Дифференциал с принудительной блокировкой для транспортного средства

 

Полезная модель относится к области машинострения и может быть использована в транспортных средствах повышенной проходимости. Техническим результатом заявляемой полезной модели является повышение надежности устройства за счет упрощение конструкции механизма блокировки дифференциала. Технический результат достигается тем, что дифференциал с принудительной блокировкой для транспортного средства, включает в себя чашку дифференциала, внутри которой расположена полуосевая шестерня, и устройство для блокировки вращения дифференциала, в котором в чашке дифференциала выполнено, по меньшей мере, одно отверстие внутри которого расположен блокировочный элемент, а на оси полуосевой шестерни выполнено, по меньшей мере, одно углубление, вокруг отверстий с блокировочными элементами расположена блокировочная муфта, выполненная в виде кольца и с возможностью перемещения вдоль центральной оси чашки дифференциала. При этом на внешней поверхности блокировочной муфты имеется паз для закрепления вилки включения. При этом внутренняя сторона кольца блокировочной муфты имеет, по меньшей мере, один скошенный участок. При этом блокировочный элемент выполнен в форме шара. При этом блокировочный элемент выполнен в форме эллипсоида. При этом форма упомянутого, по меньшей мере, одного углубления соответствует форме блокировочного элемента. 1 н.п., 5 з.п., 4 илл.

Область техники, к которой относится полезная модель

Полезная модель относится к области машинострения и может быть использована в транспортных средствах повышенной проходимости.

Уровень техники

Известен механизм принудительной блокировки межколесного дифференциала транспортного средства, содержащий картер моста, кулачковую муфту, выполненную из двух частей, одна из которых закреплена на чашке дифференциала, а другая расположена на полуоси и подвижна в осевом направлении при помощи двуплечего рычага, один из концов которого выполнен в виде вилки и который установлен на оси так, что одно плечо взаимодействует с поршнем приводного механизма, а другое взаимодействует с подвижной полумуфтой, отличающийся тем, что механизм снабжен кронштейном, установленным во фланце картера моста, а ось двуплечего рычага закреплена на консоли кронштейна, (патент на изобретение RU 2165043 С1, МПК F16H 48/20, опубликовано 10.04.2001).

Недостатками известного механизма является наличие отверстий для оси вилки в картере моста что приводит к снижению прочности и надежности картера, наличие не оригинальной полуоси сказывается отрицательно на ремонтопригодности.

Прототипом заявляемой полезной модели является дифференциал с принудительной блокировкой для транспортного средства, содержащий размещенные в корпусе полуосевые шестерни с полуосями, сателлиты, зацепленные с полуосевыми шестернями, а также блокирующее устройство, включающее переключатель, установленный на чашке дифференциала с возможностью осевого перемещения, и расположенные внутри осей сателлитов прижимы, пружины прижимающие шарики для блокировки, отличающийся тем, что на торцевых передних поверхностях полуосевых шестерен выполнены радиальные прорези для взаимодействия с шариками, а внутренняя рабочая поверхность переключателя выполнена конической формы (патент на изобретение RU 2040720 С1, МПК F16H 48/20, опубликовано 25.07.1995).

Недостатками данной конструкции относятся сложность конструкции и узкая область применения механизма блокирования. Данный механизм исключает возможность использования в червячных и кулачковых дифференциалах, а также мостах с маленьким картером дифференциала, например, редукторном мосте УАЗ.

Раскрытие полезной модели

Техническим результатом заявляемой полезной модели является повышение надежности устройства за счет упрощение конструкции механизма блокировки дифференциала.

Заявляемый технический результат достигается тем, что дифференциал с принудительной блокировкой для транспортного средства, включает в себя чашку дифференциала, внутри которой расположена полуосевая шестерня, и устройство для блокировки вращения дифференциала, в котором в чашке дифференциала выполнено, по меньшей мере, одно отверстие внутри которого расположен блокировочный элемент, а на оси полуосевой шестерни выполнено, по меньшей мере, одно углубление, вокруг отверстий с блокировочными элементами расположена блокировочная муфта, выполненная в виде кольца и с возможностью перемещения вдоль центральной оси чашки дифференциала.

При этом на внешней поверхности блокировочной муфты имеется паз для закрепления вилки включения.

При этом внутренняя сторона кольца блокировочной муфты имеет, по меньшей мере, один скошенный участок.

При этом блокировочный элемент выполнен в форме шара.

При этом блокировочный элемент выполнен в форме эллипсоида.

При этом форма упомянутого, по меньшей мере, одного углубления соответствует форме блокировочного элемента.

Краткое описание чертежей

Фин. 1 схематически изображает заявляемый дифференциал с принудительной блокировкой для транспортного средства в заблокированном виде.

Фиг. 2 схематически изображает вариант осуществления заявляемого устройства для установки на кулачковый дифференциал.

Фиг. 3 схематически изображает общий вид межколесного дифференциала с принудительной блокировкой для транспортного средства в разблокированном виде.

Фиг. 4 схематически изображает вид заявляемого устройства сверху (разрез).

Осуществление полезной модели

На фиг. 1, 3 и 4, в качестве примера, изображен дифференциал с принудительной блокировкой для транспортного средства с устройство блокировки дифференциала для конического дифференциала и представляет собой муфту, блокирующую вращение дифференциала. В чашке 1 дифференциала расположена шестерня 2 полуоси с углублениями 3 (фиг. 1). Чашка 1 дифференциала имеет, по меньшей мере, одно отверстие 4, в котором расположен блокировочный элемент 5. Количество блокировочных элементов 5 кратно и при этом меньше или равно количеству углублений 3 на шестерне 2 полуоси. Блокировочный элемент 5 может иметь форму шара, эллипсоида, цилиндра или другого объемного тела без острых краев. Вышеупомянутые углубления 3 имею форму, соответствующую форме используемого блокировочного элемента 5. В описанном здесь предпочтительном варианте осуществления полезной модели, в качестве примера, рассматривается чашка дифференциала с четырьмя отверстиями и соответственно четырьмя блокировочными элементами 5, выполненными в виде шаров. В каждом отверстии 4 чашки дифференциала расположен шар 5 блокировки. Шары 5 блокировки удерживаются в отверстиях 4 чашки 1 дифференциала благодаря муфте 6. Муфта 6 выполнена в виде кольца вокруг чашки 1 дифференциала с возможностью перемещения вдоль оси вращения шестерни 2 полуоси. Форма поперечного сечения кольца муфты определяется формой чашки дифференциала. На фиг. 1 и 2 изображены варианты осуществления с различной формой кольца муфты 6, измененной с учетом формы чашки 1 дифференциала. На внешней поверхности муфты 6 имеется паз для закрепления вилки 7 включения. Вилка 7 включения предназначена для перемещения муфты 6 вдоль центральной оси шестерни 2 и чашки 1 дифференциала.

На фиг. 3 схематически изображен общий вид межколесного дифференциала с использованием заявляемого устройства принудительной блокировки межколесного дифференциала в незаблокированном виде.

Устройство блокировки дифференциала транспортного средства на примере конического дифференциала устанавливается и работает следующим образом.

Для блокировки дифференциала, муфта 6 перемещается вдоль чашки дифференциала 1 по направлению к центру дифференциала и прижимает шары 5 к вращающейся полуосевой шестерне 2. При вращении полуосевой шестерни 2 шары 5, прижимаемые муфтой 6, попадают в полусферические углубления 3, блокируя полуосевую шестерню 2 и чашку 1 дифференциала.

Для разблокировки дифференциала муфта 6 перемещается в обратном направлении, а именно в направлении от центра дифференциала освобождая шары 5. При это, между поверхностью полуосевой шестерни 2 и внутренней поверхностью муфты 6 появляется пространство для свободного перемещения шаров 5 блокировки в направлении от полуосевой шестрни 2. При вращении полуосевой шестерни 2 шары 5 вытесняются из полусферических углублений 4 и перестают блокировать дифференциал.

На фиг. 2 изображен один из возможных вариантов осуществления дифференциала с принудительной блокировкой для использования в конструкции кулачкогого дифференциала.

Применение заявляемого устройства наиболее целесообразно для колесных машин, которые эксплуатируются преимущественно по бездорожью, в заболоченной местности, в горной местности при диагональных перекосах и т.п.

Кроме того, заявленное устройство подходит для применения не только в конических дифференциалах, но и в дифференциалах кулачкового и червячного типов. Данная конструкция позволяет выполнять устройство блокировки дифференциала очень малого размера, что в свою очередь позволяет использовать устройство блокировки дифференциала в мостах с маленьким картером дифференциала.

1. Дифференциал с принудительной блокировкой для транспортного средства, включающий в себя чашку дифференциала, внутри которой расположена полуосевая шестерня, и устройство для блокировки вращения дифференциала, в котором в чашке дифференциала выполнены отверстия, внутри которых расположены блокировочные элементы, а на оси полуосевой шестерни выполнены углубления, вокруг отверстий с блокировочными элементами расположена блокировочная муфта, выполненная в виде кольца и с возможностью перемещения вдоль центральной оси чашки дифференциала.

2. Дифференциал с принудительной блокировкой по п. 1, отличающийся тем, что на внешней поверхности блокировочной муфты имеется паз для закрепления вилки включения.

3. Дифференциал с принудительной блокировкой по п. 1, отличающийся тем, что внутренняя сторона кольца блокировочной муфты имеет скошенные участки.

4. Дифференциал с принудительной блокировкой по п. 1, отличающийся тем, что блокировочный элемент выполнен в форме шара.

5. Дифференциал с принудительной блокировкой по п. 1, отличающийся тем, что блокировочный элемент выполнен в форме эллипсоида.

6. Дифференциал с принудительной блокировкой по п. 1, отличающийся тем, что форма упомянутых углублений соответствует форме блокировочного элемента.

РИСУНКИ



 

Наверх