Учебное пособие по микробиологии

 

Устройство относится к средствам обучения, а именно к учебным пособиям по микробиологии и может быть использовано в качестве модели, имитирующей рост микроорганизмов на питательных средах для обучения учащихся высших и средних учебных заведений практическим навыкам и умениям. Техническим эффектом предлагаемого технического решения является повышение безопасности учебного процесса за счет создания учебного пособия по микробиологии натуралистично имитирующего модель результатов бактериологических исследований, долгохранящегося и удобного для хранения, содержащего емкость, выполненную из светопропускающей пластмассы в форме открытой чашки с плоским дном, при этом чашка заполнена светопропускающим наполнителем, под которым расположен диск с нанесенным изображением, имитирующим колонию микроорганизмов; чашка выполнена из полистирола; светопропускающий наполнитель выполнен из жидкого натриевого стекла; светопропускающий наполнитель выполнен подкрашенным; между дном чашки и диском с нанесенным изображением, имитирующим колонию микроорганизмов, расположен дополнительный равномерно окрашенный светопропускающий диск.

Устройство относится к средствам обучения, а именно к учебным пособиям по микробиологии и может быть использовано в качестве модели, имитирующей рост микроорганизмов на питательных средах для обучения учащихся высших и средних учебных заведений практическим навыкам и умениям.

Известно «УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ» по патенту РФ на полезную модель 52236 от 13.07.2005, опубликованному 10.03.2006, МПК G09D 1/00, выполненное в виде прибора для демонстрации микропрепаратов, при этом содержит модель микроскопа, представляющего собой параллелепипед без одной грани, на грани, противоположной отсутствующей, расположено отверстие "окуляр", а между "окуляром" и отсутствующей гранью выполнен разрез по верхней и боковым граням, модели микропрепаратов растительной и животной клеток выполнены в виде рисунков на полупрозрачном материале, которые закреплены каждый в отдельной рамке, размеры которых соответствуют размерам разреза на модели микроскопа, набор моделей органелл, основание с нанесенным на него контуром растительной клетки и возможностью фиксации моделей органелл растительных клеток, основание с нанесенным на него контуром животной клетки и возможностью фиксации моделей органелл животных клеток; в набор моделей органелл, выполненных с возможностью фиксации на основании с нанесенным на него контуром клетки, входят, например, модели ядра клетки, эндоплазматической сети, аппарата Гольджи, вакуолей, лизосом, митохондрий, пластид, рибосом.

Данное техническое решение не позволяет имитировать модель результатов бактериологических исследований.

Важнейшим элементом при изучении микробиологии является обучение учащихся высших и средних учебных заведений практическим навыкам и умениям. Овладение различными методиками посева «заразного» материала от больного или бактерионосителя, определение вида микроорганизмов на питательных средах, особенности роста колоний - представляют особую актуальность в подготовке специалистов любого медицинского профиля. Диагностика инфекционных болезней на современном этапе не представляется возможным без результатов бактериологического исследования, которые являются основополагающими при постановке диагноза и последующего лечения. В этой связи обучение медицинских кадров вопросам практической микробиологии является ведущим направлением в образовательном процессе средних и высших медицинских учреждений. Однако выделение и посев «заразного» материала от больных и проведение демонстрации роста микроорганизмов вызывает определенные трудности и не всегда представляется возможным. Это связано с выполнением требований правовых основ деятельности и безопасности заражения при работе с микроорганизмами в микробиологической лаборатории. Каждая лаборатория должна иметь разрешение на право работы с микроорганизмами -возбудителями инфекционных заболеваний. Порядок получения разрешений определяется на основе санитарно-эпидемиологических правил - СП 1.3.2322-08 «БЕЗОПАСНОСТЬ РАБОТЫ С МИКРООРГАНИЗМАМИ III - IV ГРУПП ПАТОГЕННОСТИ (ОПАСНОСТИ) И ВОЗБУДИТЕЛЯМИ ПАРАЗИТАРНЫХ БОЛЕЗНЕЙ». Деятельность каждого структурного подразделения (микробиологической лаборатории, цеха, производственного участка и т.п.), связанная с использованием ПБА III - IV групп, должна осуществляться на основании санитарно-эпидемиологического заключения в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". Кроме того, для каждого структурного подразделения, проводящего работы с ПБА III - IV групп, должен быть разработан документ, определяющий режим безопасной работы в конкретных условиях, с учетом характера работ, особенностей технологии, свойств микроорганизмов и продуктов их жизнедеятельности. Документ должен быть согласован с комиссией по контролю соблюдения требований биологической безопасности организации и утвержден руководителем.

Задачей предлагаемого технического решения является повышение безопасности учебного процесса, а также создание учебного пособия по микробиологии натуралистично имитирующего модель результатов бактериологических исследований, долгохранящегося и удобного для хранения.

Поставленная задача решена за счет учебного пособия по микробиологии характеризующегося тем, что оно содержит емкость, выполненную из светопропускающей пластмассы в форме открытой чашки с плоским дном, при этом чашка заполнена светопропускающим наполнителем, под которым расположен диск с нанесенным изображением, имитирующим колонию микроорганизмов; чашка выполнена из полистирола; светопропускающий наполнитель выполнен из жидкого натриевого стекла; светопропускающий наполнитель выполнен подкрашенным; между дном чашки и диском с нанесенным изображением, имитирующим колонию микроорганизмов, расположен дополнительный равномерно окрашенный светопропускающий диск.

Суть технического решения иллюстрирована чертежами, где на фиг.1 - общий вид учебного пособия по микробиологии.

На фиг.1 изображены чашка 1, дно 2, стенка 3, наполнитель 4, диск 5 с нанесенным изображением, равномерно окрашенный диск 6.

Учебное пособие по микробиологии выполнено следующим образом.

Учебное пособие по микробиологии содержит емкость, выполненную из светопропускающей пластмассы в форме открытой сверху чашки 1 с плоским дном. Чашка 1 выполнена из полистирола. Внутри чашки 1 расположен светопропускающий наполнитель 4, выполненный из жидкого натриевого стекла. Под светопропускающим наполнителем 4 расположен диск 5 с нанесенным изображением, имитирующим колонию микроорганизмов. Диск 5 опционально выполнен состоящим из прозрачной основы и наклеенной на данную основу пленки с нанесенным изображением колонии микроорганизмов. Наполнитель 4 опционально выполнен подкрашенным для имитации питательной среды. Выполнение чашки 1 из полистирола, а наполнителя из жидкого натриевого стекла позволяет наполнителю 4 адгезировать к внутренней поверхности стенок 3 чашки 1. Между дном 2 чашки 1 и диском 5 с нанесенным изображением, имитирующим колонию микроорганизмов, может быть расположен дополнительный равномерно окрашенный светопропускающий диск 6.

Учебное пособие по микробиологии изготавливают следующим образом.

Сначала изготавливают чашку 1 из полистирола. Затем в чашке 1 размещают диск 5 с нанесенным изображением, имитирующим колонию микроорганизмов. Создание имитации роста колоний микроорганизмов осуществляется копированием изображения методом фотографирования реальных выросших колоний в условиях микробиологической лаборатории. После чего чашку 1 заливают наполнителем 4. Основным компонентом наполнителя (имитационная среда) является жидкое натриевое стекло (ГОСТ 13078-81), обладающее высокой клейкостью. Применение в составе наполнителя 4 жидкого натриевого стекла позволяет добиться, после его затвердевания, образования высокопрочной структуры, а также обеспечивает хорошую адгезию. Получаемое покрытие превосходно сохраняет свои качества в различных климатических условиях. Помимо высокой стойкости к воздействиям окружающей среды, жидкое натриевое стекло имеет хорошие грязеотталкивающие свойства. Твердеет натриевое жидкое стекло в результате испарения воды, а также взаимодействия с углекислым газом (CO2), находящемся в воздухе. В случае необходимости имитации конкретной питательной среды, наполнитель 4 подкрашивают, например гуашью. При невозможности подбора красителя, дополнительно используют соответствующую цветную «подкладку», выполненную в форме равномерно окрашенного диска 6. В случае использования равномерно окрашенного диска 6, его располагают под диском 5 и приклеивают на дно чашки.

Таким образом, предлагаемое учебное пособие по микробиологии позволяет натуралистично имитировать модель результатов бактериологических исследований и сделать ее приближенным к естественному виду. Имитация колоний микроорганизмов на разработанном составе имеет естественную объемную форму, что наглядно демонстрирует рост колоний микроорганизмов. Данная модель позволит существенно повысить качество образовательного процесса при подготовке специалистов медицинского профиля по вопросам микробиологии. Принимая во внимание вышеизложенное, предлагаемое устройство позволяет полностью исключить нарушение требований правовых основ деятельности и безопасности заражения при работе с микроорганизмами путем создания имитационных макетов бактериологических исследований. Устройство дает возможность демонстрации посева и роста микроорганизмов, являющихся возбудителями различных инфекционных заболеваний. Кроме того, с помощью данного устройство возможно создание имитации результатов бактериологического исследования, проводившегося с целью контроля за качеством питательных средств, влажной и камерной дезинфекции, определения чувствительности выделенных культур к антибиотикам. Создание каталога имитационных моделей результатов бактериологических исследований в медицинских образовательных учреждениях позволит улучшить качество образовательного процесса, тем самым повысить квалификационную подготовку специалистов медицинского профиля, при полном исключении несанкционированных контактов учащихся с заразными культурами.

Техническим эффектом предлагаемого технического решения является повышение безопасности учебного процесса за счет создания учебного пособия по микробиологии натуралистично имитирующего модель результатов бактериологических исследований, долгохранящегося и удобного для хранения, содержащего емкость, выполненную из светопропускающей пластмассы в форме открытой чашки с плоским дном, при этом чашка заполнена светопропускающим наполнителем, под которым расположен диск с нанесенным изображением, имитирующим колонию микроорганизмов; чашка выполнена из полистирола; светопропускающий наполнитель выполнен из жидкого натриевого стекла; светопропускающий наполнитель выполнен подкрашенным; между дном чашки и диском с нанесенным изображением, имитирующим колонию микроорганизмов, расположен дополнительный равномерно окрашенный светопропускающий диск.

1. Учебное пособие по микробиологии, характеризующееся тем, что содержит емкость, выполненную из светопропускающей пластмассы в форме открытой чашки с плоским дном, при этом чашка заполнена светопропускающим наполнителем, под которым расположен диск с нанесенным изображением, имитирующим колонию микроорганизмов.

2. Учебное пособие по микробиологии по п.1, отличающееся тем, что чашка выполнена из полистирола.

3. Учебное пособие по микробиологии по п.1, отличающееся тем, что светопропускающий наполнитель выполнен из жидкого натриевого стекла.

4. Учебное пособие по микробиологии по п.1, отличающееся тем, что светопропускающий наполнитель выполнен подкрашенным.

5. Учебное пособие по микробиологии по п.1, отличающееся тем, что между дном чашки и диском с нанесенным изображением, имитирующим колонию микроорганизмов, расположен дополнительный равномерно окрашенный светопропускающий диск.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к медицине, а именно к дерматовенерологии и представляет способ комплексной диагностики инфекций, передаваемых половым путем (ИППП), в формате ДНК-чипа, осуществляемый путем параллельной идентификации 29 микроорганизмов в полученном от пациента биоматериале, в том числе: патогенных (Neisseria gonorrhoeae, Chlamidia trachomatis, Treponema pallidum, Trichomonas vaginalis, вирус герпеса I и II типа); условно патогенных (Ureaplasma urealyticum, Mycoplasma genitalium, Mycoplasma hominis, Gardnerella vaginalis, Bacteroides vulgatus, Bacteroides fragilis, Mobiluncus mulieris, Mobiluncus curtisii, Enterococcus faecalis, Escherichia coli, Prevotella melanogenica, Prevotella oralis, Fusobacterium nucleatum, Staphylococcus epidermidis, Streptococcus sanguinis, Corynebacterium spp., Klebsiella pneumoniae, Klebsiella oxytoca, Proteus mirabilis, Enterococcus faecium, Peptostreptococcus anaerobius, Anaerobius prevotii); непатогенных (Lactobacillus spp.), с помощью олигонуклеотидных зондов, специфичных к каждому из выбранных возбудителей, иммобилизованных на стеклянных слайдах с эпокси-модифицированной поверхностью (формат ДНК-чипа)

Полезная модель относится к полиграфическому производству, а именно к производству учебных пособий
Наверх