Карданная передача для автомобиля ваз 2121 "нива" и модификаций

 

Полезная модель карданная передача относится к отрасли транспортного машиностроения, в частности к карданным механизмам для обеспечения вращения двух валов под переменным углом. Она включает раздаточную коробку, карданные передний и задний валы и промежуточный карданный вал. Промежуточный карданный вал выполнен в виде пары цилиндрических эластичных дисков с центральными отверстиями. Опорной втулки с торцевыми выборками, размещенной в отверстиях дисков. Водила одним плечом жестко смонтированным на опорной втулке, а другим плечом жестко связанным с дисками. Фланца с центральным отверстием, закрепленным жестко на торце одного из дисков и фланца со ступицей и торцевой выборкой, связанного с другим диском. Сферического кольца, установленного на ступице, взаимодействующего с торцевой выборкой опорной втулки. Полезная модель упрощает конструкцию передачи и повышает надежность работы.

Полезная модель карданная передача для автомобиля ВАЗ 2121 «Нива» и модификаций предназначена для передачи вращения между коробкой переключения передач и раздаточной коробкой. Она относится к отрасли транспортного машиностроения, в частности, к карданным механизмам, для обеспечения вращения двух валов под переменным углом.

Известна карданная передача автомобиля, содержащая коробку передач, карданный шарнир, скользящее шлицевое соединение, карданный вал и главную передачу. (Политехнический словарь. Изд. «Советская энциклопедия». Москва - 1980, стр. 210.) Наличие технологических зазоров в соединениях элементов снижают ее надежность в работе, сложен в изготовлении такой элемент передачи как карданный шарнир.

Известна карданная передача, обеспечивающая вращение двух валов переменным углом посредством связи вторичного вала коробки передач с ведущим валом раздаточной коробки, через промежуточный карданный вал, в дальнейшем ПКВ (Руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту. ВАЗ 21213 «Нива» и модификации. Москва, Астрель, ACT, 2005, стр. 88, рис. 3-47, 3-48, 3-49).

Известная карданная передача содержит передний карданный вал, раздаточную коробку, задний карданный вал и промежуточный карданный вал. ПВК включает вторичный вал коробки передач, фланец вторичного вала коробки передач, эластичную муфту, фланец эластичной муфты с подпятником, шарнир равных угловых скоростей, смонтированный на подпятнике, корпус шарнира равных угловых скоростей, который жестко связан с ведущим валом раздаточной коробки посредством фланцевого соединения. Наличие шарнира равных угловых скоростей обеспечивает вращение двух валов под переменным утлом. Фланец эластичной муфты посредством шлицевого соединения связан с внутренним кольцом шарикоподшипника, передающего вращение через корпус шарнира равных угловых скоростей на ведущий вал раздаточной коробки.

Однако данная конструкция промежуточного карданного вала включает шлицевое соединение между подпятником фланца эластичной муфты и внутренним кольцом подшипника, в котором конструктивно заложены зазоры в соединении.

Наличие шлицевого соединения фланца и шарнира, в котором изначально заложены люфты, свойственные шпилевому соединению и способствующие в процессе работы расшатывать соединения, приводят к повышенным вибрациям раздаточной коробки и коробки переключения

передач (в дальнейшем КПП). Технологически сложен в изготовлении корпус шарнира равных угловых скоростей.

В основу настоящей полезной модели поставлена задача упрощения конструкции промежуточного карданного вала автомобиля ВАЗ 2121 «Нива» и модификаций, а также повышение надежности работы в целом карданной передачи автомобиля.

Поставленная задача решается тем, что карданная передача для автомобиля ВАЗ 2121 «Нива» и модификаций содержит раздаточную коробку, карданный передний и задний валы, а также промежуточный карданный вал (ПКВ). ПКВ выполнен в виде пары цилиндрических эластичных дисков с центральными отверстиями, опорной втулки с торцевыми выборками, размещенной в центральных отверстиях дисков, водила, одним концом жестко смонтированным на опорной втулке, а другим плечом жестко связанным с дисками, фланца с центральным отверстием соосным отверстию опорной втулки и жестко закрепленным на торце одного из дисков для связи с раздаточной коробкой, фланца со ступицей и торцевой выборкой, жестко закрепленным на наружном торце другого диска, кольца установленным на ступице фланца, наружной поверхностью взаимодействующим с торцевой выборкой опорной втулки.

Заявленное изобретение поясняется чертежами, где на фиг. 1 показана в изометрии карданная передача для автомобиля ВАЗ 2121 «Нива»; на фиг. 2 - в разрезе промежуточный карданный вал.

Карданная передача для автомобиля ВАЗ 2121 «Нива» и модификаций включает раздаточную коробку 1, приводной вал 2 которой связан с промежуточным карданным валом 3 для связи с приводом автомобиля. Выходной вал коробки 1 связан с карданными валами передним 4 и задним 5. ПКВ включает фланец 6 с центральным отверстием, для посадки его на приводной вал 2. Фланец 6 жестко связан с промежуточным карданным валом 3 посредством, например, резьбового соединения 7, связывающего его с правым цилиндрическим эластичным диском 8. Левый диск 9 жестко связан с диском 8 посредством водила 10, одно плечо 11 которого смонтировано на опорной втулке 12 с центральным отверстием, а другое плечо 13 посредством резьбовых элементов, например, болтов 14 связано с дисками 8 и 9. опорная втулка 12 имеет с обеих сторон торцевые выборки 15 и 16. С наружного торца диска 9, посредством резьбового соединения закреплен фланец 17 со ступенчатой ступицей 18 и торцевой выборкой 19. На ступице 18 установлено сферическое кольцо 20, наружной поверхностью взаимодействующего с торцевой выборкой 16 опорной втулки 12 и уплотнение 21.

Карданная передача работает следующим образом.

Передача посредством фланцев 6 и 17 соединяет коробку переключения передач КПП автомобиля с раздаточной коробкой. От двигателя автомобиля приводится во вращение КПП, а от нее получает вращение раздаточная коробка, связанная с передним и задним карданным валами.

Карданная передача для автомобиля ВАЗ 2121 «Нива» и модификаций, содержащая раздаточную коробку, карданные передний и задний валы и промежуточный карданный вал, отличающаяся тем, что промежуточный карданный вал выполнен в виде пары цилиндрических эластичных дисков с центральными отверстиями, опорной втулки с торцевыми выборками, размещенной в центральных отверстиях дисков, водила, одним плечом жестко смонтированным на опорной втулке, а другим плечом жестко связанным с дисками, фланца с центральным отверстием, соосным отверстию опорной втулки и жестко закрепленным на торце одного из дисков для связи с раздаточной коробкой, фланца со ступицей и торцевой выборкой, жестко закрепленным на наружном торце другого диска и сферического кольца, установленным на ступице фланца, наружной поверхностью взаимодействующим с торцевой выборкой опорной втулки.

РИСУНКИ



 

Наверх