Авиационный тренажер

 

Авиационный тренажер может найти применение при создании самолетных и вертолетных тренажеров для обучения, переподготовки и поддержания профессиональной готовности летного и технического составов по отработке навыков запуска двигателей и контроля силовой установки. В авиационный тренажер, который включает в себя кабину реального летательного аппарата, содержащую штатные рычаги управления двигателями, указатели оборотов двигателей, температуры газов за турбинами, давления в гидросистеме, давления масла в двигателях и информационное табло разовых команд, введена персональная электронно-вычислительная машина, вход которой связан посредством аналого-цифрового преобразователя с дополнительно установленными электрическими датчиками рычагов управления двигателями, блоком переключателей и кнопкой "ложного запуска", а выход связан посредством цифро-аналогового преобразователя, электрических разъемов и усилителей сигналов с соответствующими указателями оборотов двигателей, температуры газов за турбинами, давления в гидросистеме, давления масла в двигателях и с информационным табло разовых команд, кроме этого в кабине установлены аудио колонки, связанные с персональной электронно-вычислительной машиной. Применение данной полезной модели позволит расширить дидактические (обучающие) возможности за счет привития навыков работы с реальным оборудованием кабины, закрепить в памяти обучаемого порядок действий с органами управления двигателями реального летательного аппарата, оценить правильность действий обучаемых при возникновении нерасчетных режимов работы двигателей, а также дает значительный экономический эффект за счет экономии ресурса двигателей, горючего и электроэнергии.

Полезная модель относится к области авиационной техники, может найти применение при создании самолетных и вертолетных тренажеров для обучения, переподготовки и поддержания профессиональной готовности летного и технического составов по отработке навыков запуска двигателей и контроля силовой установки.

Известен "Тренажер летчика", содержащий кабину с креслом летчика, снабженную механизмом перемещения, имитаторы органов управления, имитаторы динамики полета и бортовых систем, блок управления, имитаторы приборов и визуальной обстановки, сферический экран и проекторы небесной сферы и земной поверхности, устройства имитации динамических эффектов движения [1].

Известен "Авиационный тренажер", содержащий кабину с органами управления и контроля, кинематически связанную с исполнительными приводами, входы которых соединены с выходами органов управления, вычислительную систему и имитаторы внешней обстановки, выпуска шасси и установки их на замки выпущенного положения перед посадкой летательного аппарата [2].

Кроме этого известен авиационный тренажер, который используется в основном в авиационных военных частях, и включающий в себя кабину реального самолета [3].

В состав тренажера входят размещенные в кабине штатные рычаги управления двигателями, приборы контроля работы двигателей такие, как указатели оборотов двигателей, давления масла в двигателях, температуры газов за турбинами, давления в гидросистеме и информационное табло разовых команд.

По своему назначению и функциональным возможностям наиболее близким авиационным тренажером к заявленному объекту является

последний авиационный тренажер [3], который был принят авторами в качестве прототипа.

Вышеуказанные аналоги [1, 2] имеют недостаток, заключающийся в том, что они имеют низкие обучающие (дидактические) возможности из-за отсутствия возможности работы с реальным оборудованием в кабине летательного аппарата в части проведения тренажа по отработке навыков запуска двигателей и контроля силовой установки, а также требуют больших энергетических затрат и большого количества обслуживающего персонала.

С другой стороны, указанный прототип, обеспечивает высокие дидактические возможности за счет приближения имитируемых условий к реальным, но требует большого расхода ресурса двигателей и горючего.

Целью данной полезной модели является устранение указанных недостатков, т.е. создание простейшего экономичного авиационного тренажера по отработке навыков проверки (опробирования) двигателей с высокими дидактическими возможностями (без включения штатных двигателей).

Указанная цель достигается тем, что в авиационный тренажер, включающий в себя кабину реального летательного аппарата, в которой размещены штатные рычаги управления двигателями, указатели оборотов двигателей, температуры газов за турбинами, давления в гидросистеме, давления масла в двигателях и информационное табло разовых команд, введена персональная электронно-вычислительная машина (ПЭВМ), вход которой связан посредством аналого-цифрового преобразователя с дополнительно установленными электрическими датчиками рычагов управления двигателями, блоком переключателей и кнопкой "ложного запуска", а выход связан посредством цифро-аналогового преобразователя, электрических разъемов и усилителей сигналов с соответствующими указателями оборотов двигателей, температуры газов за турбинами, давления в гидросистеме, давления масла в двигателях и с информационным табло разовых команд.

Сущность предлагаемого технического решения поясняется структурной схемой авиационного тренажера на фиг.1.

Авиационный тренажер содержит кабину 1, в которой размещены штатные рычаги управления двигателями 2 с электрическими датчиками 3, блок переключателей 4, кнопка "ложного запуска" 5, информационное табло разовых команд 6, указатели оборотов двигателей 7, температуры газов за турбинами 8, давления в гидросистеме 9 и давления масла в двигателях 10.

Вне кабины (на борту летательного аппарата) установлены персональная электронно-вычислительная машина 11 с аналого-цифровым 12 и цифро-аналоговым 13 преобразователями, а также электрические разъемы 14-18 и усилители сигналов 19-23.

Кроме этого в кабине установлены аудио колонки 24 и 25, связанные с персональной электронно-вычислительной машиной.

Авиационный тренажер работает следующим образом. Обучаемый, опробывающий двигатели, при помощи блока переключателей 4 и рычагов управления двигателями 2 готовит двигатели к запуску и производит нажатием кнопки "ложного запуска" 5 "формальный" запуск, так как реально двигатели остаются в незапущенном состоянии. Аналоговые сигналы от блока переключателей 4 и электрических датчиков 3 поступают на вход аналого-цифрового преобразователя 12, который преобразует поступающие аналоговые сигналы в цифровую форму и передает их в ПЭВМ 11. В соответствии с заложенной программой ПЭВМ обрабатывает полученные сигналы, определяет значения параметров индексации в цифровой форме и передает их на вход цифро-аналогового преобразователя 13, который преобразует цифровые сигналы в аналоговую форму. Аналоговые сигналы с цифро-аналогового преобразователя 13 поступают через электрические разъемы 14-18 на входы усилителей сигналов 19-23, затем поступают на входы приборов, показывающих обороты двигателей 7, температуру газов за турбинами 8, давление в гидросистеме 9, давление масла в двигателях 10, а также на вход информационного табло разовых команд 6.

На протяжении всего времени проведения режима обучения посредством аудио колонок 24 и 25 имитируются шумовые эффекты от двигателей.

При необходимости инструктор посредством программы, заложенной в ПЭВМ 11, вводит показания приборов в кабине, характеризующие неисправную работу двигателей и систем летательного аппарата, и следит за правильностью действий обучаемого. Вся информация об изменении параметров работы двигателей и систем летательного аппарата, а также реакция обучаемого на изменения параметров фиксируется ПЭВМ 11.

Таким образом применение данной полезной модели позволяет расширить дидактические возможности за счет привития навыков работы с реальным оборудованием кабины, закрепить в памяти обучаемого порядок действий с органами управления двигателями реального летательного аппарата, оценить правильность действий обучаемых при возникновении нерасчетных режимов работы двигателей, а также дает значительный экономический эффект за счет экономии ресурса двигателей, горючего и электроэнергии.

Источники информации.

1. Авторское свидетельство СССР №906279 от 4.10.1980 г. Кл. G 09 B 9/08

2. Авторское свидетельство СССР №915624 от 13.07.1979 г. Кл. G 09 B 9/08

3. "Руководство по технической эксплуатации самолета МиГ-29" книга 3, 1986 г.

Авиационный тренажер, включающий в себя кабину реального летательного аппарата, в которой размещены штатные рычаги управления двигателями, указатели оборотов двигателей, температуры газов за турбинами, давления в гидросистеме, давления масла в двигателях, и информационное табло разовых команд, отличающийся тем, что в него введена персональная электронно-вычислительная машина, вход которой связан посредством аналого-цифрового преобразователя с дополнительно установленными электрическими датчиками рычагов управления двигателями, блоком переключателей и кнопкой "ложного запуска", а выход связан посредством цифроаналогового преобразователя, электрических разъемов и усилителей сигналов с соответствующими указателями оборотов двигателей, температуры газов за турбинами, давления в гидросистеме, давления масла в двигателях и с информационным табло разовых команд, кроме этого в кабине установлены аудиоколонки, связанные с персональной электронно-вычислительной машиной.



 

Наверх