Надувная моторная лодка

 

Полезная модель относится к области судостроения, в частности к надувным моторным лодкам, предназначенным для туризма, прогулок и отдыха на воде, рыбалки, экспедиционных и спасательных работ, эксплуатации на горных реках. Надувная моторная лодка содержит корпус U-образной формы в плане, образованный незамкнутым контуром надувных бортов и носовой части. Присоединенное снизу к корпусу надувное днище, по меньшей мере, его часть, выполнена с осесимметричным продольным пазом M-образного профиля в поперечном сечении, включающим два канала. Паз выполнен таким образом, что точка, расположенная на центральной продольной оси паза, находится ниже самых высоких точек каналов, соответствующего поперечного сечения паза, и выше самых низких точек днища. Выполнение надувной моторной лодки с осесимметричным продольным пазом M-образного профиля в ее поперечном сечении, позволяет повысить эксплуатационные характеристики лодки, а именно увеличить ее проходимость и устойчивость на воде, снизить риск повреждения винта мотора на мелководье и каменистых участках водоема, получить более стабильную работу мотора за счет развоздушивания центральной части водоводного канала. 12 з.п. ф-лы, 7 илл.

Полезная модель относится к области судостроения, в частности к надувным моторным лодкам, предназначенным для туризма, прогулок и отдыха на воде, рыбалки, экспедиционных и спасательных работ, эксплуатации на горных реках.

Известна моторная лодка (RU 114026 U1, B63B 35/73, 10.03.2012), представляющая собой конструкцию, которая содержит корпус, образованный соединенными между собой надувными баллонами, тканевое днище, борта, прикрепленные к баллонам при помощи сборочных внутренних полос и наружных сборочных внутренних полос, корпус при этом выполнен прямой, дугообразной или трапециевидной формы, в зависимости от расположения баллонов, образующих палубу и фальшборта.

Недостатком данной конструкции лодки и, в частности, формы корпуса является невозможность получить стабильный плотный незавоздушенный поток воды по центру днища, куда ставится винт мотора и, как следствие нестабильность работы мотора. Опускание винта ниже требует дополнительных усилий и при этом снижает проходимость лодки на мелководье. Кроме того, тканевое днище из-за отсутствия необходимой жесткости может парусить и срывать поток воды, идущий по днищу.

Известна также надувная моторная лодка (RU 2287449 C1, B63B 7/08,20.11.2006), включающая незамкнутый контур бортов А-образной формы в плане, транец, эластичное днище, присоединенное к бортам в их нижней части, средство, создающее килеобразную форму днища, в качестве которого используют формообразующие перегородки, которые расположены внутри надувного днища, состоящего из нижней и верхней частей, соединенных между собой по периметру, причем нижняя часть выполнена из эластичного листового материала с W-образной формой поперечного сечения с углами, определяющими заданную килеватость, а верхняя часть в виде плоского листа из эластичного материала; формообразующие перегородки выполнены крыловидной формы и прикреплены через соединительные элементы к внутренней поверхности нижней и верхней частей днища таким образом, что одна формообразующая перегородка верхней и нижней частей днища проходит через их оси симметрии, количество формообразующих перегородок одинаково по обе стороны от оси симметрии и расстояние между соответствующими перегородками от оси симметрии также одинаково; перегородки нижней и соответствующие им верхней частей днища соединены между собой по ребру свободного края по всей длине; нижняя часть днища снаружи имеет дополнительный слой из эластичного материала, а транец установлен в корму лодки на надувное днище.

Недостаток данной конструкции надувной лодки состоит в том, что при движении лодки завоздушиваются самые высокие точки днища, а поскольку рассматриваемый вариант лодки предусматривает расположение самой высокой точки днища по центру, в вертикальной плоскости которого устанавливают винт мотора (водозаборник водомета), то завоздушивание центральной части днища снижает характеристики мотора и влияет на стабильность работы. При этом, чтобы избежать попадания воздуха необходимо опускать винт ниже, что требует дополнительных усилий и времени.

Наиболее близким к заявляемому решению является надувная моторная лодка (RU 145840 U1, B63B 7/00, 27.09.2014), содержащая корпус U-образной формы в плане, образованный незамкнутым контуром надувных бортов и носовой части, установленный в кормовой части лодки транец и присоединенное снизу к корпусу надувное днище, в котором со стороны плоскости, сопрягаемой с водой, выполнен начинающийся от кормового торца продольный осесимметричный паз клинообразной в вертикальном сечении формы.

Недостатком данной надувной лодки является завоздушивание паза - водоводного тоннеля в процессе движения лодки - попадая в водоводный тоннель в днище лодки воздух смешивается с водой во всей полости тоннеля и по центру в том числе, завоздушивая поток в канале, а большой объем воздуха естественным образом стремится вверх, это, в свою очередь, приводит к завоздушиванию винта, кавитации, прохватам воздуха и потере упора мотора, что существенно снижает эксплуатационные характеристики лодки.

Задачей настоящей полезной модели является улучшение эксплуатационных характеристик надувной лодки.

Технический результат, достигаемый при реализации заявляемого решения, выражается в уменьшении риска завоздушивания центральной части водоводного паза, повышении проходимости лодки с преодолеванием мелких и каменистых участков без повреждения двигателя.

Поставленная задача достигается тем, что в надувной моторной лодке содержащей корпус U-образной формы в плане, образованный незамкнутым контуром надувных бортов и носовой части, установленный в кормовой части лодки транец и присоединенное снизу к корпусу надувное днище с выполненным в нем осесимметричным пазом, согласно заявляемой полезной модели, по меньшей мере, часть надувного днища выполнена с осесимметричным продольным пазом M-образного профиля в поперечном сечении, включающим два канала, причем паз выполнен таким образом, что точка, расположенная на центральной продольной* оси паза, находится ниже самых высоких точек каналов, соответствующего поперечного сечения паза, и выше самых низких точек днища.

Паз M-образного профиля может быть выполнен в днище надувной моторной лодки, состоящим из одного баллона, с внутренними формообразующими перегородками, формирующими M-образную форму профиля.

Паз M-образного профиля может быть сформирован в днище надувной моторной лодки, из трех продольно соединенных баллонов, с закреплением центрального баллона выше уровня двух смежных с ним боковых баллонов.

Центральный баллон днища надувной моторной лодки, со стороны палубы может быть выполнен с дополнительным отсеком высокого давления из материала AirDeck.

Центральный баллон днища надувной моторной лодки в плоскости палубы может быть выполнен с сегментами из тонкого листового материала, вшнурованными и/или вклеенными в верхнюю часть баллона.

Центральный баллон днища надувной моторной лодки может быть выполнен с формообразующими внутренними перегородками с образованием плоскости со стороны палубы.

Между центральным баллоном днища надувной моторной лодки и каждым из боковых баллонов могут быть вклеены косынки из армированного материала.

Баллоны, образующие днище надувной моторной лодки могут быть выполнены с переменным сечением по длине днища.

Центральный баллон днища может быть выполнен меньшим диаметром, чем боковые баллоны.

Паз M-образного профиля в днище надувной моторной лодки может быть выполнен шириной не менее 20 см не более 2/3 ширины лодки.

Глубина паза M-образного профиля, являющаяся рабочей, в днище надувной моторной лодки, измеряемая по вертикальной оси от самых низких точек днища до нижней точки центрального баллона может быть выполнена от 5 см до 20 см.

Паз M-образного профиля в днище надувной моторной лодки может быть выполнен длиной от 15 см до полной длины днища лодки.

Полезная модель иллюстрируется чертежами.

На фиг. 1 схематично показана надувная моторная лодка, с днищем из трех баллонов, вид сзади;

на фиг. 2 показан вертикальный продольный разрез лодки с выполнением паза M-образной профиля на части днища;

на фиг. 3 показан вертикальный разрез по транцу надувной моторной лодки с днищем из одного баллона с внутренними формообразующими перегородками;

на фиг. 4 показан вертикальный разрез по транцу надувной моторной лодки с выполнением центрального баллона с отсеком высокого давления;

на фиг. 5 показан вертикальный разрез по транцу надувной моторной лодки с выполнением центрального баллона с формообразующими перегородками;

на фиг. 6 показано днище (вид снизу) лодки с переменным сечением баллонов по длине днища;

на фиг. 7 показан вертикальный продольный разрез лодки с выполнением паза M-образной профиля по всей длине днища.

Надувная моторная лодка содержит корпус 1, имеющий U-образную форму в плане, образованный незамкнутым контуром надувных бортов 2 и носовой части 3, днище 4, транец 5, фальшднище 6, соединяющее боковые баллоны днища с бортом, для придания обвода и формы.

Днище 4 может быть выполнено состоящим из одного баллона 7 с внутренними формообразующими перегородками 8, формирующими в днище 4 продольный паз M-образного профиля 9 с двумя каналами 10. Продольный паз M-образного профиля 9 выполнен таким образом, что точка 11 на центральной продольной оси паза находится ниже самых высоких точек 12 каналов, соответствующего поперечного сечения паза, и выше самых низких точек 13 днища. При этом, паз M-образного профиля 9 выполнен, по меньшей мере, на части днища 4 надувной моторной лодки. Днище 4 надувной моторной лодки может быть выполнено состоящим из трех и более, продольно соединенных баллонов, при этом, паз M-образного профиля формируют центральный баллон 14 и два смежных с ним баллона 15, между которыми могут быть вклеены косынки 16 из армированного материала. Центральный баллон 14 может быть выполнен с формообразующими внутренними перегородками 17, с образованием плоскости 18 со стороны палубы, или с дополнительным отсеком 19 высокого давления из материала AirDeck, или с сегментами из тонкого листового материала (на чертежах не показаны), вшнурованными и/или вклеенными в верхнюю часть баллона, которые также позволяют сформировать плоскую поверхность баллона со стороны палубы.

В процессе движения судна вода заполняет паз M-образного профиля 9 от носовой части днища 4 надувной моторной лодки в сторону кормы, при этом вода, проходя вдоль паза, постоянно находится под давлением либо боковых баллонов при выполнении днища из трех баллонов, либо под давлением выступающих частей баллона, при выполнении днища из одного баллона. За счет создаваемого давления, днище лодки, выполненное с пазом M-образного профиля, позволяет при движении лодки сформировать перед ней водяную подушку.

При движении надувной моторной лодки на высокой скорости, по волне, шивере или с недостаточной загрузкой, под днище лодки естественным образом попадает воздух или завоздушенная бурным течением вода. Струи воздуха или сильно аэрированной воды в процессе движения заполняют самые верхние точки паза M-образного профиля, расположенные в каналах 10, и выходят по сторонам от вращающегося винта или водозаборника водомета, располагаемых на. транце по центру кормовой части лодки и находящихся на одной вертикальной оси с центром паза, то есть проходящий по обеим сторонам воздух, не попадает в зону вращения винта мотора (зону забора воды водозаборником водомета). Таким образом, вследствие развоздушивания потока воды, идущего по центру, не происходит завоздушивание водомета и винта, снижается кавитация, обеспечивается стабильная работа мотора - повышается проходимость лодки на мелких и каменистых участках водоема. Это позволяет сохранять стабильный упор мотора при движении лодки. Вклеенные косынки из армированого материала способствуют частичному перенаправлению потока воды ниже ватерлинии судна, что ведет к большему подъему кормы, компенсируя таким образом провал кормы, возникающий при наличии глубокого паза и повышая ходовые характеристики судна.

Таким образом, выполнение надувной моторной лодки с осесимметричным продольным пазом M-образного профиля в ее поперечном сечении, позволяет повысить эксплуатационные характеристики лодки, а именно увеличить ее проходимость и устойчивость на воде, снизить риск повреждения винта мотора на мелководье и каменистых участках водоема, получить более стабильную работу мотора за счет развоздушивания центральной части водоводного канала.

Кроме того, паз M-образного профиля выполняет функцию килевого канала, улучшая тем самым курсовую устойчивость, способствует снижению бокового заноса и более легкой управляемости лодки.

В представленном в данной заявке описании полезной модели описаны предпочтительные частные случаи исполнения настоящей полезной модели. Заявляемая полезная модель не ограничивается приведенными вариантами реализации, наилучшим образом поясняющие принципы и практическое применение полезной модели. Другие модификации и изменения могут быть выполнены специалистами в данной области техники, не отступая от сущности и объема полезной модели, который определен приложенной формулой полезной модели.

1. Надувная моторная лодка, содержащая корпус U-образной формы в плане, образованный незамкнутым контуром надувных бортов и носовой части, установленный в кормовой части лодки транец и присоединенное снизу к корпусу надувное днище, с выполненным в нем осесимметричным пазом, отличающаяся тем, что часть надувного днища выполнена с осесимметричным продольным пазом М-образного профиля в поперечном сечении, включающим два канала, причем паз выполнен таким образом, что точка, расположенная на центральной продольной оси паза, находится ниже самых высоких точек каналов, соответствующего поперечного сечения паза, и выше самых низких точек днища.

2. Надувная моторная лодка по п.1, отличающаяся тем, что паз М-образного профиля выполнен в днище, состоящем из одного баллона с внутренними формообразующими перегородками, формирующими М-образную форму профиля.

3. Надувная моторная лодка по п.1, отличающаяся тем, что паз М-образного профиля сформирован в днище надувной моторной лодки из трех продольно соединенных баллонов, с закреплением центрального баллона выше уровня двух смежных с ним боковых баллонов.

4. Надувная моторная лодка по п.3, отличающаяся тем, что центральный баллон днища надувной моторной лодки со стороны палубы выполнен с дополнительным отсеком высокого давления из материала AirDeck.

5. Надувная моторная лодка по п.3, отличающаяся тем, что центральный баллон днища надувной моторной лодки в плоскости палубы выполнен с сегментами из тонкого листового материала, вшнурованными и/или вклеенными в верхнюю часть баллона.

6. Надувная моторная лодка по п.3, отличающаяся тем, что центральный баллон днища надувной моторной лодки выполнен с формообразующими внутренними перегородками с образованием плоскости со стороны палубы.

7. Надувная моторная лодка по п.3, отличающаяся тем, что между центральным баллоном днища надувной моторной лодки и каждым из боковых баллонов вклеена косынка из армированного материала.

8. Надувная моторная лодка по п.3, отличающаяся тем, что центральный баллон днища может быть выполнен меньшим диаметром, чем боковые баллоны.

9. Надувная моторная лодка по п.1 или 3, отличающаяся тем, что баллоны, образующие днище лодки, выполнены с переменным сечением по длине днища.

10. Надувная моторная лодка по п.1 или 3, отличающаяся тем, что центральный баллон днища может быть выполнен меньшим диаметром, чем боковые баллоны.

11. Надувная моторная лодка по п.1, отличающаяся тем, что паз М-образного профиля выполнен шириной не менее 20 см и не более 2/3 ширины лодки.

12. Надувная моторная лодка по п.1, отличающаяся тем, что глубина паза М-образного профиля, являющаяся рабочей, в днище надувной моторной лодки, измеряемая по вертикальной оси от самых низких точек днища до нижней точки центрального баллона, выполнена от 5 см до 20 см.

13. Надувная моторная лодка по п.1, отличающаяся тем, что паз М-образного профиля в днище надувной моторной лодки выполнен длиной от 15 см до полной длины днища лодки.



 

Похожие патенты:

Секционный плавучий модуль относится к области плавучих сборно-разборных средств на воде, которые могут быть использованы как самостоятельно, так и для строительства в сжатые сроки различных стационарных конструкций, в частности, понтонов, причалов, пирсов, плавучих пляжей, садков для рыбоводства.

Секционный плавучий модуль относится к области плавучих сборно-разборных средств на воде, которые могут быть использованы как самостоятельно, так и для строительства в сжатые сроки различных стационарных конструкций, в частности, понтонов, причалов, пирсов, плавучих пляжей, садков для рыбоводства.
Наверх