Гусеничная цепь транспортного средства со звеньями

 

Решение относится к транспортному машиностроению, а именно, к гусеницам с резинометаллическим шарниром, и касается конструкции башмаков. Предложено в гусеничной цепи с резинометаллическим шарниром башмаки выполнить разной длины и установить их с чередованием через один с превышением их ширины над шагом гусеничной цепи, края башмаков выполнить с более высокой эластичностью, чем опорная поверхность башмака, на которую нанесен протектор. Технический результат-повышение сцепных свойств гусеницы при движении по разным типам грунтов. 1 с., 1 з.п ф-лы, 5илл.

Полезная модель относится к транспортному машиностроению, а именно, к гусеницам с резинометаллическим шарниром, и касается конструкции башмаков.

Известна гусеница транспортного средства с параллельным резинометаллическим шарниром (патент РФ на полезную модель 105250, В62Д 5/28, опубл. 12.01.2011). Гусеница содержит траки, звенья которых выполнены в виде металлических каркасов с привулканизированными в их верхней части резиновыми подушками, образующими беговую дорожку для опорных катков, подошвенная часть каркаса каждого звена выполнена обрезиненной для обеспечения асфальтоходности в виде съемного обрезиненного башмака.

Решается задача обеспечения плавности хода транспортного средства за счет того, что правая и левая части каждого звена в плане выполнены со смещением в продольном направлении относительно друг друга с образованием переднего и заднего упругих выступов относительно центральной части звена. Однако такое выполнение специальных звеньев трудоемко.

В качестве прототипа принята гусеничная цепь с резинометаллическим шарниром транспортного средства ГАЗ 3409 «Бобр» (Руководство по эксплуатации ГАЗ 3409 «Бобр», 2006 г. стр.85» - копия прилагается. Гусеничная цепь с резинометаллическим шарниром содержит траки, к металлическим звеньям которых привулканизированы в их верхней части резиновые подушки, образующие беговую дорожку для опорных катков, а снизу - резиновые башмаки с текстильным кордом.

Звено гусеницы представляет собой стальную сварную термообработанную конструкцию, состоящую из штампованной подошвы звена и приваренного к ней штампованного пера, служащего для направления движения катков по гусенице. По обе стороны пера имеются обрезиненные беговые дорожки, исключающие налипание на них влажного снега.

Звено пятипроушное - три проушины с одной стороны и две с другой. В проушинах выполнены отверстия под запрессовку резинометаллических пальцев, соединяющих звенья между собой.

По краям звена имеются цевки, служащие для зацепления с зубьями ведущего колеса. Однако при всех положительных качествах известная асфальтоходная гусеничная цепь имеет недостатки:

- неудовлетворительные сцепные свойства на слабонесущих грунтах;

- спадание гусеницы с опорных катков при движении по колее и тяжелых дорожных условиях вследствие избыточной жесткости башмаков;

- конструкция гусеницы не обеспечивает ее обратную жесткость, что ведет к неравномерности распределения давлений на опорную поверхность и снижению проходимости.

Для устранения указанных недостатков была поставлена задача повышения ходовых качеств гусеничной цепи.

Техническим результатом является повышение сцепных свойств гусеницы при движении по разным типам грунтов.

Этот технический результат достигается тем, что в гусеничной цепи с резинометаллическим шарниром, содержащей траки, к металлическим звеньям которых привулканизированы в их верхней части - резиновые подушки, образующие беговую дорожку для опорных катков, а снизу - резиновые башмаки с армированнием текстильным кордом, башмаки выполнены разной длины и установлены с чередованием через один, их ширина превышает шаг гусеничной цепи, а края башмаков имеют более высокую эластичность, чем опорная поверхность башмака, на которой выполнен протектор; звенья выполнены цельнолитыми.

Башмаки разной длины с чередованием обеспечивают высокие сцепные качества за счет работы торцевых поверхностей коротких и длинных башмаков.

Более высокая эластичность краев башмака снижает давление на грунт при движении по грунтам с низкой несушей способностью, обеспечивает сцепные свойства башмака при наезде на препятствия и при движении по колее.

За счет ширины башмака между башмаками возникает упругое взаимодействие, гусеничная цепь обретает обратную жесткость, обеспечивающую более равномерное распределение давлений на опорную поверхность. Выполнение звеньев цельнолитыми более технологично, чем сварных. Предлагаемая гусеничная цепь с резинометаллическим шарниром приведена на чертежах: на фиг.1 - вид сбоку, на фиг.2 - вид сверху, на фиг.3, 4 - разрезы -A и Б-Б на фиг.1, на фиг.5 - вид В на фиг.1 - снизу.

Гусеничная цепь с резинометаллическим шарниром включает траки, состоящие из стальных цельнолитых звеньев 1, резинометаллические башмаки 2, 3, имеющие разную длину (400 и 550 мм) установлены с чередованием через один.

Звенья 1 соединены резинометаллическими пальцами (шарнирами) 4, 5. Выполнение звеньев 1 цельнолитыми более технологично, чем в прототипе, где звено представляет собой сварную конструкцию. К верхней части звеньев 1 привулканизированы резиновые подушки, образующие беговую дорожку для опорных катков, а снизу установлены резиновые башмаки 2, 3, армированные текстильным кордом. Ширина башмаков 2, 3 превышает шаг гусеничной цепи примерно на 10 мм. Например, если шаг 99 мм, то ширина башмака 109 мм.

Края башмаков 2, 3 имеют более высокую эластичность, чем опорная часть башмака.

На башмаках выполнен протектор типа «косая елка» с коэффициентом насыщенности 0,28 (для вездеходной техники этот параметр принимается равным 0,3).

Башмаки 2, 3 крепятся снизу к плицам звеньев 1 через прижимную планку 6 винтами 7 и гайками 8, 9.

Предлагаемая гусеничная цепь работает следующим образом.

При движении по твердой поверхности башмаки 2, 3 опираются опорной частью по ширине плицы. При этом выступающие части башмаков практически не работают. При движении по грунтам с низкой несущей способностью башмаки 2, 3 опираются всей длиной, уменьшая давление на грунт. Кроме того, это давление распределено на большей площади поверхности за счет разной длины башмаков. При наезде на препятствие или при движении в колее края башмака отгибаются вверх за счет высокой эластичности, предотвращая сползание гусеничной цепи.

Анализ аналогов показывает, что предлагаемое решение соответствует критерию «новизна», а проведенные ходовые испытания подтвердили его промышленную применимость.

1. Гусеничная цепь транспортного средства с резинометаллическим шарниром, содержащая траки, к металлическим звеньям которых привулканизированы в их верхней части резиновые подушки, образующие беговую дорожку для опорных катков, а снизу - резиновые башмаки с армированием текстильным кордом, отличающаяся тем, что башмаки выполнены разной длины и установлены с чередованием через один, их ширина превышает шаг гусеничной цепи, а края башмаков имеют более высокую эластичность, чем опорная поверхность башмака, на которой выполнен протектор.

2. Гусеничная цепь по п.1, отличающаяся тем, что звенья выполнены цельнолитыми.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, преимущественно к производству транспортных средств на гусеничном ходу, имеющих гусеничный движитель с грунтозацепами, например, танков

Технический результат предотвращение загрязнения и утечки смазки
Наверх