Масляная система газотурбинного двигателя

Авторы патента:

7 F02C7/06 -

 

Полезная модель относится к масляным системам, в частности к масляным системам газотурбинных двигателей, и может найти применение в авиадвигателестроении и других областях техники.В масляной системе газотурбинного двигателя, содержащей подключенную к магистралям нагнетания, откачки и суфлирования масляную полость опоры ротора и установленные в этих магистралях, соответственно, топливомасляный теплообменник, откачивающий насос и приводной центробежный суфлер, компенсационную емкость, сообщенную с магистралью суфлирования и гидравлически связанную с масляной полостью опоры ротора и откачивающим насосом, и маслобак, согласно полезной модели, выход центробежного суфлера связан со входом маслобака при помощи магистрали нагнетания или при помощи дополнительного откачивающего насоса, установленного в магистрали откачки и подключенного входом к выходу центробежного суфлера, а выходом - к маслобаку. Полезная модель позволяет повысить надежность работы масляной системы двигателя при эволюциях самолета.

Полезная модель относится к масляным системам, в частности к масляным системам газотурбинных двигателей, и может найти применение в авиадвигателестроении и других областях техники.

Известна масляная система газотурбинного двигателя, содержащая подключенную к магистрали нагнетания, откачки и суфлирования полость опоры ротора с маслосборником и установленные в этих магистралях, соответственно, топливомасляный теплообменник, откачивающий насос и приводной центробежный суфлер с линией сброса уловленного в нем ) масла, при этом система снабжена компенсационной емкостью, сообщенной с магистралью суфлирования и гидравлически связанной с маслосборником и откачивающим насосом (см. патент РФ №2117794, Кл. F02C 7/06, опубл. 20.08.1998).

Недостатком известной масляной системы является то, что при эволюциях самолета (например, в режиме перевернутого полета), снижается работоспособность масляной системы, что приводит к снижению надежности работы двигателя в целом.

Технический результат полезной модели - повышение надежности работы масляной системы двигателя при эволюциях самолета.

Указанный технический результат достигается тем, что в масляной системе газотурбинного двигателя, содержащей подключенную к магистралям нагнетания, откачки и суфлирования масляную полость опоры ротора и установленные в этих магистралях, соответственно, топливомасляный теплообменник, откачивающий насос и приводной центробежный суфлер, компенсационную емкость, сообщенную с магистралью суфлирования и гидравлически связанную с масляной

полостью опоры ротора и откачивающим насосом, и маслобак, согласно полезной модели, выход центробежного суфлера связан со входом маслобака при помощи магистрали нагнетания или при помощи дополнительного откачивающего насоса, установленного в магистрали откачки и подключенного входом к выходу центробежного суфлера, а выходом - к маслобаку.

На фиг.1 изображена схема масляной системы;

на фиг.2 - схема масляной системы с дополнительным откачивающим насосом.

Масляная система газотурбинного двигателя содержит подключенную к магистрали 1 нагнетания, магистрали 2 откачки и магистрали 3 суфлирования масляную полость 4 опоры ротора и установленные в этих магистралях 1,2, 3, соответственно, топливомасляный теплообменник 5, откачивающий насос 6 и приводной центробежный суфлер 7, компенсационную емкость 8, сообщенную с магистралью 3 суфлирования и гидравлически связанную с масляной полостью 4 опоры и откачивающим насосом 6, маслобак 9, нагнетающий насос 10, дополнительный откачивающий насос 11, сливную магистраль 12. В верхней части маслобака 9 расположен статический центробежный воздухоотделитель 13.

Работа масляной системы осуществляется следующим образом.

При запуске и работе двигателя масло из маслобака 9 по магистрали 1 нагнетания подается нагнетающим насосом 10 в топливомасляный теплообменник 5. Масло, охлажденное топливом в теплообменнике 5, поступает через форсунки в масляную полость 4 опоры ротора. Из масляной полости 4 опоры ротора масловоздушная смесь по сливной магистрали 12 и при помощи насоса 6 по магистрали 2 откачки масла возвращается в маслобак 9. Одновременно, из верхней части масляной полости 4 опоры по магистрали 3 суфлирования воздушно-масляная смесь отводится в центробежный суфлер 7, откуда, после сепарации воздух

сбрасывается в атмосферу, а масло поступает в маслобак 9 по магистрали 1 нагнетания.

При останове двигателя, когда производительность насоса 6 снижается, отработанное масло из масляной полости 4 опоры по сливной магистрали 12 поступает в компенсационную емкость 8, не допуская таким образом, переполнения полости опоры маслом и повышая, тем самым, надежность масляной системы. При этом, присутствующий в компенсационной емкости 8 воздух, который может препятствовать заполнению компенсационной емкости 8 маслом из масляной полости 4 опоры ротора, при помощи магистрали 3 суфлирования отводится к суфлеру 7, а потом в атмосферу.

При включении двигателя, масло из компенсационной емкости 8 откачивается насосом 6.

Возможен вариант, когда масло из центробежного суфлера 7 подается в маслобак 9 дополнительным откачивающим насосом 11 (см. фиг.2). В этом случае, возможен захват насосом 11 из центробежного суфлера 7 одновременно с маслом незначительного количество воздуха, тогда масло в смеси с незначительным количеством воздуха по магистрали 2 откачки подается в центробежный воздухоотделитель 13 маслобака 9. В центробежном воздухоотделителе 13 масло, отделяясь от воздуха, стекает в маслобак, а воздух через отверстия (на чертеже не показаны) воздухоотделителя 13 выходит в верхнюю часть маслобака и отводится в центробежный суфлер 7.

Система снабжена рядом клапанов (на чертеже не показаны), предназначенных для обеспечения надежной работы масляной системы.

Работа масляной системы рассмотрена на примере одной опоры ротора. Очевидно, что для других опор ротора работа масляной системы аналогична.

Масляная система газотурбинного двигателя, содержащая подключенную к магистралям нагнетания, откачки и суфлирования масляную полость опоры ротора и установленные в этих магистралях соответственно топливомасляный теплообменник, откачивающий насос и приводной центробежный суфлер, компенсационную емкость, сообщенную с магистралью суфлирования и гидравлически связанную с полостью опоры ротора и откачивающим насосом, и маслобак, отличающаяся тем, что выход центробежного суфлера связан со входом маслобака при помощи магистрали нагнетания или при помощи дополнительного откачивающего насоса, установленного в магистрали откачки и подключенного входом к выходу центробежного суфлера, а выходом - к маслобаку.



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к области компрессоростроения и к области мембранных газоразделительных систем, а именно - к системам охлаждения масла в контурах принудительного маслоснабжения и обогрева газоразделительных блоков

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, в частности к системам наземного контроля авиационного газотурбинного двигателя в составе самолета
Наверх