Станок и оборудование для статической и динамической балансировки роторов электродвигателя электрических машин

 

Заявляемое устройство позволяет расширить возможности балансировки. Заявляемое устройство, содержащее балансировочный сегмент, вставляемый в кольцевую канавку ротора с буртом, в стенке которого выполнено сквозное отверстие, в которое установлен стопорный элемент с выступом, соответствующим форме и размерам сквозного отверстия в бурте. Причем в сегменте выполнена канавка, равная по ширине толщине стенки бурта, стопорный элемент выполнен в виде шплинта, форма и размер головки которого соответствует форме и размерам сквозного отверстия в стенке бурта, напротив сквозного отверстия в стенке бурта выполнена радиальная канавка, в днище канавки сегмента выполнено сквозное отверстие для прохода усиков шплинта. 1 с и 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

Область техники

Полезная модель относится к области машиностроения и может быть использовано для компенсации дисбаланса вращающихся частей машин путем добавления к испытуемым объектам корректирующих грузов.

Характеристика аналога

Известно устройство балансировки ротора (УБР) (см. патент РФ 2194960) имеет балансировочные грузики, кольцевой бурт с кольцевой канавкой. В кольцевом бурте выполнены равномерно расположенные по окружности радиальные пазы, пересекающие кольцевую канавку, имеющие поверхности, соответствующие форме грузиков. Грузики выполнены в виде фигур простой геометрической формы (цилиндров, шаров, пластин и т.д.) с поперечным отверстием. Грузики расположены в радиальных пазах бурта и зафиксированы упругим проволочным кольцом, продетым через поперечное отверстие каждого грузика и расположенным в кольцевой канавке.

Недостатком аналога является ограниченные возможности балансировки.

Характеристика прототипа

Ближайшим из аналогов является УБР (см. АС СССР 200857), содержащего балансировочный сегмент, вставляемый в кольцевую канавку с буртом, в стенке которого выполнено сквозное отверстие, в которое установлен стопорный элемент в виде стопорной пластины с цилиндрическим выступом. После определения места установки сегмента на роторе и подборе массы сегмента его устанавливают в кольцевую канавку и фиксируют с помощью стопорной пластины. Для фиксации сегмента в радиальном направлении конец стопорной пластины загибают.

Недостатком прототипа является ограниченные возможности балансировки, т.к. масса сегмента ограничена шириной кольцевой канавки.

Техническая задача

Технической задачей, вытекающей из уровня техники является расширение возможностей балансировки.

Поставленная задача решается за счет того, что заявляемое УБР содержащее сегмент, вставляемый в кольцевую канавку ротора с буртом, в стенке которого выполнено сквозное отверстие, в которое установлен стопорный элемент с выступом, соответствующим форме и размерам сквозного отверстия в бурте.

Причем в сегменте выполнена канавка, равная по ширине толщине стенки бурта, стопорный элемент выполнен в виде шплинта, форма и размер головки которого соответствует форме и размерам сквозного отверстия в стенке бурта, напротив сквозного отверстия в стенке бурта выполнена радиальная канавка, в днище канавки сегмента выполнено сквозное отверстие для прохода усиков шплинта.

Благодаря новой конструкции масса балансировочного сегмента не зависит от ширины кольцевой канавки, что позволяет расширить возможности балансировки с помощью заявляемого УБР.

Сквозное отверстие в стенке бурта выполнено цилиндрической формы, что является одним из возможных вариантов формы выполнения этого отверстия.

Радиальная канавка в стенке бурта выполнена сквозной на всю толщину бурта, что является одним из вариантов выполнения радиальной канавки.

В результате проведенных патентных исследований не выявлено аналогичных технических решений, что позволяет предположить соответствие заявляемой полезной модели критерию новизна.

Сущность полезной модели поясняется чертежами, где на фиг.1 изображено заявляемое устройство в разрезе; на фиг.2 - вид с боку с разрезом по А-А; на фиг.3 - вид с боку балансировочного сегмента.

Пример конкретного исполнения

Заявляемое устройство содержит балансировочный сегмент 1, вставляемый в кольцевую канавку 2 ротора 3 с буртом 4, в стенке которого выполнено сквозное отверстие 5, в которое установлен стопорный элемент 6 в виде шплинта 6, имеющего цилиндрическую головку 7 и усики 8. В сегменте 1 выполнена канавка 9, равная по ширине толщине стенки бурта 4, Напротив отверстия 5 в стенке бурта 4 выполнена сквозная радиальная канавка 10. В днище канавки 9 сегмента 1 выполнено сквозное отверстие 11 для прохода усиков 8 шплинта 6.

Установку балансировочного сегмента 1 на свое место производят следующим образом. В канавку 10 и отверстие 5 закладывают шплинт 6. Перемещая сегмент 1 в радиальном направлении, проводят усики 8 шплинта 6 через отверстие 11 и сажают сегмент 1 канавкой 9 на бурт 4 и разводят усики 8.

Благодаря новой конструкции масса балансировочного сегмента 1 не зависит от ширины кольцевой канавки 2, что позволяет расширить возможности балансировки с помощью заявляемого УБР.

Таким образом, благодаря новой совокупности существенных признаков в заявляемом устройстве решается полностью поставленная техническая задача, вытекающая из уровня техники, и, следовательно, оно соответствует критерию «промышленная применимость».

Заявляемая полезная модель находится на стадии опытно-промышленных испытаний. Планируется серийное производство заявляемого устройства и использования в отечественном машиностроении

1. Устройство балансировки ротора, содержащее сегмент, вставляемый в кольцевую канавку ротора с буртом, в стенке которого выполнено сквозное отверстие, в которое установлен стопорный элемент с выступом, соответствующим форме и размерам сквозного отверстия в бурте, отличающееся тем, что в сегменте выполнена канавка, равная по ширине толщине стенки бурта, стопорный элемент выполнен в виде шплинта, форма и размер головки которого соответствует форме и размерам сквозного отверстия в стенке бурта, напротив сквозного отверстия в стенке бурта выполнена радиальная канавка, в днище канавки сегмента выполнено сквозное отверстие для прохода усиков шплинта.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что сквозное отверстие в стенке бурта выполнено цилиндрической формы.

3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что радиальная канавка в стенке бурта выполнена сквозной на всю толщину бурта.



 

Наверх