Компенсатор давления клиновых задвижек

 

Полезная модель относится к промышленной трубопроводной арматуре, а именно к компенсаторам давления клиновых задвижек магистральных нефтепроводов. Компенсатор давления содержит перепускной клапан, имеющий полый корпус с входным (А), выходным (Б) и средним (В) каналами для сообщения полости корпуса соответственно с входным (а), выходным (б) патрубками, и со средней полостью (в) задвижки, а также элементы для соединения указанных каналов (A,Б,B) с соответствующими патрубками (а, б) и, при необходимости, со средней полостью (в). В полости корпуса клапана установлен золотник с возможностью перемещения в сторону меньшего давления среды под действием избыточного давления в канале (А) или (Б) с перекрытием соответственно канала (Б) или (А) корпуса клапана. При этом золотник установлен в корпусе клапана таким образом, что при перекрытии им одного из каналов (А) или (Б), обеспечивается сообщение канала (В), соответственно, с каналом (Б) или (А) непосредственно через полость корпуса. Технический результат - повышение надежности работы компенсатора, повышение герметичности элементов задвижки. 6 з.п. ф-лы, 4 ил,

Полезная модель относится к промышленной трубопроводной арматуре, а именно к компенсаторам давления клиновых задвижек магистральных нефтепроводов.

Компенсатор давления задвижки трубопровода (нефтепровода) предназначен для сброса избыточного давления жидкой среды (нефти), возникающего в средней полости клиновой задвижки вследствие технологического нагрева из-за разницы коэффициентов линейного расширения проводимой среды (нефти) и металла корпуса задвижки при закрытом затворе, в один из патрубков, имеющем меньшее давление проводимой среды, чем в средней полости задвижки. При этом компенсатор обеспечивает герметичность при функционировании задвижки.

Из уровня техники известен компенсатор давления задвижки, содержащий перепускной клапан, имеющий полый корпус с входным, выходным и средним каналами для сообщения полости корпуса соответственно с входным, выходным патрубками, и со средней полостью задвижки, а также элементы для соединения указанных каналов с соответствующими патрубками и средней полостью. В полости корпуса клапана установлен золотник с возможностью перемещения в сторону меньшего давления среды под действием избыточного давления в входном или выходном канале (см. Патент РФ на полезную модель RU 102734). При этом в известном устройстве сброс избыточного давления из средней полости задвижки осуществляется через отверстие в золотнике которое совмещается, в частности, с входным и средним каналом. Недостатком известного устройства является то, что из-за ограниченного перемещения золотника, происходит неравномерный износ его уплотнения (одно из уплотнений изнашивается в большей степени), при этом, поскольку сброс избыточного давления, осуществляется через отверстие в золотнике, имеется возможность его засорения нефтепродуктами. Указанные конструктивные особенности приводят к снижению надежности работы компенсатора.

Задачей заявленной полезной модели является разработка долговечного и надежного компенсатора давления для задвижки нефтепровода.

Технический результат заявленной полезной модели заключается в повышении надежности работы компенсатора, повышении герметичности элементов задвижки.

Указанный технический результат достигается за счет того, что компенсатор давления задвижки нефтепровода, содержит перепускной клапан, имеющий полый корпус с входным (А), выходным (Б) и средним (В) каналами для сообщения полости корпуса соответственно с входным (а), выходным (б) патрубками, и со средней полостью (в) задвижки, а также элементы для соединения указанных каналов (А, Б, В) с соответствующими патрубками (а, б) и, при необходимости, со средней полостью (в), при этом в полости корпуса клапана установлен золотник с возможностью перемещения в сторону меньшего давления среды под действием избыточного давления в канале (А) или (Б) с перекрытием соответственно канала (Б) или (А) корпуса клапана, причем золотник установлен в корпусе клапана таким образом, что при перекрытии им одного из каналов (А) или (Б), обеспечивается сообщение канала (В), соответственно, с каналом (Б) или (А) непосредственно через полость корпуса

Кроме того, указанный технический результат достигается за счет того, что:

- каналы (А) и (Б) расположены в корпусе клапана соосно, а ось канала (В) перпендикулярна оси каналов (А) и (Б),

- расстояние между плоскостью выхода канала (А) в полость корпуса и осью канала (В), а также расстояние между плоскостью выхода канала (Б) в полость корпуса и осью канала (В) больше, чем размер золотника вдоль оси каналов (А) и (Б).

- золотник имеет радиальную выточку и отверстие для сообщения канала (В) с каналом (А), обеспечивающие сброс избыточного давления в случае заклинивания золотника между каналами (А) и (Б).

- компенсатор давления выполнен с возможностью установки снаружи корпуса задвижки.

- компенсатор давления выполнен с возможностью установки внутри корпуса задвижки.

- компенсатор давления выполнен с возможностью установки в затворе задвижки.

Конструкция заявленного устройства показана, на фиг.1-4:

Фиг.1 - схема установки компенсатора внутри корпуса задвижки,

Фиг.2 - схема установки компенсатора снаружи корпуса задвижки,

Фиг.3 - схема установки компенсатора в затворе задвижки,

Фиг.4 - перепускной клапан компенсатора давления, 4а - при перекрытии канала «а», 4в - при перекрытии канала «б», 4б - при заклинивании золотника в среднем положении.

1 - корпус задвижки,

2 - крышка,

3 - уплотнительное кольцо,

4 - затвор,

5 - шпиндель,

6 - перепускной клапан компенсатора давления,

7, 8 - соединительные трубки компенсатора,

9 - штуцеры

10 - корпус перепускного клапана,

11 - золотник с радиальной выточкой

12 - Отверстие золотника,

13 - уплотнительные кольца,

а - входной патрубок задвижки

б - входной патрубок задвижки

в - средняя полость задвижки

А - входной канал клапана

Б - выходной канал клапана

В - средний канал клапана

В общем случае заявленное устройство содержит перепускной клапан 6, имеющий полый корпус 10 с входным (А), выходным (Б) и средним (В) каналами для сообщения полости корпуса с входным (а), выходным (б) патрубками, и со средней полостью (в) задвижки соответственно, которое осуществляется посредством соединительных элементов в виде трубок 7,8 и штуцеров 9 или напрямую (при внутреннем расположении компенсатора, см. фиг.1 и 3). В предпочтительном варианте реализации полезной модели каналы (А) и (Б) расположены в корпусе 10 клапана 6 соосно, а ось канала (В) перпендикулярна оси каналов (А) и (Б),

В полости корпуса 10 клапана 6 установлен золотник 11 с возможностью перемещения в сторону меньшего давления среды под действием избыточного давления в канале (А) или (Б) с перекрытием соответственно противоположного канала (Б) или (А) корпуса клапана.

При этом, в отличие от известного аналога, золотник 11 установлен в корпусе 10 клапана 6 таким образом, что при перекрытии им канала (А) обеспечивается прямое сообщение канала (В) с каналом (Б) непосредственно через полость корпуса (фиг.4а), а при перекрытии канала (Б) - прямое сообщение каналов (В) и (А) (фиг.4в). Таким образом, при обычной работе клапана среда (нефть) не проходит через отверстие в золотнике, как в представленном аналоге, а беспрепятственно движется непосредственно через полость корпуса. За счет такой конфигурации клапана исключается возможность засорения отверстия золотника нефтепродуктами и уменьшается гидродинамическое сопротивление среды, и тем самым повышается надежность работы компенсатора давления.

В предпочтительном варианте реализации устройства упомянутое непосредственное сообщение каналов может быть реализовано за счет того, что расстояние между плоскостью выхода канала (А) в полость корпуса и осью канала (В), а также расстояние между плоскостью выхода канала (Б) в полость корпуса и осью канала (В) больше, чем размер золотника вдоль оси каналов (А) и (Б) (см. фиг.4). Таким образом, в заявленной конструкции, полость корпуса клапана имеет большую длину, чем в известном аналоге (при таком же размере золотника). При указанных условиях золотник 11 в крайних положениях (фиг.4а и 4в) не перекрывает канал (В), тем самым открывая прямое сообщение патрубка (а) или (б) со средней полостью (в) задвижки.

При этом в золотнике может быть предусмотрено отверстие 12 на случай заклинивания золотника в среднем положении (см. фиг.4б) для предотвращения разрушения корпусных деталей от неконтролируемого повышения давления внутри задвижки. В этом случае сброс давления будет осуществляться через отверстие 12.

Компенсатор может быть установлен:

- снаружи корпуса 1 задвижки (фиг.2),

- внутри корпуса 1 задвижки (фиг.1),

- в затворе 4 задвижки (фиг.3).

Работа компенсатора давления осуществляется следующим образом.

При подаче давления во входной патрубок «а» задвижки, в канале «А» возникает избыточное давление и золотник 11 перемещается вправо (фиг.4в), перекрывая канал «Б», обеспечивая прямое сообщение среднего канала «В» и канала «А» (непосредственно через полость корпуса). Аналогично, при подаче давления в патрубок «б», золотник 11 будет перемещаться в сторону канала «А», открывая прямое сообщения каналов «В» и «Б» (см фиг.4а). Таким образом, обеспечивается герметичность задвижки. При повышении давления в средней полости «в» задвижки (и соответственно в канале «B)») и при условии разности давления на входном «а» и выходном «б» патрубках (в каналах «А» и «Б») задвижки золотник будет находиться у канала с меньшим давлением и текучая среда будет перепускаться в патрубок, имеющий меньшую разницу давления с давлением в средней полости, т.е. условием сброса избыточного давления через компенсатор давления в один из патрубков является меньшая разница давлений в средней полости и в одном из патрубков (каналов), т.е. при условии: Р3-Р1<Р3-Р2 сброс избыточного давления будет происходить в входной патрубок «а»; при Р3-Р1>Р3-Р2 сброс избыточного давления будет происходить в выходной патрубок «б», где Р 1 - давление на входном патрубке «а», Р2 - давление на выходном патрубке «б», Р3 - давление среды в средней полости «в».

Таким образом, за счет прямого сообщения входного и выходного каналов со средней полостью задвижки (средним каналом) непосредственно через полость корпуса клапана обеспечивается надежная работа устройства.

Следует отметить, что заявленная полезная модель не ограничена частными случаями ее реализации, раскрытыми в описании. Возможны также иные формы исполнения рассмотренного устройства в объеме приведенных существенных признаков заявленной полезной модели.

1. Компенсатор давления клиновой задвижки нефтепровода, содержащий

перепускной клапан, имеющий полый корпус с входным (А), выходным (Б) и средним (В) каналами для сообщения полости корпуса соответственно с входным (а), выходным (б) патрубками и со средней полостью (в) задвижки, а также элементы для соединения указанных каналов (А, Б, В) с соответствующими патрубками (а, б) и, при необходимости, со средней полостью (в), при этом в полости корпуса клапана установлен золотник с возможностью перемещения в сторону меньшего давления среды под действием избыточного давления в канале (А) или (Б) с перекрытием соответственно канала (Б) или (А) корпуса клапана, отличающийся тем, что золотник установлен в корпусе клапана таким образом, что при перекрытии им одного из каналов (А) или (Б), обеспечивается сообщение канала (В) соответственно с каналом (Б) или (А) непосредственно через полость корпуса.

2. Компенсатор давления по п.1, в котором каналы (А) и (Б) расположены в корпусе клапана соосно, а ось канала (В) перпендикулярна оси каналов (А) и (Б).

3. Компенсатор давления по п.2, в котором расстояние между плоскостью выхода канала (А) в полость корпуса и осью канала (В), а также расстояние между плоскостью выхода канала (Б) в полость корпуса и осью канала (В) больше, чем размер золотника вдоль оси каналов (А) и (Б).

4. Компенсатор давления по п.2, в котором золотник имеет радиальную выточку и отверстие для сообщения канала (В) с каналом (А), обеспечивающие сброс избыточного давления в случае заклинивания золотника между каналами (А) и (Б).

5. Компенсатор давления по любому из пп.1-4, отличающийся тем, что он выполнен с возможностью установки снаружи корпуса задвижки.

6. Компенсатор давления по любому из пп.1-4, отличающийся тем, что он выполнен с возможностью установки внутри корпуса задвижки.

7. Компенсатор давления по любому из пп.1-4, отличающийся тем, что он выполнен с возможностью установки в затворе задвижки.



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к компенсационным устройствам и может быть использована для компенсации линейных перемещений воздуховодов

Обратный перепускной предохранительный клапан регулируемый гидравлический относится к области машиностроения, в частности, к арматуростроению и может быть использован при компоновке систем управления потоками жидкости, например, при выполнении регламентных работ на ядерном реакторе.

Полезная модель относится к области диагностики и контроля напряженно-деформированного состояния насосных агрегатов и может быть использована на магистральных нефтепроводах и водоводах, продуктопроводах, в системах гидротранспорта, водоснабжения и теплоснабжения для оперативного контроля на ранней стадии неисправности
Наверх