Универсальная смесительно-зарядная машина
Универсальная смесительно-зарядная машина, относится к области горного дела, в частности, к конструкции смесительно-зарядных машин, используемых для механизированного приготовления и заряжания скважин на открытых горных работах. Машина включает в себя комплекс оборудования, смонтированный на автотранспортной базе и содержащий две емкости, каждая из которых является универсальной и выполнена внизу с приспособлением для выпуска эмульсионной матрицы и запорным устройством для выпуска аммиачной селитры, а вверху - с загрузочными люками.. Каждый из загрузочных люков обеих емкостей перекрыт фильтрационным пакетом, состоящим из фильтрационной сетки и, расположенного под сеткой, успокоителя волн эмульсии, который выполнен в виде ребристой решетки с параллельно расположенными пластинами. Запорные устройства для выпуска эмульсионной матрицы обеих емкостей выполнены в виде съемных люков, а в своей нижней части обе емкости имеют предохранительный выплавной люк. Возможно выполнение обеих емкостей в виде отсеков единого бункера, который разделен герметической перегородкой.
Полезная модель относится к технике, применяемой при ведении буровзрывных работ и может быть использована при разработке полезных ископаемых открытым способом с использованием промышленных взрывчатых веществ (ВВ).
Наиболее близкой к заявляемой полезной модели является универсальная смесительно-зарядная машина (СЗМ), включающая в себя комплекс оборудования, смонтированного на автотранспортной базе и содержащая две емкости, одна из которых предназначена для аммиачной селитры и выполнена с верхними загрузочными люками, а вторая - универсальная - для эмульсионной матрицы и аммиачной селитры, выполнена внизу с поворотным затвором для выпуска эмульсионной матрицы, и запорным устройством для выпуска аммиачной селитры, а вверху - с загрузочными люками (см. патент РФ 121174, опублик. 2012 г.).
Основной недостаток этой универсальной смесительно-зарядной машины заключается в том, что полная ее загрузка взрывчатым веществом (ВВ) может быть осуществлена только при заполнении обеих емкостей, т.е. при обязательном осуществлении заряжания скважин с использованием аммиачной селитры. Иными словами, при ведении взрывных работ с использованием только эмульсионного ВВ, полная загрузка машины становится невозможной.
Задача, решаемая полезной моделью - повышение производительности использования данного оборудования путем его более полной универсализации за счет обеспечения максимальной загрузки при заряжании скважин с использованием аммиачной селитры, и/или эмульсионных ВВ.
Технический результат, получаемый при осуществлении полезной модели, заключается в повышении производительности и безопасности ведения взрывных работ в различных условиях с использованием СЗМ за счет ее полной загрузки взрывчатыми веществами любого типа.
Указанный технический результат достигается за счет того, что в универсальной смесительно-зарядной машине, включающей в себя комплекс оборудования, смонтированный на автотранспортной базе и содержащий две емкости, одна из которых универсальная выполнена внизу с приспособлением для выпуска эмульсионной матрицы и запорным устройством для выпуска аммиачной селитры, а вверху - с загрузочными люками, вторая емкость выполнена также универсальной с приспособлением для выпуска эмульсионной матрицы и запорным устройством для выпуска аммиачной селитры внизу и, по меньшей мере, с одним загрузочным люком вверху, а каждый из загрузочных люков обеих емкостей перекрыт фильтрационным пакетом, состоящим из фильтрационной сетки и расположенного под сеткой успокоителя волн эмульсии, выполненного в виде ребристой решетки с параллельно расположенными пластинами.
А также за счет выполнения запорных устройств для выпуска эмульсионной матрицы обеих емкостей в виде съемных люков.
Возможно выполнение обеих емкостей в виде отсеков единого бункера, разделенного герметической перегородкой.
Предпочтительно выполнение в нижней части каждой емкости предохранительного выплавного люка.
Полезная модель поясняется двумя рисунками. На фиг. 1 показан схематически вариант выполнения СЗМ, в которой обе емкости представляют собой части единого бункера 1, разделенного герметической перегородкой 2. Возможен вариант выполнения СЗМ с двумя раздельными емкостями, каждая из которых имеет собственный корпус. Рядом с единым бункером 1 расположены вспомогательные емкости, в которых размещаются ингредиенты для изготовления как смесевых, так и эмульсионных ВВ, предназначенных для ведения взрывных работ.
На фиг. 2 показана конструкция загрузочного люка, позволяющая обеспечить загрузку емкости смесевым или эмульсионным ингредиентом ВВ, и при этом снижающая вероятность возникновения нештатной ситуации при перевозке эмульсионного ингредиента ЭВВ.
Корпус единого бункера 1, так же, как и корпуса емкостей, предназначенных для перевозки эмульсии ЭВВ, или аммиачной селитры в случае раздельно, должен быть стойким к воздействию аммиачной селитры и изготавливается из нержавеющей стали или алюминия. Каждая емкость снабжается необходимым количеством волнорезов (на рисунке не показаны), выполнена теплоизолированной и покрыта снаружи коррозионностойкой облицовкой.. Загрузка емкостей осуществляется выполнения их через загрузочные люки 3. Конструкция загрузочного люка показана на фиг. 2 Внутри люка 3 установлен фильтрационный пакет, состоящий из съемной решетки 4, выдерживающей вес человека, работающего на ней и фильтрационной сетки 5. Съемная решетка 4, установленная в загрузочном люке 3 емкости машины МСЗ служит как для обеспечения проведения работ внутри емкости, так и в качестве дополнительного успокоителя волн эмульсии, выполненного в виде ребристой решетки с параллельно расположенными пластинами для успокоения волн эмульсии, воздействующих на крышку люка снизу при движении машины. Особенно эффективно наличие указанных дополнительных успокоительных решеток в случае опрокидывания машины. Таким образом снижается воздействие гидроударов эмульсии и повышается надежность люков, их запорных устройств, уплотнителей и, как следствие, обеспечивается безопасность машины в целом, особенно в случае возникновения непредвиденных ситуаций.
Над съемной решеткой 4 устанавливается съемная фильтрационная сетка 5 из нержавеющей стали, которая необходима для фильтрации загружаемой через загрузочный люк 3 селитры. Загрузочные люки 3 оборудованы защитой от опрокидывания машины.
В нижней части бункера 1 расположен встроенный шнековый конвейер 6. При загрузке в емкости эмульсии, шнековый конвейер 6 закрывается специальными съемными люками 7. Каждый люк 7 оборудован фиксирующими замками. Замки люков имеют блокировку от самопроизвольного открытия. При загрузке аммиачной селитры в емкости бункера 1, люки 7 с шнека снимаются и удаляются через верхние загрузочные люки 3. В нижней части емкости бункера 1 оборудованы донными клапанами (на рисунке не показаны). Трубопроводы от донных клапанов к насосу эмульсии в зависимости от необходимости могут быть теплоизолированы. Бункер 1 в нижней части оборудуется опорами, с помощью которых он крепится к надрамнику автотранспортной базы (на рисунке не показана). Возможно крепление бункера 1 к надрамнику автотранспортной базы через тензодатчики весовой системы. Каждая емкость оборудована загрузочным трубопроводом. Слева и справа сверху бункера устанавливаются одна или две площадки обслуживания со складывающимися поручнями, двумя или одной лестницей.
В нижней части каждая емкость имеет выплавной люк, через который в случае пожара эмульсия будет вытекать на землю.
Продольный шнековый конвейер 6 встроен в нижнюю часть бункера 1. Шнек конвейера 6 имеет пересып в наклонный шнековый конвейер (на рисунке не показан), который предназначен для пересыпания селитры в поворотный шнек. В зоне пересыпа конвейера размещены форсунки масляной фазы, которые могут иметь жидкостной обогрев.
Поворотный шнековый конвейер (не показан) размещен сбоку машины. Смесевой продукт из поворотного шнека поступает в хоппер смесевого насоса или в заряжаемую скважину.
В целом настоящая СЗМ позволяет производить заряжание скважин с более высокой производительностью, чем известная установка. При этом, благодаря усовершенствованной конструкции загрузочных люков, повышена безопасность ее эксплуотации.
1. Универсальная смесительно-зарядная машина, включающая в себя комплекс оборудования, смонтированный на автотранспортной базе и содержащий две емкости, одна из которых универсальная выполнена внизу с приспособлением для выпуска эмульсионной матрицы и запорным устройством для выпуска аммиачной селитры, а вверху - с загрузочными люками, отличающаяся тем, что вторая емкость выполнена также универсальной с приспособлением для выпуска эмульсионной матрицы и запорным устройством для выпуска аммиачной селитры внизу и, по меньшей мере, с одним загрузочным люком вверху, а каждый из загрузочных люков обеих емкостей перекрыт фильтрационным пакетом, состоящим из фильтрационной сетки и расположенного под сеткой успокоителя волн эмульсии, выполненного в виде ребристой решетки с параллельно расположенными пластинами.
2. Машина по п. 1, отличающаяся тем, что запорные устройства для выпуска эмульсионной матрицы обоих емкостей выполнены в виде съемных люков.
3. Машина по п. 1, отличающаяся тем, что обе емкости выполнены в виде отсеков единого бункера, разделенного герметической перегородкой.
4. Машина по п. 1, отличающаяся тем, что в своей нижней части каждая емкость имеет предохранительный выплавной люк.
РИСУНКИ