Турникет створчатый

 

Полезная модель относится к строительству, к контрольно-пропускным устройствам и предназначена для управления потоками людей. Турникет позволяет реализовывать режимы прохода: режим однократного прохода, режим свободного прохода, режим «антипаника», при этом может работать в нормально-открытом или нормально-закрытом режиме. Турникет створчатый содержит трехсекционный корпус, в котором размещены электродвигатель, электромагнитная муфта, вал со створкой, управляющий блок, датчики прохода. Он снабжен блоком «антипаника», включающим вал, установленный с возможностью вращения в подшипниковых узлах, жестко установленное на валу зубчатое колесо и магниты, установленные одноименными полюсами друг к другу с возможностью создания постоянного вращающего момента. При этом на валу створки установлены с возможностью свободного вращения поворотный элемент, включающий соединяющие пазы и верхнее зубчатое колесо, жестко закрепленное нижнее зубчатое колесо и нижняя втулка. При этом зубчатые колеса вала створки соединены гибкими элементами с зубчатыми колесами, жестко установленными на валах соответственно электромагнитной муфты и блока «антипаника». На нижней втулке жестко установлен кронштейн в виде кольца с вертикальной стойкой, на котором шарнирно закреплены рычаг и П-образный толкатель, шарнирно соединенный с тягой, установленной с возможностью взаимодействия со штоком установленного в корпусе соленоида. Вал створки снабжен Т-образной центральной полостью, в верхней части которой установлен фиксатор с возможностью качания на горизонтальной оси и взаимодействия с пазами поворотного элемента, а в нижней ее части установлен стержень с возможностью свободного хода по вертикальной оси в Т-образной полости вала и взаимодействия с фиксатором и рычагом. Технической задачей является расширение арсенала средств данного назначения с реализацией механизма «антипаника» для створчатого турникета. Техническим результатом является реализация данного назначения. 4 зав. п., 3 ил.

Полезная модель относится к строительству, к контрольно-пропускным устройствам, а именно, к устройствам контроля доступа и предназначена для управления потоками людей. Турникет позволяет реализовывать режимы прохода: режим однократного прохода, режим свободного прохода, режим «антипаника», при этом может работать в нормально-открытом или нормально-закрытом режиме.

Известен турникет универсальный (п.м. RU 56690, опубл. 10.09.2006). Турникет универсальный, содержащий корпус трехсекционной тумбы, в котором размещены, выполненные в виде отдельных модулей и связанные между собой, заградительный барьер, датчики контроля зоны прохода, блок управления турникета, блок питания, контроллер валидатора, блоки индикации направления и разрешения прохода, блоки сигнализации несанкционированного прохода и доступа, блок устройств обработки документов контроля доступа. Заградительный барьер выполнен в виде механизма автоматических поворотных створок, состоящего из связанных между собой мотора-редуктора, инвертора, на лицевой панели которого расположен пульт для оперативного изменения параметров работы мотора-редуктора, тормозной муфты, предназначенной для обеспечения режима блокировки створки только при подаче управляющего сигнала, бесконтактных датчиков положения створки и привода створки, расположенной на оси симметрии турникета. В качестве передаточного звена от вала мотора-редуктора к приводу поворотной створки, использована цепь с мембранными шайбами, предназначенными для регулирования натяжения цепи.

Недостатком является то, что данная конструкция привода обладает значительными габаритами и весом, расположение тормозной муфты после редуктора непосредственно перед стеклянной поворотной створкой предполагает ее устойчивость к повышенным механическим нагрузкам, наличие цепной передачи предполагает регулярное техническое обслуживание.

Известен турникет (п. RU 2312198, опубл. 10.12.2007), содержащий неподвижную опору и закрепленную на опоре механическую часть, включающую поворотный узел с закрепленными на узле штангами перекрытия прохода, механизм фиксации поворотного узла и механизм антипаники. Штанги установлены с возможностью их жесткой фиксации в рабочем положении с расположением одной из штанг по существу горизонтально для запрещения несанкционированного прохода через турникет и с возможностью экстренного перевода горизонтально расположенной штанги в по существу вертикальное положение с полным открытием прохода через турникет. Механическая часть включает опорную плиту, на которой с одной из ее сторон установлен поворотный узел, причем штанги перекрытия разъемно соединены с шарнирно закрепленными на поворотном узле захватами. На поворотном узле установлены фиксаторы, каждый из которых имеет возможность поступательного перемещения по оси, по существу параллельной оси вращения поворотного узла. Первый конец каждого фиксатора имеет возможность зацепления с соответствующим захватом для фиксации соответствующей штанги перекрытия. Механизм антипаники включает закрепленный на опорной плите регулируемый электромагнит антипаники, механически связанный с первым концом толкателя антипаники. Второй конец указанного толкателя в обычном режиме работы турникета расположен в выполненном в опорной плите сквозном отверстии, контактируя со вторым концом фиксатора горизонтальной штанги перекрытия при отключенном механизме антипаники. Каждый фиксатор подпружинен так, что при срабатывании механизма антипаники фиксатор горизонтальной штанги перекрытия имеет возможность поступательного перемещения под действием пружины с выходом первого конца этого фиксатора из зацепления с захватом горизонтально располагаемой штанги перекрытия прохода с обеспечением перевода последней в по существу вертикальное положение.

Недостатком является то, что механизм антипаники неприменим для створчатого турникета.

Известен турникет (п.п.м. RU 57790, опубл. 27.10.2006), содержащий неподвижную опору и закрепленную на опоре механическую часть, включающую поворотный узел с закрепленными на узле штангами перекрытия прохода, с возможностью их жесткой фиксации в рабочем положении, механизм фиксации поворотного узла. Неподвижная опора турникета выполнена в виде двух вертикальных стоек, а механическая часть включает в себя неподвижную плиту, причем механическая часть закреплена на стойках за счет неподвижного разъемного соединения плиты с указанными стойками. Механизм антипаники содержит закрепленный на неподвижной плите толкающий электромагнит антипаники, ось которого параллельна оси вращения поворотного узла, а также коромысло, одним концом шарнирно связанное с концом штока электромагнита антипаники, а другим концом шарнирно связанное с толкателем антипаники, который имеет возможность возвратно-поступательного перемещения при включении электромагнита антипаники с возможностью взаимодействия с толкателем фиксации для перемещения последнего с обеспечением поворота фиксатора и высвобождения захвата горизонтально расположенной штанги для перевода последней в по существу вертикальное положение.

Недостатком является то, что механизм антипаники неприменим для створчатого турникета.

Известен турникет (п. RU 2401375, опубл. 10.10.2010), содержащий неподвижную стойку, плиту механизма с подшипниковым узлом, вал, установленный с возможностью вращения в подшипниковом узле, соединенную с валом ступицу с преграждающими штангами, механизмы позиционирования и фиксации преграждающих штанг, механизм антипаники, устройство плавной доводки преграждающих штанг до исходного положения, датчик угла поворота, блок электронного управления, световую индикацию и пульт дистанционного управления. Механизм антипаники выполнен в виде хвостовика, соединенного с возможностью разъема со ступицей штанг, и полой цилиндрической штанги-антипаники, а также в виде расположенных внутри штанги тяги, пружины растяжения, натяжителя пружины и шумопоглощающего элемента. Штанга выполнена с возможностью свободного насаживания и снятия ее с хвостовика, тяга одним концом шарнирно соединена с хвостовиком, а другим концом - с пружиной растяжения, соединенной противоположным своим концом с натяжителем, выполненным с возможностью свободного вращения внутри штанги, а шумопоглощающий элемент закреплен одним концом на тяге.

Недостатком является то, что механизм антипаники неприменим для створчатого турникета.

Известен турникет калиточный (п.п.м. RU 86974, опубл. 20.09.2009), принятый за прототип и состоящий из трехсекционного корпуса, в котором размещены электроприводы с калиточными заградительными створками, устройства контроля разрешительных документов, управляющий контроллер, инфракрасные датчики прохода, индикаторы разрешения-запрета прохода, блок питания, блок сигнализации, блок термостатирования. Электропривод калиточных заградительных створок выполнен из связанных между собой последовательно электродвигателя с блоком управления, электромагнитной тормозной муфты, предназначенной для блокировки калиточной створки только при подаче управляющего сигнала, передаточного редуктора, выходная ось которого непосредственно связана с осью вращения калиточной створки.

Недостатком является то, что не указан алгоритм работы турникета в режиме свободного прохода при аварийной ситуации.

Технической задачей является расширение арсенала средств данного назначения с реализацией механизма «антипаника» для створчатого турникета для быстрого эвакуационного выхода через проход в месте установки турникета.

Техническим результатом является реализация данного назначения.

Технический результат достигается тем, что турникет створчатый, содержащий трехсекционный корпус, в котором размещены электродвигатель, электромагнитная муфта, вал со створкой, управляющий блок, датчики прохода, снабжен блоком «антипаника», включающим вал, установленный с возможностью вращения в подшипниковых узлах, жестко установленное на валу зубчатое колесо и магниты, установленные одноименными полюсами друг к другу с возможностью создания постоянного вращающего момента, при этом на валу створки установлены с возможностью свободного вращения поворотный элемент, включающий соединяющие пазы и верхнее зубчатое колесо, жестко закрепленное нижнее зубчатое колесо и нижняя втулка, при этом зубчатые колеса вала створки соединены гибкими элементами с зубчатыми колесами, жестко установленными на валах соответственно электромагнитной муфты и блока «антипаника», а на нижней втулке жестко установлен кронштейн в виде кольца с вертикальной стойкой, на котором шарнирно закреплены рычаг и П-образный толкатель, шарнирно соединенный с тягой, установленной с возможностью взаимодействия со штоком установленного в корпусе соленоида, при этом вал створки снабжен Т-образной центральной полостью, в верхней части которой установлен фиксатор с возможностью качания на горизонтальной оси и взаимодействия с пазами поворотного элемента, а в нижней ее части установлен стержень с возможностью свободного хода по вертикальной оси в Т-образной полости вала и взаимодействия с фиксатором и рычагом.

Поворотный элемент может быть выполнен в виде верхней втулки с пазами, на которой жестко установлено зубчатое колесо.

Поворотный элемент может быть выполнен в виде единой конструкции зубчатого колеса с пазами в нижней ее части.

Гибкие элементы могут быть выполнены в виде, односторонних зубчатых ремней.

Фиксатор может быть выполнен в виде Г-образной собачки.

Устройство турникета поясняется чертежами. На фиг.1 представлен общий вид турникета створчатого. На фиг.2 представлен исполнительный механизм турникета. На фиг.3 представлено сечение А-А - поперечное сечение турникета по вертикальной оси вала створки турникета. На фиг.4 представлено сечение В-В - поперечное сечение блока «антипаника».

Турникет содержит корпус с тремя секциями - двумя крайними секциями 1 и средней секцией 6, в основании 5 которой расположен кронштейн 9 исполнительного механизма 2, в крайних секциях расположены управляющий блок 7 и датчики прохода 4. На кронштейне 9 неподвижно установлены электродвигатель 10, электромагнитная муфта 11, предназначенная для блокировки створки турникета при подаче управляющего сигнала, блок «антипаника» 13, предназначенный для разблокировки створки турникета и обеспечения свободного прохода в экстренной ситуации, нижняя втулка 15 и соленоид в корпусе 27. Вал створки 18 установлен на нижней втулке 15 с возможностью вращения в подшипниковых узлах 16 и 17. На валу электромагнитной муфты 11 жестко установлено зубчатое колесо 12. Блок «антипаника» содержит вал 40, установленный с возможностью вращения в подшипниковых узлах 34 и 35, зубчатое колесо 14, жестко установленное на валу 40, и нижнее зубчатое колесо 19, жестко установленное на валу створки 18, соединенные гибким элементом 29, например, односторонним зубчатым ремнем. В корпусе 37 расположены магниты 38 и 39, магниты установлены одноименными полюсами друг к другу, что создает на валу 40 постоянный вращающий момент.

На валу створки 18 установлен с возможностью свободного от вала 18 вращения в подшипниковых узлах 31 и 32 поворотный элемент. Поворотный элемент может быть выполнен, например, в виде верхней втулки 20 и жестко установленного на ней верхнего колеса зубчатого 21. На верхней втулке 20 выполнено, например, 6 вертикальных пазов, равномерно расположенных по ее диаметру. Поворотный элемент также может быть выполнен в виде единой конструкции зубчатого колеса с пазами в его нижней части. Также на валу створки 18 ниже поворотного элемента жестко установлено нижнее зубчатое колесо 19. Зубчатое колесо 21 соединено гибким элементом 30, например, односторонним зубчатым ремнем, с зубчатым колесом 12, жестко установленным на электромагнитной муфте 11. Зубчатое колесо 19 соединено таким же гибким элементом 29 с зубчатым колесом 14, жестко установленным на валу блока «антипаника». На нижней втулке 15, закрепленной на кронштейне 9, жестко установлен держатель в виде кронштейна 24, выполненный в виде кольца с вертикальной стойкой, жестко закрепленного на нижней втулке 15. На стойке с возможностью качания верх-вниз шарнирно закреплен рычаг 26, выполненный, например, с плавным утолщением свободного конца. На кольце своими вертикальными стойками шарнирно закреплен П-образный толкатель 33, на горизонтальной перемычке которого установлен ролик, входящий в контакт с нижней поверхностью свободного конца рычага 26. П-образный толкатель также шарнирно соединен с тягой 25, которая установлена с возможностью взаимодействия со штоком 28, установленного на кронштейне 9 корпуса соленоида 27. Вал створки 18 снабжен Т-образной центральной полостью, в верхней части которой установлен фиксатор 23, например, выполненный в виде Г-образной собачки, шарнирно закрепленной на валу 18 с возможностью вертикального качания в полости по горизонтальной оси и взаимодействия с пазами поворотного элемента, например верхней втулки 20. В нижней части Т-образной полости установлен стержень 22 с возможностью свободного хода по вертикальной оси указанной полости вала 18 и взаимодействия с фиксатором 23 и рычагом 26.

Таким образом, исполнительный механизм 2 турникета включает в себя электропривод вала створки 18 и блок «антипаника» 13. Электропривод вала створки 18 обеспечивает перемещение створки 3 и выполнен в виде электродвигателя 10, электромагнитной муфты 11, зубчатого колеса 12 поворотного элемента и зубчатого колеса 21, зубчатого ремня 30, фиксатора 23 и его привода. Привод фиксатора 23 выполнен в виде соленоида 27 со штоком 28, тяги 25, П-образного толкателя 33, рычага 26 и стержня 22.

Турникет работает следующим образом. В обычном режиме работы турникета шток 28 соленоида 27 давит на тягу 25, удерживая П-образный толкатель 33 в вертикальном положении. При этом ролик П-образного толкателя 33, поднимает рычаг 26, который в свою очередь поднимает нижний конец стержня 22. При этом верхний конец стержня 22 поднимает фиксатор 23, например, в виде Г-образной собачки. Собачка входит в вертикальный паз верхней втулки 20 и жестко соединяет вал 18 створки 3 и верхнюю втулку 20, на которой жестко закреплено зубчатое колесо 21, и, таким образом, зубчатое колесо 21 вращается вместе с валом 18 створки 3. Электродвигатель 10 вращает вал 18 створки 3 и саму преграждающую створку 3 посредством зубчатых колес 12 и 21 и приводного ремня 30. С помощью электромагнитной муфты 11 блокируют створку турникета для избежания несанкционированного прохода. При подаче управляющего сигнала с управляющего блока 7, электромагнитная муфта 11 выключается, включается электродвигатель 10 и открывает створку 3 по направлению движения. После прохода через турникет, электродвигатель 10 возвращает створку 3 в положение «закрыто» и выключается, включается блокировка створки 3 электромуфтой 11.

В режиме «антипаника», при отключении электропитания, электродвигатель 10 и электромуфта 11 выключены, а створка может находиться в положении «закрыто». Шток 28 соленоида 27 перестает давить на тягу 25, при этом П-образный толкатель 33 дает возможность рычагу 26 опуститься и рычаг 26 перестает поддерживать стержень 22. В свою очередь, стержень 22, опускаясь вниз, перестает поддерживать собачку 23, она выходит из паза верхней втулки 20 и, таким образом, вал створки 18 получает возможность свободного вращения независимо от зубчатого колеса 21, т.е. независимо от электродвигателя 10 и электромуфты 11. Но створка 3 визуально находится в положении «закрыто». Магниты 38 и 39 блока «антипаника», создавая постоянный вращающий момент на валу 40, поворачивают посредством ременной передачи - приводного ремня 29 и зубчатых колес 14 и 19 - свободно вращающийся вал створки 18 и саму створку 3 турникета, открывая ее всегда в одну и ту же сторону, визуально показывая, что проход открыт. При обычном режиме работы турникета - при вращении створки 3 электродвигателем 10 и блокировкой электромуфтой 11, постоянный момент также действует на вал 40, но блокируется электродвигателем 10 или электромуфтой 11.

Таким образом, простая и надежная конструкция турникета створчатого с блоком «антипаника» для экстренного прохода расширяет арсенал средств данного назначения.

1. Турникет створчатый, содержащий трехсекционный корпус, в котором размещены электродвигатель, электромагнитная муфта, вал со створкой, управляющий блок, датчики прохода, отличающийся тем, что он снабжен блоком «антипаника», включающим вал, установленный с возможностью вращения в подшипниковых узлах, жестко установленное на валу зубчатое колесо и магниты, установленные одноименными полюсами друг к другу с возможностью создания постоянного вращающего момента, при этом на валу створки установлены с возможностью свободного вращения поворотный элемент, включающий соединяющие пазы и верхнее зубчатое колесо, жестко закрепленное нижнее зубчатое колесо, и нижняя втулка, при этом зубчатые колеса вала створки соединены гибкими элементами с зубчатыми колесами, жестко установленными на валах соответственно электромагнитной муфты и блока «антипаника», а на нижней втулке жестко установлен кронштейн в виде кольца с вертикальной стойкой, на котором шарнирно закреплены рычаг и П-образный толкатель, шарнирно соединенный с тягой, установленной с возможностью взаимодействия со штоком установленного в корпусе соленоида, при этом вал створки снабжен Т-образной центральной полостью, в верхней части которой установлен фиксатор с возможностью качания на горизонтальной оси и взаимодействия с пазами поворотного элемента, а в нижней ее части установлен стержень с возможностью свободного хода по вертикальной оси в Т-образной полости вала створки и взаимодействия с фиксатором и рычагом.

2. Турникет по п.1, отличающийся тем, что поворотный элемент выполнен в виде верхней втулки с пазами, на которой жестко установлено зубчатое колесо.

3. Турникет по п.1, отличающийся тем, что поворотный элемент выполнен в виде единой конструкции зубчатого колеса с пазами в нижней ее части.

4. Турникет по п.1, отличающийся тем, что гибкие элементы выполнены в виде односторонних зубчатых ремней.

5. Турникет по п.1, отличающийся тем, что фиксатор выполнен в виде Г-образной собачки.



 

Наверх