Грузовой кузов-фургон

 

Техническое решение относится к транспортному машиностроению, а именно к конструкции механизма привода раскрывающегося бокового борта кузова-фургона грузового автомобиля, облегчающего погрузочно-разгрузочные работы.

Задачей полезной модели является повышение жесткости конструкции и устранение заклинивания верхнего борта при движении по направляющим.

Грузовой кузов-фургон, содержащий связанные между собой основание с силовым каркасом, установленными на шасси, крышу, и вертикальные стенки, между которыми размещен хотя бы один раскладывающийся борт, продольно разделенный на нижнюю и верхнюю части, первая из которых шарнирно закреплена на основании фургона с возможностью откидывания вниз, а вторая связана с первой посредством шарнирно-рычажного механизма с возможностью подъема вверх и поворота вокруг своей продольной оси с одновременным перемещением под крышу фургона, под крышей расположена направляющая для опоры верхней части верхнего борта в открытом положении в котором направляющая закреплена на силовом каркасе кузова горизонтально, при этом, на верхней части борта укреплен ролик, взаимодействующий с направляющей, направляющая имеет ребро жесткости, направленное вниз, на стойке установлен опорный ролик для поддержания верхнего борта при переводе его из вертикального в горизонтальное положение до касания верхней части борта направляющей.

Конструкция привода бортов согласно настоящей полезной модели изготовлена и испытана на ООО «Завод автомобильных прицепов и кузовов «МАЗ-Купава».

Заявляемое техническое решение относится к транспортному машиностроению, а именно к конструкции механизма привода раскрывающегося бокового борта кузова-фургона грузового автомобиля, облегчающего погрузочно-разгрузочные работы.

Для фургонов, предназначенных для доставки небольших партий тарного груза (в ящиках или поддонах), актуально обеспечение полного доступа к боковому проему кузова-фургона для быстрого доступа к грузу. При этом важно обеспечить примерное равновесие части бортов при их раскрывании и закрытии, чтобы водитель мог их открыть или закрыть не применяя значительных усилий.

Такие условия обеспечивает техническое решение конструкции кузова-фургона транспортного средства [1]. Известная конструкция кузова-фургона включает раскладывающийся борт, нижняя часть которого шарнирно прикреплена к днищу кузова с возможностью полного открытия вниз, а верхняя часть кинематически связана с нижней частью борта шарнирно-рычажным механизмом с возможностью подъема и одновременно поворота в горизонтальное положение с перемещением под крышу фургона.

Такая конструкция наиболее полно решает поставленную техническую задачу, однако тоже не лишена недостатков, выявленных в эксплуатации и связанных с перемещением бортов в промежуточных положениях из-за износа и заклинивания деталей механизма.

В качестве прототипа принята конструкция кузова-фургона содержащая связанные между собой основание, крышу и вертикальные стенки, между которыми размещен хотя бы один раскладывающийся борт, продольно разделенный на нижнюю и верхнюю части, первая из которых шарнирно закреплена на основании фургона и откидывается вниз, а вторая связана с первой посредством шарнирно-рычажного механизма и выполнена поднимающейся вверх с возможностью поворота вокруг своей продольной оси с одновременным перемещением под крышу фургона, при этом обе части борта связаны направляющими опорами и рычагами-шатунами с вертикальными стенками фургона с образованием кривошипно-ползунного механизма, при этом каждая опора верхней части борта выполнена шарнирно-подвижной и разнесенной по высоте верхней части борта с размещением на верхних углах верхней части борта роликов, для опоры которых на внутренних поверхностях передней и задней стенок фургона выполнены профилированные направляющие.

Недостатком прототипа является недостаточная жесткость конструкции, поскольку профилированные направляющие укреплены на внутренних поверхностях стенок кузова, и кроме того профилированные направляющие приводят к тому, что опорный ролик верхней части борта часто подклинивает в пазу направляющей.

Задачей полезной модели является повышение жесткости конструкции и устранение заклинивания верхнего борта при движении по направляющим.

Поставленная задача решается тем, что в известном грузовом кузове-фургоне, содержащий связанные между собой основание с силовым каркасом, установленными на шасси, крышу, и вертикальные стенки, между которыми размещен хотя бы один раскладывающийся борт, продольно разделенный на нижнюю и верхнюю части, первая из которых шарнирно закреплена на основании фургона с возможностью откидывания вниз, а вторая связана с первой посредством шарнирно-рычажного механизма с возможностью подъема вверх с одновременным поворотом вокруг своей продольной оси и перемещением под крышу фургона, под крышей расположена направляющая для опоры верхней части верхнего борта в открытом положении, согласно полезной модели направляющая закреплена на силовом каркасе кузова горизонтально, направляющая выполнена с ребром жесткости, направленным вниз, на стойке жестко установлен опорный ролик для поддержания верхнего борта при переводе его из вертикального в горизонтальное положение до касания верхней части борта направляющей, при этом опорный ролик расположен ниже направляющей.

Такое выполнение конструкции кузова фургона позволяет улучшить конструктивную жесткость механизма открывания борта за счет крепления опорных направляющих верхнего борта на силовом каркасе, а не на стенках фургона. Выполнение опорной направляющей с ребром жесткости, отогнутым вниз дает возможность опорному ролику верхнего борта занимать свободное положение на направляющей и не заклинивать в профилированной направляющей при перекосе борта.

Полезная модель поясняется чертежами. На фиг.1 показан общий вид кузова-фургона на шасси грузового автомобиля с раскладным бортом, вид сбоку; на фиг.2 - механизм открывания борта в промежуточном положении; на фиг.3 - сечение А-А направляющей на фиг.2; На фиг.4 - крепление промежуточного ролика. На фиг, 5 и 6 - два промежуточных положения верхнего борта на опорной направляющей и на опорном ролике. при переводе его из горизонтальное в вертикального положение.

Кузов-фургон 1 установлен на шасси грузового автомобиля 2 и содержит боковую стенку, разделенную по горизонтали на нижний борт 3 и верхний борт 4, раскрывающиеся соответственно вниз и вверх: нижний борт 3 шарнирно укреплен на днище кузова 1 с возможностью полного открывания на шарнирах 5. Верхний борт 4 закреплен на шарнирно-рычажном рычажном механизме 6, кинематически связанным с нижним бортом 3. При открытии нижнего борта 3 верхний борт поднимается с поворотом и в конечном положении заходит под крышу 7 кузова-фургона 1. Шарнирно-рычажные механизмы 6 размещены по торцам бортов непосредственно у передней и задней вертикальных стенок и крепятся к силовому каркасу 8 кузова-фургона 1. Для открытия бортов на нижнем борту укреплены ручки 9. На стойке жестко установлен опорный ролик 10. На краю верхнего борта укреплен ролик 11 для качения по опорной направляющей 12, укрепленной на силовом каркасе 8 кузова-фургона 1.

Конструкция работает следующим образом. В исходном (закрытом) положении нижний борт 3 и верхний борт 4, занимают вертикальное положение, а шарнирно-рычажные механизмы 6 занимают сложеное положение у передней и задней стенок фургона 1. Открывание производится вручную за ручку 9. Предварительно необходимо отпереть замок (не показан) нижнего борта, который препятствуют самопроизвольному открытию бортов. При повороте нижнего борта 3 относительно шарнира 5 в сторону открытия, он приводит в действие оба одинаковых шарнирно-рычажных механизма 6, расположенные с торцов бортов. Каждый шарнирно-рычажный механизм 6 заставляет верхний борт 4 поворачиваясь подниматься вверх. При этом верхний борт своей плоскостью начинает опираться на опорный ролик 10, тем самым уменьшая нагрузку на шарнирно-рычажный механизм 6 и соответственно на нижний борт 3. После достижения роликом 11, укрепленном на краю верхнего борта 4 опорной направляющей 12, он начинает по ней катиться и опорная направляющая воспринимает часть нагрузки верхнего борта 4 разгружая нижний борт 3. При этом размеры шарнирно рычажного механизма выполнены такими, что опорный ролик 10 освобождается, когда ролик 11 верхнего борта опирается на опорную направляющую. При этом опорный ролик 10 должен быть расположен ниже опорной направляющей.

При полном открытии нижнего борта 3, когда он достигает вертикального положения, верхний борт 4 полностью заходит под крышу 7 кузова-фургона 1 занимая горизонтальное положение. Для закрытия бортов действия выполняют в обратном порядке.

Конструкция привода бортов согласно настоящей полезной модели изготовлена и испытана на ООО «Завод автомобильных прицепов и кузовов «МАЗ-Купава».

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Свидетельство РФ на полезную модель 14906 МПК B62D 33/04 B60P 1/00, опубл. 10/09/2000.

2. Патент РФ 2412070, МПК B60P 1/00, B62D 33/04, B61D 17/08, B60J 5/04, B61D 19/00, опубл. 27/10/2008 - прототип.

Грузовой кузов-фургон, содержащий связанные между собой основание с силовым каркасом, установленные на шасси, крышу, и вертикальные стенки, между которыми размещен хотя бы один раскладывающийся борт, продольно разделенный на нижнюю и верхнюю части, первая из которых шарнирно закреплена на основании фургона с возможностью откидывания вниз, а вторая связана с первой посредством шарнирно-рычажного механизма с возможностью подъема вверх и поворота вокруг своей продольной оси с одновременным перемещением под крышу фургона, под крышей расположена направляющая для опоры верхней части верхнего борта в открытом положении, отличающийся тем, что направляющая закреплена на силовом каркасе кузова горизонтально, при этом на верхней части борта укреплен ролик, взаимодействующий с направляющей, направляющая имеет ребро жесткости, направленное вниз, на стойке установлен опорный ролик для поддержания верхнего борта при переводе его из вертикального в горизонтальное положение до касания верхней части борта направляющей.



 

Наверх