Беспилотный летательный аппарат

 

Полезная модель относится к оборудованию летательных аппаратов (ЛА), транспортируемых другими ЛА и являющихся реактивными управляемыми снарядами для разведывания или поражения движущихся морских целей. Устройство обеспечивает увеличение зоны поиска цели радиолокационной антенной без существенного увеличения его аэродинамического сопротивления. В беспилотном летательном аппарате, содержащем цилиндрический фюзеляж с установленными, в хвостовой части, последовательно, X-образными крыльями с рулями и профилированным аэродинамическим обтекателем, в носовой части, последовательно, профилированным аэродинамическим радиопрозрачным обтекателем и X-образными дестабилизаторами, в верхней части узлами подвески под самолет-носитель, а в нижней части маршевым двигателем, а также содержащием систему управления, снабженную установленной в полости носовой части фюзеляжа аппаратурой поиска цели, включающей радиолокационную антенну, размещенную под профилированным аэродинамическим радиопрозрачным обтекателем, участок фюзеляжа в носовой части в районе размещения аппаратуры поиска цели выполнен с увеличенным в 1,1-1,2 раза диаметром, за которым выполнен конический переходный участок, при этом радиолокационная антенна выполнена с увеличенной апертурой, а дестабилизаторы расположены на коническом переходном участке. Для дополнительного уменьшения аэродинамического сопротивления, угол наклона образующей конического переходного участка к оси фюзеляжа находится в пределах 1-3 градуса. Для реализации максимальных дальностей полета предлагаемого устройства, отношение длины фюзеляжа к увеличенному диаметру его носовой части находится в пределах 10-20.

Полезная модель относится к оборудованию летательных аппаратов (ЛА), транспортируемых другими ЛА и являющихся реактивными управляемыми снарядами для разведывания или поражения движущихся морских целей.

Известен беспилотный летательный аппарат (БПЛА, крылатая ракета с дестабилизатором малого удлинения), патент РФ 24547, принятый за прототип, содержащий цилиндрический фюзеляж с установленными, в хвостовой части, последовательно, X-образными крыльями с рулями и профилированным аэродинамическим обтекателем, в носовой части, последовательно, профилированным аэродинамическим радиопрозрачным обтекателем и X-образными дестабилизаторами, а в нижней части маршевым двигателем, а также содержащий систему управления. Для разведывания или обнаружения и поражения морских целей, профилированный аэродинамический обтекатель в носовой части фюзеляжа выполняют радиопрозрачным, а систему управления БПЛА снабжают установленной в полости носовой части фюзеляжа аппаратурой поиска цели, включающей радиолокационную антенну, размещенную под профилированным аэродинамическим радиопрозрачным обтекателем. Для оперативной доставки БПЛА к району применения и предварительного разгона до скорости, обеспечивающей возможность автономного полета в верхней части фюзеляжа устанавливают узлы подвески под самолет-носитель.

Существенными признаками прототипа, совпадающими с признаками предлагаемого БПЛА являются следующие: беспилотный летательный аппарат, содержащий цилиндрический фюзеляж с установленными, в хвостовой части, последовательно, X-образными крыльями с рулями и профилированным аэродинамическим обтекателем, в носовой части, последовательно, профилированным аэродинамическим радиопрозрачным обтекателем и X-образными дестабилизаторами, в верхней части узлами подвески под самолет-носитель, а в нижней части маршевым двигателем, а также содержащий систему управления, снабженную установленной в полости носовой части фюзеляжа аппаратурой поиска цели, включающей радиолокационную антенну, размещенную под профилированным аэродинамическим радиопрозрачным обтекателем.

В прототипе X-образные крылья с рулями, расположенные в хвостовой части фюзеляжа, в совокупности с расположенными в верхней части фюзеляжа узлами подвески обеспечивают аэродинамическую устойчивость БПЛА в полете, компактное размещение БПЛА на самолете-носителе, а также позволяют увеличить длину фюзеляжа и разместить в нем больше топлива для увеличения дальности полета таких БПЛА определенного калибра (диаметра фюзеляжа), при этом дестабилизаторы в носовой части фюзеляжа обеспечивают необходимую балансировку и высокую маневренность БПЛА. Однако за время полета БПЛА к подвижной морской цели, расположенной на максимальном удалении в пределах его радиуса действия (максимальной дальности полета БПЛА), к моменту включения аппаратуры поиска цели, цель может отойти от места ее первоначального расположения (в момент отцепки от самолета-носителя) на достаточно большое расстояние. В этом случае, если цель выйдет из поля зрения радиолакационной антенны, ее обнаружение становится невозможным. Для расширения зоны поиска цели простое увеличение диаметра фюзеляжа, для размещения аппаратуры поиска цели с радиолокационной антенной, имеющей большую апертуру (суммарную площадь поверхности антенны) и, соответственно, дальность действия, приводит к существенному увеличению аэродинамического сопротивления БПЛА в полете и, следовательно, увеличению стартовой массы для обеспечения заданной дальности его полета, что ухудшает летно-технические характеристики самолета-носителя.

Техническим результатом, на решение которого направлено предлагаемое устройство, является увеличение зоны поиска цели радиолокационной антенной БПЛА без существенного увеличения его аэродинамического сопротивления.

Для достижения названного технического результата в беспилотном летательном аппарате, содержащем цилиндрический фюзеляж с установленными, в хвостовой части, последовательно, X-образными крыльями с рулями и профилированным аэродинамическим обтекателем, в носовой части, последовательно, профилированным аэродинамическим радиопрозрачным обтекателем и X-образными дестабилизаторами, в верхней части узлами подвески под самолет-носитель, а в нижней части маршевым двигателем, а также содержащем систему управления, снабженную установленной в полости носовой части фюзеляжа аппаратурой поиска цели, включающей радиолокационную антенну, размещенную под профилированным аэродинамическим радиопрозрачным обтекателем, участок фюзеляжа в носовой части в районе размещения аппаратуры поиска цели выполнен с увеличенным в 1,1-1,2 раза диаметром, за которым выполнен конический переходный участок, при этом радиолокационная антенна выполнена с увеличенной апертурой, а дестабилизаторы расположены на коническом переходном участке. Для дополнительного уменьшения аэродинамического сопротивления, угол наклона образующей конического переходного участка к оси фюзеляжа находится в пределах 1 -3 градуса. Для реализации максимальных дальностей полета предлагаемого устройства, отношение длины фюзеляжа к увеличенному диаметру его носовой части находится в пределах 10-20.

Отличительными признаками предлагаемого БПЛА являются следующие: участок фюзеляжа в носовой части в районе размещения аппаратуры поиска цели выполнен с увеличенным в 1,1-1,2 раза диаметром, за которым выполнен конический переходный участок, при этом радиолокационная антенна выполнена с увеличенной апертурой, а дестабилизаторы расположены на коническом переходном участке; угол наклона образующей конического переходного участка к оси фюзеляжа находится в пределах 1-3 градуса; отношение длины фюзеляжа к увеличенному диаметру его носовой части находится в пределах 10-20.

Благодаря наличию указанных отличительных признаков, в совокупности с известными, указанными в ограничительной части формулы обеспечивается возможность увеличения радиуса действия БПЛА для обнаружения или противодействия подвижной морской цели.

Предложенные технические решения могут найти применение в авиационной технике для увеличения эффективности БПЛА предназначенных для обнаружения подвижных морских целей или противодействия им.

Устройство поясняется чертежом.

Представленный на чертеже беспилотный летательный аппарат, содержит цилиндрический фюзеляж 1 с установленными, в хвостовой части, последовательно, X-образными крыльями 2 с рулями 3 и профилированным аэродинамическим обтекателем 4, в носовой части, последовательно, профилированным аэродинамическим радиопрозрачным обтекателем 5 и X-образными дестабилизаторами 6, в верхней части узлами 7 подвески под самолет-носитель, а в нижней части маршевым двигателем 8, а также содержащий систему 9 управления, снабженную установленной в полости носовой части фюзеляжа аппаратурой 10 поиска цели, включающей радиолокационную антенну 11, размещенную под профилированным аэродинамическим радиопрозрачным обтекателем 5. Участок 12 фюзеляжа 1 в носовой части в районе размещения аппаратуры 10 поиска цели выполнен с увеличенным в 1,1-1,2 раза диаметром, за которым выполнен конический переходный участок 13, при этом радиолокационная антенна 11 выполнена с увеличенной апертурой, а дестабилизаторы 6 расположены на коническом переходном участке 13. Угол наклона образующей 14 конического переходного участка 13 к оси фюзеляжа 1 находится в пределах 1-3 градуса. Отношение длины L фюзеляжа 1 к увеличенному диаметру dн.ч. его носовой части находится в пределах 10-20.

Устройство работает следующим образом. БПЛА за узлы 7 закрепляется на самолете-носителе средствами подвески и крепления самолета-носителя (на чертеже не показано), которым доставляется к месту отделения БПЛА. Отделение БПЛА производится путем расфиксации крепления узлов 7 подвески при скорости самолета-носителя, достаточной для эффективной работы X-образных крыльев 2 и X-образных дестабилизаторов 6. Непосредственно перед отделением БПЛА, либо сразу после его отделения система 9 управления обеспечивает запуск маршевого двигателя 8, тяга которого выбирается из условия уравновешивания суммарного аэродинамического сопротивления БПЛА при полете в атмосфере с маршевой скоростью. Увеличение диаметра dн.ч. в 1,1-1,2 раза участка 12 в носовой части фюзеляжа 1 по отношению к его диаметру d ф привело к смещению аэродинамического центра давления к носовой части фюзеляжа, которая стала частично выполнять функцию дестабилизаторов 6, площадь их поверхности уменьшилась, соответственно, уменьшилось и их аэродинамическое сопротивление, что позволило минимизировать увеличение общего аэродинамического сопротивления БПЛА вследствие увеличения диаметра dн.ч. Минимизацию увеличения общего аэродинамического сопротивления БПЛА обеспечивает также наличие конического участка 13, обеспечивающего постепенное уменьшение диаметра фюзеляжа 1 с dн.ч. до dф . Кроме того, дестабилизаторы 6 на коническом переходном участке 13 являются направляющими для атмосферного аэродинамического потока воздуха, обтекающего участок 13, выравнивающими поток воздуха, и благодаря этому дополнительно уменьшают добавку к аэродинамическому сопротивлению БПЛА из-за увеличения диаметра dн.ч. участка 12 фюзеляжа 1. Незначительное увеличение общего аэродинамического сопротивления может быть легко компенсировано незначительным увеличением запаса топлива в фюзеляже 1 и тяги маршевого двигателя 8. При этом выполнение профилированного радиопрозрачного обтекателя 5 и участка 12 фюзеляжа 1 с увеличенным в 1,1-1,2 раза диаметром dн.ч. обеспечило возможность увеличить апертуру антенны 11 пропорционально увеличению площади поперечного сечения участка 12 или квадрата его диаметра d2н.ч, то есть в 1,21-1,44 раза, или на 21÷44%, благодаря этому при подлете БПЛА в район цели система управления 9 включает аппаратуру 10 поиска цели на большем расстоянии от цели и антенна 11 охватывает больший участок с предполагаемым расположением цели, что обеспечивает возможность обнаружения цели на большем расстоянии до нее и обеспечить эффективное применение БПЛА с увеличенной дальностью полета, для проведении посредством БПЛА поисковых операций или противодействия цели. Угол наклона образующей 14 конического переходного участка 13 в пределах 1-3 градуса обеспечивает минимальное аэродинамическое сопротивление обтекателя 5 и участка 12 фюзеляжа 1 БПЛА, поскольку при углах наклона образующей более 3° на участке 13 увеличивается интенсивность вихреобразования в обтекающем БПЛА потоке воздуха, приводящее к уменьшению статического давления воздуха и увеличению аэродинамического сопротивления обтекателя 5 и участка 12, а при углах наклона образующей 14 меньше 1° увеличивается аэродинамическое сопротивление участка 13 вследствие увеличения его длины и площади поверхности. При этом также усложняется и технология изготовления участка 13, вследствие увеличения длины его образующей 14. Отношение длины L фюзеляжа 1 к увеличенному диаметру dн.ч. участка 12 носовой части в пределах 10-20 ограничивает рациональный диапазон применения предлагаемого устройства, поскольку при этом отношении менее 10, время полета БПЛА к цели уменьшается вследствие уменьшения запаса топлива маршевого двигателя 8 в объеме фюзеляжа 1 и цель не успевает отойти от первоначального положения на значительное расстояние. При этом отношении более 20, вследствие увеличения длины фюзеляжа и площади его поверхности, увеличивается аэродинамическое сопротивление БПЛА, что ограничивает увеличение дальности полета БПЛА.

1. Беспилотный летательный аппарат, содержащий цилиндрический фюзеляж с установленными в хвостовой части последовательно X-образными крыльями с рулями и профилированным аэродинамическим обтекателем, в носовой части последовательно профилированным аэродинамическим радиопрозрачным обтекателем и Х-образными дестабилизаторами, в верхней части узлами подвески под самолет-носитель, а в нижней части маршевым двигателем, а также содержащий систему управления, снабженную установленной в полости носовой части фюзеляжа аппаратурой поиска цели, включающей радиолокационную антенну, размещенную под профилированным аэродинамическим радиопрозрачным обтекателем, отличающийся тем, что участок фюзеляжа в носовой части в районе размещения аппаратуры поиска цели выполнен с увеличенным в 1,1-1,2 раза диаметром, за которым выполнен конический переходный участок, при этом радиолокационная антенна выполнена с увеличенной апертурой, а дестабилизаторы расположены на коническом переходном участке.

2. Летательный аппарат по п.1, отличающийся тем, что угол наклона образующей конического переходного участка к оси фюзеляжа находится в пределах 1-3º.

3. Летательный аппарат по п.1 или 2, отличающийся тем, что отношение длины фюзеляжа к увеличенному диаметру его носовой части находится в пределах 10-20.



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к системам радиолокационного обнаружения воздушных объектов и в частности - к устройствам обнаружения беспилотных летательных аппаратов с малой радиолокационной заметностью
Наверх