Задвижка

 

Область использования: область нефтяного и химического машиностроения, в частности запирающие устройства на нефтепроводах, транспортирующих нефть или техническую воду, а также для перекрытия каналов устьевой арматуры фонтанных, насосных и нагнетательных скважин при промышленной добычи нефти. Задача: повышение технологичности изготовления и ремонта, повышение безопасности работы, легкость обслуживания. 1 н.п.ф., 2 фиг.

Заявляемое техническое решение относится к области нефтяного и химического машиностроения и может быть использована в качестве запирающего устройства на нефтепроводах, транспортирующих нефть или техническую воду, а также для перекрытия каналов устьевой арматуры фонтанных, насосных и нагнетательных скважин при промышленной добычи нефти.

Известна задвижка по патенту RU 117552 U, содержащая корпус, выполненный из двух полукорпусов, в которых установлены седла с проходными каналами, между корпусами с возможностью поворота в своей плоскости на валу размещен шибер, а вал снабжен втулкой, в которой установлены его уплотнительные элементы, поджатые гайкой.

Недостатком указанной задвижки является сложность демонтирования втулки с уплотнительными элементами, поджатыми гайкой. Кроме того, отсутствует указатель положения шибера, что снижает надежность работы задвижки, что противоречит правилам безопасности в нефтяной и газовой промышленности ПБ 08-624-03 (п. 1.5.18).

Известна задвижка по патенту RU 2286499 С2, выбранная в качестве прототипа и состоящая из двух соединенных между собой полукорпусов, между которыми закреплено промежуточное кольцо, в полости которого с возможностью поворота в своей плоскости размещен шибер. Зубчатый венец установлен в полости, образованной шибером, промежуточным кольцом и полукорпусами с возможностью поворота и взаимодействующий с приводным валом, а в шибере выполнен уступ с возможностью взаимодействия с зубчатым венцом. Приводной вал соединен с указателем положения шибера. Указатель положения шибера выполнен в виде пары винт-гайка, винт установлен приводном валу, а гайка удерживается от проворота корпусом указателя положения шибера и установлена с возможностью поступательного движения. Корпус указателя положения шибера обеспечивает визуальный контроль положения гайки и может быть выполнен прозрачным и герметичным.

Недостатком этой задвижки является сложность изготовления и ремонта, необходимость изготовления корпуса указателя прозрачным и герметичным.

Технической задачей, на решение которой направлено заявляемое изобретение, является повышение технологичности изготовления и ремонта, повышение безопасности работы, легкость обслуживания.

Указанный технический результат достигается за счет того, что в задвижке, содержащей корпус из двух соединенных между собой полукорпусов, в которых установлены седла с проходными каналами, между полукорпусами закреплено промежуточное кольцо, в полости которого с возможностью поворота вокруг своей оси размещен шибер, взаимодействующий с приводным механизмом, при этом приводной вал приводного механизма снабжен втулкой, в которой установлены его уплотнительные элементы и которая соединена с гайкой при помощи кольца.

Данная конструкция позволяет легко заменить уплотнительные элементы при наличии давления в корпусе задвижки, не требует дополнительных приспособлений для извлечения из корпуса задвижки втулки с уплотнительными элементами и предохраняет уплотнительные элементы от скручивания при установке в корпус задвижки. Гайка, в свою очередь, соединена с указателем положения шибера, который вращается вместе с приводным валом с возможностью поступательного движения вдоль оси вала и обеспечивает визуальный контроль положения шибера, что соответствует требованиям правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности ПБ 08-624-03 (п. 1.5.18)

Проведенные исследования показали, что заявляемое техническое решение характеризуется новизной и промышленной применимостью.

Сущность заявляемого технического решения поясняется чертежами, где на фиг. 1 представлена задвижка в сборе, а на фиг. 2 - вал привода вращения с указателем положения шибера.

Задвижка содержит корпус, выполненный из двух полукорпусов 1 и 2, в которых установлены седла 3. Между полукорпусами 1.и 2 с возможностью поворота в своей плоскости вокруг оси 15 размещен шибер 4 с проходным отверстием. Привод шибера 4 выполнен в виде вала 5, передающего усилие на зубчатый венец шибера 4. Уплотнение вала 5 осуществляется уплотнительными элементами 6 и 7, расположенными во втулке 8, которая соединена с гайкой 9 при помощи кольца 10, служащего в качестве подшипника. Применение втулки 8, соединенной с гайкой 9 при помощи кольца 10 позволяет легко демонтировать втулку 8 и заменить уплотнительные элементы 6 и 7 при наличии давления в корпусе задвижки. Гайка 9 соединена с указателем положения шибера 10 в виде пары винт-гайка, где указателем положения 10 шибера 4 является винт. Указатель положения 10 шибера 4 вращается вместе с приводным валом 5 с возможностью поступательного перемещения вдоль оси вала 5. Уплотнительное кольцо 11 предохраняет от попадания грязи в узел приводного вала, что обеспечивает повышение надежности работы задвижки.

Задвижка работает следующим образом.

Шибер 4 находится в положении «открыто». При вращении приводного вала 5 с помощью рукоятки 12 по часовой стрелке шибер 4 приходит в движение и движется в полости, образованной промежуточным кольцом 13 и полукорпусами 1 и 2, из положения «открыто» в положение «закрыто». Угол поворота приводного вала 5 зависит от геометрических размеров основных деталей задвижки. В опытных образцах задвижек с диаметром условного прохода задвижки 65 мм при повороте приводного вала 5 на 820° шибер 4 поворачивается вокруг своей оси на 104°, полностью открывая и закрывая проходное сечение задвижки. Одновременно с этим указатель положения шибера 10, взаимодействующий с гайкой 9, передвигается вдоль вала 5, обеспечивая визуальный контроль за положением шибера 4. На приводном валу 5 нанесены риски с буквенными обозначениями «О» и «З» (соответственно «открыто» и «закрыто»), крайние положения указателя 10 соответствуют положениям шибера «открыто» и «закрыто». Соответствующие надписи и стрелки направления вращения приводного вала нанесены на табличке 14.

Заявляемая конструкция задвижки позволяет повысить ремонтопригодность, надежность, обеспечивает безопасность работы и легкость обслуживания.

1. Задвижка, содержащая корпус из двух соединенных между собой полукорпусов, в которых установлены седла с проходными каналами, между полукорпусами закреплено промежуточное кольцо, в полости которого с возможностью поворота вокруг своей оси размещен шибер, взаимодействующий с приводным валом, а также указатель положения шибера, выполненный в виде пары винт-гайка, установленной на приводном валу, отличающаяся тем, что на приводном валу установлена втулка с уплотнительными элементами, связанная с гайкой пары винт-гайка.

2. Задвижка по п.1, отличающаяся тем, что втулка с уплотнительными элементами соединена с гайкой при помощи кольца.

3. Задвижка по п.1, отличающаяся тем, что указателем положения шибера служит винт пары винт-гайка.



 

Похожие патенты:

Задвижка // 55446

Задвижка // 56534

Задвижка // 59763

Задвижка // 65599

Изобретение относится к области нефтяного и химического машиностроения

Заслонка // 79632
Наверх