Интерактивная система контроля отпуска моторного топлива в сети азс на основе обработки геотегированных данных

 

Полезная модель относится к области создания автоматизированных информационных систем. Интерактивная система организации контроля отпуска моторного топлива в сети АЗС на основе обработки геотегированных данных, включает в себя процессинговый центр, акцептующий отпуск нефтепродуктов потребителю на основе сопоставления геотегированных данных о местоположении закрепленного за потребителем устройством геолокации, о местоположении АЗС, о наличии прав и корреспондирующих обязанностей, связанных передачей моторного топлива от АЗС потребителю, в момент получения процессинговым центром соответствующего запроса об отпуске топлива на АЗС, при этом взаимодействие между устройством геолокации и процессинговым центром осуществляется посредством мобильной связи, сигнал устройства геолокации содержит код, позволяющий осуществлять идентификацию его владельца (потребителя), отчетный сигнал АЗС о состоявшейся транзакции по передаче моторного топлива модифицирует учитываемые процессинговым центром сведения о взаимных правах и обязанностях лиц, участвующих в расчетах за моторное топливо. 1 ил.

Полезная модель относится к области создания автоматизированных информационных систем, представляющих собой программно-аппаратную систему, обеспечивающую получение транспортными организациями моторного топлива в потенциально неограниченной сети автозаправочных станций (АЗС) и расчеты за передаваемое топливо.

Необходимость организации системы управления отпуском моторного топлива и расчетов за него обусловлена тем, что при отпуске топлива транспортным организациям через сеть АЗС, как правило, не происходит его одновременной оплаты. Также владельцы автозаправочных станций и транспортные организации в большинстве случаев не вступают в прямые договорные отношения; сделки заключаются при посредничестве третьих лиц - процессинговых центров, обеспечивающих максимальную плотность сети АЗС, участвующих в расчетах за моторное топливо, учитывающих состояние расчетов за моторное топливо, формирующих необходимые первичные документы бухгалтерского и налогового учета (в отдельных случаях функции процессингового центра может брать на себя владелец сети АЗС). Поэтому важной частью подобных систем является формирование механизмов идентификации транспортного средства (водителя транспортного средства) в качестве транспортного средства (уполномоченного лица), участвующего в системе безналичной оплаты моторного топлива, передача топлива которому или уже оплачена или есть гарантия такой оплаты.

В настоящее время существуют несколько основных механизмов такой идентификации.

В первом случае легитимация правообладателя производится по факту предъявления им защищенного бумажного бланка (топливного талона), содержащего сведения о виде и количестве подлежащего передаче топлива и о лице, обеспечивающим поступление оплаты за отпускаемое топливо. Основным недостатком данной системы является невозможность автоматизации контроля за отпуском моторного топлива, приводящая к повышенной вероятности совершения противоправных действий, приводящих к убыткам, как владельцев транспортных средств, так и владельцев АЗС.

Вторая система идентификации основана на считывании установленным на АЗС специальным оборудованием идентифицирующего закодированного электронного сигнала, формируемого находящимся на транспортном средстве (у водителя транспортного средства) носителем информации. Данный механизм позволяет организовать интерактивный контроль за операциями по передаче моторного топлива, но требует оснащения АЗС специальным, как правило, дорогостоящим, оборудованием. Кроме того, необходимость унификации оборудования при использовании в широкой сети АЗС создает предпосылки для монополизации на данном рынке и, следовательно, к удорожанию топлива для конечного потребителя.

Так же известна система для оплаты услуг автозаправочных станций при помощи мобильного телефона, содержащая терминал оплаты услуг автозаправочной станции, мобильный терминал связи пользователя, сервисный центр оператора сотовой связи, связанный с мобильным терминалом связи пользователя, сервер автозаправочной станции, связанный своим первым входом/выходом с сервисным центром оператора сотовой связи, а вторым входом/выходом - с терминалом оплаты услуг автозаправочной станции, сервер процессингового центра, связанный с третьим входом/выходом сервера автозаправочной станции, причем терминал оплаты услуг автозаправочной станции выполнен с возможностью его активации мобильным терминалом связи пользователя посредством SMS или USSD запроса через сервисный центр оператора сотовой связи к серверу автозаправочной станции, выбора сорта и количества товара/услуги и инициации трансакции по приобретению товара/услуги, сервер автозаправочной станции выполнен с возможностью передачи сообщения по его третьему входу/выходу серверу процессингового центра на оплату товара/услуги, - передачи сообщения по его первому входу/выходу мобильному терминалу связи пользователя через сервисный центр оператора сотовой связи, - передачи сообщения по его второму входу/выходу терминалу оплаты услуг автозаправочной станции на предоставление товара/услуги (RU 59294, G06Q 20/00, опубл. 10.12.2006).

Недостаток данной системы, принятой в качестве прототипа является ее недостаточная надежность в вопросе идентификации потребителя топлива, обусловленная тем, что процесс идентификации идет через мобильный телефон и через сотового оператора. Такой процесс проверить на подлинность невозможно без применения специальных мер. Для АЗС, работающих в порядке постоянного и непрерывного от отпуска топлива такие задержки в обслуживании клиента (пользователя) недопустимы.

Предлагаемая полезная модель направлена на достижение технического результата, заключающегося в исключении возможности несанкционированного отпуска моторного топлива за счет обеспечения интерактивной связи на основе геотегированных данных между заказчиком топлива и продавцом.

Указанный технический результат достигается тем, что в интерактивной системе организации контроля отпуска моторного топлива в сети автозаправочных станций на основе обработки геотегированных данных, включающей в себя мобильное средство пользователя транспортным средством (в том числе являющееся оборудованием самого транспортного средства), сервер процессингового центра, акцептующий отпуск нефтепродуктов потребителю на основе данных, полученных с мобильного средства пользователя, мобильное средство пользователя (устройство геолокации) оснащено блоком геолокации и блоком выдачи сигналов, соответствующих координатам нахождения транспортного средства, а сервер процессингового центра выполнен с возможностью реализации функции сопоставления геотегированных данных о местоположении закрепленного за пользователем устройства геолокации с данными о местоположении автозаправочной станции и с данными о наличии прав и корреспондирующих обязанностей, связанных с передачей моторного топлива от этой станции этому пользователю в момент получения сервером процессингового центра соответствующего запроса об отпуске топлива на автозаправочной станции, и функции выдачи сигнала на разрешение отпуска топлива, указанного в запросе, в соответствии со сведениями о взаимных правах и обязанностях лиц, участвующих в расчетах за топливо, устройство геолокации оснащено блоком радиоприемопередачи для передачи сигналов посредством мобильной связи, обмен информации между, автозаправочной станцией, сервером процессингового центра, устройством геолокации и иными участниками расчетов за моторное топливо осуществляется через сеть удаленного доступа, в том числе для передачи сигнала о запросе об отпуске топлива пользователю на данной станции, акцептующего сигнала, передачи в сервер процессингового центра сведений о состоявшейся транзакции по передаче топлива, при этом сигнал устройства геолокации содержит код, позволяющий осуществлять идентификацию владельца транспортного средства.

Указанные признаки являются существенными и взаимосвязаны с образованием устойчивой совокупности существенных признаков, достаточной для получения требуемого технического результата.

Настоящая полезная модель поясняется конкретными примерами исполнения, которые, однако, не являются единственно возможными, но наглядно демонстрируют возможность достижения приведенными совокупностями признаков требуемого технического результата.

На фиг.1 - блок-схема интерактивной системы организации контроля отпуска моторного топлива в сети АЗС на основе обработки геотегированных данных.

Согласно настоящей полезной модели рассматривается конструкция интерактивной системы организации контроля отпуска моторного топлива в сети АЗС на основе обработки геотегированных данных (фиг.1).

Интерактивная система организации контроля отпуска моторного топлива в сети автозаправочных станций на основе обработки геотегированных данных включает в себя сервер 1 процессингового центра, акцептующий отпуск нефтепродуктов потребителю на основе данных, полученных с мобильного средства 2 пользователя транспортного средства 3.

Мобильное средство 2 пользователя выполнено в виде устройства геолокации с блоком выдачи сигналов, соответствующих координатам нахождения транспортного средства 3, а сервер 1 процессингового центра выполнен с возможностью реализации функции сопоставления геотегированных данных о местоположении закрепленного за пользователем устройства геолокации с данными о местоположении автозаправочной станции 4 и с данными о наличии прав и корреспондирующих обязанностей, связанных с передачей моторного топлива от этой станции 4 этому пользователю (владельцу транспортного средства) в момент получения сервером процессингового центра соответствующего запроса об отпуске топлива на автозаправочной станции, и функции выдачи сигнала на разрешение отпуска топлива, указанного в запросе, в соответствии со сведениями о взаимных правах и обязанностях лиц, участвующих в расчетах за топливо.

Устройство геолокации оснащено блоком радиоприемопередачи 5 для передачи сигналов посредством мобильной связи, при этом сигнал устройства геолокации содержит код, позволяющий осуществлять идентификацию его владельца.

Сервер автозаправочной станции связан по сети 6 удаленного доступа с сервером процессингового центра для передачи сигнала о запросе об отпуске топлива этой станции и передачи в сервер процессингового центра сведений о состоявшейся транзакции по передаче топлива и его оплате. Процессинговый центр акцептует заказ потребителя лишь при условии поступления сигнала АЗС, подтвердившего идентификацию потребителя.

Серверы автозаправочной станции и процессингового центра могут быть оснащены блоком принятия решения на отпуск топлива по одновременному поступлению акцептирующих сигналов разрешения на отпуск топлива от процессингового центра и от лица, несущего бремя оплаты отпускаемого на автозаправочной станции топлива.

Заявка на отпуск моторного топлива формируется пользователем посредством принадлежащего ему мобильного устройства геолокации, автозаправочная станция также может быть выполнена с блоком генерация заявки на транзакцию при получении сигнала от принадлежащего пользователю устройства, идентифицирующего его в качестве лица, участвующего в данной системе, а также сведений о запрашиваемой транзакции, заявка транслируется в сервер процессингового центра в режиме мобильной связи или по стационарным каналам связи. А для идентификации пользователя в качестве лица, участвующего в данной системе, дополнительно можно использовать предъявление оператору автозаправочной станции защищенного бумажного бланка или или передачу на оборудование АЗС шифрованного информационного сигнала от принадлежащего пользователю электронного устройства.

Данная система включает в себя средство выдачи сигнала, соответствующего координатам нахождения транспортного средства. На транспортном средстве такое средство может быть в виде встроенного штатного блока, периодически или постоянно передающего сигналы о месте пребывания или нахождения в транспортную систему - организацию владельца транспортного средства по типу системы контроля и мониторинга передвижения и функционирования транспортных средств. Периодическая или постоянная передача сигналов о месте пребывания или нахождения в транспортную систему может функционировать в режиме постоянного инициирования со стороны штатно встроенного блока или при формировании запроса на передачу моторного топлива.

Такое средство так же может быть выполнено в виде мобильного автономно функционирующего блока - прибора, находящегося у водителя (при необходимости водитель активирует этот прибор и отправляет сигнал, соответствующий координатам его нахождения, запрос на отпуск моторного топлива).

Координаты местонахождения АЗС могут быть определены единоразово и введены в базу данных сервера процессингового центра при подключении АЗС к системе контроля за отпуском моторного топлива. При поступлении заявки на отпуск моторного топлива сервер процессингового центра осуществляет сопоставление сведений заявки о месте отпуска моторного топлива (АЗС), полученных геотегированных данных о местоположении закрепленного за подлежащим заправке транспортным средством устройства геолокации и фактических сведений о координатах местонахождения АЗС. Результатом такого сопоставления должно являться подтверждение выполнения необходимого для санкционирования заявленной транзакции условия - удостоверение факта, что транспортное средство действительно находится на заправке и ставит своей задачей заполнение топливного бака топливом.

Другим аспектом заявляемой системы является то, что она предусматривает любую существующую систему заказа топлива и производства расчета за заказанное и полученное топливо. Это удобно, так как на АЗС предусмотрены разные формы оплаты: наличный расчет (ж. «Нефть и капитал» 7-8, 1999, стр.75.), расчет по банковской карте (WO 0220393, B67D 5/04, опубл. 14.03.2002), расчет по талонам (Правила технической эксплуатации автозаправочных станций. РД 153-39.2-080-01. С изменениями и дополнениями - СПб.: Издательство ДЕАН, 2005, стр.32-34), безналичный расчет, оплат различных товаров/услуг при помощи мобильного телефона (US 2003046236, G06F 17/60, опубл. 06.03.2003, а также решение по прототипу) и т.д.

Каждая из этих форм заказа топлива и оплаты предусматривает ввод в компьютеризированную систему расчетов сведений (вид, количество и место отпуска моторного топлива), которые программно и аппаратно оформляются и являются текущими сведениями, сохраняемыми в памяти. Такие системы расчетов и имеют возможность передачи этих сведений по сети удаленного доступа в расчетный центр или в иную систему контроля и мониторинга финансового и технического функционирования АЗС. Обмен между транспортным средством, процессинговым центром, транспортной организацией осуществляется через сеть удаленного доступа.

В рамках настоящей полезной модели система предусматривает контроль за оформлением заказа на топливо, который выражен в том, что осуществляется подтверждение нахождения транспортного средства на АЗСфактом совпадения географических координат транспортного средства (устройства геолокации пользователя) со сведениями о местонахождении АЗС, относящимися к оформлению заказа на отпуск топлива этому транспортному средству. При этом также должно быть установлено соответствие финансовому кредиту на счету плательщика.

Таким образом, сигнал, санкционирующий отпуск моторного топлива, формируется при условии подтверждения совпадения с заранее заданной точностью координат нахождения транспортного средства и АЗС в момент формирования запроса на передачу моторного топлива или непосредственно предшествующий моменту формирования запроса. Координаты транспортного средства определяются широко распространенными системами локации географического местонахождения 7 (ГЛОНАСС, GPS, обработка геотегированных данных о местоположении антенн сетей мобильной коммуникации), соответствующими датчиками может быть оборудовано как само транспортное средства, так и мобильное устройство, закрепленное за водителем (уполномоченным лицом покупателя моторного топлива). Далее сигнал, содержащий сведения, идентифицирующее транспортное средство (приданное мобильное устройство), его географические координаты, а также сведения о запрашиваемой транзакции (вид, количество и место отпуска моторного топлива) через модуль связи, в качестве которого может использоваться приемопередатчик GSM (иной системы мобильной связи) транслируется в процессинговый центр. Процессинговый центр сопоставляет сведения о месте нахождения транспортного средства (соответствующего мобильного устройства геолокации) и АЗС, на которой должен быть произведен отпуск топлива в соответствии с поступившим запросом. Сигнал, санкционирующий транзакцию по передаче моторного топлива, формируется процессинговым центром и транслируется на АЗС при условии совпадения данных координат с заранее заданной точностью.

Информация о транзакции может в интерактивном режиме транслироваться в транспортную организацию 8 (покупателю моторного топлива), которая получит возможность контролировать процесс заправки своего автотранспорта, в т.ч. блокировать транзакции или изменять их содержание, корректируя (формируя) данные запроса о количестве подлежащего передаче моторного топлива на конкретной АЗС, участвующей в системе безналичных расчетов.

Достоинством данной системы является то, что для ее реализации не требуется специальное дорогостоящее оборудование, в том числе оборудование для установки на АЗС. Могут применяться уже широко используемые для целей диспетчеризации движения автотранспорта и его защиты устройства и/или универсальные вычислительные устройства планшетного типа, оборудованные системами географического позиционирования и мобильной связи. Она легко интегрируется с системами диспетчеризации движения автомобильного транспорта.

1. Интерактивная система контроля отпуска моторного топлива в сети автозаправочных станций на основе обработки геотегированных данных, включающая в себя мобильное средство пользователя транспортным средством, сервер процессингового центра, акцептующий отпуск моторного топлива потребителю на основе данных, полученных с мобильного средства пользователя, отличающаяся тем, что мобильное средство пользователя выполнено в виде устройства геолокации с блоком выдачи сигналов, соответствующих координатам нахождения транспортного средства и сведениям о запрашиваемой операции по передаче моторного топлива, а сервер процессингового центра выполнен с возможностью реализации функции сопоставления геотегированных данных о местоположении закрепленного за пользователем устройства геолокации с данными о местоположении автозаправочной станции и с данными о наличии прав и корреспондирующих обязанностей, связанных с передачей моторного топлива от этой станции этому пользователю в момент получения сервером процессингового центра соответствующего запроса об отпуске топлива на автозаправочной станции, и функции выдачи сигнала на разрешение запрошенного отпуска топлива в соответствии со сведениями о местеонахождении транспортного средства и о взаимных правах и обязанностях лиц, участвующих в расчетах за топливо, устройство геолокации оснащено блоком радиоприемопередачи для трансляции сигналов посредством мобильной связи в сеть удаленного доступа, сеть удаленного доступа используется для информационного обмена между мобильным средством пользователя, сервером процессингового центра, сервером автозаправочной станции и для передачи геолокационных данных, запроса об отпуске топлива, сигнала, акцептующего запрошенную транзакцию, передачи в сервер процессингового центра сведений о состоявшейся транзакции по передаче топлива, при этом сигнал устройства геолокации содержит код, позволяющий осуществлять идентификацию его владельца.

2. Система по п.1, отличающаяся тем, что акцептующий сигнал формируется процессинговым центром или принимается к исполнению автозаправочной

станцией при условии поступления на сервер процессингового центра или сервер АЗС дополнительного акцептующего сигнала от лица, несущего бремя оплаты отпускаемого на автозаправочной станции топлива, или при условии отсутствия соответствующего блокирующего сигнала от данного лица.

3. Система по п.1 или 2, отличающаяся тем, что автозаправочная станция выполнена с блоком генерация заявки на транзакцию и последующей ее трансляции в процессинговый центр при получении необходимой информации от пользователя, в том числе посредством обработки сигнала от принадлежащего пользователю электронного устройства, сформированная сервером автозаправочной станции заявка транслируется на сервер процессингового центра.

4. Система по п.1 или 3, отличающаяся тем, что производится дополнительная идентификация пользователя в качестве лица, участвующего в данной системе, посредством получения сервером АЗС кодированного идентифицирующего сигнала от принадлежащего пользователю устройства или посредством предъявления владельцем транспортного средства оператору автозаправочной станции защищенного бумажного бланка.



 

Похожие патенты:

Полезная модель (кассета Dynamic Multi SIM) относится к области средств мобильной (сотовой) связи, в частности, к аппаратам, имеющим возможность выбора модуля идентификации абонента, т.е. SIM-карты (англ. Subscriber Identification Module) и предназначено для оперативного динамического изменения конфигурации задействования SIM-карты у пользователя.

Изобретение относится к вычислительной технике, в частности, к информационно-аналитической системе прогнозирования доходов авиаперевозок
Наверх