Водительская кабина

 

Предложено транспортное средство с модифицированной водительской кабиной и с увеличенным дорожным просветом. Водительская кабина выполнена с возможностью размещения водителя, антропологические размеры которого находятся в заранее определенном диапазоне от некоторых минимальных до некоторых максимальных. Водительская кабина имеет пол и верхнее ограничение, а также водительское сиденье, имеющее исходную точку отсчета для водительского сиденья (SRP), используемую для определения положения спинки водительского сиденья в водительской кабине, и исходную точку высоты чаши водительского сиденья (SPHRP), используемую для определения положения передней части водительского сиденья в кабине. Имеется механизм перемещения водительского сиденья, выполненный с возможностью перемещать водительское сиденье в кабине между некоторым первым положением, в котором исходная точка для водительского сиденья (SRP) расположена на первом вертикальном расстоянии H1 от верхнего ограничения кабины, а исходная точка высоты чаши водительского сиденья (SPHRP) расположена на втором вертикальном расстоянии по меньшей мере H3 от пола кабины, при этом первое положение водительского сиденья обеспечивает размещение водителя с минимальными антропологическими размерами, и некоторым вторым положением, в котором исходная точка для водительского сиденья (SRP) расположена на втором вертикальном расстоянии H2, таком что H2>H1, от верхнего ограничения кабины, а исходная точка высоты чаши водительского сиденья (SPHRP) расположена на втором вертикальном расстоянии по меньшей мере H3 от пола кабины. Упомянутое второе положение водительского сиденья обеспечивает размещение водителя с максимальными антропологическими размерами, в результате чего водительская кабина пригодна для размещения водителя с максимальными антропологическими размерами только при нахождении водительского сиденья в его втором положении. Верхнее ограничение водительской кабины расположено на вертикальном расстоянии H4 от пола кабины и на вертикальном расстоянии H ТОР от плоскости начала отсчета, проходящей через наинизшие точки колес транспортного средства и представляющей дорогу, на которой должно располагаться транспортное средство. Транспортное средство имеет дорожный просвет высотой HGC, определенный как расстояние между нижней частью транспортного средства и упомянутой плоскостью начала отсчета, при этом HGC>HGC ', где HGC' - это дорожный просвет, который имело бы данное транспортное средство, если бы при том же значении высоты HТОР оно было выполнено с возможностью размещения водителя с максимальными антропологическими размерами также и при нахождении водительского сиденья в его первом положении.

ОБЛАСТЬ ТЕХНИКИ, К КОТОРОЙ ОТНОСИТСЯ ПРЕДЛАГАЕМАЯ ПОЛЕЗНАЯ МОДЕЛЬ

Предмет предлагаемой полезной модели относится к водительской кабине для размещения водителя с антропологическими размерами в некотором диапазоне от минимальных до максимальных и перемещаемого водительского сиденья для кабины водителя.

ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ ПРЕДЛАГАЕМОЙ ПОЛЕЗНОЙ МОДЕЛИ

Экономические соображения и необходимость учета нормативных актов вынуждают конструкторов создавать водительские кабины транспортных средств, в которых могут размещаться водители с антропологическими размерами, находящимися в некотором диапазоне. Это предполагает учет большого количества размерных параметров водительской кабины, так чтобы она устраивала как верхний, так и нижний предел указанного диапазона.

Представление о сложности функций, связанных просто с расположением водителя в водительской кабине, может быть получено при рассмотрении известных распространенных конструкций водительской кабины, проиллюстрированных на фиг. 1 и фиг. 2. В такой конструкции для определения различных элементов водительской кабины учитываются вертикальные и/или горизонтальные расстояния, связанные с различными частями тела водителя, например, расстояние от головы до лобового окна, расстояние от коленей до пола и т.д.

Вследствие необходимости приспособления водительской кабины к водителям с разными антропологическими размерами размер водительской кабины может быть значительно больше, чем он был бы у водительской кабины, сконструированной для водителей только с единственным набором антропологических размеров.

В качестве примера можно рассмотреть водительскую кабину, раскрываемую в заявке на патент США US 2012043780 A, выданной на имя заявителя и направленной на способ конструирования водительской кабины для размещения водителей в некотором диапазоне антропологических размеров от минимальных до максимальных, при этом кабина имеет пол и верхнее ограничение. Этот способ включает следующие стадии: (а) проектирование водительского сиденья, имеющего исходную точку отсчета (SRP - аббревиатура от seat reference point - исходная точка отсчета для [водительского] сиденья), используемую для определения положения соответствующей части сиденья в кабине, и исходную точку высоты чаши (SPHRP - аббревиатура от seat pan height reference point - исходная точка отсчета высоты чаши [водительского] сиденья), используемую для определения положения передней части сиденья в кабине, (б) создание механизма перемещения водительского сиденья, выполненного с возможностью перемещать по меньшей мере исходную точку отсчета для водительского сиденья (SRP) вертикально в водительской кабине между некоторым первым положением и некоторым вторым положением. В упомянутом первом положении исходная точка отсчета для водительского сиденья (SRP) расположена на первом вертикальном расстоянии Н1 от верхнего ограничения кабины, а исходная точка отсчета высоты чаши водительского сиденья (SPHRP) расположена на вертикальном расстоянии по меньшей мере Н3 от пола кабины, и это первое положение водительского сиденья рассчитано на размещение водителя с минимальными антропологическими размерами, а в упомянутом втором положении исходная точка отсчета для водительского сиденья (SRP) расположена на втором вертикальном расстоянии Н2 от верхнего ограничения кабины, а исходная точка отсчета высоты чаши водительского сиденья (SPHRP) расположена на вертикальном расстоянии по меньшей мере Н3 от пола кабины, при этом Н2 больше чем Н1, и это второе положение водительского сиденья рассчитано на размещение водителя с максимальными антропологическими размерами, (с) размещение упомянутого верхнего ограничения кабины на вертикальном расстоянии Н4 от пола кабины, при этом Н4 находится в соответствии с суммой H1 и Н3, так что упомянутое вертикальное расстояние Н4 от верхнего ограничения кабины до пола кабины обеспечивает размещение водителя с максимальными антропологическими размерами является сиденьем только на упомянутом втором участке.

Решение водительской кабины, описанное в публикации US 2012043780 A, позволяет уменьшить количество брони, требуемой для защиты водительской кабины, однако в этой публикации ничего не говорится относительно использования этого решения для увеличения клиренса (дорожного просвета) от поверхности дороги и повышения, тем самым, степени защиты пассажиров транспортного средства.

Одна из целей предлагаемой полезной модели состоит в создании водительской кабины, которая имеет уменьшенную общую высоту в сочетании с увеличенным дорожным просветом.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ПРЕДЛАГАЕМОЙ ПОЛЕЗНОЙ МОДЕЛИ

В тексте настоящей заявки описывается водительское сиденье.

Для целей данного описания и формулы полезной модели термин «водительское сиденье» включает следующие признаки, указываемые в отношении сиденья, которое на прилагаемых чертежах фиг. 3А и фиг. 3В в целом обозначено числовой ссылкой 10: базовая часть 12 и спинка 14, при этом упомянутая базовая часть 12 имеет верхнюю поверхность 16, у которой есть оппозитно расположенные передний и задний края (18 и 20 соответственно) и соединяющие их боковые края (22 и 24), при этом исходная точка отсчета для водительского сиденья (SRP) на упомянутой верхней поверхности 16 базовой части 12 расположена равноудаленно от упомянутых боковых краев (22 и 24) верхней поверхности 16 и в области пересечения упомянутой спинки 14 и верхней поверхности 16.

Как станет понятно далее, в настоящей заявке понятие «исходная точка отсчета для водительского сиденья (SRP)» относится к положению части сиденья в водительской кабине и по смыслу соответствует аналогичной точке, показанной на Фиг.44 стандарта MIL-STD-1472F (оборонный стандарт из системы стандартов Министерства обороны США), на котором основываются упомянутые прилагаемые чертежи фиг. 3А и фиг. 3В.

Кроме того, в настоящей заявке используется понятие «исходная точка отсчета высоты чаши водительского сиденья (SPHRP)», - это термин, который не используется в упомянутом оборонном стандарте США MIL-STD-1472F, но определен со ссылками на прилагаемые чертежи фиг. 3А и фиг. 3В как точка, расположенная на переднем крае 18 верхней поверхности 16 базовой части 12, при этом исходная точка отсчета высоты чаши водительского сиденья (SPHRP) расположена равноудаленно от боковых краев (22 и 24).

Согласно одному аспекту осуществления предлагаемой полезной модели обеспечивается создание транспортного средства, содержащего модифицированную водительскую кабину, выполненную с возможностью размещения водителя, антропологические размеры которого находятся в заранее определенном диапазоне от некоторых минимальных до некоторых максимальных, при этом упомянутая водительская кабина имеет пол и верхнее ограничение, а также водительское сиденье, имеющее исходную точку отсчета для водительского сиденья (SRP), используемую для определения положения задней части водительского сиденья в кабине, и исходную точку высоты чаши водительского сиденья (SPHRP), используемую для определения положения передней части водительского сиденья в кабине; при этом имеется механизм перемещения водительского сиденья, выполненный с возможностью перемещать водительское сиденье в кабине между некоторым первым положением, в котором исходная точка для водительского сиденья (SRP) расположена на первом вертикальном расстоянии Н1 от верхнего ограничения кабины, а исходная точка высоты чаши водительского сиденья (SPHRP) расположена на втором вертикальном расстоянии по меньшей мере Н3 от пола кабины, при этом упомянутое первое положение водительского сиденья обеспечивает размещение водителя с минимальными антропологическими размерами, и некоторым вторым положением, в котором исходная точка для водительского сиденья (SRP) расположена на втором вертикальном расстоянии Н2 таком, что Н2>Н1, от верхнего ограничения кабины, а исходная точка высоты чаши водительского сиденья (SPHRP) расположена на втором вертикальном расстоянии по меньшей мере Н3 от пола кабины, при этом упомянутое второе положение водительского сиденья обеспечивает размещение водителя с максимальными антропологическими размерами, в результате чего водительская кабина пригодна для размещения водителя с максимальными антропологическими размерами только при нахождении водительского сиденья в его втором положении; при этом упомянутое верхнее ограничение водительской кабины расположено на вертикальном расстоянии Н4 от пола кабины и на вертикальном расстоянии НТОР от плоскости начала отсчета, проходящей через наинизшие точки колес транспортного средства и представляющей дорогу, на которой должно располагаться транспортное средство; при этом транспортное средство имеет дорожный просвет высотой НGC, определенный как расстояние между нижней частью транспортного средства и упомянутой плоскостью начала отсчета, при этом НGCGC', где НGC ' - это дорожный просвет, который имело бы данное транспортное средство, если бы при том же значении высоты HТОР оно было выполнено с возможностью размещения водителя с максимальными антропологическими размерами также и при нахождении водительского сиденья в его первом положении.

Преимуществом упомянутого механизма перемещения водительского сиденья в водительской кабине, выполненного как описано выше, можно считать преодоление естественного стремления водителя поднять сиденье на максимальную высоту с целью достижения лучшего обзора.

Когда для определения положения соответствующей части водительского сиденья в кабине используется исходная точка высоты чаши водительского сиденья (SPHRP), механизм перемещения водительского сиденья может быть выполнен с возможностью поддержания вертикального расстояния исходной точки высоты чаши водительского сиденья (SPHRP) от пола кабины на постоянной высоте.

Механизм перемещения водительского сиденья может быть выполнен с возможностью перемещения исходной точки отсчета для водительского сиденья (SRP) в отношении горизонтального расстояния к вертикальному расстоянию как 1:2,8.

В рассматриваемом аспекте осуществления предлагаемой полезной модели транспортное средство, водительская кабина и водительское сиденье могут иметь любое сочетание признаков, описанных выше в связи с первым аспектом осуществления предлагаемой полезной модели.

Транспортное средство может представлять собой бронированное транспортное средство.

Согласно любому из рассмотренных выше аспектов осуществления предлагаемой полезной модели водительская кабина может быть сконструирована в соответствии с требованиями оборонного стандарта США MIL-STD-1472F, а именно:

- вертикальное расстояние от исходной точки отсчета для водительского сиденья (SRP) до крыши в упомянутом втором положении, то есть, в положении, рассчитанном на размещение водителя с максимальными для заданного диапазона антропологическими размерами, может составлять 1400 мм или меньше (пункт 1 Таблицы XX, рекомендуемый просвет для головы),

- максимальные для заданного диапазона антропологические размеры водителя могут соответствовать 95-му перцентилю антропологических размеров военнослужащих, - в соответствии с Разделом 5.12.1 и Таблицей XX оборонного стандарта США MIL-STD-1472F,

- минимальные для заданного диапазона антропологические размеры водителя могут соответствовать 5-му перцентилю антропологических размеров военнослужащих, - в соответствии с Разделом 5.12.1 Таблицы XX оборонного стандарта США MIL-STD-1472F.

Должно быть понятно, что конкретные примеры, приведенные в связи с оборонным стандартом США MIL-STD-1472F, приведены для лучшего понимания предмета предлагаемой полезной модели. Поэтому, если упомянутый оборонный стандарт будет в будущем заменен другим, имеющим другие данные, исходная точка отсчета для водительского сиденья (SRP), вертикальное расстояние от исходной точки отсчета для водительского сиденья (SRP) до потолка во втором положении водительского сиденья, максимальные и минимальные для заданного диапазона антропологические размеры водителя могут быть рассчитаны в соответствии с новым стандартом без выхода за объем притязаний предлагаемой полезной модели.

Должно быть понятно, что по сравнению с примерами, проиллюстрированными на фиг. 1 и фиг. 2, высота верхнего ограничения водительской кабины над дорогой остается по существу той же самой, но общая высота Н4 водительской кабины значительно сокращается. Таким образом, хотя высота транспортного средства остается по существу той же самой, дорожный просвет увеличивается благодаря повышению пола и, следовательно, пассажиры транспортного средства (или личный состав) располагаются несколько выше, чем в вышеупомянутых примерах.

Кроме того, рассмотренное выше решение обеспечивает получение водительской кабины, пригодной для размещения водителей с антропологическими размерами от минимального до максимального в заданном диапазоне, путем создания для водителя более крупного телосложения более низкого положения сиденья, чем для водителя менее крупного телосложения, что превышает диапазон антропологических размеров, обеспечиваемых известными сиденьями, то есть, в которых водитель более крупного телосложения сидит выше.

Кроме того, водительская кабина согласно предлагаемой полезной модели может предполагать ограничение вертикального размера по меньшей мере площади лобового окна кабины с целью обеспечения конуса поля зрения водителя с максимальными антропологическими размерами, при нахождении сиденья во втором положении. Должно быть понятно, что в некоторых транспортных средствах материал окна, имеющий наивысшую поверхностную плотность, является прозрачным материалом, представляющим собой автомобильное стекло и/или прозрачную броню (в случае военных транспортных средств). Одно из преимуществ сокращения площади окна водительской кабины состоит в том, что при этом обеспечивается возможность улучшения подвижности транспортного средства. Согласно одному из решений такой способ может обеспечить 100-миллиметровое изменение высоты исходной точки отсчета для водительского сиденья (SRP) при максимальных и при минимальных антропологических размерах водителя с достижением приблизительно 14%-ного сокращения на квадратный метр прозрачного материала в водительской кабине.

Водительская кабина может быть снабжена сиденьем, сконструированным с возможностью перемещения с помощью упомянутого механизма перемещения водительского сиденья в ряд дополнительных положений между упомянутыми первым и вторым положениями, при этом вертикальное расстояние исходной точки отсчета для водительского сиденья (SRP) от верхнего ограничения кабины в упомянутых дополнительных положениях водительского сиденья постепенно увеличивается при перемещении от первого положения водительского сиденья к его второму положению.

а. Проектирование механизма перемещения водительского сиденья для поддержания вертикального расстояния исходной точки отсчета высоты чаши водительского сиденья (SPHRP) от пола кабины на постоянной высоте или на высоте, постепенно уменьшающейся при перемещении водительского сиденья в направлении от его первого к его второму положению, и

б. Проектирование механизма перемещения водительского сиденья с возможностью перемещения водительского сиденья в ряд дополнительных положений между его первым и вторым положениями, при этом в упомянутых дополнительных положениях водительского сиденья вертикальное расстояние исходной точки отсчета для водительского сиденья (SRP) от верхнего ограничения кабины постепенно увеличивается при перемещении водительского сиденья по направлению к его второму положению; при этом скорость увеличения вертикального расстояния исходной точки отсчета для водительского сиденья (SRP) от верхнего ограничения водительской кабины при перемещении водительского сиденья от его первого к его второму положению больше, чем скорость уменьшения вертикального расстояния исходной точки отсчета высоты чаши водительского сиденья (SPHRP) от пола водительской кабины при перемещении водительского сиденья по направлению к его второму положению.

Механизм перемещения водительского сиденья может быть выполнен таким образом, что передний край базовой части имеет возможность перемещаться только в горизонтальной плоскости. Предлагаемая полезная модель может обеспечивать также для исходной точки отсчета высоты водительского сиденья (SRP) возможность перемещаться только в горизонтальной плоскости.

Одно из преимуществ уменьшения вертикального размера крыши водительской кабины состоит в улучшении подвижности транспортного средства.

Еще одно преимущество может состоять в том, что такое уменьшение может обеспечить более компактную конструкцию водительской кабины, чем она была бы в военном транспортном средстве, произведенном в соответствии с рекомендуемыми просветами, приведенными в помещаемой ниже Таблице XX оборонного стандарта США MIL-STD-1472F.

Таблица XX. Рекомендуемые просветы вокруг станции оператора по обслуживанию оборудования при размещении военнослужащего с антропологическими размерами, соответствующими 95-му перцентилю, одетого в арктическое обмундирование. Операторское сиденье в максимально заднем положении (Фиг. 45).
A.Локоть (в динамике)91 см (36 дюймов)
B.Локоть (в статике) 71 см (28 дюймов)
C. Плечо58 см (23 дюйма)
D.Ширина колена (минимум) 46 см (18 дюймов)
E. Ширина колена (оптимум)61 см (24 дюйма)
F.Обувь (должен быть обеспечен адекватный просвет для обеспечения возможности работы педали тормоза с исключением непреднамеренного включения акселератора)15 см (6 дюймов)
G.Педали (минимум)5 см (2 дюйма)
Н.Обувь (должен быть обеспечен адекватный просвет для обеспечения возможности работы акселератора с исключением задевания педали тормоза)15 см (6 дюймов)
1.Голова (вертикальное расстояние от исходной точки отсчета для сиденья оператора (SRP) до линии крыши)107 см (42 дюйма)
2.Живот (расстояние от спинки сиденья до рулевого колеса)41 см (16 дюймов)
3. Передняя часть колена (расстояние от спинки сиденья до ручек ручного управления на приборной панели74 см (29 дюймов)
4. Глубина сиденья (расстояние от исходной точки отсчета для сиденья оператора (SRP) до переднего края чаши сиденья (SPHRP)) 41 см (16 дюймов)
5. Бедро (расстояние от нижней части рулевого колеса до чаши сиденья (SPHRP))24 см (9,5 дюйма)
6.Высота чаши сиденья (SPHRP)38 см (15 дюймов)
7.Обувь (расстояние от передней части чаши сиденья (SPHRP) до пяточной точки акселератора) 36 см (14 дюймов)
8. Минимальный просвет вокруг рулевого колеса для перчаток 8 см (3 дюйма)
9. Колено - нога - бедро (расстояние от педалей 66 см (26 дюймов)

тормоза/сцепления до нижнего края рулевого колеса)

Предлагаемая полезная модель может представлять собой водительскую кабину в соответствии с любой комбинацией рекомендуемых просветов, указанных в помещенной выше таблице.

Верхнее ограничение кабины, такое как потолок, может быть установлено в соответствии с конкретным отношением исходной точки отсчета для водительского сиденья (SRP). Согласно одному из примеров осуществления предлагаемая полезная модель может включать ограничение отношения вертикального расстояния от исходной точки отсчета для водительского сиденья (SRP) до пола кабины к размеру Н2 во втором положении водительского сиденья таким образом, чтобы оно не превышало 330:1070. В таком случае предлагаемая полезная модель может включать также ограничение вертикального размера верхнего ограничения кабины таким образом, чтобы обеспечивалось вертикальное расстояние от исходной точки отсчета для водительского сиденья (SRP) до пола кабины и вертикальное расстояние от исходной точки отсчета для водительского сиденья (SRP) до верхнего ограничения кабины (Н1), так чтобы в первом положении водительского сиденья при размещении водителя с минимальными антропологическими размерами отношение указанных величин не превышало 347:1053. Согласно другому примеру осуществления предлагаемая полезная модель может включать также ограничение отношения вертикального расстояния от исходной точки отсчета для водительского сиденья (SRP) до пола кабины к размеру Н2 во втором положении водительского сиденья таким образом, чтобы оно не превышало 290:1070. В таком случае предлагаемая полезная модель может включать также ограничение вертикального размера верхнего ограничения кабины таким образом, чтобы обеспечивалось вертикальное расстояние от исходной точки отсчета для водительского сиденья (SRP) до пола кабины и вертикальное расстояние от исходной точки отсчета для водительского сиденья (SRP) до верхнего ограничения кабины (H1), так чтобы в первом положении водительского сиденья при размещении водителя с минимальными антропологическими размерами отношение указанных величин не превышало 347:1053. Согласно еще одному примеру осуществления предлагаемая полезная модель может включать также ограничение отношения вертикального расстояния от исходной точки отсчета для водительского сиденья (SRP) до пола кабины к размеру Н2 во втором положении водительского сиденья таким образом, чтобы оно находилось в диапазоне от 280:1070 до 290:1070. Согласно другому примеру осуществления предлагаемая полезная модель может включать также ограничение отношения вертикального расстояния от исходной точки отсчета для водительского сиденья (SRP) до пола кабины к размеру Н2 во втором положении водительского сиденья таким образом, чтобы оно не превышало 280:1020. В таком случае предлагаемая полезная модель может включать также ограничение вертикального размера верхнего ограничения кабины таким образом, чтобы обеспечивалось вертикальное расстояние от исходной точки отсчета для водительского сиденья (SRP) до пола кабины и вертикальное расстояние от исходной точки отсчета для водительского сиденья (SRP) до верхнего ограничения кабины (Н1), так чтобы в первом положении водительского сиденья при размещении водителя с минимальными антропологическими размерами отношение указанных величин не превышало 347:953.

Предлагаемая полезная модель может также включать ограничение отношения горизонтального перемещения к вертикальному перемещению исходной точки отсчета для водительского сиденья (SRP) пропорцией 2,8:1.

Предлагаемая полезная модель может также включать создание водительской кабины, защищенной броней.

Для понимания предмета предлагаемой полезной модели и наглядного представления ее реализации на практике варианты ее осуществления в качестве примеров, не ограничивающих объема притязаний, будут далее подробно описаны со ссылками на прилагаемые чертежи.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ПРИЛАГАЕМЫХ ЧЕРТЕЖЕЙ

На фиг. 1 на виде сбоку схематично показана известная водительская кабина грузовика.

На фиг. 2 на виде сбоку схематично показана известная водительская кабина легкового автомобиля.

На фиг. 3А схематично на виде сверху показано водительское сиденье согласно Фиг. 44 оборонного стандарта США MIL-STD-1472F с добавленными ссылочными обозначениями.

На фиг. 3В водительское сиденье согласно Фиг. 44 оборонного стандарта США MIL-STD-1472F с добавленными ссылочными обозначениями, проиллюстрированное на фиг. 3А, схематично показано на виде сбоку в разрезе.

На фиг. 4 схематично на виде сбоку показана водительская кабина, выполненная с возможностью размещения водителя с двумя разными антропологическими размерами.

На фиг. 5А схематично на виде сбоку показана водительская кабина, выполненная в соответствии с предлагаемой полезной моделью.

На фиг. 5В водительская кабина, проиллюстрированная на фиг. 5А, показана схематично на виде сбоку с измененным положением водителя.

На фиг. 6 схематично на виде сбоку показаны исходная точка отсчета для водительского сиденья (SRP), исходная точка отсчета высоты чаши водительского сиденья (SPHRP) и соединяющая их воображаемая линия для водительской кабины согласно предлагаемой полезной модели в разных положениях водительского сиденья, которые в целях ясности показаны сдвинутыми друг относительно друга.

На фиг. 7 схематично показаны некоторые положения исходной точки отсчета для водительского сиденья (SRP), исходной точки отсчета высоты чаши водительского сиденья (SPHRP) и соединяющей их воображаемой линии, проиллюстрированных на фиг. 6.

На фиг. 8 схематично на виде сбоку показано водительское сиденье в качестве одного примера его осуществления.

На фиг. 9 для сравнения схематично показаны водительская кабина, созданная согласно предлагаемой полезной модели, и известная водительская кабина.

ПОДРОБНОЕ ОПИСАНИЕ ПРЕДЛАГАЕМОЙ ПОЛЕЗНОЙ МОДЕЛИ

На прилагаемых чертежах сходные ссылочные обозначения относятся к сходным элементам на всех чертежах. На фиг. 4 водительская кабина в целом обозначена числом 30.

Водительская кабина 30 содержит верхнее ограничение, такое как потолок 31, и пол 36. Водительская кабина 30 выполнена с возможностью размещения усаженного на в целом обозначенное числом 29 сиденье транспортного средства водителя более крупного телосложения 32 и водителя менее крупного телосложения 34. Должно быть понятно, что каждый водитель в действительности усажен на водительское сиденье 29 как описано выше, однако для целей ясности объяснения на представленном виде водительское сиденье показано в двух разных положениях, в положении водителя более крупного телосложения и положении водителя менее крупного телосложения, со схематичными линиями 35 и 37, обозначающими спинку водительского сиденья в положении для размещения водителя более крупного телосложения и в положении для размещения водителя менее крупного телосложения, соответственно. Аналогично, исходная точка отсчета для водительского сиденья (SRP), исходная точка отсчета высоты чаши водительского сиденья (SPHRP) и воображаемые линии 39 и 41, которые соединяют эти точки, показаны для обоих этих положений. Исходная точка отсчета для водительского сиденья (SRP) для обоих положений находится на приблизительно одинаковом вертикальном расстоянии (Н1) от потолка 31 водительской кабины 30. Для обеспечения возможности размещения каждого из этих водителей исходная точка отсчета высоты чаши водительского сиденья (SPHRP) в положении водителя более крупного телосложения и исходная точка отсчета высоты чаши водительского сиденья (SPHRP) в положении водителя менее крупного телосложения находятся на разных горизонтальных расстояниях L1 и L2 от области лобового окна 38 водительской кабины 30. Упомянутые разные горизонтальные расстояния L1 и L2 разнятся приблизительно на 200 мм.

По причине разности антропологических размеров водителей высота Н4 водительской кабины должна быть рассчитана на размещение сиденья с усаженным на него водителем более крупного телосложения 32 как сумма высоты исходной точки отсчета для водительского сиденья (SRP) и вертикального расстояния Н1 от потолка. Таким образом, с целью обеспечения возможности размещении водителей более крупного телосложения требуется более обширная водительская кабина, что в случае бронированного транспортного средства требует обеспечить бронированную защиту дополнительной площади.

Кроме того, по причине разности антропологических размеров каждый из двух водителей 32 и 34 имеет конус поля зрения (40 и 42, соответственно), который только частично перекрывается конусом поля зрения другого водителя. Области конусов поля зрения, не накладывающиеся друг на друга, обозначены числами 44 и 46. Как можно видеть на фиг. 4, область лобового окна водительской кабины выполнена так, что ее вертикальная высота HW1 обеспечивает беспрепятственный обзор для обоих конусов поля зрения 40 и 42. Таким образом, область лобового окна обширна, что в случае бронированного транспортного средства требует дополнительной защиты.

На фиг. 5А показана водительская кабина 50, имеющая верхнее ограничение, такое как потолок 51, и пол 56. Водительская кабина 50 выполнена с возможностью размещения усаженного на в целом обозначенное числом 55 сиденье транспортного средства водителя более крупного телосложения 32 и водителя менее крупного телосложения 34. Как можно видеть на на фиг. 5, в первом положении водительского сиденья водительская кабина 50 обеспечивает размещение водителя менее крупного телосложения 34, усаженного на водительское сиденье 55, и в этом первом положении водительского сиденья 55 исходная точка отсчета для водительского сиденья (SPR1) находится на вертикальном расстоянии Н1 от потолка 51.

Во втором положении водительского сиденья водительская кабина 50 обеспечивает размещение водителя более крупного телосложения 34, для чего водительское сиденье 55 перемещается в его второе положение, в котором исходная точка отсчета для водительского сиденья (SPR2) понижена, в результате чего увеличено вертикальное расстояние Н2 между упомянутой исходной точкой отсчета для водительского сиденья (SPR2) и потолком 51.

Должно быть понятно, что для водительского сиденья 55 может быть обеспечена возможность перемещения между его первым и вторым положениями при сохранении тех же горизонтальных расстояний (L1, L2) от области лобового окна 39.

При таком конструкторском решении высота Н4 водительской кабины может быть уменьшена по сравнению с высотой водительской кабины 30, изображенной на фиг. 4. Это обеспечивается благодаря тому, что во втором положении водительского сиденья (обеспечивающем размещение водителя более крупного телосложения) исходная точка отсчета для водительского сиденья (SPR2) располагается ниже, чем исходная точка отсчета для водительского сиденья (SPR1) в первом положении водительского сиденья (обеспечивающем размещение водителя менее крупного телосложения), чем компенсируется разница между вертикальным расстоянием Н2, требуемым во втором положении водительского сиденья (обеспечивающем размещение водителя более крупного телосложения), и вертикальным расстоянием Н1, требуемым в первом положении водительского сиденья (обеспечивающем размещение водителя менее крупного телосложения). Это позволяет минимизировать общие размеры водительской кабины, благодаря чему уменьшается площадь, требующая броневой защиты.

Кроме того, при таком конструктивном решении, как можно видеть на фиг. 5А, конус поля зрения 40 для водителя более крупного телосложения 32 включает в себя конус поля зрения (не показан) для водителя менее крупного телосложения 34. Таким образом, область лобового окна водительской кабины выполнена так, что ее вертикальная высота HW2 обеспечивает беспрепятственный обзор для обоих конусов поля зрения. Величина HW2 меньше, чем величина HW1 (см. фиг. 4). При таком конструктивном решении обеспечивается уменьшение площади, требующей защиты, и уменьшение требующей защиты оконной поверхности.

Согласно конструктивному решению, проиллюстрированному на фиг. 5В, исходная точка отсчета высоты чаши водительского сиденья (SPHRP) при обоих положениях водительского сиденья может поддерживаться на одинаковом вертикальном расстоянии от пола 56, и водительское сиденье может настраиваться просто уменьшением высоты исходной точки отсчета для водительского сиденья (SPR) при размещении водителя более крупного телосложения, при этом поддерживая те же горизонтальные расстояния (L1, L2) от области лобового окна 39. Таким образом, градиент воображаемой линии 59 между исходной точкой отсчета высоты чаши водительского сиденья (SPHRP2) и исходной точкой отсчета для водительского сиденья (SPR2) во втором положении водительского сиденья (обеспечивающем размещение водителя более крупного телосложения 32) будет больше, чем градиент воображаемой линии 61 между исходной точкой отсчета высоты чаши водительского сиденья (SPHRP1 ) и исходной точкой отсчета для водительского сиденья (SPR 1) в первом положении водительского сиденья (обеспечивающем размещение водителя менее крупного телосложения 34). Должно быть понятно, что поддержание исходной точки отсчета высоты чаши водительского сиденья (SPHRP) на фиксированном вертикальном расстоянии, например, на высоте Н3 над полом 56 обеспечивает дополнительную минимизацию размеров водительской кабины 50. Это обеспечивается благодаря тому, что согласно некоторому стандарту исходная точка отсчета высоты чаши водительского сиденья (SPHRP) должна находиться на минимальной высоте над полом водительской кабины, например, на высоте 380 мм как при размещении водителя менее крупного телосложения, так и при размещении водителя более крупного телосложения. Таким образом, при использовании механизма перемещения водительского сиденья, выполненного с возможностью перемещать исходную точку отсчета для водительского сиденья (SPR) в водительской кабине между двумя вертикальными расстояниями от потолка водительской кабины, поддерживая при этом исходную точку отсчета высоты чаши водительского сиденья (SPHRP) на вертикальном расстоянии Н3 от пола водительской кабины, обеспечивается возможность размещения в водительской кабине 50 как водителя менее крупного телосложения, так и водителя более крупного телосложения, с соблюдением при этом требований стандарта на водительское сиденье транспортного средства. Однако согласно другому примеру осуществления предлагаемой полезной модели механизм перемещения водительского сиденья может быть выполнен с возможностью обеспечения вертикального перемещения исходной точки отсчета высоты чаши водительского сиденья (SPHRP) при поддержании минимального вертикального расстояния Н3.

Согласно еще одному примеру осуществления предлагаемой полезной модели сиденье в водительской кабине может быть снабжено механизмом перемещения сиденья, выполненным с возможностью вертикального перемещения исходной точки отсчета для водительского сиденья (SPR) и исходной точки отсчета высоты чаши водительского сиденья (SPHRP), как описано выше, с одновременным обеспечением возможности горизонтального перемещения водительского сиденья. Для облегчения понимания вертикального и горизонтального перемещений исходной точки отсчета для водительского сиденья (SPR) и исходной точки отсчета высоты чаши водительского сиденья (SPHRP) по желаемой траектории предлагается обратить внимание на фиг. 6.

На фиг. 6 в первом положении 60А водительского сиденья, являющемся ближайшим к области лобового окна 39 водительской кабины (на чертеже не показана), показаны исходная точка отсчета высоты чаши водительского сиденья (SPHRP) 61A, исходная точка отсчета для водительского сиденья (SPR) 62A и соединяющая их воображаемая линия 63А.

Во втором положении 60В водительского сиденья, более удаленном от области лобового окна 39 водительской кабины, аналогичные геометрические элементы обозначены одинаковыми числами с добавлением на конце буквы «В».

Аналогично показаны последовательно все более удаляющиеся от области лобового окна 39 водительской кабины третье, четвертое, пятое, шестое и седьмое положения 60С, 60D, 60Е, 60F и 60G водительского сиденья, соответственно, в которых аналогичные геометрические элементы обозначены одинаковыми числами с добавлением на конце, соответственно, буквы «С», «D», «Е», «F» и «G». Наиболее удалено от области лобового окна 39 водительской кабины седьмое положение 60G водительского сиденья.

Вводя координатные оси X и Y, выбирая в качестве единицы измерения миллиметр и принимая следующие условия: исходная точка отсчета высоты чаши водительского сиденья (SPHRP) 61A первого положения 60А водительского сиденья имеет координаты (0; 380), каждое следующее положение водительского сиденья в горизонтальном направлении отстоит на 33 мм от предыдущего, внутренняя высота водительской кабины составляет 1350 мм, и глубина водительского сиденья составляет 410 мм (см. п.4 в приведенной выше Таблице XX). Хотя вертикальные положения исходной точки отсчета для водительского сиденья (SPR) и исходной точки отсчета высоты чаши водительского сиденья (SPHRP) выше определялись в виде вертикального расстояния от потолка, для ясности, в рассматриваемом примере координаты по оси Х отсчитываются как вертикальные расстояния исходной точки отсчета для водительского сиденья (SPR) и исходной точки отсчета высоты чаши водительского сиденья (SPHRP) от пола кабины. Пример координат исходной точки отсчета для водительского сиденья (SPR) и исходной точки отсчета высоты чаши водительского сиденья (SPHRP) для каждого положения водительского сиденья приведен в помещаемой ниже таблице.

Положение водительского сиденья Буква на конце числового обозначенияИсходная точка отсчета высоты чаши водительского сиденья (SPHRP)Исходная точка отсчета для водительского сиденья (SPR)
XYXY
1А0 380408,44344,27
2В 33380407,36333,59
3С66 380406,01322,94
4D 99380404,38312,33
5Е132 380402,47301,77
6F 165380400,28291,26
7G198 380397,82280,81

Должно быть понятно, что горизонтальные расстояния между положениями водительского сиденья на фиг. 6 пропорционально преувеличено с целью лучшего отображения поворотного перемещения.

Более точное отображение этих горизонтальных расстояний можно видеть на фиг. 7, где для иллюстрации горизонтального перемещения исходной точки отсчета для водительского сиденья (SPR) и исходной точки отсчета высоты чаши водительского сиденья (SPHRP) показаны первое, второе и третье положения 60А, 60В и 60С, соответственно, водительского сиденья.

На фиг. 8 показана водительская кабина 70 бронированного транспортного средства (не показано). Эта водительская кабина 70 имеет пол 71, крышу 73, область лобового окна 72, включающая окно 79, выполненное из прозрачной брони, водительское сиденье 74 и механизм 76 перемещения водительского сиденья.

Водительское сиденье 74 имеет спинку 78, базовую часть 80, и для него задана исходная точка отсчета для водительского сиденья (SPR), используемая для определения положения соответствующей части водительского сиденья в кабине, а также исходная точка отсчета высоты чаши водительского сиденья (SPHRP).

Механизм 76 перемещения водительского сиденья содержит рельсы 78, передние ножки 80, выполненные с возможностью скольжения вдоль упомянутых рельсов 78 и шарнирно соединенные с передней точкой 82 базовой части 80 водительского сиденья 74, сжимаемые пружины 84, выполненные с возможностью скольжения вдоль рельсов 78, а также рычажный механизм 86, шарнирно соединенный в точке 88 с полом 71. Упомянутый рычажный механизм 86 дополнительно содержит фиксирующий механизм (не показан) для фиксации рычажного механизма 86 в желаемом положении с возможностью снятия фиксации с целью высвобождения рычажного механизма.

В процессе работы, когда фиксирующий механизм 86 не находится в зафиксированном положении, пользователь может осуществить скользящее перемещение водительского сиденья 74 в горизонтальном направлении, показанном стрелкой 90, на удаление от области 72 лобового окна по рельсам 78. В процессе этого перемещения рычажный механизм 86 совершает поворот в шарнире у пола 71, вызывая шарнирный поворот водительского сиденья 74 в направлении, показанном стрелкой 92, вокруг передней точки 82, сжимая пружины 84 по направлению к полу 71 и перемещая исходную точку отсчета для водительского сиденья (SPR) на удаление от потолка 73. Затем пользователь может зафиксировать водительское сиденье 74 в желаемом положении, так что исходная точка отсчета для водительского сиденья (SPR) будет находиться на вертикальном расстоянии от потолка 73 большем, чем в случае, когда водительское сиденье было ближе к области 72 лобового окна. В этом положении водительская кабина 70 приспособлена для размещения водителя более крупного телосложения. Должно быть понятно, что водительское сиденье 74 может перемещаться и в направлении против стрелки 90, и в таком случае оно будет перемещаться горизонтально по направлению к области лобового окна и поворачиваться на шарнире вокруг передней точки 82 в направлении, противоположном показанному стрелкой 92, тем самым смещая исходную точку отсчета для водительского сиденья (SPR) в направлении к потолку и обеспечивая возможность размещения на водительском сиденье 74 водителя менее крупного телосложения при поддержании требуемого конуса поля зрения. Во всяком случае, в обоих рассмотренных выше положениях водительского сиденья исходная точка отсчета высоты чаши водительского сиденья (SPHRP) не смещается в направлении к полу 71 ниже некоторого заданного вертикального расстояния, например, 380 мм.

На фиг. 9 транспортное средство, описанное выше, обозначенное буквой А, показано рядом с транспортным средством, обозначенным буквой А' и имеющим ту же конструкцию, что и транспортное средство А, за исключением того что оно выполнено с возможностью размещения пассажира крупного телосложения также и в первом положении водительского сиденья, при этом оба транспортных средства показаны установленными на плоскости отсчета G. Кабина транспортного средства А имеет высоту Н4' (от пола до потолка кабины), которая значительно больше, чем соответствующая высота Н4 кабины транспортного средства А. Кроме того, общая высота верхнего ограничения (потолка) кабины над уровнем дороги G в обоих транспортных средствах одна и та же - НТОР.

Из этого следует, что дорожный просвет GC транспортного средства А значительно больше, чем дорожный просвет GC' транспортного средства А'. Этот более высокий дорожный просвет GC обеспечивается благодаря тому, что высота Н4 кабины получена путем повышения пола, а не путем понижения потолка.

Специалистам в данной отрасли техники, к которой относится предлагаемая полезная модель, должно быть понятно, что без отклонения от духа предлагаемой полезной модели и объема притязаний возможны многочисленные изменения, варианты и модификации.

1. Транспортное средство, содержащее модифицированную водительскую кабину, выполненную с возможностью размещения водителя с антропологическими размерами в некотором диапазоне от минимальных до максимальных, при этом водительская кабина имеет пол и верхнее ограничение, водительское сиденье, имеющее исходную точку отсчета для водительского сиденья (SRP), используемую для определения положения соответствующей части сиденья в кабине, и исходную точку высоты чаши водительского сиденья (SPHRP), используемую для определения положения передней части сиденья в кабине, механизм перемещения водительского сиденья, выполненный с возможностью перемещать водительское сиденье в пределах кабины между первым положением, в котором исходная точка отсчета для водительского сиденья (SRP) расположена на первом вертикальном расстоянии H1 от верхнего ограничения кабины, а исходная точка отсчета высоты чаши водительского сиденья (SPHRP) расположена на вертикальном расстоянии по меньшей мере H3 от пола кабины, причем первое положение водительского сиденья рассчитано на размещение водителя с минимальными антропологическими размерами, и вторым положением, в котором исходная точка отсчета для водительского сиденья (SRP) расположена на втором вертикальном расстоянии H2 от верхнего ограничения кабины, а исходная точка отсчета высоты чаши водительского сиденья (SPHRP) расположена на вертикальном расстоянии по меньшей мере H3 от пола кабины, при этом H2 больше, чем H1, и это второе положение водительского сиденья рассчитано на размещение водителя с максимальными антропологическими размерами, так что размещение водителя с максимальными антропологическими размерами возможно только во втором положении водительского сиденья, при этом верхнее ограничение водительской кабины расположено на вертикальном расстоянии H4 от пола кабины и на вертикальном расстоянии HТОР от плоскости отсчета, проходящей через самые нижние точки колес транспортного средства и представляющей дорогу, на которой должно находиться транспортное средство, при этом транспортное средство имеет дорожный просвет HGC , определенный между низшей точкой шасси транспортного средства и плоскостью отсчета, так что HGC>HGC ', где HGC' - это дорожный просвет, который данное транспортное средство имело бы, если бы с тем же значением высоты HТОР оно было бы выполнено с возможностью размещения водителя с максимальными антропологическими размерами также и в первом положении водительского сиденья.

2. Транспортное средство по п.1, в котором вертикальный размер по меньшей мере области лобового окна водительской кабины обеспечивает надлежащий конус поля зрения для водителя с максимальными антропологическими размерами во втором положении водительского сиденья.

3. Транспортное средство по любому из пп.1 или 2, в котором водительское сиденье выполнено с возможностью перемещения с помощью механизма перемещения водительского сиденья в несколько дополнительных положений между первым и вторым положениями водительского сиденья, при этом вертикальное расстояние исходной точки отсчета для водительского сиденья (SRP) от верхнего ограничения водительской кабины в упомянутых дополнительных положениях водительского сиденья постепенно увеличивается в направлении от первого положения водительского сиденья к его второму положению.

4. Транспортное средство по п.1, в котором механизм перемещения водительского сиденья выполнен с возможностью поддержания вертикального расстояния исходной точки отсчета высоты чаши водительского сиденья (SPHRP) от пола кабины неизменным или с обеспечением его постепенного уменьшения при перемещении водительского сиденья по направлению к его второму положению, и в котором упомянутый механизм перемещения водительского сиденья выполнен с возможностью придавать водительскому сиденью ряд дополнительных положений между первым и вторым положениями водительского сиденья, при этом вертикальное расстояние исходной точки отсчета для водительского сиденья (SRP) от верхнего ограничения водительской кабины в упомянутых дополнительных положениях водительского сиденья постепенно увеличивается при перемещении водительского сиденья по направлению к его второму положению, причем скорость увеличения вертикального расстояния исходной точки отсчета для водительского сиденья (SRP) от верхнего ограничения водительской кабины при перемещении водительского сиденья через упомянутые дополнительные положения по направлению к его второму положению больше, чем скорость уменьшения вертикального расстояния исходной точки отсчета высоты чаши водительского сиденья (SPHRP) от пола водительской кабины при перемещении водительского сиденья через упомянутые дополнительные положения по направлению к его второму положению.

5. Транспортное средство по п.1, в котором водительское сиденье выполнено с возможностью горизонтального перемещения, в том числе перемещения вперед по направлению к области лобового окна водительской кабины транспортного средства и перемещения назад в противоположном направлении.

6. Транспортное средство по п.1, в котором исходная точка отсчета высоты чаши водительского сиденья (SPHRP) выполнена с возможностью перемещения только в горизонтальной плоскости.

7. Транспортное средство по п.1, в котором отношение вертикального расстояния от исходной точки отсчета для водительского сиденья (SRP) до пола кабины к размеру H2 во втором положении водительского сиденья не превышает 330:1070.

8. Транспортное средство по п.7, в котором вертикальный размер верхнего ограничения кабины определен таким образом, что отношение вертикального расстояния от исходной точки отсчета для водительского сиденья (SRP) до пола кабины и вертикального расстояния от исходной точки отсчета для водительского сиденья (SRP) до верхнего ограничения кабины (H1) в первом положении водительского сиденья при размещении водителя с минимальными антропологическими размерами не превышает 347:1053.

9. Транспортное средство по п.1, в котором отношение вертикального расстояния от исходной точки отсчета для водительского сиденья (SRP) до пола кабины к размеру H2 во втором положении водительского сиденья не превышает 290:1070.

10. Транспортное средство по п.9, в котором вертикальный размер верхнего ограничения кабины определен таким образом, что отношение вертикального расстояния от исходной точки отсчета для водительского сиденья (SRP) до пола кабины и вертикального расстояния от исходной точки отсчета для водительского сиденья (SRP) до верхнего ограничения кабины (H1) в первом положении водительского сиденья при размещении водителя с минимальными антропологическими размерами не превышает 347:1053.

11. Транспортное средство по п.1, в котором отношение вертикального расстояния от исходной точки отсчета для водительского сиденья (SRP) до пола кабины к размеру H2 во втором положении водительского сиденья находится в диапазоне от 280:1070 до 290:1070.

12. Транспортное средство по п.1, в котором отношение вертикального расстояния от исходной точки отсчета для водительского сиденья (SRP) до пола кабины к размеру H2 во втором положении водительского сиденья не превышает 280:1070.

13. Транспортное средство по п.12, в котором вертикальный размер верхнего ограничения кабины определен таким образом, что отношение вертикального расстояния от исходной точки отсчета для водительского сиденья (SRP) до пола кабины и вертикального расстояния от исходной точки отсчета для водительского сиденья (SRP) до верхнего ограничения кабины (H1) в первом положении водительского сиденья при размещении водителя с минимальными антропологическими размерами не превышает 347:953.

14. Транспортное средство по п.1, в котором отношение горизонтального перемещения исходной точки отсчета для водительского сиденья (SRP) к ее вертикальному перемещению ограничено величиной 2,8:1.

15. Транспортное средство по п.1, в котором водительская кабина защищена броней.

16. Транспортное средство по п.1, в котором верхнее ограничение - это потолок водительской кабины.



 

Наверх