Щипковый музыкальный инструмент

 

Полезная модель относится к области производства щипковых музыкальных инструментов, а именно домр (в т.ч. двухгрифовых), балалаек (в т.ч. двухгрифовых), мандолин и т.п. Целью заявленной полезной модели, является повышение удобства при игре на инструменте. Поставленная цель достигается тем, что в щипковом музыкальном инструменте, содержащем кузов, гриф, деку, струны, нижний клец, щиток, расположенный по краю кузова, защитную раму с поперечным звеном, на которой смонтирована опора для инструмента, и опору для локтевого сустава правой руки, установленную на щитке со стороны нижнего клеца, опора для локтевого сустава правой руки, согласно полезной модели, выполнена в виде выступающей опорной площадки, жестко взаимосвязанной со щитком. При этом на поперечном звене защитной рамы выполнен продольный паз, в котором установлен подвижный упор. Технический результат заключается в повышении качества исполнения на инструменте за счет постоянной устойчивой опоры на локтевой сустав. 1 н.п. ф-лы, 4 з.п. ф-лы, 3 илл.

Полезная модель относится к области производства щипковых музыкальных инструментов, а именно домр (в т.ч. двухгрифовых), балалаек (в т.ч. двухгрифовых), мандолин и т.п.

Известен щипковый музыкальный инструмент, содержащий гриф, кузов, деку, щиток, верхний и нижний порожки, струны (Прокопенко Н. Устройство, хранение и ремонт народных музыкальных инструментов. - М.: «Музыка», 1977, с. 3).

Недостатком известного щипкового музыкального инструмента является неудобство, которое ощущает исполнитель во время игры, опираясь предплечьем на нижний порожек, и зафиксированные на нем струны, которые иногда травмируют кожу предплечья, а также приводят к порче одежды исполнителя.

Известен также щипковый инструмент, содержащий гриф, кузов, деку, щиток, верхний и нижний порожки, струны, а также навесную подставку «подлокотник» (Александров А. Школа игры на трехструнной домре. - М: «Музыка», 1972, с. 4).

Недостатком данного щипкового музыкального инструмента также является неудобство, которое ощущает исполнитель во время игры, особенно в начальный период обучения, опираясь предплечьем на навесную подставку «подлокотник», которая своей боковой гранью «врезается» в предплечье, тем самым нарушая кровообращение руки.

Наиболее близким к предлагаемому по своей технической сущности является щипковый музыкальный инструмент, содержащий кузов, гриф, деку, струны, верхний и нижний клецы, щиток, расположенный по краю кузова и жестко соединенный с верхним и нижним клецем, защитную раму с поперечным звеном, на которой смонтирована опора для инструмента, и опору для руки, установленную на щитке со стороны нижнего клеца (авторское свидетельство СССР 1778776, МПК G01D 1/00. Опубл. 30.11.92 г. Бюл. 44).

Этот щипковый музыкальный инструмент устраняет отмеченные недостатки прототипа. Однако, установленная на щитке со стороны нижнего клеца опора для руки, оказывает определенную помощь только в начальный период обучения при формировании двигательных навыков правой руки. В дальнейшем обучении и исполнительской деятельности подставка такого вида будет создавать неудобства, сковывая движения руки, ограничивая амплитуду предплечья при игре, т.к. исполнитель может опираться на эту подставку только запястьем.

Целью заявленной полезной модели, является повышение удобства при игре на инструменте.

Поставленная цель достигается тем, что в щипковом музыкальном инструменте, содержащем кузов, гриф, деку, струны, нижний клец, щиток, расположенный по краю кузова, защитную раму с поперечным звеном, на которой смонтирована опора для инструмента, и опору для локтевого сустава правой руки, установленную на щитке со стороны нижнего клеца, опора для локтевого сустава правой руки, согласно полезной модели, выполнена в виде выступающей опорной площадки, жестко взаимосвязанной со щитком. При этом на поперечном звене защитной рамы выполнен продольный паз, в котором установлен подвижный упор.

Предлагаемая опора, выполненная в виде выступающей опорной площадки и установленная на щитке со стороны нижнего клеца, предназначена для свободного перемещения опорного локтевого сустава правой руки исполнителя на линию любой струны. При этом махово-амплитудное движение руки от локтевого сустава становится естественно-правильным, что повышает удобство при игре на инструменте.

А выполнение на поперечном звене защитной рамы продольного паза, в котором установлен подвижный упор, дает возможность перемещать подвижный упор на расстояние, соответствующее фактуре исполнителя, чтобы упор упирался в боковую часть его корпуса, придавая устойчивость инструменту, что также повышает удобство при игре на инструменте.

Технический результат заключается в повышении качества исполнения на инструменте за счет постоянной устойчивой опоры на локтевой сустав.

На фиг. 1 показан щипковый музыкальный инструмент - домра, общий вид; на фиг. 2 - то же, вид сзади, на фиг. 3 - то же, вид снизу.

Щипковый музыкальный инструмент содержит кузов 1, деку 2, гриф 3, струны 4, щиток 5, нижний клец 6, защитную раму 7 с поперечным звеном 8, на которой смонтирована опора 9 для инструмента, и опору для локтевого сустава правой руки в виде выступающей опорной площадки 10, которая выполнена заодно со щитком 5. При этом длина выступающей опорной площадки 10 составляет не менее 30 см., что примерно равняется длине предплечья среднестатистического взрослого человека, создавая удобство при игре на инструменте. Ширина же выступающей опорной площадки 10 не менее длины нижнего клеца 6. А длина нижнего клеца 6 больше расстояния L между крайними струнами 4, что создает необходимый запас опорной поверхности на площадке 10 для надежной опоры локтевого сустава при игре на крайних струнах 4.

На поперечном звене 9 защитной рамы 8 выполнен продольный паз 11, в котором установлен подвижный упор 12, опорная поверхность которого имеет вогнутую форму, повторяющую форму боковой части корпуса исполнителя, в которую упирается упор 12, придавая инструменту устойчивость, что повышает удобство при игре на нем.

Опора 9 имеет телескопическую конструкцию и снабжена фиксирующими винтами 13, 14 и резиновым наконечником 15.

Щипковый музыкальный инструмент подготавливают к игре следующим образом.

Исполнитель, заняв удобное для игры положение, устанавливает с помощью телескопической опоры 9 инструмент на необходимой высоте и фиксирует ее винтом 13. Затем располагает инструмент под углом, удобным для игры, и закрепляет это положение на опоре 9 винтом 14. Исполнитель кладет локоть правой руки на опорную площадку 10 и, опираясь на локтевой сустав, прижимает опорную площадку 10 к своему корпусу. При этом он определяет, на какое расстояние нужно переместить по пазу 11 подвижный упор 12, чтобы он устойчиво упирался в боковую часть корпуса. На выбранном месте паза 11 подвижный упор 12 закрепляют винтом 16. После чего исполнитель приступает к игре на инструменте.

1. Щипковый музыкальный инструмент, содержащий кузов, гриф, деку, струны, верхний и нижний клёцы, щиток, расположенный по краю кузова и жёстко соединённый с верхним и нижним клёцем, защитную раму с поперечным звеном, на которой смонтирована опора для инструмента, и опору для руки, установленную на щитке со стороны нижнего клёца, отличающийся тем, что опора для руки выполнена в виде выступающей опорной площадки, жёстко взаимосвязанной со щитком, при этом на поперечном звене защитной рамы выполнен продольный паз, в котором установлен подвижный упор.

2. Щипковый музыкальный инструмент по п. 1, отличающийся тем, что выступающая опорная площадка выполнена заодно со щитком.

3. Щипковый музыкальный инструмент по п. 1, отличающийся тем, что длина выступающей опорной площадки не менее 30 см.

4. Щипковый музыкальный инструмент по п. 1, отличающийся тем, что ширина выступающей опорной площадки не менее длины нижнего клёца.

5. Щипковый музыкальный инструмент по п. 1, отличающийся тем, что подвижный упор имеет вогнутую форму, повторяющую форму боковой части корпуса исполнителя.

РИСУНКИ



 

Наверх