Система контроля и управления техническими средствами малого скоростного судна

 

Техническое решение относится к области судовой автоматики, в частности к системам автоматического централизованного контроля и управления техническими средствами малого скоростного судна. Задача предложенного технического решения - это расширение функциональных возможностей пультов управления, повышение прочности и уменьшение массы пультов за счет применения безрамных гнутых несущих конструкций, повышение удобства технического обслуживания за счет использования цельных передних панелей из гнутых металлических листов, с целью повышения эффективности эксплуатации малых скоростных судов с различными двигателями, редукторами и движителями, а так же модернизация пультов управления на малых скоростных судах. Указанное техническое решение достигается тем, что система контроля и управления техническими средствами малого скоростного судна, содержащая датчики технических параметров судна, соединенные с соответствующими индикаторами и указателями, органы дистанционного управления и контроля главными двигателями, редукторами, движителями, вспомогательными механизмами, включает в себя пульт (пост) моториста (механика), установленный по правому борту судна, пульт (пост) судоводителя, установленный по левому борту, панель (5) управления главными двигателями и движителями, установленная слева от пульта (поста) судоводителя, которые соединены напрямую или через платы индикации с соответствующими датчиками. Пульт (пост) судоводителя включает блоки контроля и управления главными двигателями, редукторами, движителями, а так же панель управления стеклоочистителями, органы управления и индикации работы сигнально-отличительных огней и другими вспомогательными механизмами. Пульт (пост) моториста (механика) содержит индикаторы и указатели, которые соединены, напрямую или через платы индикации, с соответствующими датчиками и пожарными извещателями, панель управления осушительным насосом, панель включения электропотребителей со встроенными плавкими предохранителями, панель управления отоплением и другими вспомогательными механизмами. Панель (5) управления главными двигателями и движителями содержит рукоятки управления двигателями и движителями. Корпуса пульта (поста) моториста (механика), пульта (поста) судоводителя, панели (5) управления главными двигателями и движителями представляют собой корпусные несущие конструкции, из сваренных гнутых металлических листов, изготовленные по безрамной технологии. К корпусам пульта (поста) моториста (механика), пульта (поста) судоводителя присоединены с помощью креплений цельные передние панели, изготовленные из гнутых металлических листов, которые фиксируются в открытом положении упорами и винтами или замками в закрытом положении. Системы контроля и управления техническими средствами малого скоростного судна были установлены на действующие суда проекта 21770. В ходе эксплуатации судна система зарекомендовала себя положительно, подтвердив надежность и удобство управления малым скоростным судном.

Техническое решение относится к области судовой автоматики, в частности к системам автоматического централизованного контроля и управления техническими средствами малого скоростного судна.

В качестве прототипа нами принято устройство «Система автоматического централизованного контроля и управления техническими средствами судна» (патент RU 90043, кл. В63Н 21/22 опубл. 27.12.2009), которая включает пульт механика, пульт судоводителя, прибор сигнализации контроля и управления (СКУ), блок трансформаторов. При этом пульт механика содержит органы дистанционного управления главными двигателями и мнемосхемы.

Предложенная система контроля и управления рассчитана на большие и средние скоростные суда и неприменима для малых скоростных судов.

Малые скоростные суда испытывают высокую вибрацию и удары о волны, что требует, для сохранения работоспособности в таких условиях, разработки конструктивных и схемных решений, обеспечивающих одновременную эластичность и прочность конструкции пультов при сохранении удобства управления и технического обслуживания самой системы управления.

Задача предложенного технического решения - это расширение функциональных возможностей пультов управления, повышение прочности и уменьшение массы пультов за счет применения безрамных гнутых несущих конструкций, повышение удобства технического обслуживания за счет использования цельных передних панелей из гнутых металлических листов, с целью повышения эффективности эксплуатации малых скоростных судов с различными двигателями, редукторами и движителями, а так же модернизация пультов управления на малых скоростных судах.

Указанное техническое решение достигается тем, что система контроля и управления техническими средствами малого скоростного судна, содержащая датчики технических параметров судна, соединенные с соответствующими индикаторами и указателями, органы дистанционного управления и контроля главными двигателями, редукторами, движителями, вспомогательными механизмами, включает в себя пульт (пост) моториста (механика), устанавливаемый по правому борту судна, пульт (пост) судоводителя, устанавливаемый по левому борту, панель (5) управления главными двигателями и движителями, устанавливаемая слева от пульта (поста) судоводителя, которые соединены напрямую или через платы индикации с соответствующими датчиками, при этом пульт (пост) судоводителя включает блоки контроля и управления главными двигателями, редукторами, движителями, а так же панель управления стеклоочистителями, органы управления и индикации работы сигнально-отличительных огней и другими вспомогательными механизмами, пульт (пост) моториста (механика) содержит индикаторы и указатели, которые соединены, напрямую или через платы индикации, с соответствующими датчиками и пожарными извещателями, панель управления осушительным насосом, панель включения электропотребителей со встроенными плавкими предохранителями, панель управления отоплением и другими вспомогательными механизмами, панель (5) управления главными двигателями и движителями содержит рукоятки управления двигателями и движителями.

Корпуса пульта (поста) моториста (механика), пульта (поста) судоводителя, панели (5) управления главными двигателями и движителями представляют собой корпусные несущие конструкции, из сваренных гнутых металлических листов, изготовленные по безрамной технологии, при этом к корпусам пульта (поста) моториста (механика), пульта (поста) судоводителя присоединены с помощью креплений цельные передние панели, изготовленные из гнутых металлических листов, которые фиксируются в открытом положении упорами и винтами или замками в закрытом положении.

Наличие в системе пульта (поста) моториста (механика), пульта (поста) судоводителя и панели (5) управления главными двигателями и движителями создает полную картину обстановки на судне, отображает состояние всех судовых технических средств и систем, обеспечивая требуемые скорость и точность управления, удобство и безопасность деятельности судоводителя и моториста (механика), простоту и оперативность технического обслуживания в нормальных и аварийных условиях, а также оптимальные условия труда и быстроту формирования навыков у судоводителя и механика (моториста) при обучении. Расположение панели (5) управления главными двигателями и движителями слева от пульта (поста) судоводителя обеспечивает удобное и интуитивно понятное управление главными двигателями и движителями левой рукой, тогда как правой рукой судоводитель управляет движителями с помощью рулевого колеса.

Панель включения электропотребителей, входящая в состав пульта (поста) моториста (механика) и включающая в себя плавкие предохранители для защиты потребителей, с надписями с подсветкой у каждого выключателя, обеспечивает питание и защиту всех судовых технических средств и систем, что позволяет сохранять их работоспособность при эксплуатации и автоматическом переключении питания с основного на резервное и наоборот, а так же быстро ориентироваться в состоянии питания судовых технических средств и систем.

Заявляемая полезная модель поясняется с помощью чертежей, на которых представлены:

фигура 1 - Система контроля и управления техническими средствами малого скоростного судна

фигура 2 - Панель (5) управления главными двигателями и движителями, состоящая из рукоятки управления частотой вращения ГД 1 и 2 (1), рукоятки управления движителями (2), корпусной несущей конструкции (30).

фигура 3 - Пульт (пост) судоводителя, состоящий из тумблеров управления редукторами ГД 1 и 2 (3), тахометров ГД 1 и 2 (4), часов кварцевых (5), индикаторов работы сигнально-отличительных огней (6), панели контроля положения движителей (7), панели управления стеклоочистителями (8), тумблеров включения сигнально - отличительных огней (9), индикаторов пониженного давления в гидросистеме движителей (10), тумблера включения питания приборов (11), тумблера включения сирены (12), тумблера включения подсветки приборов (13), приборных панелей управления ГД 1 и 2 (включения и останова) (14), корпусной несущей конструкции (30), петель крепежных (31), толстостенной передней панели (32), болтов крепления передней панели (33).

фигура 4 - Пульт (пост) моториста (механика), состоящий из звукового сигнализатора (15), вольтметра (16), индикатора высокой температуры в машинном отделении (17), индикатора наличия воды в машинном отделении (18), тумблера включения подсветки приборов (19), кнопки квитирования (20), кнопки проверки индикаторов (21), дисплеев ГД 1 и 2 (22), индикаторов высоких температур выхлопных газов ГД 1 и 2 (23), панели управления осушительным насосом (24), указателей давления масла в ГД 1 и 2 (25), указателей температур охлаждающих жидкостей в ГД 1 и 2 (26), панели управления отоплением (27), указателей уровней топлива в топливных цистернах (28), панелей включения электропотребителей (29), корпусной несущей конструкции (30), петель крепежных (31), толстостенной передней панели (32), болтов крепления передней панели (33).

Система работает следующим образом.

С пульта (поста) моториста (механика) ведется дистанционный контроль и управление судовыми техническими средствами и системами. На плату индикации пульта (поста) моториста (механика) от датчика температуры в машинном отделении, поступает сигнал о превышении установленного порога температуры воздуха. Сигнал обрабатывается в плате индикации, и выводится на индикатор высокой температуры в машинном отделении (17) пульта (поста) моториста (механика) в виде световых (17) и звуковых (15) сигналов.

Сигналы от датчиков, установленных в топливных цистернах, контролирующих уровень топлива выводятся на стрелочные указатели уровней топлива в топливных цистернах (28) пульта (поста) моториста (механика).

Блоки контроля состояния и параметров главных двигателей обеспечивают отображение сигналов от соответствующих датчиков, установленных на судне, о состоянии и параметрах главных двигателей на стрелочных указателях (16, 25, 26), световых индикаторах (23) и дисплеях ГД 1 и 2 (22), расположенных на панели пульта (поста) механика (моториста). При этом отображаются данные о напряжении в бортовой сети (16), давлении масла главных двигателей (25), о температуре охлаждающей жидкости (26) и о высокой температуре выхлопных газов (23). На дисплеях ГД с помощью индикаторов отображаются критические параметры ГД 1 и 2 такие как: низкий заряд батареи, высокая температура охлаждающей жидкости ГД, низкое давление масла ГД, низкий уровень охлаждающей жидкости, включение подогрева, низкий уровень масла в редукторе, низкое давление наддува, наличие воды в топливном фильтре, отсутствие воды в выхлопной системе.

Так же с пульта (поста) моториста (механика) осуществляется дистанционное управление отоплением судна (27), осушительным насосом (24), подсветкой пульта (19), включением электропотребителей (29).

С пульта (поста) судоводителя с помощью органов управления, врезанных в переднюю панель, и рулевого колеса осуществляется контроль и дистанционное управление главными и вспомогательными механизмами судна, такими, как главные двигатели (14, 4), стеклоочистители (8), сигнально-отличительные огни (6, 9), редукторы (3), сирена (12), движители (7, 10), а так же управление питанием (11) и включением подсветки приборов (12).

Управление углом поворота сопел водомета производится рулевым штурвалом. При этом на панели контроля положения движителей, расположенной на пульте (посту) судоводителя отображается угол поворота сопел водомета.

С панели (5) управления главными двигателями и движителями ведется дистанционное управление главными двигателями (1) и движителями (2).

Пульты и панели системы контроля и управления техническими средствами судна соединены с соответствующими судовыми системами и датчиками с помощью электрических кабелей. Все электрические кабели подключаются к пультам через клеммы, расположенные внутри корпусов пультов, что обеспечивает безопасность, брызго- и пылезащищенность электрических цепей и оборудования.

С судового электрогенератора и резервных аккумуляторных батарей электропитание подается в пульт (пост) моториста (механика), пульт (пост) судоводителя. При выходе из строя основного судового электрогенератора происходит автоматический переход на питание от резервных аккумуляторных батарей.

Корпус панели (5) управления главными двигателями и движителями (фиг.4) представляет собой корпусную несущую конструкцию из сваренных гнутых металлических листов 30, изготовленную по безрамной технологии. В корпус панели (5) управления главными двигателями и движителями устанавливаются органы управления главными двигателями 1 и движителями 2.

Системы контроля и управления техническими средствами малого скоростного судна были установлены на действующие суда проекта 21770. В ходе эксплуатации судна система зарекомендовала себя положительно, подтвердив надежность и удобство управления малым скоростным судном.

1. Система контроля и управления техническими средствами малого скоростного судна, содержащая датчики технических параметров судна, соединенные с соответствующими индикаторами и указателями, органы дистанционного управления и контроля главными двигателями, редукторами, движителями, вспомогательными механизмами, отличающаяся тем, что система контроля включает в себя пульт (пост) моториста (механика), который установлен по правому борту судна, пульт (пост) судоводителя, который установлен по левому борту, панель (5) управления главными двигателями и движителями, установленная слева от пульта (поста) судоводителя, которые соединены напрямую или через платы индикации с соответствующими датчиками, при этом пульт (пост) судоводителя включает блоки контроля и управления главными двигателями, редукторами, движителями, а также панель управления стеклоочистителями, органы управления и индикации работы сигнально-отличительных огней и другими вспомогательными механизмами, пульт (пост) моториста (механика) содержит индикаторы и указатели, которые соединены, напрямую или через платы индикации, с соответствующими датчиками и пожарными извещателями, панель управления осушительным насосом, панель включения электропотребителей со встроенными плавкими предохранителями, панель управления отоплением и другими вспомогательными механизмами, панель (5) управления главными двигателями и движителями содержит рукоятки управления двигателями и движителями.

2. Система по п.1, отличающаяся тем, что корпуса пульта (поста) моториста (механика), пульта (поста) судоводителя, панели (5) управления главными двигателями и движителями представляют собой корпусные несущие конструкции, из сваренных гнутых металлических листов, изготовленные по безрамной технологии, при этом к корпусам пульта (поста) моториста (механика), пульта (поста) судоводителя присоединены с помощью креплений цельные передние панели, изготовленные из гнутых металлических листов, которые фиксируются в открытом положении упорами и винтами или замками в закрытом положении.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области военной техники, в частности к системам смазки двигателей внутреннего сгорания
Наверх