Передняя опора шасси самолета
Полезная модель относится к взлетно-посадочным устройствам летательных аппаратов в части устройства передних опор шасси гражданских самолетов. Технической задачей полезной модели является повышение надежности выпуска передней опоры шасси и снижение трудоемкости ее обслуживания. Для достижения поставленной задачи, передняя опора шасси самолета содержит амортизационную стойку, которая снабжена опорным шарниром, приводом выпуска и уборки, имеющим на концах присоединительные шарниры, замком фиксации стойки при убранном положении в нише фюзеляжа и двухзвенным шарнирным подкосом, соединяющим корпус стойки с фюзеляжем, а также средство фиксации шарнирного подкоса в положении выпущенного шасси. Согласно полезной модели, средство фиксации шарнирного подкоса в положении выпущенного шасси включает в себя пружинную тягу сжатия, скрепленную с фюзеляжем и со звеном шарнирного подкоса, соединяющим фюзеляж с промежуточным шарниром. 1 зпф.
Полезная модель относится к взлетно-посадочным устройствам летательных аппаратов в части устройства передних опор шасси гражданских самолетов.
Предшествующий уровень техники Известны кинематические схемы передних опор шасси (например, A318/A319/A320/A321 Aircraft Technical Description Volume 2 Structure, Page 52-18), в которых применены гидравлические агрегаты, производящие уборку и выпуск опор шасси.
Наиболее близким к полезной модели по настоящей заявке (прототипом) 15 является передняя опора шасси самолета по патенту RU 2307046 (B64C 25/10), содержащая амортизационную стойку, которая снабжена опорным шарниром, приводом выпуска и уборки, имеющим на концах при соединительные шарниры, замком фиксации стойки при убранном положении в нише фюзеляжа и двухзвенным шарнирным подкосом, 20 соединяющим корпус стойки с фюзеляжем, а также средство фиксации шарнирного подкоса в положении выпущенного шасси.
Недостатком известных схем является то, что при аварийном выпуске опоры шасси необходимо подавать гидравлику в цилиндры или выпуска опоры шасси или в цилиндры управления механизмами распора подкоса, удерживающего опору шасси в выпущенном положении.
Сущность полезной модели
Технической задачей полезной модели является повышение надежности выпуска передней опоры шасси и снижение трудоемкости ее обслуживания.
Для достижения поставленной задачи, передняя опора шасси самолета содержит амортизационную стойку, которая снабжена опорным шарниром, приводом выпуска и уборки, имеющим на концах присоединительные шарниры, замком фиксации стойки при убранном положении в нише фюзеляжа и двухзвенным шарнирным подкосом, соединяющим корпус стойки с фюзеляжем, а также средство фиксации шарнирного подкоса в положении выпущенного шасси. Согласно полезной модели, средство фиксации шарнирного подкоса в положении выпущенного шасси включает в себя пружинную тягу сжатия, скрепленную с фюзеляжем и со звеном шарнирного подкоса, соединяющим фюзеляж с промежуточным шарниром.
С той же целью средство фиксации шарнирного подкоса в положении выпущенного шасси может быть выполнено с двумя пружинными тягами сжатия, установленными симметрично по разные стороны звена шарнирного подкоса, которое соединяет фюзеляж с промежуточным шарниром.
Перечень фигур чертежей
В дальнейшем полезная модель поясняется конкретным примером ее выполнения со ссылками на прилагаемые чертежи:
Фиг. 1 - кинематическая схема передней опоры шасси, вид в плоскости 15 симметрии самолета.
Фиг. 2 - кинематическая схема передней опоры шасси, вид спереди.
На чертежах условно совмещены положения опоры шасси, ее привода и двухзвенного подкоса в выпущенном и убранном положениях опоры шасси.
Передняя опора шасси, ее привод и двухзвенный подкос при убранном положении опоры шасси изображены пунктирными линиями.
Осуществление полезной модели
Опора переднего шасси предназначена для принятия нагрузок при посадке и пробеге, разбеге при взлете, а также при рулении самолета по аэродрому.
Передняя опора шасси содержит амортизационную стойку 1 с поворотным колесом 2. Стойка 1 снабжена опорным шарниром 3 (крепления опоры шасси к фюзеляжу), приводом 4 выпуска и уборки, замком 5 фиксации стойки 1 при убранном положении в нише 6 фюзеляжа 7 самолета и двухзвенным шарнирным подкосом. Шарнирный подкос образован звеньями 8 и 9, соединенными промежуточным шарниром 10. Привод 4 имеет на концах присоединительные шарниры 11 и 12, соединяющие привод с корпусом 13 стойки 1 и с фюзеляжем 7.
Средство фиксации шарнирного подкоса в положении выпущенного шасси включает в себя пружинные тяги 14 сжатия, скрепленные с фюзеляжем 7 и со звеном 8 шарнирного подкоса. Пружинные тяги 14 установлены симметрично по разные стороны относительно звена 8 шарнирного подкоса.
Звено 8 соединяет фюзеляж 7 с промежуточным шарниром 10 с образованием при выпущенном переднем шасси кинематического замка. Кинематический замок образован под действием пружинных тяг 14 звеньями 8 и 9 в процессе выпуска переднего шасси непосредственно после прохождения ими положения «прямая линия». В этом положении звенья 8 и 9 фиксируются пружинными тягами 14 посредством упора (не показан) от дальнейшего перемещения.
Кронштейн 15, жестко соединяющий корпус 13 амортизационной стойки 1 на участке ее опорного шарнира 3 с присоединительным шарниром 12 привода 4, установлен с образованием плеча привода 4 амортизационной стойки 1 относительно ее опорного шарнира 3. Кронштейн 17, жестко соединяющий на участке шарнира 18 звено 8 с присоединительным шарниром 11 привода 4, установлен с образованием плеча привода 4 относительно шарнира 18.
Шлицевые шарниры 19 и 20, соединяющие поворотную втулку 21 стойки 1 с ее штоком 22 и осью колеса 2, предназначены для управления поворотом колеса 2.
Вынос оси колеса 2 относительно оси штока 22 выполнен для снижения автоколебаний (шимми) колеса (колес) в процессе движения самолета по взлетно-посадочной полосе.
Корпус 13 стойки 1 выполнен с раскосами 23, передающими боковые нагрузки на опорный шарнир 3 (крепления опоры шасси к фюзеляжу 7).
Траектория перемещения колеса 2 из выпущенного положения стойки 1 в убранное положение (показано пунктирными линиями) обозначена 5 буквой F. Траектория перемещения промежуточного шарнира 10 из положения при выпущенной амортизационной стойке 1 в положение при убранной амортизационной стойке обозначена буквой R.
Перемещение передней опоры 1 шасси из выпущенного (рабочего) положения в убранное осуществляется после взлета самолета принудительно посредством привода 4 до установки опоры 1 на замок 5. Пружинные тяги 14 при уборке опоры сжимаются и удерживаются в сжатом положении.
Перемещение передней опоры 1 шасси из убранного положения в выпущенное осуществляется перед посадкой самолета при открытии замка 5 и дальнейшем воздействии привода 4 на выпуск опоры 1.
При аварийном выпуске, когда давление подается только в замок убранного положения на его открытие, передняя опора выпускается в начальный период под действием собственного веса, а при прохождении пружинными тягами 14 точки 3 крепления амортстойки, амортстойка продолжает движение на выпуск за счет воздействия пружинных тяг 14 на звенья 8 и 9 подкоса, устанавливая его на упор кинематического замка.
При открытии замка 5 опора 1 начинает выпуск из убранного положения в выпущенное под действием собственного веса. На последнем этапе выпуска опоры 1 звенья 8 и 9 шарнирного подкоса устанавливаются и удерживаются пружинными тягами 14 на кинематическом замке. В выпущенном положении стойки одна пружинная тяга 14 развивает силу в 4050 кгс.
Вертикальная сила на ось колес передней опоры шасси проходит через ось шарнира 3. При этом момент от вертикальной силы минимален и звенья 8-9 подкоса разгружены (по сравнению со случаями, когда вертикальная сила создает дополнительно крутящий момент и догружает подкос и другие силовые элементы). Использование полезной модели обеспечивает безотказный выпуск опоры шасси и надежное удержание опоры на кинематическом замке, снижение веса звеньев подкоса и стенок ниши фюзеляжа, затраты на обслуживание (исключена необходимость контролирования исключенного привода средства фиксации шарнирного подкоса в положении выпущенного шасси).
1. Передняя опора шасси самолёта, содержащая амортизационную стойку, которая снабжена опорным шарниром, приводом выпуска и уборки, имеющим на концах присоединительные шарниры, замком фиксации стойки при убранном положении в нише фюзеляжа и двухзвенным шарнирным подкосом, соединяющим корпус стойки с фюзеляжем, а также средство фиксации шарнирного подкоса в положении выпущенного шасси, отличающаяся тем, что средство фиксации шарнирного подкоса в положении выпущенного шасси включает в себя пружинную тягу сжатия, скрепленную с фюзеляжем и со звеном шарнирного подкоса, соединяющим фюзеляж с промежуточным шарниром.
2. Опора по п.1, отличающаяся тем, что средство фиксации шарнирного подкоса в положении выпущенного шасси выполнено с двумя пружинными тягами сжатия, установленными симметрично по разные стороны звена шарнирного подкоса, которое соединяет фюзеляж с промежуточным шарниром.