Передвижной надувной макет объекта военной техники

 

Полезная модель относится к средствам введения противника в заблуждение, а также к средствам обеспечения живучести реальных образцов вооружения и объектов военной техники (ВТ). Задачей полезной модели является усиление имитационных свойств надувного макета объекта военной техники за счет придания ему подвижности без применения специальных самоходных буксиров. Для решения указанной задачи предлагается в состав известного надувного макета объекта ВТ дополнительно ввести: бензиновый агрегат питания с электрическим генератором; два кронштейна, на каждом из которых закреплена электроприводная лебедка с тросом; два пирамидальных кронштейна с вращающимся в горизонтальной плоскости блоком; четыре колеса; сборную металлическую трапецеидальную раму с верхним прямоугольным каркасом и нижним прямоугольным каркасом, на котором должны быть закреплены четыре перпендикулярно выступающие за внешний периметр коротких стержня для крепления колес. Такой состав комплекта передвижного надувного макета ВТ при соответствующем взаимном размещении его элементов на местности обеспечивает ему возможность прямолинейно поступательно-возвратно перемещаться по территории за счет буксировки тросами жестко закрепленных на грунте с помощью кронштейнов электроприводных лебедок, каждая из которых наматыванием троса на лебедку обеспечивает перемещение макета только в одну сторону. Передвижной макет объекта ВТ является достаточно простым, но эффективным средством имитации. Он не требует специальных навыков оператора, надежен, прост и не предполагает существенных материальных затрат. Передвижной макет объекта ВТ рекомендуется для войсковых частей, нуждающихся в средствах имитации для введения космических или воздушных средств разведки противника в заблуждение.

Полезная модель относится к средствам введения противника в заблуждение, а также к средствам обеспечения живучести реальных образцов вооружения и объектов военной техники (ВТ).

Известен неподвижный надувной макет танка, содержащий гибкую оболочку, имитирующую после надува размеры и форму полномасштабного танка [1]. Данный макет предназначен для многократного использования инженерными войсками, имеет гибкую оболочку, выполненную из толстой газонепроницаемой текстильной ткани толщиной 0,3-1 мм, а потому не может быть компактно уложен в небольшом контейнере, закрепленном снаружи корпуса реального танка без ухудшения его маневренных свойств, и не может быть оперативно установлен в рабочем состоянии. Для эксплуатации и установки такого макета требуется подготовленный персонал.

Известен также мобильный объект наземной ВТ, содержащий корпус, на котором закреплены средства маскировки растительностью [2]. Средства маскировки растительностью решают только вопросы скрытия, не обеспечивают имитацию самого объекта. Использование в качестве маскировки только средств скрытия мобильного объекта наземной ВТ, при существующих средствах разведки, не обеспечивает основной задачи маскировки - введение в заблуждение противника.

Известен также надувной макет объекта ВТ [3], содержащий оболочку, имитирующую после наполнения воздухом размеры и форму самоходного объекта ВТ, причем оболочка выполнена с возможностью ее размещения в контейнере, который имеет элементы крепления к корпусу объекта ВТ, оболочка изготовлена из полимерного материала толщиной 0,05-0,5 мм на основе полиэтилена, полипропилена или полистирола, полимерный материал оболочки включает полиэфирные или полиамидные нити, макет снабжен передатчиком электромагнитных сигналов и элементами, предназначенными для отражения электромагнитного излучения, а также снабжен панелью, предназначенной для создания теплового излучения, и имитатором поражения, причем макет выполняют с возможностью надува от баллона со сжатым воздухом, который располагают в контейнере, форма оболочки макета соответствует формам самоходных объектов военной техники, типовыми представителями которой являются: танки, самоходные артиллерийские установки, бронированные машины пехоты, самоходные установки зенитных артиллерийских комплексов, самоходные установки зенитных ракетных комплексов, самоходные установки реактивной артиллерии.

Данный макет не может быть признан высокоэффективным имитационным средством, поскольку с течением времени он не изменяет своего местоположения и даже не может быть перемещен с помощью буксира, так как не имеет колес или гусениц, а перемещение волоком может привести к нарушению герметичности оболочки макета и потере необходимой формы в надутом (наполненном воздухом) состоянии.

Как известно, самоходные объекты военной техники на поле боя постоянно перемещаются, а огонь ведут с коротких остановок, что отлично известно противнику, авиационные и космические средства разведки которого не единожды, а многократно осуществляют контроль за наземными самоходными объектами ВТ. Отсутствие перемещений самоходных объектов ВТ является признаком того, что это имитатор, а не реальный образец вооружения. Особенно ярким этот признак становится при применении со стороны противника различного вида воздействий. Например, при применении по самоходному зенитному ракетному комплексу (ЗРК) противорадиолокационных ракет (ПРР) способы пассивной защиты от них предполагают смену стартовых или огневых позиций. Отсутствие реакции со стороны ЗРК на применение ПРР является ярчайшим признаком того, что на поле боя или на маршруте следования (выдвижения) находится имитационный объект.

Задачей полезной модели является усиление имитационных свойств макета объекта военной техники за счет придания ему подвижности без применения специальных самоходных буксиров.

Для решения указанной задачи предлагается в состав надувного макета объекта ВТ [3] дополнительно ввести: бензиновый агрегат питания с электрическим генератором; два кронштейна, на каждом из которых закреплена электроприводная лебедка с тросом; два пирамидальных кронштейна с вращающимся в горизонтальной плоскости блоком; четыре колеса; сборную металлическую трапецеидальную раму с верхним прямоугольным каркасом и нижним прямоугольным каркасом, на котором должны быть закреплены 4 перпендикулярно выступающие за внешний периметр коротких стержня для крепления колес.

Такой состав комплекта передвижного надувного макета объекта ВТ при соответствующем взаимном размещении его элементов на поверхности земли обеспечивает ему возможность перемещаться по местности взад и вперед (поступательно-возвратно) за счет буксировки тросами жестко закрепленных на грунте с помощью кронштейнов электроприводных лебедок, каждая из которых наматыванием троса на лебедку обеспечивает перемещение макета ВТ только в одну сторону, как показано на фиг. 1.

Передвижной надувной макет объекта военной техники включает (фиг. 1, 2) непосредственно надувной макет военной техники 1, четыре колеса 11, кронштейн с электроприводной лебедкой 2 с тросом 4, кронштейн с электроприводной лебедкой 3 с тросом 5, два пирамидальных кронштейна 6 и 7 с вращающимся в горизонтальной плоскости блоком, бензиновый агрегат питания с электрическим генератором 8, сборную металлическую трапецеидальную раму 13 с верхним прямоугольным каркасом 9 и нижним прямоугольным каркасом 10, на котором закрепляют 4 перпендикулярно выступающие за внешний периметр короткие стержни 12 для крепления колес 11.

Принцип использования передвижного макета объекта ВТ заключается в следующем.

Вместе с известным из [3] надувным макетом объекта ВТ 1 в сдутом состоянии в район боевых действий необходимо транспортировать также бензиновый агрегат питания с электрическим генератором 8, а также два кронштейна, на каждом из которых закреплена электроприводная лебедка с тросом, и два пирамидальных кронштейна 6 и 7 с вращающимся в горизонтальной плоскости блоком (фиг. 1). Следует транспортировать также с надувным макетом объекта ВТ 1 четыре колеса 11 и сборную (собираемую с помощью болтов и гаек) металлическую трапецеидальную раму 13, имеющую верхний прямоугольный каркас 9 и нижний прямоугольный каркас 10 (фиг. 2). Нижний каркас 10 изготавливают с закрепленными (встраиваемыми) металлическими стержнями 12 для крепления колес 11. В центральной осевой части колес встраивают подшипники, внутренний диаметр которых равен внешнему диаметру стержней 12. Колеса должны надеваться на стержни и обеспечивать перемещение всей рамы 13 и помещенного на его верхний прямоугольный каркас 9 надувного макета 1 объекта ВТ. Электроприводные лебедки запитывают с помощью гибких кабелей от бензинового агрегата питания с электрическим генератором 8 (фиг. 1). Кронштейны электроприводных лебедок крепят к грунту металлическими скобами для надежного буксирования металлической трапецеидальной рамы 13 за счет наматывания троса. Длина скоб, забиваемых в грунт, должна быть не менее 40-50 см. Рекомендуемая высота h крепления лебедки на кронштейне составляет 1 м.

Раму 13 с установленным на нее надувным макетом 1 объекта ВТ (фиг. 1) располагают на открытой хорошо просматриваемой местности, а на удалении 50-100 метров от них располагают и жестко закрепляют скобами к грунту кронштейны с электроприводными лебедками 2 и 3 с тросами 4 и 5.

По прибытии в район боевых действий истинная боевая техника маскируется с помощью тентов, растительности и т.д. [2], а с помощью надувных макетов имитируется ложная боевая обстановка. Для этого транспортируемая в разобранном виде сборная металлическая трапецеидальная рама 13 собирается в жесткую цельную конструкцию с помощью болтов и гаек. Прямоугольный каркас 9, меньший по размеру, закрепляется сверху, а больший по размеру каркас 10 - снизу. На стержни 12 нижнего каркаса 10 надеваются колеса 11 и затем стержни шплинтуются с внешних по отношению к колесам выступов. Этим обеспечивается невозможность спадания колес со стержней 12. Надувной макет 1 объекта ВТ устанавливается на верхний каркас 9 рамы 13 и надувается с помощью компрессора или ресивера транспортирующего автомобиля или другого объекта ВТ. Для устойчивости надувного макета 1 объекта ВТ на каркасе 9 в нем могут дополнительно закрепляться поперечные прутья 14 (фиг. 3) в виде трубок или стержней, вставляемых в отверстия боковых длинных направляющих каркаса 9.

К передней нижней короткой поперечине 18 каркаса 9 присоединяется (крепится) трос 4 от закрепленной на кронштейне электроприводной лебедки 2 (фиг. 2). Соответственно, к задней нижней короткой поперечине 19 каркаса 9 крепится трос 5 закрепленной на кронштейне лебедки 3. Трос 4 связывает электроприводную лебедку 2 и раму 13, несущую на себе надувной макет 1 ВТ, непосредственно, т.е. напрямую. Трос 5 связывает трапецеидальную раму 13 с закрепленной на кронштейне лебедкой 3 через горизонтально расположенные вращательно-передающие блоки пирамидальных кронштейнов 7 и 6. Эти кронштейны также должны надежно с помощью скоб закрепляться в грунте. При наличии растительности и других надежно закрепленных в грунте местных предметов кронштейны с лебедками и кронштейны с блоками могут крепиться к ним с помощью проволоки или металлических серьг-застежек.

Электродвигатели (электроприводы) лебедок запитываются напряжением от бензинового агрегата с электрическим генератором 8 таким образом, чтобы при наматывании троса 4 трос 5 разматывался и наоборот. Одновременное включение электрических лебедок приводит к тому, что рама 13 с установленным на нее надувным макетом 1 объекта ВТ перемещается в направлении к кронштейну с лебедкой 2 до тех пор, пока напряжение с электродвигателей лебедок не будет снято. При обратном включении питания (смене полярности или смене схемы подключения обмоток двигателей к трехфазной сети) трос лебедки 3 начинает наматываться, а трос лебедки 2 - разматываться. Рама 13 с надувным макетом 1 объекта ВТ начинает двигаться в противоположную сторону. Направлением движения или остановкой макета 1 объекта ВТ управляет оператор. Рациональнее это осуществлять с помощью выносного пульта управления, при нажатии на кнопки которого в пульте коммутации агрегата бензинового 8 соответствующим образом соединяются с генератором электропроводные кабели линий передачи энергии к электроприводным лебедкам 2 и 3. Однако это не является принципиальным, и оператор может осуществлять переключение (перестыковку) даже вручную как на агрегате бензиновом 8, так и на лебедках. Сущность полезной модели от этого не меняется.

Первый из пирамидальных кронштейнов с вращающимся в горизонтальной плоскости блоком 7 целесообразно располагать на продолжении линии соединения между первой электроприводной лебедкой 2 и сборной металлической трапецеидальной рамой 13 на расстоянии 50-100 метров, а второй пирамидальный кронштейн с вращающимся в горизонтальной плоскости блоком 6 следует располагать на серединном перпендикуляре к линии между первой электроприводной лебедкой 2 и первым пирамидальным кронштейном 7 на удалении от этой воображаемой линии порядка 20-30 метров. Положение пирамидального кронштейна с вращающимся в горизонтальной плоскости блоком 6 не должно быть точно на перпендикуляре к середине отрезка между первой электроприводной лебедкой 2 и первым пирамидальным кронштейном 7. Оно должно учитывать особенности местности и является приближенно рекомендуемым, т.е может быть при необходимости изменено в любую сторону на несколько метров. Более того, вместо одного кронштейна с блоком 6 для передачи тяги от электроприводной лебедки 3 к пирамидальной раме 13 могут быть использованы несколько подобных кронштейнов. Однако это загромождает и усложняет техническое решение, не меняя его сущности.

Таким образом, под управлением оператора надувной макет 1 объекта ВТ сможет совершать поступательно-возвратное перемещение по участку местности. Такое поведение надувного макета 1 объекта ВТ на позиции обеспечивает более правдоподобную имитацию реальных образцов ВТ и тем самым увеличивает живучесть реальных замаскированных или ведущих боевые действия образцов вооружения и техники.

Электропроводные кабели для подачи напряжения на электроприводы лебедок должны иметь хорошую изоляцию и внутреннее сечение не менее 2 мм, так как применение надувного макета предполагается в любую погоду, т.е. при дожде, снеге и т.п. Указанное внутреннее сечение рекомендуется для снижения потерь при передаче напряжения на большие расстояния (более 100 м).

Новые элементы конструкции передвижного надувного макета объекта ВТ широко известны и находят в настоящее время широкое применение. Так, например, лебедки с электроприводами имеются в свободной продаже. Один из вариантов конструкции электроприводной лебедки приведен на фиг. 4. Как правило, подобная лебедка состоит из электродвигателя 15, понижающего редуктора 16, обеспечивающего высокую мощность тяги, и катушки с намотанным тросом 17 (фиг. 4).

Ассортимент подобных лебедок очень велик [4, 5]. Варианты их конструкций показаны на фиг. 5. Кронштейны для крепления таких лебедок могут быть выполнены из металла в парковых или войсковых условиях.

Агрегаты питания с генераторами также широко известны и находятся в свободной продаже [6]. Внешний вид одного из таких бензиновых агрегатов с генератором показан на фиг. 6.

Сборная рама 13 также может быть изготовлена в войсковых условиях из металлических уголков и прутков путем свинчивания или сварки. Колеса могут быть заимствованы от других образцов вооружения, военной или автомобильной техники. Пирамидальные уголки легко изготавливаются путем сварки из стальных уголков, а применяющиеся в передвижном макете вращающиеся в горизонтальной плоскости блоки (фиг. 7) имеются в свободной продаже и в ремонтных органах войсковых частей.

Таким образом, оснащение передвижного надувного макета объекта ВТ новыми элементами является в настоящее время (при современном уровне развития науки и техники) технически выполнимым.

Передвижной надувной макет объекта ВТ является достаточно простым, но эффективным средством имитации. Он не требует специальных навыков оператора, надежен, прост, ремонтопригоден и не требует существенных материальных затрат.

Передвижной надувной макет объекта ВТ рекомендуется для войсковых частей, нуждающихся в средствах имитации для введения космических или воздушных средств разведки противника [7, 8] в заблуждение. Комплект передвижного надувного макета объекта ВТ целесообразно перемещать в район действий войсковой части вместе с реальными объектами военной техники.

Источники информации

1. Патент США 5238406 (аналог).

2. Патент РФ 2284002 от 20.09.2006. Способ маскировки подвижных объектов срезанной, в том числе законсервированной, и/или искусственной растительностью и устройство для его осуществления (варианты способа). Шахворостов Н.Г., Хаджиева Я.Я., Прокофьев И.Е., Булахов А.Г. и др. (аналог).

3. Патент РФ 2355994 от 20.05.2009. Надувной макет объекта военной техники и объект военной техники. Таланов А.В. (прототип).

4. http://www.220-volt.ru/catalog/lebedki-tali/

5. http://smolensk.tiu.ru/Lebedka.html

6. http://www.ab-log.ru/build/generator

7. Мосов С.П. Аэрокосмическая разведка в современных военных конфликтах. Киев: Издательский дом «Румб», 2008. 248 с.

8. Меньшаков Ю.К. Виды и средства иностранных технических разведок / Под ред. М.П. Сычева. М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2009. 656 с.

Передвижной надувной макет объекта военной техники, содержащий оболочку, имитирующую после наполнения воздухом размеры и форму самоходного объекта военной техники, отличающийся тем, что в его состав дополнительно включен бензиновый агрегат питания с электрическим генератором, два кронштейна, на каждом из которых закреплена электроприводная лебедка со своим тросом, два пирамидальных кронштейна, каждый из которых имеет вращающийся в горизонтальной плоскости блок, четыре колеса, сборную металлическую трапецеидальную раму с верхним прямоугольным каркасом меньших размеров и нижним прямоугольным каркасом больших размеров, к которому прикреплены перпендикулярно выступающие за внешний периметр стержни для крепления колес, причем каждое из четырех колес в период имитации действий объекта военной техники закреплено на соответствующем стержне, сборная металлическая трапецеидальная рама собрана из составных частей в цельную конструкцию с помощью крепежного материала, т.е. гаек и болтов, надувной макет объекта военной техники расположен в надутом состоянии на верхнем прямоугольном каркасе сборной металлической трапецеидальной рамы, которая расположена на ровном открытом хорошо просматриваемом участке местности, бензиновый агрегат питания с электрическим генератором с помощью первого и второго электропроводных кабелей с надежной изоляцией соединен соответственно с электроприводом первой и второй закрепленных на своих кронштейнах электроприводных лебедок, причем так, чтобы при подаче напряжения на электроприводы первая из лебедок разматывала, а вторая наматывала соответствующий собственный трос, а при изменении параметров подаваемого напряжения наоборот - первая из лебедок наматывала, а вторая разматывала соответствующий собственный трос, при этом трос первой электроприводной лебедки механически соединен с передней нижней поперечиной сборной металлической трапецеидальной рамы, задняя нижняя поперечина которой механически соединена тросом через блоки пирамидальных кронштейнов с второй электроприводной лебедкой, кронштейны с электроприводными лебедками расположены на удалении нескольких метров друг от друга и на расстоянии 50-100 метров от сборной металлической трапецеидальной рамы с установленным на ней в надутом состоянии надувным макетом объекта военной техники, первый из пирамидальных кронштейнов с вращающимся в горизонтальной плоскости блоком расположен на продолжении линии соединения между первой электроприводной лебедкой и сборной металлической трапецеидальной рамой на расстоянии 50-100 метров, а второй пирамидальный кронштейн с вращающимся в горизонтальной плоскости блоком расположен на серединном перпендикуляре к отрезку между первой электроприводной лебедкой и первым пирамидальным кронштейном с вращающимся в горизонтальной плоскости блоком на удалении порядка 20-30 метров от этого отрезка, обеспечивая таким взаимным расположением элементов передвижного надувного макета объекта военной техники поступательно-возвратное перемещение на местности сборной металлической трапецеидальной рамы и помещенного на нее в надутом состоянии надувного макета объекта военной техники за счет наматывания и разматывания тросов на лебедки при подаче на их электроприводы соответствующего напряжения с бензинового агрегата питания с электрическим генератором.

РИСУНКИ



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройствам борьбы с дистанционно пилотируемыми (беспилотными) летательными аппаратами (ДПЛА или БПЛА), а конкретно - к многоканальным оптико-электронным системам обнаружения и средствам уничтожения ДПЛА
Наверх