Портативный комплект с автоблокировкой спуска для аварийного самоспасения пожарного

 

Полезная модель предназначена для для аварийного самоспасения пожарного. Вес и габариты уменьшены для возможности постоянного ношения на боевом дежурстве, обеспечена автоблокировка при потере контроля и готовность к быстрой активации. Комплект состоит из крюка 1, гибкого силового элемента 3 в виде высокопрочного термостойкого шнура массой 1 п/м 18÷20 г., чехла 4 с запасом гибкого силового элемента, тормоза 5, включающего корпус 6 из легкого сплава в форме параллелепипеда с продольным пазом 7 и поворотной на оси 8 рукоятки 9. Через отверстие 10 к рукоятке прикреплена высокопрочная термостойкая петля 11 для крепления к поясу пожарного. В продольном пазу размещены цилиндрические элементы 12 для огибания термостойким шнуром на 360° и в корпусе выполнен также внутренний паз для прохода шнура, у которого одна сторона образована участком 13 тела корпуса, а другая сторона - ответным эквидистантным участком 14 поворотной рукоятки. Кроме того, в корпусе, после выхода шнура из внутреннего паза, выполнено перпендикулярное продольной оси паза овальное отверстие с закругленными кромками для прохода шнура. Часть гибкого силового элемента от крюка 1 до входа в тормоз снабжена защитной термостойкой трубчатой рубашкой 16. Крюк выполнен из закаленной стали, содержит корпус 17 с отверстием 18 для прикрепления шнура и головную часть с открытым пазом 2 и фасонным окном 21. Комплект постоянно прикреплен петлей 11 к поясу пожарного и готов к активации для возможности самоспасения.

Полезная модель относится к устройствам (комплектам) для повышения безопасности и спасения жизни бойцов пожарной охраны и предназначена для аварийного самоспасения пожарного из зданий и сооружений путем максимально возможного безопасного быстрого спуска из зоны высоких температур при пожаре и ЧС на более низкий уровень.

Основными требованиями, предъявляемыми к таким устройствам, являются минимально возможная масса и габариты, необходимые для возможности постоянного ношения на боевом дежурстве, простота использования и быстрота активации устройства в стрессовой ситуации и плохой видимости в условиях пожара и задымления, автоматическая блокировка спуска при потере контроля над ситуацией, устойчивость к воздействию высоких температур и агрессивных сред, надежность при работе, возможность остановки в любой момент спуска. Комплекты подобного назначения известны.

В качестве известных для этой цели можно назвать комплект Sterling модель F4, содержащий крюк с прикрепленным к нему термостойким гибким силовым элементом (шнуром) и тормозное устройство в виде пластины формы параллелепипеда с рядом последовательно расположенных на одной линии отверстий для прохода спускового шнура и боковой рукоятки, соединенной с пластиной шарнирно осью и содержащей отверстие для крепления к поясу пожарного карабином и, как минимум, еще одно отверстие, совмещенное с одним из отверстий пластины для прохода шнура, обеспечивающее за счет момента силы трения от нагружения весом спускающегося поворот рукоятки на оси, прижим шнура к стенке одной из сторон отверстия, зажим и блокировку шнура при потере контроля над спуском. Для данного изделия используется шнур 8 мм, состоящий из термостойкого сердечника в термостойкой оплетке, масса 1 пог. м 49÷50 гр. и коэф. узловязания (характеризующий жесткость шнура на изгиб) - 1,2.

Шнур заправляется в тормоз заранее, а запас шнура, необходимый для спуска, размещен в чехле, который крепится на поясе, либо уложен в карман боевой одежды. Верхний конец шнура перед началом спуска крепится в помещении посредством входящего в комплект силового крюка с функцией задержки (за подоконник, перпендикулярную линии спуска поверхность стены и т.д.).

Конструкцию и использование изделия см.

http://www.youtube.com/watch?v=6VGmIqw8Sqw

Устройство предназначено для постоянного ношения на боевом дежурстве, хотя «боевое» использование его может понадобиться только один единственный раз за весь период службы пожарного.

Недостатком устройства является значительная (1,4 кг) масса и габариты.

Техническая задача и технический результат, на достижение которого направлена заявляемая полезная модель, заключается в достижении минимального веса и габаритов при сохранении функции автоматического стопорения устройства при потере контроля над рукояткой, а также обеспечение плавности; торможения и возможности остановки в любой момент спуска.

Указанный технический результат достигается тем, что в заявляемом устройстве аварийного самоспасения пожарного, состоящем из крюка-задержки, гибкого силового элемента в виде термостойкого шнура, чехла с запасом гибкого силового элемента, тормоза с боковой на оси рукояткой; согласно полезной модели, головная часть крюка снабжена открытым боковым пазом для фиксации шнура и фасонным окном для прохода петли гибкого силового элемента, термостойкий шнур выполнен облегченной безоплеточной конструкции из термостойкого волокна с весьма малым (не более 0,1) коэффициентом узловязания и на участке от крюка до входа в тормоз шнур снабжен защитной термостойкой рубашкой, корпус тормоза выполнен в виде пластины формы параллелепипеда с боковой на оси рукояткой и прикрепленной к поясу пожарного высокопрочной петлей, снабжен продольным пазом, в котором размещены перпендикулярно пазу цилиндрические элементы для огибания гибким силовым элементом, и в корпусе также выполнен внутренний паз для прохода гибкого силового элемента, у которого одна сторона паза образована участком тела корпуса, а другая сторона образована эквидистантным участком тела поворотной рукоятки и в корпусе, после выхода гибкого силового элемента из паза, выполнено перпендикулярное продольной оси отверстие с закругленными кромками для прохода шнура, при этом шнур огибает один из упомянутых цилиндрических элементов, как минимум, на 360°.

Компоновка и работа устройства поясняются чертежами, где:

на фиг.I представлен портативноый комплект с автоблокировкой для аварийного самоспасения пожарного с частично уложенным в чехол шнуром;

на фиг.2 представлен чертеж крюка - задержки с открытым боковым пазом в головной части для прохода гибкого силового элемента;

на фиг.3 - общий вид тормозного устройства с ввязанной постоянной петлей;

на фиг.4 представлено устройство с заряженным в тормозное устройство шнуром и снятой крышкой;

на фиг.5 представлен пример установки крюка для спуска с закреплением за подоконник;

на фиг.6 представлена возможность аварийного спасения пожарного с закреплением крюка за боковой бетонный наличник.

на фиг.7 представлен пример крепления комплекта в помещении за штырь с использованием шнура и выступа на головной части крюка-задержки;

на фиг.8 представлен пример крепления комплекта с использованием шнура и фигурного паза в головной части крюка-задержки.

Согласно фиг.1, 2, 3, 4, заявляемое устройство состоит из крюка 1 с открытым боковым пазом 2 в головной части, гибкого силового элемента 3 в виде термостойкого шнура с диаметром d=6 мм, чехла 4 с запасом гибкого силового элемента, тормоза 5, состоящего из корпуса 6 в форме параллелепипеда с продольным пазом 7 и поворотной на оси 8 рукоятки 9, к которой через отверстие 10 прикреплена высокопрочная термостойкая силовая петля 11. При этом в продольном пазу размещены расположенные перпендикулярно пазу цилиндрические элементы 12 диаметром D=2÷3 d для огибания термостойким шнуром, как минимум, одного из них на 360°.

Как вариант возможно наклонное расположение цилиндрических элементов по отношению к пазу в пределах 5÷15°.

Корпус также содержит внутренний паз для прохода гибкого силового элемента, у которого одна сторона образована участком 13 тела корпуса, а другая сторона - ответным эквидистантным участком 14 корпуса поворотной рукоятки. В корпусе, после выхода гибкого силового элемента из паза, выполнено овальное перпендикулярное отверстие 15 с закругленными радиусными кромками. При этом гибкий силовой элемент, выполненный для уменьшения массы и габаритов устройства в виде безоплеточного термостойкого шнура из арамидных волокон (армос, кевлар, тварон), сквозным плетением 2 через 2, с шагом плетения 10÷13 мм, массой 1 п/м 18÷20 г, с разрывным усилием не менее 1300 кгс, на участке от крюка до тормозного устройства снабжен дополнительно защитной термостойкой рубашкой 16 на длине 1 м, а нижний конец гибкого элемента 3 может быть прикреплен ко дну чехла 4 узлом.

Крюк-задержка (фиг 2) выполнен из закаленной стали, содержит корпус 17 с отверстием 18 для прикрепления шнура и головную часть с клювом 19, пазом 2 образованным боковым выступом 20, фасонным окном 21 для расширения возможности оперативного закрепления шнура вокруг какого либо надежного элемента внутри помещения.

Устройство работает следующим образом.

Исходя из основной задачи - самоспасение отрезанного огнем пожарного в кратчайший срок - комплект с запасом шнура и постоянно готовый к активации, посредством петли 10 постоянно прикреплен к поясу пожарного. Все элементы комплекта уложены в чехол, который также расположен на поясе пожарного и может быть быстро отсоединен от пояса и сброшен вниз на всю длину шнура. Перед спуском верхний конец гибкого элемента 3, присоединенный к крюку, извлекается из чехла и крепится внутри помещения с использованием крюка 1. Конструкция крюка в зависимости от конкретных условий позволяет использовать для закрепления в помещении несколько вариантов, которые должны до автоматизма отрабатываться на тренировочных занятиях в условиях задымленности и загазованности, поскольку быстрый, в пределах 20-30 секунд, уход из огня есть единственный и последний шанс пожарного на спасение.

Возможны следующие варианты использования крюка:

- крепление за счет геометрии крюка непосредственно за подоконник или боковой бетонный (кирпичный) наличник окна (фиг 5, 6);

- крепление петлей шнура вокруг опоры с использованием для фиксации открытого бокового паза 2 на головной части крюка (фиг.7);

- крепление петлей шнура вокруг опоры с использованием фасонного окна 21 и бокового выступа 20 в головной части крюка (фиг.8).

Рубашка из термостойкого волокна 16 защищает гибкий элемент как от возможного воздействия температуры нагрева, так и от возможного механического повреждения, в случае контакта, с острыми кромками элементов здания.

В наиболее опасном для жизни спасателя случае необходимости аварийного самоспасения при полной задымленности помещения, отсутсвии видимости и внезапном выбросе пламени установка и использование крюка показана на фиг.5 и фиг.6. Спасающийся пожарный сбрасывает в оконный проем чехол 4 с запасом шнура, прикладывает крюк к подоконнику или боковому наличнику окна и, прижимая и контролируя положение и прижим крюка 1 к опоре рукой, выходит через проем здания наружу головой вниз придерживая крюк рукой и нагружая своим весом через петлю 11 постоянно прикрепленный к поясу тормоз 5, фиг.1. При этом трение, необходимое для автоматического торможения обеспечивается нагруженном весом пожарного за счет трения от огибания шнуром одного из цилиндрических элементов, как минимум на 360°, и трения при прижиме шнура огибающего радиусную поверхности 13 фиг.4 эквидистантной радиусной поверхностью 14 рычага 9 фиг.4.

Только после этого рука, контролирующая положения крюка-задержки, может быть снята с крюка и может быть начат спуск. При спуске одна рука сжатием кисти прижимает рукоятку 9 к корпусу тормоза, а другая рука в рукавице или в крагах, притормаживая нижний (не нагруженный) конец шнура 3, регулирует скорость спуска.

Кроме торможения шнура зажатием рукой, регулировка скорости спуска осуществляется изменением угла входа шнура 2 в отверстие 15 в пределах от 0° до 90°.

За счет принятых технических решений устройство в чехле, с крюком, арамидным шнуром для спуска на 12 метров имеет массу 550 г.

Кроме представленных и описанных примеров осуществления полезной модели для специалистов очевидна возможность модификации:

например, стороны внутреннего паза для прохода гибкого силового элемента могут быть как криволинейными, так и прямолинейными поверхностями, корпус тормоза вместо отверстия 15 может быть снабжен боковым выступом, образующим с корпусом открытый паз для закладки шнура при необходимости усиления торможения при спуске; возможна замена чехла с креплением на поясе на чехол, носимый в кармане одежды пожарного и т.д.

Изобретение является неразделимым комплектом, содержащим размещенный в чехле 3 многофункциональный крюк-задержку 1, термостойкий шнур 3, тормоз 5, конструкция которого обеспечивает необходимые параметры торможения для шнура конкретной жесткости и петлю 11 крепления к поясу пожарного с описанными выше параметрами, сочетание которых обеспечивает достижение поставленной цели.

1. Устройство с автоблокировкой спуска для аварийного самоспасения пожарного, состоящее из крюка с гибким силовым элементом в виде термостойкого шнура, чехла с запасом гибкого силового элемента, тормоза в форме параллелепипеда с поворотной на оси рукояткой, прикрепляемой к поясу пожарного, отличающееся тем, что верхний конец гибкого силового элемента содержит крюк, в головной части которого выполнен паз под гибкий силовой элемент, термостойкий шнур на участке от крюка до входа в тормоз снабжен защитной термостойкой рубашкой, корпус тормоза с поворотной на оси рукояткой, присоединенной к поясу пожарного высокопрочной петлей, снабжен продольным пазом, в котором размещены расположенные перпендикулярно пазу цилиндрические элементы для огибания гибким силовым элементом, и в корпусе тормоза также выполнен внутренний паз для прохода гибкого силового элемента, у которого одна сторона образована участком корпуса тормоза, а другая сторона эквидистантным участком поворотной рукоятки, и в корпусе после выхода гибкого силового элемента из паза выполнено перпендикулярное продольной оси отверстие с закругленными кромками для прохода гибкого силового элемента, при этом гибкий силовой элемент огибает один из упомянутых цилиндрический элементов как минимум на 360°.

2. Портативный комплект по п.1, отличающийся тем, что отверстие в рукоятке для крепления петли к поясу пожарного смещено относительно оси поворота рукоятки на 1÷2,5 диаметра гибкого силового элемента.



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к страховочным устройствам для обеспечения безопасного передвижения пользователя по канату, и может использоваться в качестве индивидуальных средств защиты в аттракционах, в которых пользователь передвигается по канатным трассам, расположенных горизонтально или с уклоном над землей
Наверх