Устройство для поддержки кабеля

 

Устройство для поддержки кабеля (1) относится к областям электротехники и транспорта. Преимущественное использование - при испытаниях и контроле объектов инфраструктуры рельсового транспорта. Устройство включает присоединительный узел, выполненный с обеспечением возможности съемного присоединения своей соединительной поверхностью (4) к опорной поверхности, выполненной из материала, обладающего магнитными свойствами, например, стали, и удерживания на ней. Оно включает также узел подвески, выполненный в виде шнура (5), например, паракорда, с обеспечением возможности по меньшей мере частичного охвата кабеля (1). Присоединительный узел выполнен в виде двух плоских магнитов (2), каждый из которых выполнен, например, на основе неодима, и установлен в оправке (3), снабженной элементом закрепления соответствующего конца шнура (5). Каждый из элементов закрепления выполнен, например, в виде резьбовой шпильки (6). Такая конструкция устройства обеспечивает его высокую эксплуатационную эффективность. Оно дает возможность надежной поддержки кабеля (1), в том числе в условиях воздействия вибрации и тряски. Устройство удобно и просто в эксплуатации. Его использование не приводит к повреждению опорной поверхности и ухудшению ее качества. 5 з.п. ф-лы, 1 ил.

Полезная модель относится к областям электротехники и транспорта и может быть использована для поддержки электрического кабеля на опорных поверхностях из материала, обладающего магнитными свойствами, преимущественно на кузове локомотивов и вагонов на железнодорожном транспорте и метрополитене при проведении испытаний и контроле объектов инфраструктуры.

В различных отраслях техники (строительстве, транспорте) требуется проведение работ, связанных с необходимостью временного соединения отдельных электрических узлов, приборов и агрегатов между собой. Для этого требуется съемная поддержка (подвеска) кабеля на различных опорных поверхностях (стенах, кузовах и др.). Это особенно актуально, например, при контроле рельсового пути с использованием вагона-лаборатории, сцепленного с локомотивом, для соединения с помощью кабелей размещенных спереди локомотива электромагнитных датчиков с размещенными в вагоне-лаборатории контрольно-измерительными приборами. Основными требованиями, предъявляемыми к устройствам для поддержки таких кабелей, являются высокая надежность поддержки, в том числе в условиях вибрации и тряски, оперативность и удобство присоединения (установки) и снятия устройств, сохранение целостности и качества опорной поверхности после снятия устройств.

Известно, например, устройство, используемое для поддержки кабеля на конструкции воздушного судна и содержащее присоединительное устройство, выполненное в виде основания с по меньшей мере одним отверстием под крепежный элемент, и узел подвески, выполненный в виде отходящего от основания хомута, преимущественно кольца из упругого материала с прорезью для ввода кабеля, при этом имеются крепежные средства, например, в виде лапки, для закрытия прорези (WO 2008090371 A1, 2008). Устройство с поддерживаемым кабелем прикрепляется своей соединительной поверхностью к опорной поверхности посредством крепежных элементов, под которые в опорной поверхности выполняются установочные отверстия, что нарушает целостность отдельных участков опорной поверхности. Такое устройство для поддержки кабеля недостаточно удобно в эксплуатации из-за необходимости проведения операций с крепежными элементами и крепежными средствами, что также не позволяет обеспечить оперативность присоединения и съема устройства.

Известны и другие аналогичные устройства для поддержки кабеля (например, SU 1495887 A1, 1989; RU 45206 U1, 2005; RU 2241292 C2, 2004; USD 390448 S, 1998; DE 19823992 A1, 1999; EP 0748020 A1, 1996; WO 2010145875 A1, 2010). Однако все они не удовлетворяют сочетанию указанных выше требований, не обеспечивая высокой эксплуатационной эффективности этих устройств.

Из известных устройств наиболее близким к предложенному является устройство для поддержки кабеля, включающее присоединительный узел, выполненный с обеспечением возможности съемного присоединения своей соединительной поверхностью к опорной поверхности, и узел подвески, выполненный с обеспечением возможности по меньшей мере частичного охвата кабеля (RU 136929 U1, 2014). В этом устройстве узел подвески выполнен в виде крюка, например, из пластика, с фиксирующим выступом, обеспечивающим прижатие кабеля к присоединительному узлу. Присоединительный узел, выполненный, например, в виде плоского основания, закрепляется своей присоединительной поверхностью к опорной поверхности, в качестве которой может быть, например, конструктивный элемент помещения. Присоединение к опорной поверхности и удерживание на ней устройства с поддерживаемым кабелем может быть осуществлено с помощью крепежного элемента (винта, болта, самореза) через выполненное в присоединительном узле установочное отверстие или приклеиванием к опорной поверхности с помощью клейкого элемента (например, удаляемой двусторонней клейкой полоски) на соединительной поверхности присоединительного узла. При использовании крепежных элементов неизбежно нарушается целостность опорной поверхности и после съема с нее таких устройств в ней остаются отверстия, требующие последующей заделки. Клеевое же соединение ненадежно, особенно в случае присоединения устройства к испытывающим вибрацию и тряску опорным поверхностям, например, кузову локомотива или вагона. Для повышения надежности поддержки кабеля требуется увеличение количества устройств поддержки на одной опорной поверхности. После съема с опорной поверхности такого устройства на ней остаются следы клея, требующие косметической зачистки. Таким образом, для присоединения и съема такого устройства требуется выполнение дополнительных операций, что неудобно при эксплуатации и не позволяет оперативно присоединять и снимать устройство. Кроме того, крюк в узле подвески не позволяет в полной мере достичь высокой надежности поддержки кабеля из-за малой площади прижатия кабеля. Все это в целом не обеспечивает высокой эксплуатационной эффективности такого устройства.

Задача, решаемая полезной моделью, заключается в создании устройства для поддержки кабеля, лишенного недостатков прототипа. Технический результат, обеспечиваемый полезной моделью, состоит в повышении эксплуатационной эффективности устройства для поддержки кабеля на обладающей магнитными свойствами опорной поверхности, в том числе за счет повышения надежности поддержки кабеля, упрощения и повышения оперативности присоединения устройства к опорной поверхности и съема с нее с одновременным обеспечением целостности и сохранения качества опорной поверхности.

Это достигается тем, что в устройстве для поддержки кабеля, включающем присоединительный узел, выполненный с обеспечением возможности съемного присоединения своей соединительной поверхностью к опорной поверхности, и узел подвески, выполненный с обеспечением возможности по меньшей мере частичного охвата кабеля, узел подвески выполнен в виде шнура, а присоединительный узел выполнен с обеспечением возможности удерживания устройства с поддерживаемым кабелем на опорной поверхности из обладающего магнитными свойствами материала, при этом присоединительный узел состоит из двух плоских магнитов, каждый из которых установлен в оправке, снабженной элементом закрепления соответствующего конца шнура. Шнур может быть выполнен в виде паракорда. Плоские магниты могут быть выполнены на основе неодима. Каждый из элементов закрепления соответствующего конца шнура может быть выполнен в виде установленной в оправке резьбовой шпильки, при этом каждый из концов шнура запрессован в выполненном в виде клеммы наконечнике, закрепленном на соответствующей резьбовой шпильке посредством гроверной шайбы и гайки. Каждая из гаек может быть выполнена в виде рым-гайки или длина каждой из резьбовых шпилек может быть выбрана из условия обеспечения возможности дополнительного наворачивают на резьбовую шпильку рым-гайки поверх соответствующей гайки.

Указанный технический результат обеспечивается всей совокупностью существенных признаков в рамках реализации назначения. Элементы и узлы устройства для поддержки кабеля, характеризуемые соответствующими существенными признаками, находятся в конструктивном единстве и функционально взаимосвязаны. Все элементы и узлы устройства для возможности его эксплуатации объединены в единую конструкцию и при его изготовлении соединяются между собой сборочными операциями.

На чертеже показан вид сбоку на устройство для поддержки кабеля с одетой на одну из резьбовых шпилек рым-гайкой в его рабочем состоянии (с поддерживаемым кабелем).

В преимущественном конструктивном исполнении устройство для поддержки кабеля 1 выполнено следующим образом. Устройство включает присоединительный узел, состоящий из двух плоских магнитов 2, каждый из которых установлен в оправке 3. Присоединительный узел выполнен с обеспечением возможности съемного присоединения своей соединительной поверхностью 4 к опорной поверхности (на чертеже не показана) и удерживания устройства с поддерживаемым кабелем 1 на опорной поверхности из обладающего магнитными свойствами материала, преимущественно на кузовной части локомотива, выполненной из металла, обладающего магнитными свойствами, например, стали. Плоские магниты 2 выполнены, например, цилиндрической формы диаметром 30 мм и высотой 5 мм или, например, диаметром 32 мм и высотой 8 мм, из материала на основе неодима в виде композиции неодима, железа и бора (NdFeB). Устройство для поддержки кабеля 1 включает также узел подвески, выполненный с обеспечением возможности по меньшей мере частичного охвата кабеля 1. Узел подвески выполнен в виде шнура 5. Шнур 5 выполнен, например, в виде паракорда (парашютной стропы - легкого гибкого нейлонового троса с сердечником), например, диаметром 4 мм, хотя он может быть выполнен с обеспечением его гибкости и любым иным образом, например, в виде прочной крученой или плетеной бечевки, веревки из синтетических или природных волокон. Его длина выбрана, например, 150 мм. Каждая из оправок 3 снабжена элементом закрепления соответствующего конца шнура 5. Этот элемент закрепления выполнен, например, в виде установленной в оправке 3 резьбовой шпильки 6 (например, с резьбой М6), при этом каждый из концов шнура 5 запрессован в выполненном в виде клеммы 7 наконечнике (например, из листовой меди), закрепленном на соответствующей резьбовой шпильке 6 посредством гроверной шайбы 8 и гайки 9. В одном из конструктивных исполнений устройства каждая из гаек 9 может быть выполнена в виде входящей в штатную конструкцию устройства рым-гайки 10 (гайки с кольцевым захватом, например, с внешним диаметром 27 мм). В другом конструктивном исполнении устройства в нем длина каждой из резьбовых шпилек 6 выбрана из условия обеспечения возможности дополнительного наворачивания на резьбовые шпильки 6 поверх соответствующей гайки 9 отдельной (съемочной) рым-гайки 10, как это показано на чертеже.

Возможность эффективного использования устройства в первую очередь связана с магнитным взаимодействием постоянных плоских магнитов 2 с обладающей магнитными свойствами опорной поверхностью. Такими свойствами обладают стенки кузова локомотивов и вагонов, выполняемые преимущественно из стали. Устройство для поддержки кабеля 1 монтируют на такой опорной поверхности следующим образом. Вначале присоединяют к ней в необходимой области (устанавливают на нее вручную без каких-либо инструментов и дополнительных операций) одну из оправок 3 с плоским магнитом 2, далее оборачивают шнур 5 вокруг соответствующего участка поддерживаемого кабеля 1 от одного до четырех раз в зависимости от диаметра и веса кабеля 1, после чего присоединяют к опорной поверхности вторую оправку 3 с плоским магнитом 2. Возможен и другой порядок действий, при котором вначале оборачивают шнур 5 вокруг кабеля 1, после чего присоединяют к опорной поверхности обе оправки 3 с плоскими магнитами 2 и поддерживаемым кабелем 1. Удержание устройства на опорной поверхности обеспечивается исключительно за счет действия магнитных сил, что обеспечивает неповреждение опорной поверхности и сохранения неизменным ее качества при присоединении к ней и снятии с нее устройства с поддерживаемым кабелем 1. Для поддержки кабеля 1 необходимой длины на кузове локомотива и вагона используют преимущественно от трех до тридцати таких устройств. При использовании постоянных плоских магнитов 2 из неодимовой композиции марки 42, обладающей остаточной магнитной индукцией около 13000 Гаусс, обеспечивается сила сцепления плоского магнита 2 с опорной поверхностью около 30 кг, что достаточно для надежного удерживания на ней устройства с поддерживаемым кабелем 1, в том числе в условиях вибрации и тряски. Обернутый на несколько витков вокруг участка кабеля 1 шнур 5 обеспечивает надежную и «мягкую» поддержку кабеля 1, что особенно важно при воздействии на устройство вибрации и тряски, и гарантирует неповреждение поддерживаемого кабеля 1 элементами устройства. Оперативное снятие устройства с поддерживаемым кабелем 1 осуществляется вручную с помощью рым-гаек 10. При этом такие рым-гайки 10 могут входить в штатную конструкцию устройства взамен гаек 9 или в качестве дополнительного элемента, наворачиваемого перед снятием устройства на резьбовые шпильки 6. Каждый из находящихся в конструктивном единстве узлов и элементов устройства, охарактеризованных в формуле полезной модели соответствующими существенными признаками, в той или иной степени влияет на повышение надежности поддержки кабеля 1, простоты эксплуатации устройства и оперативности его использования при ненарушении опорной поверхности и тем самым приводят к повышению эксплуатационной эффективности устройства. Таким образом, все признаки заявленной совокупности существенных признаков имеют причинно-следственную связь с указанным достигаемым техническим результатом.

Устройство для поддержки кабеля 1, выполненное в соответствии с полезной моделью, по сравнению с аналогичными устройствами обладает более высокой эксплуатационной эффективностью. Оно обеспечивает надежную поддержку кабеля 1 на опорных поверхностях из материала, обладающего магнитными свойствами, в том числе в условиях вибрации и тряски. Устройство удобно в эксплуатации и может оперативно и просто присоединяться к опорной поверхности и сниматься с нее без ее повреждения и ухудшения ее качества.

1. Устройство для поддержки кабеля, включающее присоединительный узел, выполненный с обеспечением возможности съемного присоединения своей соединительной поверхностью к опорной поверхности, и узел подвески, выполненный с обеспечением возможности по меньшей мере частичного охвата кабеля, отличающееся тем, что узел подвески выполнен в виде шнура, а присоединительный узел выполнен с обеспечением возможности удерживания устройства с поддерживаемым кабелем на опорной поверхности из обладающего магнитными свойствами материала, при этом присоединительный узел состоит из двух плоских магнитов, каждый из которых установлен в оправке, снабженной элементом закрепления соответствующего конца шнура.

2. Устройство для поддержки кабеля по п. 1, отличающееся тем, что шнур выполнен в виде паракорда.

3. Устройство для поддержки кабеля по п. 1, отличающееся тем, что плоские магниты выполнены на основе неодима.

4. Устройство для поддержки кабеля по п. 1, отличающееся тем, что каждый из элементов закрепления соответствующего конца шнура выполнен в виде установленной в оправке резьбовой шпильки, при этом каждый из концов шнура запрессован в выполненном в виде клеммы наконечнике, закрепленном на соответствующей резьбовой шпильке посредством гроверной шайбы и гайки.

5. Устройство для поддержки кабеля по п. 4, отличающееся тем, что каждая из гаек выполнена в виде рым-гайки.

6. Устройство для поддержки кабеля по п. 4, отличающееся тем, что длина каждой из резьбовых шпилек выбрана из условия обеспечения возможности дополнительного наворачивания на резьбовую шпильку рым-гайки поверх соответствующей гайки.

РИСУНКИ



 

Наверх