Автоматическая система пожарной сигнализации и управления пожаротушением в подвижных транспортных средствах

 

Полезная модель относится автоматическим системам пожарной сигнализации и управления пожаротушением и может найти применение для организации автоматической пожарной сигнализации и управления установками пожаротушения в автомобилях, троллейбусах, тракторах, бронетанковой технике, самоходной строительной и сельскохозяйственной технике. Тепловые извещатели 1 соединены с центральным блоком управления 2, включающим устройство сбора информации 3, устройство контроля 4 всех составляющих системы, устройство управления 5 и блок памяти событий 6 (черный ящик). Центральный блок управления 2 соединен с ручным блоком 7 включения установок пожаротушения 9 и системой 8 запуска двигателя транспортного средства, установками пожаротушения 9, световым сигнализатором 10 и звуковым сигнализатором 11 и выполнен с возможностью перехода на ручной автономный режим управления с помощью ручного блока 7 включения установок пожаротушения 9 при включении системы 8 запуска двигателя транспортного средства. Предлагаемая система повышает вероятность обнаружения пожара, увеличивает ее надежность и обеспечивает безопасность людей, находящихся в транспортном средстве.

Полезная модель относится автоматическим системам пожарной сигнализации и управления пожаротушением и может найти применение для организации автоматической пожарной сигнализации и управления установками пожаротушения в автомобилях, троллейбусах, тракторах, бронетанковой технике, самоходной строительной и сельскохозяйственной технике.

Известны автоматические системы пожарной сигнализации и управления пожаротушением автотранспортного средства, включающие один или несколько датчиков пожара, соединенных через блок управления с электромагнитным клапаном, установленным на установке пожаротушения, выполненной в виде резервуара с огнетушащим средством (заявки Великобритании №2305120 и 2305121, Кл. А 62 С 3/00, 3/07, 1997 г.), при этом блок управления может работать как автоматическом, так и в ручном режиме.

В известных системах для перекрытия всей возможной площади возгорания с применением дискретных датчиков пожара требуется их большое количество и соответственно такое же количество элементов их крепления и подключения, при этом необходимо четко рассчитывать точки нахождения, т.к. при движении автотранспортного средства контролируемая датчиками область резко снижается из-за естественного охлаждения, что значительно усложняет известные системы и снижает надежность их работы.

Известна автоматическая система пожарной сигнализации и управления пожаротушением в автотранспортных средствах, включающая датчики пожара, установку пожаротушения, содержащую два резервуара с огнетушащим составом,

электромагнитный клапан, включающийся при срабатывании датчиков пожара, и звуковой сигнализатор пожара, срабатывающий одновременно с включением системы (заявка Великобритании №2307406, Кл. А 62 С 3/07, 1997 г.).

Известна автоматическая система пожарной сигнализации и управления пожаротушением в подвижных транспортных средствах, включающая дымовые датчики пожара, установку пожаротушения, содержащую резервуар с огнетушащим пенообразующим составом и резервуар с водой и связанную через электронный блок включения с датчиками пожара, воздушный компрессор, поддерживающий давление в обоих резервуарах, и выносную панель включения системы с звуковым и световым сигнализаторами (заявка Великобритании №2362099, Кл. А 62 С 3/07, 2001 г.).

Известна автоматическая система пожарной сигнализации и управления пожаротушения двигателя, включающая дымовой и тепловой датчики пожара, блок управления пожаротушения, установку пожаротушения и звуковой сигнализатор пожара, включающийся за несколько секунд, до срабатывания установки пожаротушения (патент США №5960888, Кл. А 62 С 3/07, 2000 г.).

Указанные выше системы не избегают уже названных недостатков и дополнительно не обеспечивают время на эвакуацию людей, находящихся в транспортном средстве, и подвергают их риску попасть под воздействие огнетушащих веществ, т.к. установки пожаротушения включаются одновременно со световым и/или звуковым сигнализатором.

Наиболее близкой по технической сущности к предлагаемой является автоматическая система пожарной сигнализации и управления пожаротушением в подвижных транспортных средствах, включающая датчики пожара, установленные в различных частях транспортного средства, центральный блок управления, соединенный

через устройство сбора информации с датчиками пожара, со звуковым и световым сигнализаторами пожара, установками пожаротушения и ручным блоком включения установок пожаротушения (заявка Франции №2808696, кл. А 62 С 3/07, 2001 г.). После срабатывания датчика пожара система автоматически включает установку пожаротушения, если водитель в течение определенного времени не включит вручную установку пожаротушения.

В известной системе также как и в других вышеуказанных системах, в которых установки пожаротушения автоматически включаются при срабатывании датчиков пожара, включение установок пожаротушения может произойти из-за ложного срабатывания датчиков пожара, что вызывает стрессовую ситуацию у людей и/или приводит к резкому ухудшению условий управления транспортным средством, что в свою очередь может привести к дорожно-транспортному происшествию (ДТП). Указанное снижает надежность систем и не обеспечивает безопасность людей, находящихся в защищаемом транспортном средстве.

Задачей настоящей полезной модели является создание системы с повышенной вероятностью обнаружения пожара, повышенной надежностью и обеспечивающей безопасность людей, находящихся в транспортном средстве.

Задача достигается тем, что в известной системе пожарной сигнализации и управления пожаротушением в подвижных транспортных средствах, включающей датчики пожара, соединенные через устройство сбора информации с центральным блоком управления, соединенным со звуковым и световым сигнализаторами пожара, установками пожаротушения и ручным блоком включения установок пожаротушении, центральный блок включает устройство сбора информации и дополнительно содержит устройство контроля всех составляющих системы и блок памяти событий и

непосредственно соединен с датчиками пожара, в качестве которых используют линейные тепловые извещатели, и с системой запуска двигателя транспортного средства и выполнен с возможностью перехода на ручной автономный режим управления установками пожаротушения при включенном двигателе транспортного средства.

Кроме того, линейный тепловой извещатель выполнен в виде двух покрытых термочувствительным материалом и изолированых им друг от друга проводника, свитых между собой с большим натягом и покрытых снаружи общей защитной оболочкой.

Преимущества предлагаемой автоматической системы заключается в следующем: использование линейных тепловых извещателей, длину которых можно выбирать и располагать вдоль всех поверхностей возможного возгорания транспортного средства, вместо точечных датчиков пожара, обнаруживающих пожар только в месте их расположения, обеспечивает высокую степень вероятности обнаружения пожара независимо от типа транспортного средства, скорости его движения, погодных условий.

Введение в центральный блок управления устройства контроля всех составляющих системы, осуществляющего постоянное тестирование работоспособности электронных узлов, исправности тепловых извещателей, цепей подключения установок пожаротушения, обеспечивает высокую степень надежности автоматической системы.

Благодаря тому, что в предлагаемой автоматической системе центральный блок управления содержит устройство контроля всех составляющих системы, исключающий возможность ложного срабатывания линейных тепловых извещателей, и он подключен к системе запуска двигателя с автоматическим переходом на ручной режим включения установок пожаротушения при включении двигателя транспортного средства, достигается возможность эвакуировать находящихся в нем людей до включения установок

пожаротушения и обеспечивается безопасность людей, находящихся в транспортном средстве.

Включение в центральный блок управления блока памяти событий позволяет восстановить и проанализировать работу всей системы во времени.

На фиг.1 приведена блок-схема предлагаемого устройства, включающего: тепловые извещатели 1, центральный блок управления 2, устройство сбора информации 3, устройство контроля 4 всех составляющих системы, устройство управления 5, блок памяти событий 6, ручной блок 7 включения установок пожаротушения, система 8 запуска двигателя транспортного средства, установки пожаротушения 9, световой сигнализатор 10, звуковой сигнализатор 11.

На фиг.2 приведен общий вид теплового извещателя, включающего внешнюю оболочку 12, стальные проводники 13, защитную оболочку 14 и термочувствительный материал 15.

Предлагаемое устройство включает тепловые извещатели 1, центральный блок 2 управления, устройство сбора информации 3, устройство контроля 4 всех составляющих системы, устройство управления 5, блок памяти событий 6, ручной блок 7 включения установок пожаротушения, система 8 запуска двигателя транспортного средства, установки пожаротушения 9, световой сигнализатор 10, звуковой сигнализатор 11.

Температурные извещатели 1 соединены с центральным блоком управления 2, включающим устройство сбора информации 3, устройство контроля 4 всех составляющих системы, устройство управления 5 и блок памяти событий 6 (черный ящик). Центральный блок 2 управления соединен с ручным блоком 7 включения установок пожаротушения 9 и системой 8 запуска двигателя транспортного средства, установками пожаротушения 9, световым сигнализатором

10 и звуковым сигнализатором 11 и выполнен с возможностью перехода на ручной автономный режим управления с помощью ручного блока 7 включения установок пожаротушения 9 при включении системы 8 запуска двигателя транспортного средства.

Тепловые извещатели 1 (фиг.2) включают внешнюю оболочку 12, стальные проводники 13, защитную оболочку 14 и термочувствительную материал 15. Во внешнюю оболочку 12 помещены покрытые общей защитной оболочкой 14 свитые между собой с большим натягом стальные проводники 13, каждый из которых покрыт термочувствительным материалом 15 и которые изолированы друг от друга этим материалом. В качестве защитной оболочки 14 используют поливинилхлорид, а в качестве термочувствительного материала 15 - термопластичный материал.

Предлагаемая автоматическая система работает следующим образом.

При заглушенном двигателе транспортного средства система работает в автоматическом режиме. При возгорании срабатывает тепловой извещатель 1 и сигнал о превышении температуры поступает от него в центральный блок 2 управления. Центральный блок 2 при получении сигнала от теплового извещателя 1 включает световой сигнализатор 10 и звуковой сигнализатор 11. По окончании определенного заданного времени (обычно до 30 сек) после поступления сигнала от теплового извещателя 1 центральный блок 2 управления подает команду на включение установок пожаротушения 9.

При включении двигателя транспортного средства сигнал о его включении с системы включения 8 поступает на центральный блок 2 управления и система автоматически переходит в ручной режим управления. При возгорании также как и в автоматическом режиме срабатывает тепловой извещатель 1 и сигнал о превышении

температуры поступает от него в центральный блок 2 управления, который при получении сигнала от температурного извещателя 1 включает световой сигнализатор 10 и звуковой сигнализатор 11. Включение установок пожаротушения 9 осуществляют вручную с помощью ручного блока 7 включения установок пожаротушения.

И автоматическом и в ручном режимах управления центральный блок 2 управления производит постоянно с помощью устройства контроля 4 всех составляющих системы тестирование работоспособности всех узлов системы, исправности цепей тепловых извещателей, цепей подключения установок пожаротушения с выдачей сигналов предупреждения о неисправности.

С помощью блока памяти событий 6, расположенного в центральном блоке 2 управления, восстанавливают последовательность работы всей системы уже после пожара.

1. Автоматическая система пожарной сигнализации и управления пожаротушением в подвижных транспортных средствах, включающая датчики пожара, устройство сбора информации с центральным блоком управления, соединенным со световым и звуковым сигнализаторами пожара, установками пожаротушения и блоком включения установок пожаротушения, отличающаяся тем, что центральный блок включает устройство сбора информации и дополнительно содержит устройство контроля всех составляющих системы и блок памяти событий и непосредственно соединен с датчиками пожара, в качестве которых используют линейные тепловые извещатели, и с системой запуска двигателя транспортного средства, и выполнен с возможностью перехода на ручной автономный режим управления установками пожаротушения при включенном двигателе транспортного средства.

2. Система по п.1, отличающаяся тем, что линейный тепловой извещатель выполнен в виде двух покрытых термочувствительным материалом и изолированных им друг от друга стальных проводников, свитых между собой с большим натягом и покрытых снаружи общей защитной оболочкой.



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к области отделения дисперсных частиц от газов и может быть использовано машиностроительной, нефтяной, газовой, химической и других отраслях промышленности

Насадка-распылитель для автоматической установки водяного-пенного пожаротушения и системы пожарной сигнализации относится к области пожарной техники и может быть использована для формирования и направления струи огнетушащего вещества при его подаче на очаг в процессе тушения пожара с использованием стационарной установки пожаротушения.

Полезная модель относится к устройствам автоматики, а точнее к автоматизированным системам противопожарной защиты, обеспечивающим решение задач пожарной безопасности объектов

Автоматизированная система противопожарной защиты, пожарной сигнализации и системы оповещения относится к устройствам автоматики, решающим задачи обеспечения пожарной безопасности промышленных объектов. Технический результат достигается в результате введения в систему автоматизированной противопожарной защиты тепловизора, модуля обнаружения пожароопасной ситуации и модуля предотвращения пожара.
Наверх