Устройство управления тяговой лебедкой экскаватора-драглайна

 

Полезная модель относится к устройствам управления электроприводами карьерных электрических экскаваторов и предназначена для управления движением ковша шагающих экскаваторов-драглайнов типа ЭШ. Устройство снабжено преобразователем электрического сигнала в механическое усилие, который своим входом электрически соединен с выходом датчика натяжения тягового каната, а своим выходом механически соединен с валом рукоятки ручного задатчика натяжения тягового каната, соединенного с входом блока выделения сигнала управления приводом тяги, выход блока выделения сигнала управления приводом тяги соединен с входом регулятора натяжения тягового каната, выход которого соединен с двигателем тяговой лебедки. Технический результат заключается в повышении производительности работы экскаваторов драглайна за счет повышения срока службы и безопасности эксплуатации тяговых канатов, снижения перегрузок деталей кинематической цепи механизма тяги, что позволяет сократить количество поломок и аварий, а также уменьшить простой экскаватора-драглайна из-за ремонта. 1 незав. п. ф-лы, 1 ил.

Полезная модель относится к устройствам управления электроприводами карьерных электрических экскаваторов и предназначена для управления движением ковша шагающих экскаваторов-драглайнов типа ЭШ.

Заявляемая полезная модель относится к приоритетным направлениям развития науки и технологий «Технологии снижения риска и уменьшения последствий природных и техногенных катастроф» и «Технологии экологически безопасной разработки месторождений и добычи полезных ископаемых» [Алфавитно-предметный указатель к Международной патентной классификации по приоритетным направлениям развития науки и технологий / Ю.Г. Смирнов, Е.В. Скиданова, С.А. Краснов. - М.: ПАТЕНТ, 2008. - с. 65, с. 110]

Машинист экскаватора в системе управления приводом механизма тяги является звеном системы «оператор-экскаватор-забой». Качество управления приводом механизма тяги влияет на производительность экскаватора, на износ, срок службы и безопасность эксплуатации тяговых канатов, а также на перегрузку деталей кинематической цепи механизма тяги. Процесс копания и наполнения ковша грунтом происходит во взорванной породе в постоянной встрече с валунами, негабаритами, непреодолимыми препятствиями, что приводит к стопорению механизма тяги. Машинист путем воздействия через ручной задатчик на привод механизма подъема выводит ковш из состояния стопорения, и продолжает процесс копания.

Общим недостатком применяемых сегодня на экскаваторах устройствах является то, что они не обеспечивают машинисту обратной связи между усилием в тяговых канатах и положением рукоятки управления. Поэтому машинист не может прогнозировать процесс стопорения ковша.

Процесс управления режимом копания может быть значительно улучшен за счет обеспечения машиниста дополнительной информацией о нагрузке в механизме тяги. Лучше всего ее представлять в тактильной форме, преобразуя нагрузку в механизме тяги в активное усилие, действующее через рукоятку управления привода тяги на ладонь машиниста.

Известно устройство для управления движением ковша-драглайна при копании (патент RU 2326212 С1, МПК E02F 9/20, опубликован 09.11.2006), содержащее двигатели подъемной и тяговой лебедок, управляемые блоками регулирования скорости этих лебедок, датчик пути копания, выход которого через программный задатчик натяжения тяговых канатов подключен к одному из входов регулятора натяжения тяговых канатов, к другому входу - датчик натяжения тяговых канатов, а выход регулятора соединен с первым входом регулятора натяжения подъемных канатов, второй вход последнего с выходом датчика натяжения подъемных канатов. При этом выход регулятора натяжения подъемных канатов подключен ко входу блока регулирования скорости подъемной лебедки. Устройство снабжено дополнительным регулятором натяжения тяговых канатов с программным задатчиком натяжения тяговых канатов, вход которого соединен с выходом датчика пути копания, а его выход и выход датчика натяжения тяговых канатов подключены ко входам дополнительного регулятора натяжения тяговых канатов. При этом выход последнего соединен со входом блока регулирования скорости тяговой лебедки.

Признаками аналога, совпадающими с существенными признаками заявляемой полезной модели, являются двигатель тяговой лебедки, датчик натяжения тягового каната, регулятор натяжения тягового каната.

Однако устройство не обеспечивает машинисту обратной связи между усилием в тяговых канатах и положением рукоятки управления. Поэтому машинист не может прогнозировать процесс стопорения ковша.

Известно устройство для управления рабочим оборудованием экскаватора-драглайна (SU 825784 A, E02F 3/48, опубликовано 30.04.1981), содержащее электропривод подъемной лебедки с блоком регулирования его скорости, задатчик, датчик и регулятор натяжения подъемного каната, выход которого и выход ручного задатчика скорости подъема подключены к входам блока выделения наибольшего сигнала управления двигателем подъемной лебедки, соединенного через блок ограничения скорости выбора слабины в подъемном канате к входу блока регулирования скорости подъема, при этом управляющий вход блока ограничения скорости соединен с выходом датчика натяжения подъемного каната.

Устройство обеспечивает ограничение динамических нагрузок рабочего оборудования, электропривода и механизма подъема, возникающих при выборе слабины в подъемном канате, за счет ограничения скорости электропривода в зависимости от величины усилия в подъемном канате. Ограничение скорости электропривода тяги в зависимости от усилия в подъемном канате в устройстве не предусмотрено.

Однако при слабине в подъемном канате возможно чрезмерное заглубление ковша в грунт и копание с большой скоростью электропривода тяги приводит к возникновению значительных динамических нагрузок в механизме тяговой лебедки. Кроме того, устройство не обеспечивают машинисту обратной связи между усилием в тяговых канатах и положением рукоятки управления. Поэтому машинист не может прогнозировать процесс стопорения ковша.

Наиболее близким по технической сущности к предложенному устройству является устройство для управления движением ковша экскаватора-драглайна (SU 1425276 A, E02F 3/48, E02F 9/20, опубликовано 23.09.1988), содержащее двигатели подъемной и тяговой лебедок, датчики натяжения подъемного и тягового канатов, регулятор натяжения тягового каната, к входам которого подключены выходы датчика натяжения тягового каната и задатчика натяжения этого каната, блок выделения сигнала управления приводом тяги, один из входов которого соединен с выходом регулятора натяжения тягового каната, другой - с выходом задатчика скорости тяговой лебедки, а также блок регулирования скорости тяговой лебедки. Признаками прототипа, совпадающими с существенными признаками заявляемой полезной модели, являются двигатель тяговой лебедки, датчик натяжения тягового каната, регулятор натяжения тягового каната, задатчик натяжения тягового каната, блок выделения сигнала управления приводом тяги.

Устройство позволяет ограничивать минимальные и максимальные усилия в подъемном и тяговом канатах, обеспечивая тем самым ограничение динамических нагрузок в рабочем оборудовании, электроприводах и механизмах подъемной и тяговой лебедок драглайна, возникающих в них в процессе копания. Это устройство взято нами в качестве прототипа.

Недостатком данного устройства является то, что при максимальном значении заданной скорости привода тяговой лебедки и чрезмерном заглублении ковша в грунт возникают максимальные нагрузки в механизме тяговой лебедки. Однако предотвращение этих нагрузок в известном устройстве не предусмотрено. Кроме того, устройство не обеспечивает машинисту обратной связи между усилием в тяговых канатах и положением рукоятки управления. Поэтому машинист не может прогнозировать процесс стопорения ковша.

Заявляемая полезная модель направлена на создание такого устройства управления тяговой лебедкой экскаватора-драглайна, которое позволило бы повысить качество управления экскаватором-драглайном за счет обеспечения машиниста дополнительной информацией о нагрузке в механизме тяги путем преобразования нагрузки в механизме тяги в активное усилие, действующее через рукоятку управления привода тяги на ладонь машиниста.

Технический результат заключается в повышении производительности работы экскаваторов драглайна за счет повышения срока службы и безопасности эксплуатации тяговых канатов, снижения перегрузок деталей кинематической цепи механизма тяги, что позволяет сократить количество поломок и аварий, а также уменьшить простой экскаватора-драглайна из-за ремонта.

Технический результат достигается тем, что устройство управления тяговой лебедкой экскаватора-драглайна, включающее двигатель тяговой лебедки, датчик натяжения тягового каната, регулятор натяжения тягового каната, ручной задатчик натяжения тягового каната, блок выделения сигнала управления приводом тяги, согласно полезной модели, дополнительно снабжено преобразователем электрического сигнала в механическое усилие, который своим входом электрически соединен с выходом датчика натяжения тягового каната, а своим выходом механически соединен с валом рукоятки ручного задатчика натяжения тягового каната, соединенного с входом блока выделения сигнала управления приводом тяги, выход которого соединен с входом регулятора натяжения тягового каната, выход которого соединен с двигателем тяговой лебедки.

Введение в устройство преобразователя электрического сигнала в механическое усилие позволяет обеспечить машиниста обратной связью между усилием в тяговых канатах и положением рукоятки управления. Обратная связь реализуется в тактильной форме, преобразуя нагрузку в механизме тяги в активное усилие действующее через рукоятку управления приводом тяги на ладонь машиниста. Поэтому машинист сможет прогнозировать процесс стопорения ковша.

Отличия от прототипа доказывают новизну заявляемой полезной модели.

Полезная модель поясняется чертежом, представленным на фигуре.

На фиг. представлена блок схема устройства управления тяговой лебедкой экскаватора-драглайна в общей системе «человек-машина».

Элементам устройства присвоены следующие цифровые позиции:

1 - датчик натяжения тягового каната;

2 - преобразователь электрического сигнала в механическое усилие;

3 - ручной задатчик натяжения тягового каната;

4 - блок выделения сигнала управления приводом тяги;

5 - регулятор натяжения тягового каната;

6 - двигатель тяговой лебедки;

7 - редуктор тяговой лебедки;

8 - барабан тяговой лебедки;

9 - тяговый канат;

10 - ковш.

11 - ручной задатчик натяжения подъемного каната;

12 - блок выделения сигнала управления приводом подъема;

13 - регулятор натяжения подъемного каната;

14 - двигатель подъемной лебедки;

15 - редуктор подъемной лебедки;

16 - барабан подъемной лебедки;

17 - подъемный канат.

Устройство управления тяговой лебедкой экскаватора-драглайна (фиг.) содержит датчик натяжения тягового каната 1, преобразователь электрического сигнала в механическое усилие 2, ручной задатчик натяжения тягового каната 3, блок выделения сигнала управления приводом тяги 4, регулятор натяжения тягового каната 5, двигатель тяговой лебедки 6, редуктор тяговой лебедки 7, барабан тяговой лебедки 8, тяговый канат 9, ковш 10.

Датчик натяжения тягового каната 1 соединен со входом преобразователя электрического сигнала в механическое усилие 2, выход которого механически соединен с валом ручного задатчика натяжения тягового каната 3. В качестве преобразователя электрического сигнала в механическое усилие 2 может быть использован, например, двигатель постоянного тока независимого возбуждения небольшой мощности (серводвигатель). Вал ручного задатчика натяжения тягового каната 3 (сельсинного командоаппарата) и вал серводвигателя - преобразователя электрического сигнала в механическое усилие 2 - механически соединены между собой.

Датчик натяжения тягового каната 1 выполнен в виде резистора участка главной цепи системы «генератор-двигатель» двигателя тяговой лебедки 6. Ручной задатчик натяжения тягового каната 3 и блок выделения сигнала управления приводом тяги 4 представляют собой сельсинный командоаппарат.

Выход блока выделения сигнала управления приводом тяги 4 соединен с входом регулятора натяжения тягового каната 5, выход которого соединен с двигателем тяговой лебедки 6, а именно с обмоткой возбуждения генератора-двигателя тяговой лебедки 6.

В общую систему «человек-машина» для управления движением ковша входит устройство управления подъемной лебедкой экскаватора-драглайна, которое содержит ручной задатчик натяжения подъемного каната 11, блок выделения сигнала управления приводом подъема 12, регулятор натяжения подъемного каната 13, двигатель подъемной лебедки 14, редуктор подъемной лебедки 15, барабан подъемной лебедки 16, подъемный канат 17.

Блок выделения сигнала управления приводом подъема 12 механически соединен с ручным задатчиком натяжения подъемного каната 11. Выход блока выделения сигнала управления приводом подъема 12 соединен с входом регулятора натяжения подъемного каната 13, выход которого соединен с входом двигателя подъемной лебедки 14, а именно с обмоткой возбуждения двигателя подъемной лебедки 14. Вал двигателя подъемной лебедки 14 механически соединен с редуктором подъемной лебедки 15, на выходном валу которого установлен барабан подъемной лебедки 16 с подъемным канатом 17, к концу которого прикреплен ковш 10.

Устройство управления тяговой лебедкой экскаватора драглайна работает следующим образом.

Если при наполнении ковша 10 нагрузка в тяговом канате 9 начинает резко возрастать, тогда пропорционально ей возрастает электрический сигнал в датчике натяжения тягового каната 1. Далее преобразователь электрического сигнала в механическое усилие 2 преобразует сигнал с датчика натяжения тягового каната 1 в механическое усилие (момент), которое через ручной задатчик натяжения тягового каната 3 оказывает противодействующее усилие на ладонь машиниста. Машинист, ориентируясь на воспринимаемое своей ладонью усилие, регулирует выходные сигналы блока выделения сигнала управления приводом тяги 4 и блока выделения сигнала управления приводом подъема 12. Выходные сигналы с блока выделения сигнала управления приводом тяги 4 и блока выделения сигнала управления приводом подъема 12 поступают соответственно на входы регулятора натяжения тягового каната 5 и регулятора натяжения подъемного каната 13 и соответственно воздействуют на двигатель тяговой лебедки 6 и двигатель подъемной лебедки 14 и далее усилие соответственно через редуктор тяговой лебедки 7 и редуктор подъемной лебедки 15, барабан тяговой лебедки 8 и барабан подъемной лебедки 16 поступает на тяговый канат 9 и подъемный канат 17 до тех пор, пока ковш 10 не выйдет из зацепления и не уменьшится воздействие на ладонь машиниста, управляющей приводом тяги.

Усилие, поступающее с выхода преобразователя электрического сигнала в механическое усилие 2, механически воздействует (противодействует) ручному задатчику натяжения тягового каната 3. Машинист экскаватора на основании тактильного усилия, воздействующего на его ладонь, регулирует выходные сигналы блока выделения сигнала управления приводом тяги 4 и блока выделения сигнала управления приводом подъема 12.

Напряжение на серводвигатель - преобразователь электрического сигнала в механическое усилие 2 - подается с участка главной цепи системы генератор-двигатель привода тяги экскаватора-драглайна. Полярность напряжения с участка главной цепи, подаваемая на преобразователь электрического сигнала в механическое усилие 2 (серводвигатель) такова, что при положении ручного задатчика тягового каната 3 (рукоятки сельсинного командоаппарата) «на себя», момент создаваемый серводвигателем направлен «от себя», то есть в противоположную сторону. Противодействующий момент пропорционален току в главной цепи, а ток пропорционален усилию в тяговом канате 9. Если при наполнении ковша 10 нагрузка в тяговом канате 9 начинает резко возрастать, то и на ручном задатчике тягового каната 3 (рукоятке сельсинного командоаппарата) пропорционально возрастает противодействующий момент, и машинист, чтобы не допустить дальнейшего стопорения ковша 10 и экстремальной нагрузки в тяговом канате 9, двигателем подъемной лебедки 14 (приводом подъема) выводит ковш 10 из зацепления (заглубления), предотвращая увеличение стопорного тока в 2,1-2,5 раза и срабатывание токовой отсечки.

Таким образом, повышается производительность работы экскаватора драглайна за счет повышения срока службы и безопасности эксплуатации тяговых канатов, снижения перегрузок деталей кинематической цепи механизма тяги, что позволяет сократить количество поломок и аварий, а также уменьшить простой экскаватора-драглайна из-за ремонта.

Устройство управления тяговой лебедкой экскаватора-драглайна, включающее двигатель тяговой лебедки, датчик натяжения тягового каната, регулятор натяжения тягового каната, ручной задатчик натяжения тягового каната, блок выделения сигнала управления приводом тяги, отличающееся тем, что оно дополнительно снабжено преобразователем электрического сигнала в механическое усилие, который своим входом электрически соединен с выходом датчика натяжения тягового каната, а своим выходом механически соединен с валом рукоятки ручного задатчика натяжения тягового каната, соединенного с входом блока выделения сигнала управления приводом тяги, выход которого соединен с входом регулятора натяжения тягового каната, выход которого соединен с двигателем тяговой лебедки.

РИСУНКИ



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к строительству, в частности к поддержанию оптимальных значений угла резания грунта и глубины копания (толщины стружки) под проектную отметку при сооружении котлованов и траншей для прокладки магистральных нефте-газопроводов, трубопроводов для подачи воды и пара, кабелей высоковольтных линий электропередач

Изобретение относится к области землеройных и перегрузочных машин, например роторных экскаваторов или роторных заборщиков, применяемых на открытых горных разработках и в перегрузочных терминалах
Наверх