Якорь

 

Полезная модель относится к оборудованию для постановки судов на якорь, и может быть использована для удержания на месте плавучих средств при стоянке. Техническим результатом предлагаемой полезной модели является упрощение конструкции и повышение технических и эксплуатационных характеристик якоря. Технический результат достигается тем, что предлагается якорь, содержащий веретено, на нижнем конце которого закреплена втулка, ось которой перпендикулярна оси веретена, приспособление для крепления якорного троса, а также закрепленные на оси с возможностью отклонения в обе стороны от оси веретена подвижные лапы, при этом, на боковой поверхности втулки с двух противоположных сторон выполнены ограничительные элементы, препятствующие отклонению лап более чем на заданный угол, на верхнем конце веретена установлен утяжелитель, а приспособление для крепления якорного троса выполнено подвижным, в виде кольцевого элемента, надетого на веретено якоря, при этом внутренний размер подвижного кольцевого элемента подбирается таким образом, чтобы обеспечить его свободное перемещение вдоль веретена якоря, но в то же время исключить возможность соскакивания через утяжелитель.

Полезная модель относится к оборудованию для постановки судов на якорь, и может быть использована для удержания на месте плавучих средств при стоянке.

Актуальной задачей при проектировании и производстве оборудования для удержания плавучих средств является получение простого по конструкции, технологичного в изготовлении якоря, который в то же время обладал бы высокой силой удержания плавучего средства в одном положении длительное время. Также большое внимание уделяется простоте постановки якоря и его извлечения при снятии со стоянки.

Большинство из известных якорей при зацеплении за твердый предмет на дне водоема сложно извлечь, так как для этого требуется вывести из зацепления лапы якоря.

Известен якорь (авторское свидетельство СССР 67310, приоритет от 28.09.1944 г., автор: Матросов И.Р.) с двумя связанными между собой и поворотными относительно веретена лапами, непосредственно примыкающими к веретену и снабженными боковыми приливами, отличающийся тем, что ось поворота веретена расположена ниже оси боковых приливов.

Данная конструкция якоря является трудоемкой в изготовлении, так как содержит большое количество деталей сложной формы, требующих точной подгонки для осуществления правильного функционирования якоря. Кроме того, закрепленное на конце веретена кольцо для крепления якоря к якорной цепи, позволяет прикладывать тяговое усилие при извлечении якоря только в одной точке. Данная особенность конструкции делает сложным извлечение якоря в случае зацепления его лап за твердый предмет.

Известен якорь (патент РФ на полезную модель 91052, приоритет от 30.07.2009, автор: Заболоцкий А.В.), выбранный в качестве прототипа, содержащий веретено, снабженное в верхней части кольцом либо скобой и установленное с возможностью поворота на штоке между вытянутыми вдоль него лапами, причем угол поворота определен ограничителями, образованными противоположными стенками стакана, закрепленного на штоке, отличающийся тем, что в нижней части веретена перпендикулярно его оси закреплена втулка для установки веретена на шток.

Данная конструкция обладает тем же недостатком, что и первый аналог. Вследствие конструкции, включающей неподвижное крепление на конце веретена, за которое крепится якорный трос или якорная цепь, при зацеплении данного якоря за твердый предмет на дне водоема, такой как ствол утонувшего дерева, пень и прочее, вывести лапы якоря из зацепления с этим предметом не представляется возможным, поскольку даже при маневрировании судна, точка приложения тяговой силы остается неизменной. Кроме того стакан, применяемый в прототипе в качестве ограничителя хода лап якоря, содержит полость, в которую при эксплуатации забивается грунт, мелкие камни, и т.д., что влечет за собой необходимость периодической ее очистки, что усложняет эксплуатацию якоря.

Техническим результатом предлагаемой полезной модели является упрощение конструкции и повышение технических и эксплуатационных характеристик якоря.

Технический результат достигается тем, что предлагается якорь, содержащий веретено, на нижнем конце которого закреплена втулка, ось которой перпендикулярна оси веретена, приспособление для крепления якорного троса, а также закрепленные на оси с возможностью отклонения в обе стороны от оси веретена подвижные лапы, при этом, на боковой поверхности втулки с двух противоположных сторон выполнены ограничительные элементы, препятствующие отклонению лап более чем на заданный угол, на верхнем конце веретена установлен утяжелитель, а приспособление для крепления якорного троса выполнено подвижным, в виде кольцевого элемента, надетого на веретено якоря, при этом внутренний размер подвижного кольцевого элемента подбирается таким образом, чтобы обеспечить его свободное перемещение вдоль веретена якоря, но в то же время исключить возможность соскакивания через утяжелитель.

В предлагаемой полезной модели подвижный кольцевой элемент может иметь форму круглого кольца - тора.

В предлагаемой полезной модели подвижный кольцевой элемент может иметь форму овала.

В предлагаемой полезной модели подвижный кольцевой элемент может иметь форму треугольника.

В предлагаемой полезной модели подвижный кольцевой элемент может иметь форму прямоугольника.

В предлагаемой полезной модели подвижный кольцевой элемент может иметь форму втулки.

В предлагаемой полезной модели утяжелитель может быть выполнен в форме цилиндра.

В предлагаемой полезной модели утяжелитель может быть выполнен в форме шара.

В предлагаемой полезной модели лапы якоря могут иметь возможность отклоняться от оси веретена на угол , который выбирается из условия 40°60°.

В предлагаемой полезной модели первый конец веретена якоря содержит втулку, например, цилиндрической формы, ось которой перпендикулярна оси веретена. Второй конец веретена содержит утяжелитель, выполненный, например, в форме цилиндра или шара. На веретено одет подвижный кольцевой элемент, который может свободно перемещаться вдоль оси веретена от втулки до утяжелителя. Для предотвращения соскакивания кольцевого элемента, его внутренний размер выбирается меньшим, чем внешний размер утяжелителя. К кольцевому элементу закреплен якорный трос для осуществления заброса и извлечения якоря. В отверстие втулки вставляется ось, на которой закрепляются лапы якоря на достаточном расстоянии от веретена, чтобы обеспечить беспрепятственное перемещение кольцевого элемента. На противоположных сторонах боковой поверхности втулки устанавливаются ограничители хода подвижных лап якоря, например, в виде двух металлических штырей, длина которых больше суммы длины втулки и расстояний от лап до веретена, чтобы обеспечить зацепление ограничительных элементов с лапами. При этом положение ограничителей выбирается с учетом получения требуемого угла отклонения лап якоря от оси веретена. Экспериментальным путем было выяснено, что наиболее эффективная работа якоря обеспечивается при значении этого угла из диапазона 40°-60°. К кольцевому элементу крепится якорный трос. Таким образом, при постановке якоря, он зацепляется за грунт лапами, отклоняющимися от оси веретена. При этом ограничители, установленные на втулке не позволяют лапам отклониться более, чем на заданный угол. При зацеплении лап за твердый предмет на дне водоема, такая конструкция якоря всегда позволит извлечь его. Для этого необходимо маневрированием плавучего средства обеспечить заход со стороны, противоположной забросу якоря. Утяжелитель, установленный на верхнем конце веретена, удерживает якорь в максимально возможном горизонтальном положении. Под действием тягового усилия, направленного противоположно тому, которое якорь испытывал при удержании плавучего средства, подвижный кольцевой элемент скользит вдоль веретена якоря к его нижнему концу, точка приложения тягового усилия изменяется, и лапы якоря выходят из зацепления.

Полезная модель поясняется чертежами.

На фиг. 1 изображен вид спереди предлагаемого якоря в положении для хранения, когда лапы якоря параллельны веретену. Втулка веретена изображена в разрезе.

На фиг. 2 изображен вид сбоку предлагаемого якоря в рабочем положении - лапы якоря отклонены на рабочий угол и упираются в ограничитель. Пунктиром условно показано положение лап якоря при их отклонении в другую сторону.

Изображенный на фиг. 1 якорь содержит веретено 1, втулку 4, утяжелитель 6, ось лап 2, лапы 3, подвижный кольцевой элемент 7, ограничители хода лап 5.

Изображенный на фиг. 2 якорь содержит веретено 1, втулку 4, утяжелитель 6, ось лап 2, лапы 3, подвижный кольцевой элемент 7, ограничители хода лап 5.

Полезная модель осуществляется, например, следующим образом. Все детали якоря изготавливаются из металла. Из металлического прутка изготавливается веретено, на нижнем конце веретена сваркой закрепляется втулка, таким образом, чтобы ее ось была перпендикулярна оси веретена. На боковую поверхность втулки монтируются ограничители хода лап якоря. Затем на веретено надевается подвижный кольцевой элемент. На верхнем конце веретена сваркой закрепляется утяжелитель, имеющий форму цилиндра. В отверстие втулки вставляется ось, длина которой достаточна, для того чтобы обеспечить крепление на ней лап якоря по всей их длине, а также зазор между лапами и веретеном для прохождения подвижного кольцевого элемента. После этого на оси сваркой крепятся лапы якоря. После окончания сборки якоря производят покрытие его деталей любым известным материалом, обеспечивающим защиту от коррозии.

Таким образом применение предлагаемой полезной модели позволяет получить простой, технологичный в изготовлении якорь с повышенными эксплуатационными характеристиками.

1. Якорь, содержащий веретено, на нижнем конце которого закреплена втулка, ось которой перпендикулярна оси веретена, приспособление для крепления якорного троса, а также закрепленные на оси с возможностью отклонения в обе стороны от оси веретена подвижные лапы, отличающийся тем, что на боковой поверхности втулки с двух противоположных сторон выполнены ограничительные элементы, препятствующие отклонению лап более чем на заданный угол, на верхнем конце веретена установлен утяжелитель, а приспособление для крепления якорного троса выполнено подвижным, в виде кольцевого элемента, надетого на веретено якоря, при этом внутренний размер подвижного кольцевого элемента подбирается таким образом, чтобы обеспечить его свободное перемещение вдоль веретена якоря, но в то же время исключить возможность соскакивания через утяжелитель.

2. Якорь по п. 1, отличающийся тем, что подвижный кольцевой элемент имеет форму тора.

3. Якорь по п. 1, отличающийся тем, что подвижный кольцевой элемент имеет форму овала.

4. Якорь по п. 1, отличающийся тем, что подвижный кольцевой элемент имеет форму треугольника.

5. Якорь по п. 1, отличающийся тем, что подвижный кольцевой элемент имеет форму прямоугольника.

6. Якорь по п. 1, отличающийся тем, что подвижный кольцевой элемент имеет форму втулки.

7. Якорь по п. 1, отличающийся тем, что утяжелитель веретена выполнен в форме цилиндра.

8. Якорь по п. 1, отличающийся тем, что утяжелитель веретена выполнен в форме шара.

9. Якорь по п. 1, отличающийся тем, что лапы якоря имеют возможность отклоняться от оси веретена на угол , который выбирается из условия 40°60°.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области строительства наплавных железнодорожных мостов, используемых для пропуска железнодорожного подвижного состава и, в частности, предназначено для их поперечного закрепления

Якорь // 91052
Наверх