Электропривод для арматуры трубопроводов

 

Техническое решение относится к области промышленного производства, связанного с добычей, переработкой и использованием большого числа жидких и газообразных сред, потоки которых должны направляться в нужном направлении с помощью магистральных и технологических трубопроводов.

Задачей технического решения является повышение КПД электропривода и связанное с этим уменьшение потребной мощности электродвигателя, увеличение нагрузочной способности редуктора, уменьшение числа деталей силовой передачи и ее габаритов.

Электропривод для арматуры трубопроводов, содержащий электродвигатель постоянного тока с полым валом, соосно расположенным с полым валом зубчатой передачи и выходным полым валом электропривода, ручной дублер и блок датчиков положения, в котором зубчатая передача выполнена в виде волновой передачи, состоящей из жесткого опорного колеса, установленного в корпусе устройства, взаимодействующим с ним гибкого зубчатого колеса, фиксированного в осевом направлении относительно жесткого опорного колеса, волнообразователя, установленного на входном валу электропривода, гибких подшипников, насаженных на волнообразователь, и жесткого зубчатого колеса, установленного на выходном валу электропривода.

Техническое решение относится к области промышленного производства, связанного с добычей, переработкой и использованием большого числа жидких и газообразных сред, потоки которых должны направляться в нужном направлении с помощью магистральных и технологических трубопроводов. Техническое решение может быть использовано для управления регулирующей и распределительной арматурой таких трубопроводов.

Известны электроприводы трубопроводной арматуры (патенты RU 2366848 С1 МПК F16K 31/05, RU 2219410 С2 МПК7 F16K 31/02, RU 2209356 С1 МПК7 F16K 31/05 и др.), содержащие блок электродвигателя, силовой редуктор того или иного типа, ручной дублер и устройства контроля значения момента на выходном валу и положения запорного органа арматуры. Во всех - этих электроприводах валы электродвигателя и ручного дублера связаны с выходным валом привода через силовую передачу; при этом валы электродвигателя и ручного дублера имеют сплошное сечение, а выходной вал - полое для прохода винта запорного органа арматуры. При этом валы электродвигателя и ручного дублера расположены перпендикулярно выходному валу, что увеличивает габариты привода. Этот факт является недостатком таких устройств.

Прототипом является электропривод для управления потоками рабочей среды (RU 112973 С2 МПК8 F16K 31/50), содержащий электродвигатель, многопоточную двухступенчатую планетарную трансмиссию, ручной дублер и блок датчиков положения, отличающийся тем, что в электродвигателе на полом центральном колесе установлен полый вал, обеспечивающий соосное расположение электродвигателя, многопоточной двухступенчатой планетарной трансмиссии с полым центральным колесом и выходного вала электропривода. Недостаток такого привода связан с использованием планетарной передачи, значение КПД которой не превышает 0,7. (Сироткин. Еще раз о проблеме выбора приводов // Арматуростроение.-2009. - 5(62). - с.82-87). Кроме того, двухступенчатая планетарная трансмиссия имеет большое число зубчатых колес, наличие которых увеличивает габариты электропривода в целом.

Задачей технического решения является повышение КПД электропривода и связанное с этим уменьшение потребной мощности электродвигателя, увеличение нагрузочной способности редуктора, уменьшение числа деталей силовой передачи и ее габаритов.

Электропривод для арматуры трубопроводов, содержащий электродвигатель постоянного тока с полым валом, соосно расположенным с полым валом зубчатой передачи и выходным полым валом электропривода, ручной дублер и блок датчиков положения, в котором зубчатая передача выполнена в виде волновой передачи, состоящей из жесткого опорного колеса, установленного в корпусе устройства, взаимодействующим с ним гибкого зубчатого колеса, фиксированного в осевом направлении относительно жесткого опорного колеса, волнообразователя, установленного на входном валу электропривода, гибких подшипников, насаженных на волнообразователь, и жесткого зубчатого колеса, установленного на выходном валу электропривода.

Сущность технического решения поясняется чертежом на фигуре.

Электропривод для арматуры трубопроводов содержит синхронный электродвигатель 1 типа ДБМ с ротором 2 в виде постоянного магнита, укрепленного на полом валу 3, и статором 5, связанного с корпусом синхронного электродвигателя 1. Полый вал 3 синхронного электродвигателя 1 с помощью крепежного устройства 4 установлен на полом входном валу 6, на котором жестко установлены волнообразователь 9 и коническое колесо 11, связанное с шестерней 12 маховика 17 ручного дублера. Коническое колесо 11 и шестерня 12 обеспечивают передачу вращающего момента с маховика 17 ручного дублера на полый выходной вал 16 электропривода.

Жесткое опорное колесо 10 обеспечивает жесткость редуктора в радиальном направлении, необходимую для волновой зубчатой передачи. Волновая зубчатая передача состоит из жесткого зубчатого колеса 7, гибких подшипников 8, насаженных на волнообразователь 9 и зафиксированных разжимными стопорными кольцами, и гибкого зубчатого колеса 15. Жесткое зубчатое колесо 7 и гибкое зубчатое колесо 15 образуют зацепление волновой зубчатой муфты, а гибкое зубчатое колесо 15 и жесткое опорное колесо 10 образуют зацепление волновой зубчатой передачи. При этом гибкое колесо 15 в процессе работы при деформировании циклически перемещается в радиальном направлении относительно жесткого зубчатого колеса 7, а относительно жесткого опорного колеса 10 гибкое колесо 15 наряду с циклическими перемещениями в радиальном направлении еще и поворачивается.

Крышка 13 и корпус 14 обеспечивают размещение всех элементов электропривода.

Необходимо отметить, что во всех вариантах возможных приводов с двух-, трех- и четырехволновым волнообразователем с неизменным гибким подшипником 8 из четырех основных звеньев волновой передачи -волнообразователя 9, зубчатого жесткого колеса 7, жесткого опорного колеса 10 и гибкого зубчатого колеса 15 переменными являются волнообразователь 9 и жесткое опорное колесо 10.

Блок датчиков 18 выдает информацию о положении выходного вала 16.

Электропривод для арматуры трубопроводов работает следующим образом. При подаче электропитания в обмотку статора 5 за счет взаимодействия возникающего электромагнитного поля с полем постоянного магнита ротора 2 синхронный электродвигатель 1 создает вращающий момент на полом валу 3, который через крепежное устройство 4, полый входной вал 6, волнообразователь 9 и гибкие подшипники 8 передается на гибкое зубчатое колесо 15, деформация которого обеспечивает зацепление его зубьев с зубьями жесткого опорного колеса 10, что приводит к передаче вращающего момента с гибкого зубчатого колеса 15 на зубчатое жесткое колесо 7, жестко связанного с выходным полым валом 16 электропривода. При отсутствии напряжения поворот полого выходного вала 16 осуществляют с помощью маховика 17, конического колеса 11 и шестерни 12 ручного дублера.

Блок датчиков 18 регистрирует число оборотов и фактическое положение выходного вала 16 в обоих случаях.

Крышка 13 и корпус 14 обеспечивают работоспособность за счет заданного взаиморасположения его элементов.

Использование волновой зубчатой передачи с наибольшим для силовых трансмиссий КПД позволяет уменьшить мощность электродвигателя и повысить нагрузочную способность редуктора с небольшим числом элементов, что приводит к снижению веса электропривода, повышению удельной материалоемкости и удобства монтажа на трубопроводах.

Электропривод для арматуры трубопроводов, содержащий электродвигатель постоянного тока с полым валом, соосно расположенным с полым валом зубчатой передачи и выходным полым валом электропривода, ручной дублер и блок датчиков положения, отличающийся тем, что зубчатая передача выполнена в виде волновой передачи, состоящей из жесткого опорного колеса, установленного в корпусе устройства, взаимодействующим с ним гибкого зубчатого колеса, фиксированного в осевом направлении относительно жесткого опорного колеса, волнообразователя, установленного на входном валу электропривода, гибких подшипников, насаженных на волнообразователь, и жесткого зубчатого колеса, установленного на выходном валу электропривода.

РИСУНКИ



 

Похожие патенты:

Пневмоприводный шиберный затвор применяется для осуществления процесса открывания-закрывания пневматических и гидравлических контуров. Достаточно компактен, удобен в использовании и отличается невысокой ценой.

Полезная модель относится к области машиностроения, а конкретно к арматуростроению и предназначена для использования в качестве ручного привода для трубопроводной арматуры

Реверсивный вентильно-индукторный электропривод относится к электротехнике и предназначен для привода стрелочных переводов железнодорожного транспорта, который значительно удален от системы управления реверсом.

Заявляемое устройство электрохимической защиты трубопроводной арматуры от внутренней коррозии может быть использовано для защиты различных типов трубопроводной арматуры - поворотных дисковых затворов, обратных дисковых затворов, клиновых и шиберных задвижек нержавеющих, а также трубопроводной арматуры клапанного типа.

Полезная модель относится к области электротехники, в частности, к линейным синхронным электроприводам, и может быть использовано при компоновке линейных электроприводов для оперативного изменения массо-габаритных, динамических и мощностных характеристик

Технический результат упрощение конструкции и материалоемкости коробки передач, уменьшение количества деталей, отвечающих за включение/выключение режимов передач

Полезная модель относится к машиностроению и может быть использована в лабораторном оборудовании для экспериментального исследования КПД зубчатых передач, например, в учебном процессе студентов ВУЗов
Наверх