабана ножи расположены в два параллельных ряда, наклоненных к ее образующей. Применение гидропривода фрезы позволило:

- упростить ее конструкцию за счет аннулирования механического привода с четырьмя карданными телескопическими валами, аннулирования конического редуктора, перехода от двух корпусов барабанов к одному и аннулирования одной пары полумуфт в приводе;

- упростить реверсирование фрезы, обеспечиваемое всего лишь перестановкой местами подводящего и отводящего шлангов гидромотора. Реверсирование необходимо для повышения универсальности фрезы, а также для освобождения рабочего органа от заклинивания в зазоре между барабаном и рамой инородных включений или непереработанных пней, входящих в состав болотистого грунта;

Применение в гидросхеме привода фрезы предохранительного и подпиточного (обратного) клапанов позволило повысить надежность его работы и предохранение от перегрузок при встрече, например, с пнями.

Применение в гидросхеме подъема и опускания фрезы также предохранительного и подпиточного (обратного) клапанов или, как вариант, пазов и взаимодействующих с ними осей, позволило повысить надежность металлоконструкции

рабочего органа и гидроцилиндров и их предохранение от перегрузок.

Применение в конструкции фрезы самозатачивающихся ленточных проходных ножей, по одному в плоскости резания, с перекрытием одного ножа другим, со скосом режущей кромки, с равномерной установкой ножей по диаметру и по ширине барабана и расположением половины ножей по отношению к своим гнездам в одну сторону, а другой половины - в противоположную, все это позволило снизить удельную энергоемкость рекультивации грунта.

Применение в конструкции фрезы переднего кожуха позволило защитить раму фрезы и хвостовую часть тягача от попадания на них твердых включений грунта и самого грунта и, тем самым, повысить безопасность работ и культуру производства.

Краткое описание чертежей.

Полезная модель поясняется следующими чертежами, где:

на фиг.1 - общий вид фрезы; вид сбоку;

на фиг.2 - общий вид фрезы; вид в плане;

на фиг.3 - соединение рамы фрезы с тягачом; сечение А-А на фиг.1;

на фиг.4 -соединение рамы фрезы с гидроцилиндром; сечение Б-Б на фиг.1;

на фиг.5 - соединение гидроцилиндра с рамой тягача; сечение В-В на фиг.1;

на фиг.6 - фланцевое соединение рамы фрезы с левой щекой; сечение Г-Г на

фиг.1;

на фиг.7 - вид сзади на барабан фрезы с ножами; вид А на фиг.1;

на фиг.8 - левая подшипниковая опора барабана фрезы; сечение Д-Д на фиг.1;

на фиг.9 - правая опора барабана фрезы в соединении с валом гидромотора; сечение Е-Е на фиг.2 (повернуто);

на фиг.10 - вид сверху на кожух гидромотора; узел 1 на фиг 2;

на фиг.11 - вид сбоку на кожух гидромотора; вид Б на фиг 2;

на фиг.12 - крепление массоотводчика и переднего кожуха фрезы к поперечной трубе ее рамы; узел II на фиг 1;

на фиг.13 - крепление к массоотводчику фрезы гибкого ограждения; узел III на фиг 1;

на фиг.14 - крепление переднего кожуха фрезы к левой щеке ее рамы; вид В на фиг.1;

на фиг.15 - поперечный разрез барабана фрезы; разрез Ж-Ж на фиг.7;

на фиг.16 - схема установки ножей на развертке барабана по его образующей;

на фиг.17 - то же, как вариант;

на фиг.18 - то же, как вариант;

на фиг.19 - принципиальная гидравлическая схема привода барабана 4)резы от гидромотора;

на фиг.20 - принципиальная гидравлическая схема присоединения гидроцилиндров фрезы к гидросистеме тягача;

на фиг.21 - вариант подсоединения гидроцилиндров фрезы к ее раме; узел IV на фиг.1.

Осуществление полезной модели.

Фреза для рекультивации грунта состоит из рамы, выполненной в виде двух продольно установленных параллельных балок 1 (фиг.1, 2), верхние концы которых посредством осей 2 (фиг.3) соединены с рамой 3 болотного тягача (последний не показан). К каждой балке 1 в средней ее части с помощью оси 4 (фиг.4) прикреплен шток гидроцилиндра 5, гильза которого посредством оси 6 (фиг.5) соединена с рамой 3 болотного тягача. Нижние концы балок 1 жестко соединены между собой поперечно установленной трубой 7 с приваренными к ее торцам фланцами 8 (фиг.6). К фланцам 8 с помощью болтовых соединений 9 прикреплены левая щека 10 и правая щека 11 (фиг.7). Барабан 12 фрезы шириной Lб выполнен герметичным и полым из трубы с наружным диаметром Dб и своей левой стороной установлен в сферическом подшипнике 13 (фиг.8). Подшипник 13, в свою очередь, закреплен в левой щеке 10. Правой частью барабан 12 соединен с валом высокомоментного гидромотора 14 (фиг.9) посредством зубчатой муфты, состоящей из полумуфты 15с наружными бочкообразными зубьями, установленной непосредственно на валу гидромотора 14 с помощью шпонки 16, и полумуфты 17 с внутренними зубьями. Полумуфта 17 запрессована внутрь барабана 12. В свою очередь, гидромотор 14 закреплен своим фланцем с помощью болтового соединения 18 в нижней части правой щеки 11. Между полумуфтой 15 и фланцем гидромотора 14, на его валу, в самом его начале, на шпонке 16 установлено опорное кольцо 19 с бочкообразной наружной поверхностью.

Опорное кольцо 19 своей наружной поверхностью по посадке с зазором сцентрировано с внутренней поверхностью полумуфты 17.

Впереди гидромотора 14 к правой щеке 11 жестко прикреплен кожух 20, выполненный на виде в плане в форме клина, который расположен острием вперед (фиг.10, 11). На трех соосно расположенных относительно друг друга осях 21, установленных в приваренные сверху к трубе 7, соответственно, три кронштейна 22, закреплен задний кожух фрезы 23. Он выполнен гнутой формы из тонкой листовой стали и установлен над барабаном 12 во всю его ширину с возможностью поворота вокруг оси 21 и фиксацией от поворота с помощью пальца 24 (фиг.12). На конце заднего кожуха 23 во всю его ширину с помощью болтовых соединений 25 прикреплено гибкое ограждение 26, выполненное, например, из полосы резины (фиг.13). К трубе 7 в ее передней части и к щекам 10, 11 посредством болтовых соединений 27 прикреплен передний кожух фрезы 28 гнутой формы (фиг.14), выполненный из тонкой листовой стали по всей ширине барабана 12. К наружной поверхности барабана 12 приварены гнезда 29 (фиг.15), к которым с помощью болтовых соединений 30 прикреплены съемные ножи 31 проходного типа Г-образной формы (см. также фиг.7, 8). Режущая кромка каждого ножа 31 имеет наплавку из твердого сплава и выполнена со скосом. Ножи 31 установлены по одному в плоскости резания равномерно по всей поверхности барабана 12, с перекрытием в поперечном направлении одного ножа другим на величину «1» (фиг.16). Половина ножей барабана 12 по отношению к своим гнездам 29 повернута режущими кромками в левую сторону, а другая половина - в правую.

На прямоугольной развертке трубы барабана 12 по ее образующей ножи 31 расположены двумя параллельными клиньями, острие каждого из которых расположено в ее середине.

Как вариант, возможно расположение ножей на развертке трубы барабана двумя пересекающимися рядами по ее диагоналям (фиг.17).

Как вариант, возможно расположение ножей на развертке трубы барабана в два параллельных ряда, наклоненных к ее образующей (фиг.18).

Привод гидромотора 14 осуществляется от регулируемого гидронасоса 32, который установлен на валу отбора мощности (ВОМ) тягача (фиг.19). Элементы гидросистемы привода гидромотора 14 установлены на тягаче и включают в себя кроме гидронасоса 32 бак 33, всасывающий и сливной фильтры 34, 35, установленные, соответственно, на входе и выходе гидролинии, а также предохранительный и обратный (подпиточный) клапаны 36,37, которые установлены параллельно друг другу между напорной и сливной гидролиниями. Гидроцилиндры 5 фрезы запитаны от гидросистемы тягача. На пути трубопровода 38 (фиг.20), подводящего гидравлическую жидкость к поршневым полостям гидроцилиндров 5, установлен предохранительный клапан 39, соединенный со сливом жидкости, а на пути трубопровода 40, подводящего жидкость к штоковой полости гидроцилиндров 5, установлен подпиточный клапан 41.

Как вариант, вместо установки клапанов 39, 41, в каждой балке 1 рамы фрезы может быть выполнен паз 42 длиной «h» (фиг.21), величина которой

зависит от заданной глубины фрезерования «Н» (см. фиг.1), а внутри паза 42 пропущена ось 4, соединяющая шток гидроцилиндра 5 с балкой 1.

Навесная на тягаче фреза для рекультивации грунта на болотах работает следующим образом.

При передвижении тягача включают в работу его вал отбора мощности. При этом начинает вращаться регулируемый гидронасос 32, который создает давление в гидролинии, заставляет вращаться гидромотор 14 и поддерживает постоянную мощность фрезерования независимо от нагрузки на рабочем органе (см. фиг.19). Гидромотор 14 посредством шпонки 16 (см. фиг.9) передает крутящий момент через полумуфту 15 и входящую с ней в зацепление полумуфту 17 на барабан 12 с кронштейнами 29 и ножи 31 (см. фиг.7, 15).

Далее, с помощью гидроцилиндров 5 переводят фрезу из транспортного положения в рабочее и заглубляют ее в болотистый грунт на заданную глубину «Н» (см. фиг.1). При этом штоки гидроцилиндров 5 выдвигаются, и происходит поворот последних на осях 6 (см. фиг.5), а балок 1 рамы фрезы на осях 2 (см. фиг.3) относительно рамы тягача 3, а также поворот балок 1 на осях 4 относительно штоков гидроцилиндров 5 (см. фиг.4).

Регулирование величины заглубления «Н» фрезы в грунт в процессе е работы производится изменением длины выдвижения штоков гидроцилиндров 5.

Дополнительное регулирование величины заглубления фрезы в грунт, расширяющее диапазон регулирования, производится до ее работы и достигается изменением углового положения левой и правой щек 10, 11 относительно

балок 1 (см. фиг.1, 6, 7) путем поворота щек 10, 11 во фланцах 8 трубы 7 относительно ее оси в ту или другую сторону при предварительном демонтаже болтового соединения 9.

При поступательном и вращательном движениях барабана 12 происходит фрезерование грунта ножами 31. При попутном фрезеровании (фрезерование сверху-вниз) ножи 31 захватывают грунт определенной толщиной стружки, срезают его, транспортируют по траекториям своего движения и отбрасывают на массоотводчик 23 и его гибкое ограждение 26. Отражаясь от последних и перемешиваясь в процессе фрезерования, грунт расстилается сзади фрезы в переработанном виде. Некоторые частицы грунта, которые не успели сразу отделиться от ножей 31 барабана 12, пролетают под трубой 7 рамы фрезы (см. фиг.1), и задерживаются передним кожухом 28. Кожух 28 не позволяет частицам грунта попадать на балки 1 рамы фрезы и раму 3 тягача.

Изменение углового положения заднего кожуха 23 с гибким ограждением 26 относительно каждой оси 21 при рекультивации грунта производят, в связи с изменением глубины фрезерования, путем предварительного демонтажа каждого пальца 24, поворота кожуха 23 в ту или другую сторону до совмещения его отверстия с соответствующим отверстием в кронштейне 22 и обратной установки пальца 24 на новое отверстие.

Гибкое ограждение 26 при большом угле поворота заднего кожуха 23 по часовой стрелке (см. фиг.1) соприкасается с поверхностью грунта, изгибается и снижает сопротивление передвижения рабочего органа.

Кожух 20 защищает от повреждений переднюю часть корпуса гидромотора 14, выступающую за пределы правой щеки 11, при встрече на ее пути посторонних твердых включений или пней, входящих в структуру болотистого грунта (см. фиг.10, 11). Клинообразная форма кожуха 20 снижает сопротивление его передвижения. Работая по типу отвала, кожух 20 отводит пни и посторонние включения в правую сторону от гидромотора 14.

Радиальные нагрузки, действующие на барабан 12 во время работы фрезы, воспринимаются с левой стороны подшипником 13, а с правой - валом гидромотора 14 через опорное кольцо 19. Установка опорного кольца 19 в начале вала гидромотора 14 обеспечивает уменьшение действующих на него изгибающих напряжений.

Сферический подшипник, с одной стороны, и бочкообразная опорное кольцо 19, с другой стороны, компенсируют несоосность установки барабана 12 в его опорах в процессе работы.

Установка на барабане 12 фрезы только по одному ножу 31 в плоскости резания (см. фиг.16-18) снижает энергоемкость процесса фрезерования за счет увеличения толщины слоя грунта (стружки), срезаемого одним ножом (см. график зависимости удельного сопротивления резания от толщины срезаемой стружки. Л.Н.Самсонов. Фрезерование торфяной залежи. М., недра, 1985, стр. 58).

Установка ножей 31 по ширине барабана 12 с перекрытием одного ножа относительно другого на величину «1», определяемую их износом за весь

срок эксплуатации, обеспечивает равномерное фрезерование грунта без пропусков по ширине фрезы.

Равномерное распределение ножей 31 по окружности барабана 12 и по его ширине - снижают динамические нагрузки в приводе фрезы и повышают равномерность ее работы, так как в контакт с грунтом постепенно вступает по одному ножу 31.

Скос режущей кромки на каждом ноже 31 также повышает равномерность работы фрезы, так как он вступает в контакт с грунтом не сразу, а постепенно.

Установка ножей 31, вступающих в контакт с грунтом, попарно, с разворотом их режущих кромок скосами в противоположные стороны, устраняет осевые нагрузки, действующие на опоры барабана 12.

При работе фрезы в условиях пнистого болота и встрече ее ножей 31 с пнями, предохранительный клапан 36 (см. фиг.19) срабатывает, стравливая гидравлическую жидкость через сливной фильтр 35 из напорной гидролинии в бак 33, тем самым снижая давление и динамические нагрузки в приводе и предохраняя гидроаппараты от поломок. Обратный (подпиточный) клапан 37 срабатывает при остановке фрезы или замедлении ее вращения и подпитывает напорную гидролинию от сливной, чтобы не было разрыва потока.

При встрече фрезы с пнем от появления повышенной нагрузки на рабочем органе резко повышается давление в поршневых полостях гидроцилиндров 5 и срабатывает предохранительный клапан 39 (см. фиг.20). Гидрожидкость, при этом, перетекает через линию 38 и клапан 39 из поршневых полостей

гидроцилиндров 5 на слив в бак тягача. Через обратный (подпиточный) клапан 41 и линию 40 производится подача гидрожидкости в штоковые полости гидроцилиндров 5, что предупреждает появление в них вакуума и разрыва потока. При выходе гидрожидкости из поршневых полостей гидроцилиндров 5 на слив барабан 12 приподнимается над пнем и перескакивает через него, что гидравлически предохраняет рабочий орган, его раму и гидроцилиндры 5 от чрезмерных перегрузок и поломок. После проезда пня барабан 12 фрезы снова заглубляют в грунт на величину «Н».

Вариант механического предохранения фрезы от поломок заключается в следующем. При встрече фрезы с пнем от его усилия барабан 12 приподнимается вверх на величину «Н», при этом паз 42 (см. фиг.21) вместе с балкой 1 движется относительно оси 4 на всю величину «h» до упора противоположным концом в ось 4. После проезда пня барабан фрезы под действием собственного веса автоматически опять опускается в грунт на прежнюю глубину «Н», при этом ось 4 перемещается относительно паза 42 до упора в его противоположный конец.

Навесная к тягачу фреза для рекультивации грунта на болотах изготовлена в ОАО «Тверьстроймаш» по чертежам авторов заявки на полезную модель и отправлена на испытания в производственные условия в Западную Сибирь.

1. Навесная к тягачу фреза для рекультивации грунта на болотах, содержащая раму П-образной формы в виде двух продольных параллельных балок и поперечной трубы с фланцами на концах, шарнирно соединенную свободными концами балок с корпусом тягача, а фланцами с левой и правой щеками с возможностью их поворота во фланцах, параллельно соединенные между собой и подключенные к гидросистеме тягача два гидроцилиндра, штоки которых шарнирно соединены с рамой фрезы, а их гильзы шарнирно соединены с тягачом, герметичный полый барабан с приводом от тягача, с поперечной горизонтальной осью вращения и равномерно установленными по окружности барабана и по его ширине самозатачивающимися режущими элементами – ножами, по одному ножу в плоскости резания и с перекрытием одного ножа другим, а также массоотводчик с гибким ограждением на конце, шарнирно установленный с возможностью регулирования угла наклона на раме фрезы во всю ширину ее барабана, отличающаяся тем, что ее привод выполнен гидравлическим от высокомоментного гидромотора, а барабан выполнен единой конструкцией из одной трубы и установлен одной своей стороной, посредством цапфы в подшипниковой опоре соответствующей щеки рамы, а другой стороной, посредством закрепленной в ступице зубчатой полумуфты с внутренними зубьями, установлен в полумуфте с бочкообразными наружными зубьями на ведущем валу гидромотора, который, в свою очередь, прикреплен ко второй щеке рамы.

2. Фреза по п.1, отличающаяся тем, что гидропривод барабана фрезы выполнен от отдельной гидросистемы, гидромотор которой гидравлически соединен с установленным на валу отбора мощности тягача регулируемым гидронасосом, причем между напорной и сливной гидролиниями гидросистемы параллельно друг другу установлены предохранительный и обратный клапаны.

3. Фреза по п.1, отличающаяся тем, что между зубчатой полумуфтой с наружными зубьями и крышкой гидромотора, на конце его вала на шпонке установлено опорное кольцо, которое своей наружной бочкообразной поверхностью по посадке с зазором сцентрировано на внутренней поверхности полумуфты с внутренними зубьями.

4. Фреза по п.1, отличающаяся тем, что в напорной гидролинии трубопровода, на пути от гидросистемы тягача к поршневым полостям гидроцилиндров, установлен предохранительный клапан, соединенный со сливом, а на пути трубопровода, подводящего жидкость от гидросистемы тягача к штоковой полости гидроцилиндров, установлен обратный (подпиточный) клапан.

5. Фреза по п.1, отличающаяся тем, что в каждой балке ее рамы выполнен продольный паз, внутри которого пропущена ось, соединенная со штоком каждого гидроцилиндра.

6. Фреза по п.1, отличающаяся тем, что впереди гидромотора к правой щеке рамы жестко прикреплен защитный кожух гидромотора, выполненный на виде в плане в форме клина, направленного острием вперед.

7. Фреза по п.1, отличающаяся тем, что к ее раме в передней части барабана во всю его ширину прикреплен кожух гнутой формы, выполненный из тонкой листовой стали.

8. Фреза по п.1, отличающаяся тем, что в качестве режущих элементов применены ножи проходного типа, в виде пластины из уголков, на горизонтальных полках каждого из которых выполнена режущая кромка со скосом, а на вертикальных кромках – отверстия для болтового соединения в гнездах барабана.

9. Фреза по п.1, отличающаяся тем, что половина ножей барабана по отношению к своим гнездам повернута режущими кромками в левую сторону, а другая половина – в правую, причем на прямоугольной развертке трубы барабана по ее образующей ножи установлены двумя параллельными клиньями, острие каждого из которых расположено в ее середине.

10. Фреза по п.9, отличающаяся тем, что на развертке трубы барабана ножи расположены двумя пересекающимися рядами по ее диагоналям.

11. Фреза по п.9, отличающаяся тем, что на развертке трубы барабана ножи расположены в два параллельных ряда, наклоненных к ее образующей.



 

Наверх