Автоматическое устройство пожаротушения автомобиля
Предлагаемая система состоит из датчика пожара, генератора огне-гасящего состава, электроклапана и трубопроводов.
Принцип работы следующий:
Датчик пожара определяет возгорание в случае сильного задымления или сильного повышения температуры и подает сигнал на электроклапан, который открывает генератор, находящийся под большим давлением инертного газа, в генераторе гасящие вещества вырываются, из генератора попадают на пламя и гасят его.
Полезная модель относится к устройствам предотвращения возгорания автомобиля, предотвращение распространения пожара.
Известны различные способы и устройства тушения пожара на автомобиле и обладающие различной степенью эффективности.
В качестве аналогов предлагаемому решению рассматривались:
- автоматическая система пожаротушения "МАГ", состоящая из огнетушителя и термошнура, реагирующего на повышение температуры или не открытое пламя (сайт: http:www.autoreview.ru/new_site/yeer2001/n07/tife/Jiere.htm);
- устройство, содержащее генератор огнетушащего аэрозоля, на резистор которого подается сигнал с датчика пожара, при этом одновременно с датчика пожара подается сигнал на отключение аккумулятора и стартера и на блокирование замка зажигания, обеспечивая одновременно перекрытие подачи топлива (патент 51343 А62С 35/13, RU);
- устройство, построенное на основе представленного выше решения, в котором в салон автомобиля выведены звуковая и световая сигнализация (патент 78077 А62С 35/13, RU).
В качестве прототипа выбрано Автоматическое устройство пожаротушения на автомобиле по патенту 78077, включающее генератор огнетушащего аэрозоля, тепловые извещатели и систему сигнализации.
Автоматическое устройство пожаротушения на мобильных транспортных и технологических машинах включает в себя инерционный контактный датчик, подающий управляющий сигнал на два реле с нормально замкнутыми контактами, отключающими "массу" аккумуляторной батареи и стартер, а также блокирующими замок зажигания, в результате чего перестает поступать топливо из бензобака или баллона с газом, пожарный извещатель (датчик), отключающий электросистему транспортного средства и подающий управляющий сигнал на генератор огнетушащего аэрозоля.
Недостатки прототипа: генератор огнетушащего аэрозоля (ГОА) содержит пиропатрон, что недопустимо в транспортном средстве с людьми;
аэрозоль равномерно распространяется по всему пространству (подкапотное пространство, кабина автомобиля, багажник и др.), а не направлен в потенциальноопасные зоны возгорания. Кроме того, представляется, что предлагаемая система излишне усложнена, что снижает надежность системы пожаротушения. Помимо этого, сбой в каком-либо из элементов системы пожаротушения может вызвать отключение подачи топлива и электроэнергии во время движения автомобиля.
Целью предлагаемого технического решения является локализация возникшего возгорания и его полное прекращение.
Указанная цель достигается тем, что в подкапотном пространстве размещают генератор огнетушащего аэрозоля, который трубопроводами сообщен с зонами повышенной опасности возгорания. При этом трубопроводы соединены с генератором аэрозоля через электроклапаны, которые электрически соединены с пожароизвещателем, а также с дисплеем и джойстиком управления работой клапанов.
Одновременно с подводом трубопроводов к зонам возгорания в подкапотном пространстве трубопроводы подведены и к тормозным устройствам автомобиля.
Автоматическое устройство тушения пожара на автомобиле (в автомобиле) представлено на фиг.1 и включает в себя: генератор огнетушащего аэрозоля 1, штуцер в виде гребенки 2 для подсоединения к ней трубопроводов 3 для подвода огнетушащего аэрозоля в пожароопасные зоны, электроклапаны 4, пожароизвещатели (датчики) 5, включатель-выключатель (джойстик) 6, дисплей 7 в кабине автомобиля, источник питания (тока) 8.
Устройство работает следующим образом.
При возникновении пожара или при превышении температуры в зоне повышенной пожароопасности с пожароизвещателя 5, электрически связанного с аккумулятором автомобиля (8), поступает электрический сигнал на электроклапаны 4 и огнетушащий аэрозоль из генератора 1 через штуцер 2 и трубопровод 3 поступает в зону возгорания (возможного возгорания). Одновременно электроклапаны открытия трубопроводов подачи огнетушащего вещества соединены с включателем-выключателем, установленным в салоне автомобиля, и связаны с устройством ручного управления (джойстиком), а пожароизвещатели - с дисплеем в автомобиле.
При нахождении водителя в салоне автомобиля и отражении на дисплее (7) признаков возгорания (сигнала пожароизвещения) операция по тушению может осуществляться из салона с помощью управления джойстиком (6).
Список использованных источников
1. Автоматическая система пожаротушения "МАГ".
Сайт: http:www.autoreview.ru/new_site/yeer2001/n07/tife/Jiere.htm.
2. Патент 51343, А62С 35/13, RU, 2006.
3. Патент 78077, А62С 35/13. RU, 2008.
1. Автоматическое устройство пожаротушения на автомобиле, содержащее пожароизвещатели, генератор огнетушащего аэрозоля и электроклапаны, отличающееся тем, что емкость генератора огнетушащего аэрозоля размещена в подкапотном пространстве автомобиля и соединена трубопроводами с зонами повышенной опасности возгорания, при этом электроклапаны установлены на трубопроводах подачи огнетушащего аэрозоля и через пожароизвещатели электрически соединены с аккумуляторной батареей автомобиля.
2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что электроклапаны соединены с включателем-выключателем, установленным в салоне автомобиля.
3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что трубопроводы подачи огнетушащего аэрозоля подведены в зоны тормозных устройств автомобиля.
4. Устройство по пп.1 и 3, отличающееся тем, что трубопроводы подачи огнетушащего вещества связаны с устройством ручного управления их открытия, а пожароизвещатели - с дисплеем.