Прокладка клиновидная поворотная для тюбингового кольца тоннельной обделки с комбинированным лотком

 

Полезная модель направлена на повышении жесткости тоннельной обделки при использовании тюбинговых колец с комбинированным лотком при прохождении криволинейных участков трассы. Указанный технический результат достигается тем, что в конструкцию прокладки в нижней ее зоне вмонтирован чугунный сегмент с плоской внутренней гранью с отверстиями для болтового соединения с комбинированным лотком смежных тюбинговых колец. Боковая проекция прокладки представляет собой равнобочную трапецию, угол поворота - стандартный. По контуру всех сегментов выполнена чеканочная канавка. 3 илл.

Полезная модель относится к подземному строительству и может быть использована при возведении тоннельной обделки на криволинейных участках пути.

Из уровня техники известна конструкция поворотной прокладки для тюбингового кольца тоннельной обделки (аналог), состоящая из чугунных сегментов с отверстиями, предназначенными для болтового соединения с тюбингами смежных тюбинговых колец обделки. Данная конструкция прокладки была применена при строительстве линий метрополитена (при прохождении криволинейных участков), например, Люблинско-Дмитровской линии Московского метрополитена, участка от ст. Чкаловская до ст. Кожуховская (пуск - 1995 г.), от ст. Чкаловская до ст. Трубная (пуск - 2007 г.), от ст. Трубная до ст. Марьина роща (пуск - 2010 г.)

Наиболее близким аналогом к предлагаемому техническому решению является клиновидная поворотная прокладка, предназначенная для укладки между тюбинговыми кольцами, состоящая из чугунных сегментов с отверстиями, предназначенными для болтового соединения с тюбингами смежных тюбинговых колец обделки, и выполненная с боковой проекцией в виде равнобочной трапеции. (Фугенфиров А.А., Проектирование транспортных тоннелей., Учебное пособие, Омск, СибАДИ, 2007, стр.100, строки 25-27)

В настоящее время разработаны и широко используются при строительстве тоннелей метрополитена новые конструкции тюбинговых колец.

В частности известно тюбинговое кольцо с комбинированным лотком (патент ПМ 131081, публ. 10.08.2013 года, бюлл. 22).

В этой конструкции в нижней зоне кольца вмонтирован лотковый блок, который представляет собой комбинированный лоток, состоящий из железобетонного блока и единой чугунной плиты с боковыми бортами и гнездами для болтовых соединений с примыкающими тюбингами и с лотками соседних тюбинговых колец.

Данная конструкции тюбингового кольца позволяет уменьшить объем работ, уменьшить расход бетона и уменьшить ресурс времени монтажа на стадии строительства тоннеля за счет введения в конструкцию тюбингового кольца базового плоского лотка для установки рельсовых временных откатных путей.

При прохождении трассы на криволинейном участке монтаж тоннельной обделки из тюбинговых колец с комбинированным лотком с использованием прокладки известной стандартной конструкции невозможен, т.к. геометрия этой прокладки в лотковой части и расположение отверстий для болтовых соединений не совпадает с геометрией комбинированного лотка и отверстиями для болтов в нем.

В связи с чем, возникла необходимость создания конструкции поворотной прокладки, обеспечивающей ее совместное использование с тюбинговым кольцом с комбинированным лотком.

Достигаемым при использовании полезной модели техническим результатом является создание конструкции поворотной прокладки, обеспечивающей жесткость соединения, без перекосов при соединении с тюбинговым кольцом с комбинированным лотком.

Технический результат достигается тем, что в конструкцию прокладки клиновидной поворотной для тюбингового кольца тоннельной обделки с комбинированным лотком, состоящей из чугунных сегментов с отверстиями, предназначенными для болтового соединения с тюбингами смежных тюбинговых колец обделки, и выполненной с боковой проекцией в виде равнобочной трапеции, в нижней ее зоне вмонтирован чугунный сегмент с плоской внутренней гранью, в котором выполнены отверстия для болтового соединения с комбинированным лотком смежных тюбинговых колец, угол поворота прокладки выполнен стандартным для поворотных прокладок, а по контуру всех сегментов выполнена чеканочная канавка, предназначенная для обеспечения гидроизоляции и позволяющая применять все виды чеканочных материалов, что дает возможность использовать поворотную прокладку в любых гидрогеологических условиях и в любом режиме эксплуатации.

Предлагаемая полезная модель поясняется чертежами, где на фиг.1 представлен общий вид прокладки, на фиг.2 - боковая проекция прокладки, на фиг.3 - общий вид стандартной прокладки (аналог)

Прокладка состоит из чугунных сегментов 1 с отверстиями 2 для болтового соединения с тюбингами смежных тюбинговых колец. В нижней зоне конструкции прокладки расположен чугунный сегмент 3 с плоской внутренней гранью. В теле чугунного сегмента 3 выполнены отверстия 4 для болтового соединения с комбинированным лотком смежного тюбингового кольца.

По контуру каждого из чугунных сегментов 1 и чугунного сегмента 3 выполнена чеканочная канавка 5, предназначенная для обеспечения гидроизоляции и позволяющая применять все виды чеканочных материалов, что дает возможность использовать поворотную прокладку в любых гидрогеологических условиях и в любом режиме эксплуатации.

На фиг.2 показана боковая проекция прокладки. Проекция имеет форму равнобочной трапеции. Именно такая форма обеспечивает возможность монтажа тоннельной обделки на криволинейном участке трассы.

Угол поворота прокладки выполнен стандартным и составляет 0°3422,5 (см. альбом АПК-3-90 «Повторно-применяемые конструкции сооружений метрополитена. Обделки из чугунных тюбингов. Часть II. Прокладки клиновидные поворотные». М., Метрогипротранс, 1990 г.)

На фиг.3 показана конструкция стандартной прокладки (аналог), использованной при строительстве линий метрополитена (при прохождении криволинейных участков), например, Люблинско-Дмитровской линии Московского метрополитена, участка от ст. Чкаловская до ст. Кожуховская (пуск - 1995 г.), от ст. Чкаловская до ст. Трубная (пуск - 2007 г.), от ст. Трубная до ст. Марьина роща (пуск - 2010 г.)

Известная прокладка состоит из чугунных сегментов 6 с отверстиями 7, предназначенными для болтового соединения с тюбингами смежных тюбинговых колец обделки. Боковая проекция прокладки имеет форму равнобочной трапеции.

Конструкция каждой известной прокладки (прототип) представляет собой кольцо из соединенных между собой чугунных сегментов. В данной конструкции нет элемента в виде чугунного сегмента с плоской внутренней гранью (в предлагаемой конструкции прокладки такой элемент есть), что делает невозможным соединение ее с тюбинговыми кольцами с комбинированным лотком.

При установке тюбинговых колец, имеющих постоянную ширину (все тюбинговые кольца имеют постоянную ширину), на криволинейных участках трассы неизбежно возникает отклонение тоннеля от проектного положения трассы.

Исправление отклонения тоннеля и осуществляют при помощи поворотных клиновидных прокладок.

Монтаж тоннельной обделки на криволинейном участке трассы осуществляют следующим образом.

Для поворота обделки тоннеля (при необходимости изменить направление оси тоннеля) между тюбинговыми кольцами устанавливают клиновидные прокладки.

Количество клиновидных прокладок для каждого криволинейного участка определяется расчетным путем (см. альбом АПК-3-90 «Повторно-применяемые конструкции сооружений метрополитена. Обделки из чугунных тюбингов. Часть II. Прокладки клиновидные поворотные». М., Метрогипротранс, 1990 г.).

Последовательность установки клиновидных прокладок между тюбинговыми кольцами определяется проектом.

На криволинейном участке трассы между тюбинговыми кольцами с комбинированным лотком устанавливают поворотную прокладку предлагаемой конструкции. Посредством болтового соединения через отверстия 2 сегментов 1 элементы прокладки соединяют с тюбингами соседнего тюбингового кольца. Соединение прокладки с лотковым блоком тюбингового кольца осуществляют благодаря наличию в конструкции прокладки сегмента 3 с плоской внутренней гранью. Болтовое соединение осуществляют через отверстия 4, выполненные в теле сегмента 3.

Поскольку между тюбинговым кольцом с комбинированным лотком и прокладкой предлагаемой конструкции обеспечено жесткое болтовое соединение по всему контуру, то в целом обделка тоннеля имеет жесткую конструкцию, без перекосов. Более того, значительно упрощен монтаж обделки.

Таким образом, предлагаемая конструкция поворотной клиновидной прокладки полностью решает поставленную техническую задачу.

Прокладка клиновидная поворотная для тюбингового кольца тоннельной обделки с комбинированным лотком, состоящая из чугунных сегментов с отверстиями, предназначенными для болтового соединения с тюбингами смежных тюбинговых колец обделки, и выполненная с боковой проекцией в виде равнобочной трапеции, отличающаяся тем, что в конструкцию прокладки в нижней ее зоне вмонтирован чугунный сегмент с плоской внутренней гранью, в котором выполнены отверстия для болтового соединения с комбинированным лотком смежных тюбинговых колец, при этом угол поворота прокладки выполнен стандартным для поворотных прокладок, а по контуру всех сегментов выполнена чеканочная канавка, предназначенная для обеспечения гидроизоляции и позволяющая применять все виды чеканочных материалов, что дает возможность использовать поворотную прокладку в любых гидрогеологических условиях и в любом режиме эксплуатации.



 

Наверх