Роликовое направляющее устройство для шахтных подъемных сосудов

 

Заявляемая полезная модель относится к конструктивным элементам подъемников и может быть использована в качестве направляющего устройства, устанавливаемого на подъемных сосудах, перемещаемых в вертикальных стволах по проводникам. Предложено роликовое направляющее устройство для шахтных подъемных сосудов, состоящее из левой, правой и лобовой роликовых опор, каждая из которых содержит связанные между собой ролик, рычаг, опору с основанием и регулируемые средства амортизации. Каждый ролик снабжен двумя торцевыми крышками. Рычаг выполнен составным и содержит две вертикальные пластины условно многоугольной формы, горизонтальные перемычки, фиксаторы с пазами для установки и крепления оси ролика, обойму для связи с регулируемыми средствами амортизации и отверстие для установки пальца крепления рычага к опоре. Опора состоит из установленных на основании двух вертикальных стоек, опорного ребра, опорной трубы с ограничителем углового положения, подшипника скольжения, и элемента присоединения к опоре регулируемого средства амортизации. Регулируемые средства амортизации состоят из установленного на элементе присоединения к опоре амортизатора с верхней прижимной тарелкой и регулировочного болта с контргайкой. При этом ролик установлен на оси ролика консольно в боковых роликовых опорах и между пластинами соответствующего рычага в лобовой роликовой опоре. Роликовая направляющая обеспечивает высокую надежность позиционирования подъемного сосуда, обеспечивая безаварийное движение подъемного сосуда, в том числе высокой грузоподъемности, в вертикальном стволе шахты.

Заявляемая полезная модель относится к конструктивным элементам подъемников и может быть использована в качестве направляющего устройства, устанавливаемого на подъемных сосудах, перемещаемых в вертикальных стволах по проводникам.

Для плавного движения подъемных сосудов параллельно оси ствола шахты применяют металлические или деревянные проводники, закрепленные вдоль ствола. Обычно, для каждого подъемного сосуда имеется по два проводника, расположенных по отношению к подъемному сосуду с одной или двух длинных его сторон. По проводникам движутся направляющие устройства, закрепленные на подъемных сосудах, в частности роликовые направляющие устройства. Роликовые направляющие устройства по настоящей полезной модели предназначены для направления движения шахтных подъемных сосудов (скипов CH19,5; CH35, клетей, противовесов) в вертикальных стволах по двухсторонним металлическим коробчатым или деревянным проводникам.

С появлением глубоких шахт, стволы которых были оснащены подъемными установками грузоподъемностью более 15 т и скоростью движения подъемных сосудов более 12 м/с, появилась необходимость в оснащении этих стволов коробчатыми проводниками, выполненными из тонкостенного профиля. Для направления движения сосудов по таким проводникам были разработаны направляющие устройства типа НКК [1], состоящие из блока трех роликов с резиновыми ободьями. Каждый ролик в блоке имеет независимую рычажную подвеску со специальным резиновым амортизатором, которые значительно снизили механический износ проводников. При этом следует учитывать, что износ проводников приводит к преждевременному выходу их из строя, и замена проводников - процесс трудоемкий и требует значительных капиталовложений. Решение данной проблемы позволит свести эти затраты к минимуму.

Практика показала, что именно роликовые направляющие устройства являются единственно целесообразными для направления быстродвижущегося подъемного сосуда по коробчатым проводникам с тонкостенным профилем. Однако, с развитием конструкций подъемных сосудов, связанным, в том числе, с увеличением грузоподъемности и скорости перемещения в стволе, возникала потребность в усовершенствовании конструкции направляющих устройств. В основном, усовершенствования были направлены на разработку оптимальной конструкции ролика [2-4], на стабилизацию положения ролика в процессе перемещения по проводнику [5, 6], а также на комплексную проработку всех основных функциональных блоков роликового направляющего устройства [7].

Известно также роликовое направляющее устройство, состоящее из трех - левой, правой и лобовой, роликовых опор, каждая из которых включает связанные между собой ролик, рычаг, подшипниковую опору с опорной пластиной и амортизатор [8]. В описанной конструкции с помощью пружинного амортизатора происходит позиционирование подъемного сосуда (клети, противовеса или скипа) в процессе обкатывания роликом поверхности коробчатого проводника. Благодаря пружине амортизатора и резиновому бандажу ролика, при направлении движения подъемного сосуда происходит сглаживание неровностей и стыков коробчатых проводников. Однако использование в конструкции цилиндрической пружины в таком исполнении, когда нет «ограничителей» работы пружины на сжатие, а также «ограничителей» искривления относительно оси в случае резких (ступенчатых) изменений положения ролика, например при возникновении аварийных ситуаций.

Наиболее близким к заявляемому по совокупности общих технических признаков является предложенное ранее авторами роликовое направляющее устройство для шахтных подъемных сосудов, состоящее из левой, правой и лобовой роликовых опор, каждая из которых содержит связанные между собой ролик, включающий массивную шину, неподвижно насаженную на корпус с размещенными на/в нем подшипниками и торцевой крышкой, рычаг, опору с основанием и регулируемые средства амортизации [9]. Ролик состоит из корпуса с размещенными в нем двумя подшипниками качения, установленными на оси ролика, массивной шины, неподвижно насаженной на корпус, и крышки, закрепленной на корпусе с возможностью ограничения осевого положения массивной шины. Подшипниковая опора состоит из корпуса с опорной пластиной и крышкой и неподвижно размещенного в корпусе подшипника скольжения, установленного с возможностью свободного вращения в нем оси подшипниковой опоры. Амортизатор состоит из размещенных в трубчатом корпусе цилиндрической винтовой пружины, установленной с упором на нижнюю обойму со стороны опорной пластины и верхнюю обойму со стороны рычага, буферного элемента, расположенного внутри пружины с упором на нижнюю обойму, и устройства регулировки жесткости пружины, расположенного в верхней обойме. Роликовое направляющее устройство такой конструкции обеспечивает высокую надежность позиционирования подъемного сосуда, обеспечивая безаварийное движение подъемного сосуда в вертикальном стволе шахты. Однако, практика показала, что за счет дальнейшего усовершенствования конструкции как каждого отдельного функционального блока роликовых опор, так и отдельных элементов функциональных блоков можно обеспечить дальнейшее повышение надежности и долговечности роликового направляющего устройства, а также еще более плавное продвижение подъемного сосуда в вертикальном стволе шахты при любом рельефе его поверхности, практически исключая предпосылки к возникновению аварийных ситуаций.

Задачей полезной модели является разработка конструкции роликового направляющего устройства для шахтных подъемных сосудов, которое обеспечивало бы еще более высокую долговечность как отдельных функциональных блоков, так и устройства в целом, а также еще более высокую надежность позиционирования роликов, а следовательно, и подъемного сосуда, обеспечивая безаварийное движение подъемного сосуда в вертикальном стволе шахты. Как и в случае прототипа, конструкция роликового направляющего устройства должна обеспечить сохранность проводников даже в случае аварийного неконтролируемого падения подъемного сосуда по стволу шахты. Кроме того, роликовое направляющее устройство должно быть рассчитано на применение с подъемными сосудами более высокой грузоподъемности.

Поставленная задача решается заявляемым роликовым направляющим устройством для шахтных подъемных сосудов, состоящим из левой, правой и лобовой роликовых опор, каждая из которых содержит связанные между собой ролик, включающий массивную шину, неподвижно насаженную на корпус с размещенными в нем подшипниками и торцевой крышкой, рычаг, опору с основанием и регулируемые средства амортизации. Поставленная задача решается за счет того, что на корпусе каждого ролика закреплены с возможностью ограничения осевого положения массивной шины и подшипников две торцевые крышки. Рычаг выполнен составным и содержит, по меньшей мере, две вертикальные, расположенные параллельно на расстоянии друг от друга пластины условно многоугольной формы с расположением условных скругленных вершин многоугольника, по меньшей мере, в верхней, нижней и расположенной между ними боковой зоне, жестко связанные между собой горизонтальными перемычками. Рычаг содержит также фиксаторы, установленные в верхней зоне каждой из пластин и снабженные пазами для установки и крепления оси ролика, и установленную в боковой зоне пластин и связанную с одной из перемычек обойму для связи с регулируемыми средствами амортизации. В нижней зоне каждой из пластин предусмотрено отверстие для установки пальца крепления рычага к опоре. Расстояние между пластинами, по меньшей мере, в лобовой роликовой опоре выбрано с возможностью свободного размещения между ними ролика. Опора состоит из установленных на основании и расположенных параллельно на расстоянии друг от друга двух вертикальных стоек, связанных между собой опорным ребром меньшей высоты, установленной между стойками опорной трубы, снабженной радиально ориентированным и расположенным на внешней цилиндрической поверхности ограничителем углового положения и установленным на внутренней цилиндрической поверхности, по меньшей мере, одним подшипником скольжения, выполненным с возможностью вращения в нем пальца крепления рычага к опоре, а также из элемента присоединения к опоре регулируемого средства амортизации. Регулируемые средства амортизации состоят из установленного на элементе присоединения к опоре амортизатора с верхней прижимной тарелкой и связанного с обоймой рычага и прижимной тарелкой регулировочного болта с контргайкой. При этом ролик установлен на оси ролика, закрепленной в пазах фиксаторов соответствующего рычага, консольно в боковых роликовых опорах и между пластинами соответствующего рычага в лобовой роликовой опоре.

Описанные выше конструктивные особенности выполнения каждой из трех роликовых опор, входящих в состав заявляемого роликового направляющего устройства, обеспечивают стабильное положение ролика, в том числе массивной шины, неподвижно насаженной на корпус, относительно оси вращения ролика при любых изменениях рельефа поверхности проводника за счет наличия (для каждого ролика) двух торцевых крышек, которые выполнены с возможностью ограничения осевого положения и массивной шины, и подшипников, установленных на/в корпусе ролика.

Предложенные конструктивные особенности выполнения рычага каждой подшипниковой опоры позволяет, с одной стороны, осуществлять надежную фиксацию положения оси ролика, а следовательно, и самого ролика в осевом направлении, а, с другой стороны, более точную и плавную передачу изменение положения ролика на регулируемые средства амортизации, в том числе при резких, изменениях рельефа поверхности проводника. В рамках заявляемой полезной модели необходимо принять во внимание, что геометрическая форма выполнения вертикальных пластин словесно трудно определима и, более того, может иметь множество частных реализаций (в том числе отличаться для лобовой роликовой опоры и для боковых роликовых опор). В связи с этим в рамках заявляемой полезной модели она будет условно определяться, как «условно многоугольная». При этом все вершины условного многоугольника также представляют собой «условные скругленные вершины многоугольника» (в большинстве форм реализации значительно скругленные). Количество условных скругленных вершин многоугольника также не является существенным в рамках заявляемой полезной модели. Единственным условием является расположение условных скругленных вершин многоугольника, по меньшей мере, в верхней, нижней и расположенной между ними боковой зоне условного многоугольника.

Предложенные конструктивные особенности выполнения опоры в сочетании с особенностями конструкции регулируемых средств амортизации обеспечивают плавную балансировку рычага, связанного с опорой и амортизатором, и, тем самым, «гашение» колебаний ролика, также связанного с рычагом.

При этом конструктивные особенности выполнения регулируемых средств амортизации, с одной стороны, исключают недопустимые деформации амортизатора, а также обеспечивает возможность простой и удобной регулировки амортизатора, задающего требуемое усилие прижима ролика к проводнику, за счет наличия регулировочного болта с контргайкой, связанного с обоймой рычага и верхней прижимной тарелкой.

Наличие жестко связанных между собой парных элементов в отдельных функциональных блоках (вертикальные пластины рычага, вертикальные стойки опоры и т.д.) значительно повышает жесткость конструкции роликовой опоры в целом, при более эффективном выполнении основной ее функции - гашение колебаний, возникающих вследствие сложного рельефа поверхности проводников. При этом повышение жесткости конструкции позволяет использовать заявляемое роликовое направляющее устройство с подъемными сосудами более высокой грузоподъемности.

В предпочтительных формах реализации для исключения необходимости регулировки в корпусе каждого ролика размещены роликовый и шариковый подшипники.

Также предпочтительными являются формы реализации, в которых торцевые крышки ролика лобовой роликовой опоры выполнены сквозными с возможностью установки корпуса ролика на оси ролика. При этом, как было упомянуто выше, ролик лобовой роликовой опоры устанавливается на оси ролика между соответствующими пластинами условно многоугольной формы.

В то же время, предпочтительно, торцевая крышка ролика каждой боковой роликовой опоры, расположенная со стороны рычага, выполнена сквозной с возможностью установки ролика на оси ролика, а торцевая крышка ролика каждой боковой роликовой опоры, расположенная со стороны свободного конца роликовой оси, выполнена глухой. При этом, как уже было упомянуто выше, ролик боковой роликовой опоры консольно устанавливается на оси ролика за парой соответствующих пластин условно многоугольной формы со стороны свободного конца роликовой оси.

Также предпочтительны формы реализации, в которых для повышения надежности и долговечности роликовых опор и роликового направляющего устройства в целом на оси ролика в зоне, предназначенной для установки корпуса ролика, установлена хромированная втулка.

Для более точного позиционирования ролика по отношению к опоре в предпочтительных формах реализации на осях роликов в зонах, предназначенных для установки в пазы фиксаторов рычага, могут быть выполнены лыски и/или кольцевые проточки.

Для обеспечения возможности регулировки положения каждой роликовой опоры в составе роликового направляющего устройства в основании опоры выполнены центрирующие установочные пазы.

В предпочтительных формах реализации подшипник скольжения выполнен в виде втулки из антифрикционного материала.

Для упрощения конструкции роликового направляющего устройства в целом при сохранении его основных функциональных характеристик элемент присоединения к опоре регулируемого средства амортизации может быть выполнен, предпочтительно, в виде вертикального штыря. При этом амортизатор может быть выполнен, предпочтительно, в виде буфера из упруго-эластичного материала, предпочтительно резины, цилиндрической формы со сквозным осевым отверстием. Такая форма выполнения амортизатора предупреждает, в частности, возникновение недопустимых деформаций амортизатора и, как следствие выход из строя как непосредственно амортизатора, так и всего устройства в целом.

Упомянутые выше и другие особенности и преимущества заявляемой роликовой опоры далее будут рассмотрены более подробно на примерах некоторых предпочтительных, но не ограничивающих форм реализации со ссылками на позиции фигур чертежей, на которых схематично представлены:

Фиг. 1 - вид спереди заявляемого роликового направляющего устройства;

Фиг. 2 - вид сбоку лобовой роликовой опоры (с местными разрезами);

Фиг. 3 - вид спереди в разрезе лобовой роликовой опоры по Фиг. 2;

Фиг. 4 - вид сбоку боковой (левой) роликовой опоры (с местными разрезами);

Фиг. 5 - вид спереди в разрезе боковой (левой) роликовой опоры по Фиг. 4;

Фиг. 6 - вид сбоку в разрезе ролика лобовой роликовой опоры по Фиг. 2;

Фиг. 7 - вид сбоку в разрезе ролика боковой (левой) роликовой опоры по Фиг. 4;

Фиг. 8 - вид сбоку с местным разрезом опоры лобовой роликовой опоры по Фиг. 2;

Фиг. 9 - вид спереди с местным разрезом опоры по Фиг. 8;

Фиг. 10 - вид сверху опоры по Фиг. 8;

Фиг. 11 - вид сбоку с местными разрезами рычага лобовой роликовой опоры по Фиг. 2;

Фиг. 12 - вид спереди в разрезе рычага по Фиг. 11;

Фиг. 13 - вид спереди с местными разрезами рычага боковой (левой) роликовой опоры по Фиг. 4;

Фиг. 14 - вид сбоку в разрезе рычага по Фиг. 11.

На Фиг. 1 схематично изображен вид спереди заявляемого роликового направляющего устройства. Роликовое направляющее устройство состоит из лобовой 1, левой 2 и правой 3 роликовых опор, расположенных таким образом, что при движении подъемного сосуда (на чертежах не изображен) они охватывают проводник (на чертежах не изображен) с трех сторон. Каждая роликовая опора 1, 2, 3 состоит, соответственно, из ролика 4, 5, 6, опоры 7, 8, 9 и регулируемые средства 10, 11, 12 амортизации (обозначены штриховой линией), связанных между собой рычагом 13, 14, 15.

На Фиг. 2 схематично изображена в виде сбоку (с местными разрезами), а на Фиг. 3 - в виде спереди (в разрезе) лобовая роликовая опора 1. Лобовая роликовая опора 1 состоит из ролика 4, опоры 7 и регулируемых средств 10 амортизации, связанных между собой рычагом 13. Опора 7 и регулируемые средства 10 амортизации установлены на основании 16, на котором предусмотрен элемент присоединения (в представленной на Фиг. 2 и Фиг. 3 форме реализации выполнен в виде вертикального штыря 18) к опоре 7 амортизатора 17. Регулируемые средства 10 амортизации включают установленный на вертикальном штыре 18 амортизатор 17 с верхней прижимной тарелкой 19 и связанного с обоймой 20 рычага 13 и прижимной тарелкой 19 регулировочного болта 21 с контргайкой 22. Рычаг 13 связан с опорой 7 посредством пальца 23. Конструкция ролика 4, опоры 7 и рычага 13 более детально будут рассмотрены в следующем ниже описании.

На Фиг. 4 схематично изображена в виде сбоку (с местными разрезами), а на Фиг. 5 - в виде спереди (в разрезе) боковая (левая) роликовая опора 2. Правая боковая роликовая опора 3 имеет конструкцию аналогичную конструкции левой боковой роликовой опоры 2, но в зеркальном исполнении относительно оси 24 симметрии роликового направляющего устройства. В связи с этим особенности конструкции боковых роликовых опор будут рассматриваться в рамках настоящего описания только на примере левой боковой роликовой опоры 2.

Боковая (левая) роликовая опора 2 состоит из ролика 5, опоры 8 и регулируемых средств 11 амортизации, связанных между собой рычагом 14. Опора 8 и регулируемые средства 11 амортизации установлены на основании 25, на котором предусмотрен элемент присоединения (в представленной на Фиг. 4 и Фиг. 5 форме реализации выполнен в виде вертикального штыря 27) к опоре 8 амортизатора 26. Регулируемые средства 11 амортизации включают установленный на вертикальном штыре 27 амортизатор 26 с верхней прижимной тарелкой 28 и связанного с обоймой 29 рычага 14 и прижимной тарелкой 28 регулировочного болта 30 с контргайкой 31. Рычаг 14 связан с опорой 8 посредством пальца 32. Конструкция ролика 5, опоры 8 и рычага 14 более детально будут рассмотрены в следующем ниже описании.

На Фиг. 6 схематично изображен вид сбоку в разрезе ролика 4 лобовой роликовой опоры 1. Ролик 4 содержит массивную шину 33, неподвижно насаженную на корпус 34 с размещенными в нем шариковым 35 и 36 подшипниками и двумя торцевыми крышками 37, закрепленными на корпусе 34 с возможностью ограничения осевого положения массивной шины 33 и подшипников 35 и 36. Ролик 4 установлен на оси 38 ролика 4, закрепленной в пазах фиксаторов (будут рассмотрены ниже) рычага 13 между пластинами рычага 13. Торцевые крышки 37 ролика 4 лобовой роликовой опоры 1 выполнены со сквозными отверстиями 39 для обеспечения возможности установки корпуса 34 ролика 4 на оси 38 ролика 4. Торцевые крышки 37 закреплены на корпусе 34 ролика 4 посредством винтов (позицией на чертежах не обозначены). На оси 38 ролика 4 в зоне, предназначенной для установки корпуса 34 ролика 4, установлены хромированные втулки 40. На оси 38 ролика 4 в зоне, предназначенной для установки в пазы фиксаторов рычага, выполнена, в рассматриваемой форме реализации, кольцевая проточка 41.

На Фиг. 7 схематично изображен вид сбоку в разрезе ролика 5 боковой (левой) роликовой опоры 1. Ролик 5 содержит массивную шину 42, неподвижно насаженную на корпус 43 с размещенными в нем шариковым 44 и 45 подшипниками и двумя торцевыми крышками 46, 47 закрепленными на корпусе 43 с возможностью ограничения осевого положения массивной шины 42 и подшипников 44 и 45. Ролик 5 установлен на оси 48 ролика 5, закрепленной консольно в пазах фиксаторов (будут рассмотрены ниже) рычага 14. Торцевая крышка 46 ролика 5 боковой (левой) роликовой опоры 2, расположенная со стороны рычага 14, выполнена со сквозным отверстием 49 для обеспечения возможности установки корпуса 43 ролика 5 на оси 48 ролика 5. Торцевая крышка 47 ролика 5, расположенная со стороны свободного конца роликовой оси 48, выполнена глухой. Торцевые крышки 46, 47 закреплены на корпусе 43 ролика 5 посредством винтов (позицией на чертежах не обозначены). На оси 48 ролика 4 в зоне, предназначенной для установки корпуса 43 ролика 5, установлена хромированная втулка 50. На оси 48 ролика 5 в зоне, предназначенной для установки в пазы фиксаторов рычага, выполнена, в рассматриваемой форме реализации, кольцевая проточка 51.

На Фиг. 8 в виде сбоку (с местным разрезом), на Фиг. 9 - в виде спереди (с местным разрезом), а на Фиг. 10 - в виде сверху схематично изображена опора 7 лобовой роликовой опоры 1. Опора 7 является основным несущим элементом лобовой роликовой опоры 1 и предназначена для жесткой фиксации лобовой роликовой опоры 1 на кронштейнах (на чертежах не изображены) подъемного сосуда, а также воспринимает всю нагрузку от действия сил, возникающих при движении сосуда по стволу. Опора 7 состоит из установленных на основании 16 и расположенных параллельно на расстоянии друг от друга двух вертикальных стоек 52, связанных между собой опорным ребром 53 меньшей высоты. Между стойками 52 установлена опорная труба 54, снабженная радиально ориентированным и расположенным на ее внешней цилиндрической поверхности ограничителем 55 углового положения а. На внутренней цилиндрической поверхности опорной трубы 54 размещен, по меньшей мере, один подшипник скольжения (в рассматриваемой форме реализации выполнен в виде втулки 56 из антифрикционного материала), выполненный с возможностью вращения в нем пальца 23 крепления рычага 13 к опоре 7. На основании 16 установлен также элемент присоединения к опоре 7 регулируемого средства 10 амортизации, выполненные в виде вертикального штыря 18. В основании 16 опоры 7 выполнены также центрирующие установочные пазы 57.

Конструкция опор 8, 9 левой и право, соответственно, роликовых опор 2, 3, в основном, аналогична описанной выше конструкции опоры 7 лобовой роликовой опоры 1 (за исключением некоторых небольших отличий в размерном исполнении и в угловой зоне расположения на внешней цилиндрической поверхности опорной трубы ограничителя углового положения а). В связи с этим в рамках настоящего описания конструкции опор 8, 9 подробно рассматриваться не будут.

На Фиг. 11 в виде сбоку (с местными разрезами), а на Фиг. 12 - в виде спереди (в разрезе) схематично изображен рычаг 13 лобовой роликовой опоры 1. Рычаг 13 выполнен составным и содержит (в рассматриваемой форме реализации) две вертикальные, расположенные параллельно на расстоянии друг от друга пластины 58 условно многоугольной формы с расположением условных скругленных вершин многоугольника, по меньшей мере, в верхней 59, нижней 60 и расположенной между ними боковой 61 зонах. Значения и использованных здесь признаков «пластины условно многоугольной формы» «условные скругленные вершины многоугольника» приведены выше в описании сущности заявляемой полезной модели. Пластины 58 жестко связаны между собой горизонтальными перемычками 62. В верхней зоне 59 каждой из пластин 58 установлены фиксаторы 63, снабженные пазами 64 для установки и крепления оси 38 ролика 4. В боковой зоне 61 пластин 58 установлена и связана с верхней из перемычек 62 обойма 65 для связи с регулируемыми средствами амортизации 10. В нижней зоне 60 каждой из пластин 58 предусмотрено отверстие 66 для установки пальца 23 крепления рычага к опоре 7. Расстояние L между пластинами 58 выбрано с возможностью свободного размещения между ними ролика 4.

На Фиг. 13 в виде сбоку (с местными разрезами), а на Фиг. 14 - в виде спереди (в разрезе) схематично изображен рычаг 14 боковой (левой) роликовой опоры 2. Рычаг 14 выполнен составным и содержит (в рассматриваемой форме реализации) две вертикальные, расположенные параллельно на расстоянии друг от друга пластины 67 условно многоугольной формы с расположением условных скругленных вершин многоугольника, по меньшей мере, в верхней 68, нижней 69 и расположенной между ними боковой 70 зонах. Пластины 67 жестко связаны между собой горизонтальными перемычками 71, 72. В верхней зоне 68 каждой из пластин 67 установлены фиксаторы 73, снабженные пазами 74 для установки и крепления оси 48 ролика 5. В боковой зоне 70 пластин 67 установлена и связана с перемычкой 71 обойма 75 для связи с регулируемыми средствами амортизации 11. В нижней зоне 69 каждой из пластин 67 предусмотрено отверстие 76 для установки пальца крепления рычага к опоре 8. Для рычагов 14, 15 левой и правой боковых опор 2, 3, соответственно, расстояние между пластинами 67, в принципе, может быть выбрано любым, поскольку ось 38 ролика 5 закрепляется в пазах 74 фиксаторов 73 соответствующего рычага консольно.

Заявляемая роликовая направляющая работает следующим образом.

Для направления движения подъемного сосуда, как правило, используется четное количество комплектов заявляемых роликовых направляющих устройств.

Один комплект роликовых направляющих устройств состоит из отдельных сборочных единиц, состоящих, в свою очередь, из одной лобовой 1 и двух боковых роликовых опор (левая 2 и правая 3). Лобовая 1 и боковые 2 и 3 роликовые опоры рычажного типа с буферным (резиновым) амортизатором 17 (26).

Общая и поузловая сборка роликовых опор производится на заводе-изготовителе. Там же, на заводе-изготовителе, смазываемые полости (в частности, полости роликов 4, 5, 6 заполняются высококачественной пластинчатой смазкой «БУКСОЛ» на весь срок эксплуатации (примерно один год)). Установка роликовых направляющих осуществляется на месте эксплуатации. Установку и размещение роликовых направляющих устройств на подъемном сосуде выполняют в соответствии с Фиг. 1, при этом не обязательно размещение опорных поверхностей роликовых опор 1, 2, 3 в одной плоскости.

Роликовые направляющие устройства устанавливают на подъемный сосуд с обеспечением перекатывания каждого ролика 4, 5, 6 по проводнику без скольжения. Ролики 4, 5, 6 устанавливают перпендикулярно к плоскости проводника, что обеспечивает касание проводника и массивных шин 32, 42 по всей ширине последних.

В процессе вертикального перемещения в стволе шахты по проводникам для каждой роликовой опоры 1, 2, 3 корпус 33, 43 лобового 4 и боковых (левого 5 и правого 6) роликов с насаженной на него массивной шиной 32, 42, соответственно, свободно вращается на установленных на оси 38, 48 ролика, соответственно, парах подшипников - шариковом 34, 44, соответственно, и роликовом 35, 45, соответственно. Подшипники 34 (44) и 35 (45) фиксируются в корпусе 33 (43) при помощи крышек 37 (46, 47), а на оси 38 (48) ролика при помощи хромированных втулок 40 (49, 50). Ролик 4 лобовой роликовой опоры 1 расположен центрально на оси 38 ролика, закрепленной в пазах 64 фиксаторов 63, установленных на пластинах 58 рычага 13, в зоне кольцевых проточек 41 (предназначены для фиксации оси 38 ролика от поворота в рычаге 13 роликовой опоры 1 и от осевого смещения). Ролики 5, 6 боковых (левой и правой) роликовых опор 2, 3, соответственно, расположены на соответствующей оси 48 ролика консольно, при этом ось 48 ролика закреплена в пазах 74 фиксаторов 73, установленных на пластинах 67 рычага 14, 15, соответственно, в зоне кольцевых проточек 51 (предназначены для фиксации оси 48 ролика от поворота в рычаге 14, 15 роликовой опоры 2, соответственно, и от осевого смещения). Оси 38 и 48 закреплены в пазах 64, 74, соответственно, посредством прижимных планок и болтов (позициями на чертежах не обозначены).

Опоры 7, 8, 9 являются основными несущими элементами роликовых опор 1, 2, 3 соответственно, и предназначены для жесткой фиксации роликовой опоры 1, 2, 3 на кронштейнах подъемного сосуда, а также воспринимает всю нагрузку от действия сил, возникающих при движении сосуда по стволу. Опора 7 (8, 9) представляет собой основание 16 (25) опоры, на котором установлены вертикальные стойки 52 с опорным ребром 53, опорная труба 54 с ограничителем 55 углового положения а и вертикальный штырь 18, 27. В опорной трубе 54 установлены втулки 56 (подшипники скольжения), выполненные из антифрикционного материала.

В основании опоры 7 (8, 9) имеются центрирующие установочные пазы 57, обеспечивающие правильную установку опоры 7 (8, 9) и ее крепление на кронштейнах подъемного сосуда, а также облегчающие центровку подъемного сосуда относительно оси навески подъемного каната в стволе.

Рычаг 13 (14, 15) предназначен для передачи колебаний и ударов, возникающих при движении подъемного сосуда по стволу, от ролика 4 (5, 6) на регулируемые средства 10 (11, 12) амортизации, в частности, на амортизатор 17 (26). Рычаг 13 (14, 15) представляет собой сварной узел, состоящий из пары пластин 58 (67) сложной, условно многоугольной формы, горизонтальных перемычек 62 Э (71, 72), фиксаторов 63 (73) с пазами 64 (74), обоймы 65 (75). В нижней зоне 60 (69) пластин 58 (67) выполнено отверстие 66 (76) для установки пальца 23 (32). В обойме 5 предусмотрена резьба под установку регулировочного болта 21 (30) с контргайкой 22 (31) из состава регулируемых средств 10 (11, 12) амортизации.

Рычаг 13 (14) соединен с опорой 7 (8) через отверстия, выполненные в нижней зоне 60 (69) пластин 58 (67) рычага 13 (14), с помощью пальца 23 (32), гайки, шайбы и шплинта (позициями на чертежах не обозначены) и свободно вращается вместе с пальцем 23 (32) во втулках 56 из антифрикционного материала, установленных в опорной трубе 54 опоры 7 (8).

Прижатие роликов 4, 5, 6 к проводнику задается при помощи регулировочных болтов 21, 30, соответственно, взаимодействующих с амортизаторами 17, 26, соответственно, через верхние прижимные тарелки 19, 28, соответственно. По мере износа шины ролик 4 (5, 6) поджимается к рабочей поверхности проводника при помощи регулировочного болта 21 (30), который отклоняет рычаг 13 (14, 15) вместе с роликом 4 (5, 6) в сторону проводника. Регулировочный болт 21 (30) фиксируется контргайкой 22 (31). Удары, возникающие на стыках проводников, передаются от ролика 4 (5, 6) через рычаг 13 (14, 15) на регулировочный болт 21 (30) и от него через верхнюю прижимную тарелку 19 (28) на амортизатор 17 (26), выполненный, например, в виде установленного на вертикальном штыре 18 (27) основания 16 (25) опоры резинового буферного элемента цилиндрической формы, где и гасятся.

С помощью регулировочного болта 21 (30) также осуществляется центровка подъемного сосуда относительно оси навески каната в стволе, необходимая для обеспечения проектных зазоров между рабочими поверхностями проводников и предохранительных башмаков.

При значительном износе шины 33 (42) ролик 4 (5, 6) заменяют вместе с осью 38 (48) на резервный, а изношенную шину 33 (42) заменяют на новую с последующей ревизией подшипников 35, 36 (44, 45) и заменой смазки.

Уход и надзор за роликовыми направляющими заключается в проверке состояния и работоспособности всех узлов и деталей, своевременного ремонта и замене изношенных и поврежденных узлов (деталей), смазке и очистке.

Источники информации.

1. Братченко Б.Ф. Стационарные установки шахт. М.: Недра, 1977, стр. 400-401.

2. Патент UA 1822511, опубл. 15.11.2006.

3. А.с. SU 1440835 A1, опубл. 30.11.1985.

4. А.с. SU 1512902 A, опубл. 07.10.1989.

5. А.с. SU 1074797 A, опубл. 23.02.1984.

6. А.с. SU 950649, опубл. 15.08.1982.

7. Соломенцев К.А. Усовершенствованные роликовые направляющие устройства для шахтных сосудов с коробчатыми проводниками. Проблеми експлуатацiï обладнання шахтних стацiонарних установок. Сборник научных работ НИИГМ им. М.М. Федорова. Донецк. 2008-2009 (вып. 102-103), стр. 208-213.

8. Разработка рудных месторождений Научно-технический сборник. Криворожский технический университет. Кривой Рог, 2010 (вып. 93), стр. 85-87.

9. Патент BY 9541, опубл. 30.10.2013.

1. Роликовое направляющее устройство для шахтных подъемных сосудов, состоящее из левой, правой и лобовой роликовых опор, каждая из которых содержит связанные между собой ролик, включающий массивную шину, неподвижно насаженную на корпус с размещенными в нем подшипниками и торцевой крышкой, рычаг, опору с основанием и регулируемые средства амортизации, отличающееся тем, что на корпусе каждого ролика закреплены с возможностью ограничения осевого положения массивной шины и подшипников две торцевые крышки, рычаг выполнен составным и содержит, по меньшей мере, две вертикальные, расположенные параллельно на расстоянии друг от друга пластины многоугольной формы с расположением скругленных вершин многоугольника, по меньшей мере, в верхней, нижней и расположенной между ними боковой зоне, жестко связанные между собой горизонтальными перемычками, фиксаторы, установленные в верхней зоне каждой из пластин и снабженные пазами для установки и крепления оси ролика, и установленную в боковой зоне пластин и связанную с одной из перемычек обойму для связи с регулируемыми средствами амортизации, при этом в нижней зоне каждой из пластин предусмотрено отверстие для установки пальца крепления рычага к опоре, а расстояние между пластинами, по меньшей мере, в лобовой роликовой опоре выбрано с возможностью свободного размещения между ними ролика, опора состоит из установленных на основании и расположенных параллельно на расстоянии друг от друга двух вертикальных стоек, связанных между собой опорным ребром меньшей высоты, установленной между стойками опорной трубы, снабженной радиально ориентированным и расположенным на внешней цилиндрической поверхности ограничителем углового положения и установленным на внутренней цилиндрической поверхности, по меньшей мере, одним подшипником скольжения, выполненным с возможностью вращения в нем пальца крепления рычага к опоре, а также из элемента присоединения к опоре регулируемого средства амортизации, регулируемые средства амортизации состоят из установленного на элементе присоединения к опоре амортизатора с верхней прижимной тарелкой и связанного с обоймой рычага и прижимной тарелкой регулировочного болта с контргайкой, причем ролик установлен на оси ролика, закрепленной в пазах фиксаторов соответствующего рычага, консольно в боковых роликовых опорах и между пластинами соответствующего рычага в лобовой роликовой опоре.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что в корпусе каждого ролика размещены роликовый и шариковый подшипники.

3. Устройство п. 1, отличающееся тем, что торцевые крышки ролика лобовой роликовой опоры выполнены сквозными.

4. Устройство п. 1, отличающееся тем, что торцевая крышка ролика каждой боковой роликовой опоры, расположенная со стороны рычага, выполнена сквозной, а торцевая крышка ролика каждой боковой роликовой опоры, расположенная со стороны свободного конца роликовой оси, выполнена глухой.

5. Устройство п. 1, отличающееся тем, что на оси ролика в зоне, предназначенной для установки корпуса ролика, установлена, по меньшей мере, одна хромированная втулка.

6. Устройство п. 1, отличающееся тем, что на осях роликов в зонах, предназначенных для установки в пазы фиксаторов рычага, выполнены лыски и/или кольцевые проточки.

7. Устройство п. 1, отличающееся тем, что в основании опоры выполнены центрирующие установочные пазы.

8. Устройство п. 1, отличающееся тем, что подшипник скольжения выполнен в виде втулки из антифрикционного материала.

9. Устройство п. 1, отличающееся тем, что элемент присоединения к опоре регулируемого средства амортизации выполнен в виде вертикального штыря.

10. Устройство п. 1, отличающееся тем, что амортизатор выполнен в виде буфера из упруго-эластичного материала, предпочтительно резины, цилиндрической формы со сквозным осевым отверстием



 

Наверх