Шариковый радиально-упорный подшипник качения (варианты)

 

Изобретение относится к области машиностроения и может использоваться во всех областях промышленности. Шариковый радиально-упорный подшипник качения, содержащий наружное и внутреннее кольца, шарики, на торцах внутреннего или наружного кольца выполнены конические эвольвентные зубчатые венцы, находящиеся в зацеплении с коническими эвольвентными зубчатыми колесами, расположенными на телах качения - шариках. Касательная, проведенная к телу качения в точке контакта с беговой дорожкой внутреннего или наружного кольца совпадает с начальной образующей конических эвольвентных зубчатых колес и конических эвольвентных зубчатых венцов. Шариковый радиально-упорный подшипник может найти применение в военной технике: силовых приводах надводных и подводных судов, авиации, в том числе вертолетостроении, в машинах центробежного литья, отливающих стволы артиллерийских орудий. Также шариковый радиально-упорный подшипник может использоваться в приводах железнодорожного транспорта, в шпинделях современных металлообрабатывающих станках с частотами вращения до 30 тысяч оборотов в минуту и выше.

Полезная модель относится к области машиностроения и может использоваться во всех областях промышленности.

Известен шариковый однорядный радиально-упорный подшипник качения, содержащий внутреннее и наружное кольца с дорожками качения с безбортовым наружным кольцом, тела качения выполненные в виде шариков (ГОСТ 831-75).

Недостатком такого подшипника является малая частота вращения внутреннего и наружного колец относительно друг друга из-за того, что крутящий момент, передаваемый телам качения от ведущего кольца, в большей степени зависит от коэффициента трения в контактной паре «тело качения - беговая дорожка». При больших частотах вращения этот коэффициент значительно уменьшается, величина крутящего момента становится намного меньше и в контактной паре возникает трение скольжения, что приводит к выходу из строя подшипника.

Известен подшипник качения радиальный роликовый бессепараторный, содержащий внутреннее, наружное кольца и ролики. На буртах колец и торцевых участках удлиненных роликов нарезаны эвольвентные прямозубые колеса, находящиеся в зацеплении друг с другом, выполняющие функцию сепаратора и имеющие диаметры начальных окружностей, равные соответственно диаметрам беговых дорожек колец и роликов (Патент России N 2135851. Подшипник качения радиальный роликовый бессепараторный. F16С 19/22), выбранный в качестве прототипа.

Недостатком такого подшипника является использование зубчатого зацепления между кольцами подшипника и телами качения лишь для повышения грузоподъемности данного изделия. А наличие венечной части у обоих колец подшипника снизит его КПД, затруднит сборку подшипника и увеличит себестоимость.

Задачей полезной модели является увеличение частотного диапазона подшипника, повышение его надежности и упрощение конструкции.

Шариковый радиально-упорный подшипник качения, содержащий наружное и внутреннее кольца и шарики. На торцах внутреннего кольца выполнены конические эвольвентные зубчатые венцы. Конические эвольвентные зубчатые колеса, расположенные на телах качения - шариках, входят в зацепление с коническими эвольвентными зубчатыми венцами. Касательная, проведенная к телу качения в точке контакта с беговой дорожкой внутреннего кольца, совпадает с начальной образующей конических эвольвентных зубчатых колес и конических эвольвентных зубчатых венцов.

Шариковый радиально-упорный подшипник качения, содержащий наружное и внутреннее кольца и шарики. На торцах наружного кольца выполнены конические эвольвентные зубчатые венцы. Конические эвольвентные зубчатые колеса, расположенные на телах качения - шариках, входят в зацепление с коническими эвольвентными зубчатыми венцами. Касательная, проведенная к телу качения в точке контакта с беговой дорожкой наружного кольца, совпадает с начальной образующей конических эвольвентных зубчатых колес и конических эвольвентных зубчатых венцов.

На фиг. 1 изображен шариковый радиально-упорный подшипник с вращающимся внутренним кольцом.

На фиг. 2 изображен шариковый радиально-упорный подшипник с вращающимся наружным кольцом.

На фиг. 1 изображен шариковый радиально-упорный подшипник качения, который состоит из, наружного кольца 1, тел качения - шариков 2, имеющих на торцах конические эвольвентные зубчатые колеса 3 и 4, которые удерживаются на теле качения за счет стопорных разжимных колец 5 и 6. Конические эвольвентные зубчатые колеса находятся в зацеплении с коническими эвольвентными зубчатыми венцами 8 и 9 внутреннего кольца 7. Конические эвольвентные зубчатые венцы удерживаются на внутреннем кольце подшипника стопорными разжимными кольцами 10 и 11 и штифтом 12 от проворачивания конических эвольвентных зубчатых венцов относительно внутреннего кольца. Сепаратор 13 обеспечивает позиционирование тел качения относительно друг друга.

На фиг. 2 изображен шариковый радиально-упорный подшипник качения, который состоит из, внутреннего кольца 7, тел качения - шариков 2, имеющих на торцах конические эвольвентные зубчатые колеса 3 и 4, которые удерживаются на теле качения за счет стопорных разжимных колец 5 и 6. Конические эвольвентные зубчатые колеса находятся в зацеплении с коническими эвольвентными зубчатыми венцами 8 и 9 наружного кольца 1. Конические эвольвентные зубчатые венцы удерживаются на наружном кольце подшипника стопорными разжимными кольцами 10 и 11 и штифтом 12 от проворачивания конических эвольвентных зубчатых венцов относительно наружного кольца. Сепаратор 13 обеспечивает позиционирование тел качения относительно друг друга.

В практическом большинстве случаев использования подшипников качения, одно из его колец в процессе работы неподвижно, в то время как другое совершает вращательное движение.

В процессе работы шарикого радиально-упорного подшипника наружное кольцо 1 неподвижно, в то время как внутреннее кольцо 7 совершает вращательное движение. Вращающееся кольцо, на котором расположены конические эвольвентные зубчатые венцы 8 и 9, передает крутящий момент шарикам 2 через пары конических эвольвентных зубчатых колес 3 и 4. В результате чего шарики 2 обкатываются без скольжения по дорожкам качения колец подшипника.

В процессе работы шарикого радиально-упорного подшипника внутреннее кольцо 7 неподвижно, в то время как наружное кольцо 1 совершает вращательное движение. Вращающееся кольцо, на котором расположены конические эвольвентные зубчатые венцы 8 и 9, передает крутящий момент шарикам 2 через пары конических эвольвентных зубчатых колес 3 и 4. В результате чего шарики 2 обкатываются без скольжения по дорожкам качения колец подшипника.

Шариковый радиально-упорный подшипник может найти применение в военной технике: силовых приводах надводных и подводных судов, авиации, в том числе вертолетостроении, в машинах центробежного литья, отливающих стволы артиллерийских орудий. Также шариковый радиально-упорный подшипник может использоваться в приводах железнодорожного транспорта, в шпинделях современных металлообрабатывающих станках с частотами вращения до 30 тысяч оборотов в минуту и выше.

1. Шариковый радиально-упорный подшипник качения, содержащий наружное и внутреннее кольца, шарики, отличающийся тем, что на торцах внутреннего кольца выполнены конические эвольвентные зубчатые венцы, находящиеся в зацеплении с коническими эвольвентными зубчатыми колесами, расположенными на телах качения - шариках, касательная, проведенная к телу качения в точке контакта с беговой дорожкой внутреннего кольца совпадает с начальной образующей конических эвольвентных зубчатых колес и конических эвольвентных зубчатых венцов.

2. Шариковый радиально-упорный подшипник качения, содержащий наружное и внутреннее кольца, шарики, отличающийся тем, что на торцах наружного кольца выполнены конические эвольвентные зубчатые венцы, находящиеся в зацеплении с коническими эвольвентными зубчатыми колесами, расположенными на телах качения - шариках, касательная, проведенная к телу качения в точке контакта с беговой дорожкой наружного кольца совпадает с начальной образующей конических эвольвентных зубчатых колес и конических эвольвентных зубчатых венцов.



 

Похожие патенты:

Установка для диагностики высокоскоростных шариковых подшипников качения и скольжения относится к стендовому оборудованию для определения момента сил трения в подшипниках качения и может быть использована в учебных и научных испытательных лабораториях.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к производству подшипников качения
Наверх