Контрольное устройство - цифровой тахограф

 

Полезная модель относится к электронному приборостроению, в частности, к контрольным устройствам - цифровым тахографам, и может быть использована для установки в автотранспортных средствах в целях постоянного и оперативного измерения, индикации, контроля, хранения и передачи параметров движения автотранспортного средства, т.е., непрерывной регистрации пройденного пути, времени и скорости движения, времени работы и отдыха водителей, маршрута и времени передвижения, а так же, для оперативного оповещения диспетчерских пунктов о случившихся авариях с транспортным средством. Для записи, хранения и переноса информации используются электронные карты и цифровая память самого контрольного устройства. Для передачи информации в диспетчерские пункты используется блоки получения и передачи данных через спутниковые и радио каналы передачи данных ГЛОНАСС/GSM и GSM/GPRS. В основу полезной модели положена задача расширения возможностей контрольных устройств, в частности, цифровых тахографов, путем создания такого контрольного устройства, которое обеспечивало бы возможность оперативного автоматического оповещения диспетчерских пунктов и экстренных оперативных служб об авариях с транспортным средством. При этом, техническим результатом является реализация этого назначения. Достижение вышеуказанного технического результата обеспечивается расширением технических возможностей контрольного устройства за счет возможности оперативно автоматически оповещать экстренные оперативные службы об авариях с транспортным средством. Технический результат достигается тем, что контрольное устройство, в частности, цифровой тахограф, состоящее из корпуса, микропроцессорного блока управления с портами для ввода и вывода импульсных сигналов, энергонезависимой памяти, блока приемника сигналов спутниковых радионавигационных систем, блока передачи радиосигналов, блока формирования шкалы времени, блока интерфейса, блока считывателя карт, кнопок управления, блока индикации в виде дисплея, печатного устройства, дополнительно снабжено, как минимум, одним датчиком удара (шок-сенсором). Кроме этого, датчиком удара, может быть конструктивно выполнен таким образом, чтобы совмещать в себе функции датчика наклона (положения, крена). Датчики удара, могут быть размещены вне Контрольного устройства и обмениваться информацией с Контрольным устройством электрическими сигналами по соединительным проводам или по радиоканалу, например, WiFi или Bluetooth. Предложенное контрольное устройство отличается от прототипа тем, что включает в себя как минимум, один датчик удара (шок-сенсор) и может совмещать в себе функции датчика наклона (положения, крена). 1 см. п.ф. и 3 д.п.ф.

Полезная модель относится к электронному приборостроению, в частности, к контрольным устройствам - цифровым тахографам, и может быть использована для установки в автотранспортных средствах в целях постоянного и оперативного измерения, индикации, контроля, хранения и передачи параметров движения автотранспортного средства, т.е., непрерывной регистрации пройденного пути, времени и скорости движения, времени работы и отдыха водителей, маршрута и времени передвижения, а так же, для оперативного оповещения диспетчерских пунктов о случившихся авариях с транспортным средством. Для записи, хранения и переноса информации используются электронные карты и цифровая память самого контрольного устройства. Для передачи информации в диспетчерские пункты используется блоки получения и передачи данных через спутниковые и радио каналы передачи данных ГЛОНАСС/GSM и GSM/GPRS.

Из уровня техники известны контрольные устройства - цифровые тахографы, включающие в себя такие функции, как индикация, контроль, хранение, передача информации о движении и местоположении автотранспортного средства и интервалов времени режимов труда и отдыха водителей, например, цифровой тахограф по патенту РФ 82495 (RU).

Недостатком известного цифрового тахографа по патенту РФ 82495 (RU) является невозможность с его помощью в режиме реального времени автоматически оповестить диспетчерские пункты и оперативные службы о случившейся с транспортным средством аварии для быстрой помощи экстренных оперативных служб.

Наиболее близким техническим решением предлагаемому контрольному устройству является цифровой тахограф по патенту РФ 115533 (RU), состоящий из корпуса, кнопок управления, микропроцессороного блока с энергонезависимой памятью, блока питания, блока приема спутниковых сигналов ГЛОНАСС/GPS, с антенной, блока приема-передачи радиосигналов GSM/GPRS с антенной, блока формирования шкалы времени, интерфейсного блока, печатного устройства - термопринтера, блока считывателя карт с картоприемниками, блока управления и индикатора-экрана. Использование указанного цифрового тахографа позволяет производить непрерывно индикацию, регистрацию, хранение, распечатку скорости и время движения транспортного средства, пробега, периодов труда и отдыха водителей, получать информацию о месте положении и маршруте движения через систему спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS и передавать всю эту информацию диспетчерским пунктам по радиоканалам GSM/GPRS.

Известное контрольное устройство с точки зрения эксплуатационных возможностей обладает определенными недостатками, обусловленными особенностями его конструкции и примененных в нем технических устройств, так как его конструкция не позволяет оперативно автоматически оповещать диспетчерские пункты и экстренные оперативные службы об авариях с транспортным средством.

В основу полезной модели положена задача расширения возможностей контрольных устройств, в частности, цифровых тахографов, путем создания такого контрольного устройства, которое обеспечивало бы возможность оперативного автоматического оповещения диспетчерских пунктов и экстренных оперативных служб об авариях с транспортным средством.

При этом, техническим результатом является реализация этого назначения.

Достижение вышеуказанного технического результата обеспечивается расширением технических возможностей контрольного устройства за счет возможности оперативно автоматически оповещать экстренные оперативные службы об авариях с транспортным средством.

Технический результат достигается тем, что контрольное устройство, в частности, цифровой тахограф, состоящее из корпуса, микропроцессорного блока управления с портами для ввода и вывода импульсных сигналов, блока энергонезависимой памяти, блока приемника сигналов спутниковых радионавигационных систем, блока передачи радиосигналов, блока формирования шкалы времени, блока интерфейса, блока считывателя карт, кнопок управления, блока индикации в виде дисплея, печатного устройства, дополнительно снабжено, как минимум, одним датчиком удара (шок-сенсором). Кроме этого, датчиком удара, может быть конструктивно выполнен таким образом, чтобы совмещать в себе функции датчика наклона (положения, крена).

Датчики удара, могут быть размещены вне Контрольного устройства и обмениваться информацией с Контрольным устройством электрическими сигналами по соединительным проводам или по радиоканалам, например, таким как WiFi или Bluetooth.

Предложенное контрольное устройство отличается от прототипа тем, что включает в себя как минимум, один датчик удара (шок-сенсор) и может совмещать в себе функции датчика наклона (положения, крена).

Сущность заявляемой полезной модели поясняется на Рисунке 1, Рисунке 2 и Рисунке 3.

На Рисунке 1 изображено контрольное устройство, в частности, цифровой тахограф, с датчиком удара.

На Рисунке 2 изображено контрольное устройство, в частности, цифровой тахограф, с датчиком удара, размещенным вне контрольного устройства.

На Рисунке 3 изображена блок-схема контрольного устройства, в частности, цифрового тахографа, отображающая его основные блоки и структурные связи между ними.

Контрольное устройство, в частности, цифровой тахограф, состоит из корпуса 1, блока управления с кнопками 2, печатающего устройства 3, картоприемников блока считывателя карт 4, блока энергонезависимой памяти 5, микропроцессорного блока 6, интерфейсного блока 7, блока приемника сигналов спутниковых радионавигационных систем ГЛОНАСС/GSM 8, блока передачи радиосигналов 9 радиоканала GSM/GPRS, антенны спутниковой навигации 10, антенны радиоканала 11, экрана 12, блока формирования шкалы времени 13, блока электропитания 14, а так же из, как минимум, одного датчика удара 15, который может быть совмещен с датчиком наклона (положения, крена) 16. При этом, датчики удара 15 и датчики наклона (положения, крена) 16 могут быть размещены внутри корпуса 1, на одной из сторон корпуса 1 или вне корпуса 1. При расположении датчиков удара 15 и датчиков наклона (положения, крена) 16 вне корпуса 1 контрольного устройства, они соединяются с ним проводами 17 через разъем 18 или оснащаются блоками приема-передачи радио импульсов 19, например, типа Wi-Fi/Bluetooth, и элементом питания 20, например, батарейкой или аккумулятором.

Экран 12 выполнен в виде графического дисплея, что обеспечивает прорисовку на экране пиктограмм, предусмотренных в тахографической аппаратуре. В качестве печатающего устройства 3 для вывода на бумажную ленту отчетов о режимах работы, ошибках и нарушениях использован термопринтер, также имеющий режим вывода графики.

Работа контрольного устройства, в частности, цифрового тахографа осуществляется следующим образом.

Блок формирования шкалы времени 13 производит точный отсчет времени, продолжающийся и при хранении цифрового тахографа с отключенным электропитанием, и передает эту информацию в микропроцессорный блок 6.

Интерфейсный блок 7 осуществляет прием сигналов от датчика движения в формате импульсов скорости, а так же обеспечивает его электрическое питание. Так как в интерфейсном блоке 7 реализована возможность обмена информацией в стандартах CAN, RS232, IS09141 через соответствующие порты, через него осуществляется подключение цифрового тахографа к бортовой CAN-сети транспортного средства (интерфейс CAN), а также соединение с внешними устройствами, например, с персональным компьютером (интерфейс RS232) и диагностическим оборудованием (интерфейс ISO9141). Всю полученную информацию в виде импульсных цифровых сигналов интерфейсный блок 7 передает микропроцессорному блоку 6. Кроме этого, в микропроцессорный блок 6 от блока 13 поступают данные локальной шкалы времени (текущее время и дата), а также навигационные данные от блока 8.

Идентификация водителей и иных лиц, участвующих в эксплуатации тахографа транспортного средства, осуществляется блоком 4 считывания смарт-карт. Эти данные так же поступают в микропроцессорный блок 6.

Микропроцессорный блок 6, осуществляет обработку входных сигналов и данных и на их основе формирует, сохраняет в модуле 5 и смарт-картах через блок 4, а так же передает через блок 9 и антенну 11 выходную информацию о параметрах, характеризующих состояние транспортного средства и его движение на маршруте, координаты маршрута, текущее время и дату, а также данные о водителях, участвующих в управлении транспортным средством. Кроме этого, микропроцессорный блок 6 также осуществляет формирование выходных импульсных сигналов, поступающих на порт интерфейсного блока 7, первая группа которых характеризует текущую скорость транспортного средства, а вторая - пройденный путь. Выходные импульсные сигналы предназначены для использования в качестве входных сигналов для электронного спидометра транспортного средства.

В штатном режиме, т.е., когда транспортное средство движется по дороге или стоит на месте, микропроцессорный блок 6 через интерфейсный блок 7 получает информацию о скорости от датчика скорости, установленного в коробке передач транспортного средства, о положении на местности транспортного средства от антенны 10 и блока спутниковой навигации 8 ГЛОНАСС/GSM, о положении в пространстве транспортного средства от датчика наклона (положения) 16. Вся эта полученная и обработанная микропроцессорным блоком 6 информация сохраняется в энергонезависимой памяти 5 самого контрольного устройства и в карточках водителей и одновременно передается в один или несколько диспетчерских пунктов блоком передачи радиосигналов 9 радиоканала GSM/GPRS через антенну радиоканала 11.

В случае, если происходит авария с транспортным средством, т.е., транспортное средство ударяется о какое-либо препятствие, датчик удара 15 или несколько датчиков удара 15 передает(ют) сигнал(ы) в микропроцессорный блок 6 контрольного устройства о том, что произошло столкновение транспортного средства с каким-то препятствием и информация об этом регистрируется и сохраняется в энергонезависимой памяти 5 самого контрольного устройства и в карточках водителей, а так же одновременно автоматически передается блоком передачи радиосигналов 9 радиоканала GSM/GPRS через антенну радиоканала 11 в один или несколько диспетчерских пунктов и экстренным оперативным службам с указанием места для прибытия спасательных служб на место аварии. Если в результате столкновения с препятствием транспортное средство переворачивается или опрокидывается, то микропроцессорный блок 6 контрольного устройства, получив соответствующий сигнал от датчика наклона (крена) 16, автоматически через блок радиоканала GSM/GPRS 9 и антенну 11 передает в диспетчерские пункты и экстренным оперативным службам о том, что транспортное средство не только столкнулось с каким-то препятствием, но и перевернулось (опрокинулось). Для того, чтобы исключить ложное информировании об авариях с транспортным средством, требующей оперативного прибытия экстренных оперативных служб, микропроцессорный блок 6 перед передачей этой информации в диспетчерские пункты, производит по определенному алгоритму анализ силы удара по сигналу, полученному от датчика удара 15, и углу наклона, определяемому между действием силы тяжести и положением в пространстве транспортного средства по сигналам, полученным от датчика наклона (крена) 16. Информация об аварии контрольным устройством будет сразу же передана автоматически в диспетчерские пункты, если микропроцессорный блок 6 контрольного устройства определит, что произошла авария с транспортным средством, требующей оперативного прибытия экстренных оперативных служб на место аварии. Микропроцессорный блок 6 дает команду блоку радиоканала GSM/GPRS 9 на передачу через антенну 11 сигнала об аварии так же, если получает сигнал от датчика положения (крена) 16 об изменении положения транспортного средства в пространстве. Такая ситуация может возникнуть, например, когда транспортное средство съехало в кювет и перевернулось.

Для того, чтобы информировать водителя о том, что сигнал об аварии передан в диспетчерский пункт и/или экстренным оперативным службам, микропроцессорный блок 6 размещает на экране 12 соответствующий символ и/или включает аварийный звуковой и/или световой сигнализатор 21. При этом, если этот вызов ложный, т.е., не требующей оперативного прибытия экстренных оперативных служб на место аварии, водитель сможет быстро отменить сигнал экстренного вызова, например, нажав кнопку сброса 22, функцию которой может выполнять одна из кнопок блока управления 2, определенное количество раз с определенной длительностью. Кнопка сброса 22 может быть объединена с сигнализатором 21 в одно устройство двойного назначения.

Включение звукового и/или светового сигнализатора 20 производится микропроцессорным блоком 6 путем замыкания электрических контактов подачи на него электрического напряжения.

Для расширения функциональных возможностей, датчики удара 15 и датчики наклона 16 могут размещаться вне корпуса 1 контрольного устройства. При этом, их взаимосвязь с микропроцессорным блоком контрольного устройства может осуществляться как по проводам 17, так и радиосигналами, например, типа Wi-Fi или Bluetooth, с помощью блока приема-передачи радио импульсов 18, имеющего свой элемент питания 19: батарейку или миниатюрный аккумулятор.

Всю информацию, зарегистрированную и сохраненную в памяти 5, в том числе о времени, месте и причине аварии (ДТП) транспортного средства, при необходимости можно распечатать с помощью печатающего устройства 3.

Таким образом, контрольное устройство с возможностью оповещения об авариях транспортного средства, помимо прочего, в полном объеме решает задачи по оперативному автоматическому оповещению диспетчерских пунктов и экстренных оперативных служб об авариях с транспортным средством

Возможность осуществления полезной модели с реализацией поставленной задачи подтверждается известностью средств и методов. Таким образом, подтверждена возможность осуществления полезной модели.

1. Контрольное устройство - цифровой тахограф состоит из корпуса, микропроцессорного блока управления с портами для ввода и вывода импульсных сигналов, энергонезависимой памяти, блока приемника сигналов спутниковых радионавигационных систем ГЛОНАСС/GPS с антенной, блока передачи радиосигналов GSM/GPRS с антенной, блока формирования шкалы времени, блока интерфейса, блока питания, блока считывателя карт, данные с которых предназначены для регистрации и сохранения в энергонезависимой памяти и передачи их с блока передачи радиосигналов в диспетчерский пункт, блока управления с кнопками, блока индикации в виде дисплея, печатного устройства, отличающееся тем, что оно дополнительно снабжено как минимум одним датчиком удара (шок-сенсором), данные с которого регистрируются и сохраняются микропроцессорным блоком в энергонезависимой памяти и передаются с помощью блока передачи радиосигналов в диспетчерский пункт.

2. Контрольное устройство - цифровой тахограф по п.1, отличающееся тем, что как минимум один датчик удара объединен как минимум с одним датчиком наклона (положения, крена) в одно устройство двойного назначения.

3. Контрольное устройство - цифровой тахограф по п.1, отличающееся тем, что как минимум один датчик удара размещен вне контрольного устройства.

4. Контрольное устройство - цифровой тахограф по п.2, отличающееся тем, что как минимум один датчик удара, объединенный как минимум с одним датчиком наклона в одно устройство двойного назначения, размещен вне контрольного устройства.



 

Похожие патенты:
Наверх