Вал приводной

 

Вал приводной относится к области автомобильной промышленности, а именно к конструктивному выполнению приводного вала и может быть использована для автомобилей, выпускаемых отечественным автопромом. Предлагаемое техническое решение направлено на достижение следующего технического результата: создание конструкции повышающей износостойкость приводного вала за счет компенсации избыточного или отрицательного давления воздуха во внутренней полости шарнира при осевом перемещении наружной обоймы шарнира, а так же за счет повышения надежности защитного чехла. Поставленная техническая задача решается за счет того вал приводной содержащий передаточное звено, оснащенное шарнирами состоящими из корпуса, являющегося наружной полумуфтой, и из обоймы, являющейся внутренней полумуфтой шарнира, и чехлы, причем внутренняя полумуфта выполнена из двух отдельных деталей - цилиндрической и сферической формы, а защитная крышка выполненная из эластичного материала с гофрой, снабжена отверстием и фиксатором в виде пружинного кольца. Вал приводной дополнительно снабжен удлиненным защитным кожухом с выполнением его края изогнутой формы.

Полезная модель относится к области автомобильной промышленности, а именно к конструктивному выполнению приводного вала и может быть использована для автомобилей, выпускаемых отечественным автопромом.

Известно устройство под названием «Вал привода» описанное в патенте на полезную модель 139935 от 11.02.2014 г. опубл. 27.04.2014 г. содержащее вал, имеющий связь с элементами муфт, относительно которых имеют возможность углового перемещения корпус и приводной фланец, при этом на корпусе и одном из элементов выполнены аксиально расположенные дорожки для шариков, размещенных в окнах сепаратора, а также чехол и хомут, отличающийся тем, что вал выполнен с фланцем, на котором закреплена труба с вилкой, между которой и приводным фланцем установлена крестовина.

Самым близким по своей технической сущности является вал приводной описанный в патенте на полезную модель 113797 от 14.11.2011 г. опубл. 27.02.2012 г.содержащий передаточное звено, оснащенное шарнирами равных угловых скоростей, состоящими из корпуса, являющегося наружной полумуфтой и из обоймы, являющейся внутренней полумуфтой шарнира, с аксиально расположенными дорожками качения, и сепаратора, в окнах которого размещены шарики, контактирующие с поверхностями дорожек качения, а также чехлами, согласно заявляемому решению, на внутренней полумуфте выполнен участок с выпуклой сферической поверхностью, контактирующей с внутренней вогнутой поверхностью сепаратора, при этом участок со сферической поверхностью внутренней полумуфты выполнен между ее цилиндрической поверхностью и ее торцом.

Недостатком приведенных выше устройств является следующее: сложность изготовления внутренней муфты, ненадежность защитного чехла т.к. при эксплуатации автомобиля во внедорожных условиях велика вероятность механического повреждения чехол из мягкого материала, а при продольном перемещении наружной полумуфты внутри шарнира образуется вакуум, что влечет за собой деформацию чехла и вытягивание смазки с трущихся поверхностей полумуфт. Такая деформация приводит к преждевременному разрушению чехла и впоследствии всего узла.

Предлагаемое техническое решение направлено на достижение следующего технического результата: создание конструкции повышающей износостойкость приводного вала за счет компенсации избыточного или отрицательного давления воздуха во внутренней полости шарнира при осевом перемещении наружной обоймы шарнира, а так же за счет повышения надежности защитного чехла.

Поставленная техническая задача решается за счет того вал приводной содержащий передаточное звено, оснащенное шарнирами состоящими из корпуса, являющегося наружной полумуфтой, и из обоймы, являющейся внутренней полумуфтой шарнира, и чехлы, причем внутренняя полумуфта выполнена из двух отдельных деталей - цилиндрической и сферической формы, а защитная крышка выполненная из эластичного материала с гофрой, снабжена отверстием и фиксатором в виде пружинного кольца. Вал приводной дополнительно снабжен удлиненным защитным кожухом с выполнением его края изогнутой формы.

Выполнение внутренней полумуфты из двух отдельных деталей - цилиндрической и сферической формы существенно упрощает и удешевляет ее производство. Выполнение защитного кожуха удлиненным позволяет защитить чехол из мягкого материала от воздействия веток и других острых и колющих предметов при эксплуатации автомобиля во внедорожных условиях, а выполнение его краев изогнутой формы не позволит своим краем повредить мягкий чехол при вращении вала с повернутым шарниром. Выполнение защитной крышки из эластичного материала с гофрой, снабженной отверстием и фиксатором в виде пружинного кольца, позволяет наиболее эффективно компенсировать избыточное или отрицательное давление воздуха во внутренней полости шарнира при осевом перемещении наружной обоймы шарнира, т.к. при осевом перемещении шарнира создаваемый вакуум «тянет» за собой смазку с трущихся деталей (дорожек и шариков), а так же деформирует чехол из мягкого материала, что негативно влияет на его износостойкость. В заявленной конструкции деформация эластичной защитной крышки «сглаживает» действие вакуума, пока через отверстие во внутреннюю полость входит и выходит воздух. Заявленное устройство позволяет повысить надежности и износостойкость приводного вала, а так же наиболее эффективно компенсировать избыточное или отрицательное давление воздуха во внутренней полости шарнира при осевом перемещении наружной обоймы шарнира.

Суть технического решения поясняется чертежом где:

Фиг. 1 - вал приводной в разрезе.

На фигуре 1 изображены, обойма сепаратора 1, шарики 2, корпус 3, фиксатор 4, гофра 5, защитная крышка 6, отверстие 7, цилиндрическая обойма 8, сферическая обойма 9, чехол 10, кожух 11, вал 12, гофра 13, хомуты 14

Работа заявленного устройства осуществляется следующим образом. При приложении вращающего момента к корпусу 3 шарики 2 взаимодействуют с ним и внутренней обоймой 8. Обойма 8 передает вращение передаточному звену вала 12, которое передает вращение другому шарниру. Чехол 10 из мягкого материала ограждает шарниры от попадания грязи, воды и т.п., при этом их гофры 13 эффективно воспринимают осевые и угловые колебания, возникающие при эксплуатации вала 12, а хомуты 14 обеспечивают надежную фиксацию. При осевом перемещении наружной обоймы шарнира во внутренней полости создается избыточное давление либо разряжение воздуха (в зависимости от направления движения наружной обоймы). Создаваемое разряжение «тянет» за собой смазку с трущихся деталей (дорожек и шариков), а так же деформирует чехол 10, что негативно отражается на износостойкости трущихся деталей и узла в целом. Защитная крышка 6 из эластичного материала с гофрой 5, снабженная отверстием 7 и фиксатором 8 в виде пружинного кольца, эффективно компенсирует избыточное давление воздуха во внутренней полости шарнира, т.е. деформация эластичной крышки 6 «сглаживает» действие избыточного давления и в следующий момент времени давление выравнивается за счет проникновения воздуха во внутреннюю полость через отверстие 7. При вращении вала 12 с повернутым шарниром, края удлиненного защитного кожуха 11 не позволяют своим краем за счет изогнутой формы повредить мягкий чехол 10, а при эксплуатации автомобиля во внедорожных условиях, удлиненный защитный кожух 11 защищает мягкий чехол 10 от повреждений ветками и другими острыми и колющими предметами. Цилиндрическая обойма 8 внутренней полумуфты служит для передачи крутящего момента валу, а сферическая обойма 9, контактируя с вогнутой поверхностью сепаратора 1, служит для позиционирования вала 12 при изменении угла шарнира.

1. Вал приводной, содержащий передаточное звено, оснащённое шарнирами, состоящими из корпуса, являющегося наружной полумуфтой, и обоймы, являющейся внутренней полумуфтой шарнира, и чехлы, отличающийся тем, что внутренняя полумуфта выполнена из двух отдельных деталей - цилиндрической и сферической формы, а защитная крышка, выполненная из эластичного материала с гофрой, снабжена отверстием и фиксатором в виде пружинного кольца.

2. Вал приводной по п. 1, отличающийся тем, что дополнительно снабжён удлинённым защитным кожухом с выполнением его края изогнутой формы.



 

Наверх