Система управления парковочным пространством

 

Полезная модель относится к системам управления парковочным пространством, в которых используются устройства связи и работает как с предварительной, так и без предварительной регистрации. Предлагаемая система управления парковочным пространством состоит из сервера базы данных, сервера приложений, устройства связи пользователя. Дополнительно полезная модель содержит сервер коммуникаций, автоматическую телефонную станцию, веб-сервер, позволяющий удаленно регистрироваться в системе управления парковочным пространством. Кроме того, в заявляемую полезную модель может быть введено контролирующее устройство с выходом в Интернет. Устройство связи пользователя может быть либо устройством сотовой связи, либо стационарным телефоном, либо персональным компьютером, либо платежным терминалом. Техническими результатами, получаемыми при использовании заявляемой полезной модели, являются уменьшение времени, затраченного пользователем в процессе постановки и снятия с парковки благодаря автоматическому определению пользователя при осуществлении парковки по номеру телефона, информация о котором содержится в базе данных, улучшение удобства пользования парковочным пространством путем наличия возможности использования в системе управления парковочным пространством других устройств связи, кроме устройства сотовой связи; а также путем предоставления возможности удаленной регистрации пользователя в базе данных через сеть Интернет с целью его автоматической идентификации в дальнейшем.

Полезная модель относится к системам управления парковочным пространством, в которых используются устройства связи.

Известна система управления парковочным пространством (патент RU 2273050, дата подачи заявки - 15.06.2001), в которой присутствует база данных, одно устройство сотовой связи, контролирующее устройство. Техническое решение позволяет проверить разрешение на парковку путем использования стандартного сотового телефона. Пользователь платит за услуги службы парковки оператору сотовой сети связи, пользователем которого он является, и оператор сотовой связи за определенную комиссию переводит соответствующие платежи оператору службы парковки. Начало и окончание парковки осуществляется с помощью коротких текстовых сообщений, передаваемых с помощью сотового телефона (далее - SMS-сообщений). Недостатком описанного технического решения является недостаточно высокий уровень надежности SMS-сообщений (задержки во времени и потери пакетов передачи данных), а также усложненная процедура обработки вызовов, которая делает эту систему неудобной для практического использования, загружает избыточной информацией каналы связи и в целом повышает стоимость эксплуатации системы. Основная сложность технического решения заключается в том, что указанный способ требует соединения всех мобильных баз операторов сети, работающих в данном регионе, с базой данных. Неудобство системы для пользователя заключается в том, что пользователю необходимо заключать договор с банком на передачу денежных сумм с банковского счета на счет оператора сотовой связи. Пополнение счета предварительной оплаты службы парковки производится порциями и в случае длительной парковки набирать специальный телефонный номер приходится несколько раз. Каждый такой звонок пополняет счет предварительной оплаты пользователя на установленную сумму. В данной системе возможно только использование сотового устройства связи, а также отсутствует возможность предварительной регистрации в базе данных и механизм автоматического определения пользователя по номеру телефона, содержащегося в базе данных.

Ближайшим аналогом к заявляемой полезной модели является система управления парковочным пространством (патент RU 50697, дата подачи заявки - 31.10.2005), которая содержит сервер базы данных, сервер приложений, устройство связи, с помощью которого осуществляется парковка, контролирующее устройство. Данная полезная модель ограничивает пользователя в выборе устройства, с помощью которого возможно начало и окончание парковки, так как начало и окончание парковки возможно только с помощью устройства сотовой связи. В данной системе отсутствует возможность удаленной регистрации пользователя в базе данных через сеть Интернет, а также отсутствует механизм автоматического определения пользователя при осуществлении парковки, поэтому каждый раз в момент парковки и снятия с парковки необходимо сообщать регистрационный номер транспортного средства. Все это делает неудобным пользование системы для пользователя.

Задача заявляемой полезной модели является создание системы управления парковочным пространством города в целях рационального, а также наиболее удобного использования парковочного пространства города.

Заявляемая полезная модель позволяет построить эффективную систему управления парковочным пространством города за счет предоставления таких инструментов регулирования как гибкое ценообразование в зависимости от места и времени суток, индивидуальный подход к пользователю (например, льготные условия для инвалидов, постоянных пользователей), простой и доступный инструменты контроля, удобный механизм пользования парковкой и разнообразные формы оплаты услуг парковки для пользователей.

Техническими результатами, получаемыми при использовании заявляемой полезной модели, являются уменьшение времени, затраченного пользователем в процессе постановки и снятия с парковки благодаря автоматическому определению пользователя при осуществлении парковки по номеру телефона, информация о котором содержится в базе данных, улучшение удобства пользования парковочным пространством путем наличия возможности использования в системе управления парковочным пространством других устройств связи, кроме устройства сотовой связи; а также путем предоставления возможности удаленной регистрации пользователя в базе данных через сеть Интернет с целью его автоматической идентификации в дальнейшем.

Кроме того, настоящая полезная модель допускает широкий набор форм оплаты, включая предоплату на лицевой счет, предварительно открытый в системе парковки, оплаты со счета сотового телефона, оплаты через устройства платежных систем (например, платежные терминалы), платежными картами предварительной оплаты (типа скрэтч-карт).

На нижеследующих фигурах представлены: на фиг.1 - схема системы управления парковочным пространством, на фиг.2 - схема активации системы управления парковочным пространством с предварительной регистрацией, на фиг 3 - схема активации системы управления парковочным пространством без предварительной регистрации, на фиг 4 - схема осуществления контроля в системе управления парковочным пространством.

Для достижения технического результата система содержит, по меньшей мере, один централизованный сервер базы данных (1); по меньшей мере, один сервер приложений (2); по меньшей мере, одно устройство связи пользователя (6). Кроме того, дополнительно в системе введен, по меньшей мере, один сервер коммуникаций (4), по меньшей мере, одна автоматическая телефонная станция (5) с функцией интерактивного голосового меню (далее - IVR-меню), по меньшей мере, один веб-сервер (3) с возможностью удаленной регистрации пользователя в системе. Для контроля санкционированного использования парковочного пространства введено контролирующее устройство с выходом в Интернет (7). Таким устройством может быть сотовый телефон, например, смартфон, коммуникатор, либо мобильный компьютер (например, ноутбук, нетбук), посредством которого контролер получает информацию через веб-сервер (3) с сервера базы данных (1). Кроме того, система может содержать платежный терминал (8), который выполняет не только функции приема денежных средств, но и предоставляет возможность, как и веб-сервер (3), провести удаленную регистрацию пользователя в системе, являясь одним из устройств связи пользователя.

Включенные в систему управления парковочным пространством, по меньшей мере, один сервер базы данных, по меньшей мере, один сервер приложений, по меньшей мере, одно устройство связи пользователя, по меньшей мере, один сервер коммуникаций, по меньшей мере, одну автоматическую телефонную станцию, по меньшей мере, один веб-сервер с возможностью удаленной регистрации пользователя, взаимосвязаны между собой посредством приема-передачи запроса пользователя.

В заявляемой полезной модели устройство связи пользователя может являться либо устройством сотовой связи, либо стационарным телефоном, либо персональным компьютером, либо платежным терминалом.

Заявляемая система включает инструменты индивидуальной настройки для парковочных зон. Каждая зона парковки имеет уникальный номер, что позволяет для каждой зоны парковки даже в одном районе города назначить разные тарифы, условия, ограничивающие парковку, а также различные условия для разных категорий пользователей. Это очень важно, учитывая, что наиболее востребованные места парковки (например, в центре города в рабочие часы) должны иметь более высокий тариф.

Заявляемая система управления парковочным пространством может быть осуществлена в нескольких вариантах.

Первый вариант - система управления парковочным пространством с предварительной регистрацией (Фиг.2).

Пользователь до начала осуществления парковки удаленно регистрируется в базе данных (1) одним из следующих способов:

- через веб-сервер (3) с помощью устройства связи пользователя (6) с выходом в Интернет;

- через платежный терминал (8) одной из платежных систем и сервер приложений (2) в момент оплаты услуг парковки;

- через оператора системы парковок.

При регистрации пользователь указывает номер транспортного средства (или нескольких транспортных средств) и номер телефона или номера телефонов, по которым в дальнейшем будет осуществляться автоматическое определение пользователя сервером базы данных (1).

В момент регистрации пользователю открывается лицевой счет, пополнить который он может любым из доступных способов оплаты, в том числе перечислением денежных средств с банковского счета пользователя, со счета сотового телефона пользователя, через платежные терминалы, скрэтч-карты и другие способы.

Для начала осуществления парковки пользователь в режиме IVR-меню передает запрос со своего устройства связи (6) через автоматическую телефонную станцию (5), который обрабатывается сервером коммуникаций (4) и передается на сервер базы данных (1). Запрос содержит только код зоны парковки. Номер транспортного средства определяется автоматически сервером базы данных (1) по регистрационным данным пользователя. Сервер базы данных (1) при приеме запроса идентифицирует пользователя по номеру телефона, проверяет состояние баланса лицевого счета и передает обработанный запрос серверу приложений (2), который формирует и передает ответ пользователю касаемо возможности или невозможности осуществления парковки. Доступное время парковки рассчитывается системой автоматически исходя из тарифов данной парковочной зоны и наличия денег на счету пользователя, а также с учетом ограничений парковки в данной парковочной зоне. В случае, если баланс счета нулевой или отрицательный, пользователю предлагается пополнить счет. В случае, если в данный момент парковка в зоне запрещена или ограничена для некоторых категорий пользователей, пользователь оповещается голосовым сообщением посредством IVR-меню о невозможности парковки в данный момент.

Пользователь имеет разрешение на парковку в пределах доступной суммы на лицевом счете. В случае приближения к концу срока оплаченного времени парковки пользователь получает SMS-сообщение, предупреждающее об окончании срока, (например, за 5 минут, время настраиваемое) с тем, чтобы пользователь мог своевременно пополнить лицевой счет, либо покинуть место парковки. И если пользователь занят и не может покинуть парковку, доплата может быть выполнена дистанционно с сотового телефона. При каждом пополнении счета пользователь получает короткое SMS-сообщение, подтверждающее сумму, переведенную в счет предварительной оплаты, и баланс лицевого счета на текущий момент с учетом внесенной суммы. Пользователь может проверить баланс лицевого счета самостоятельно, зайдя на сайт системы, или позвонив непосредственно оператору системы или в режиме IVR-меню запросить баланс счета.

Для окончания осуществления парковки пользователь передает запрос со своего устройства связи (6) и в режиме lVR-меню завершает парковку. Сервер базы данных (1) принимает запрос и идентифицирует пользователя по номеру телефона, определяет длительность и стоимость парковки в соответствии с заданными тарифами в данной парковочной зоне и отправляет обработанный запрос серверу приложений (2), который формирует и направляет ответ пользователю в виде SMS-сообщения касаемо завершения осуществления парковки, фактической длительности парковки и списания денежных средств с лицевого счета.

В другом варианте оплаты парковка рассчитывается в пределах некоторой заранее заданной в системе суммы или периода времени, чтобы избежать необоснованной траты денег за парковку, если пользователь забывает завершить операцию парковки. Данный вариант позволит пользователю не потерять всю сумму, депонированную в счет предварительной оплаты. С лицевого счета будет списана сумма только в пределах некоторого времени, если пользователь забыл отправить запрос на завершение парковки. Этот предел различен для разных зон парковки и, в основном, ограничивается, например, четырьмя часами оплаты парковки. Другим вариантом является возможность пользователю самому задать планируемое время парковки в минутах или часах. Перед завершением указанного периода пользователь получает SMS-сообщение о необходимости продлить парковку или завершить ее.

Второй вариант - система управления парковочным пространством без предварительной регистрации (Фиг.3).

Данный способ предпочтителен для пользователей, которые не планируют использование парковки в дальнейшем и не желают регистрироваться в системе.

Пользователь для начала осуществления парковки передает запрос либо через платежный терминал одной из платежных систем, либо через систему мобильных платежей, либо используя карты предварительной оплаты (скрэтч-карты). Запрос пользователя принимается и обрабатывается либо веб-сервером (3) либо сервером приложений (2) и поступает в сервер базы данных (1), который обрабатывает запрос и направляет пользователю через сервер приложений (2) ответ о возможности, либо о невозможности парковки.

В этом варианте запрос на парковку содержит кроме номера парковочной зоны еще и регистрационный номер транспортного средства, и планируемое время парковки. Платежная система передает информацию в базу данных системы (1), в которой вычисляется стоимость услуги в соответствии с заданным тарифом и условиями в указанной зоне парковки. Результат расчетов через сервер приложений (2) возвращается в платежную систему и отображается на экране терминала. Если внесенная пользователем сумма превышает рассчитанную системой, пользователю предлагается зачислить остаток суммы на сотовый телефон. В случае досрочного прекращения парковки без предварительной регистрации остаток средств пользователю не возвращается.

В способе оплаты парковки без регистрации с помощью скрэтч-карты пользователь в момент парковки отправляет SMS-сообщение через любую из систем, которая осуществляет мобильные платежи, с информацией о номере парковочной зоны, регистрационном номере транспортного средства и номере скрэтч-карты. Скрэтч-карты выпускаются разным номиналом. Приобретая скрэтч-карту соответствующего номинала, пользователь получает право воспользоваться парковкой в пределах суммы данной скрэтч-карты. Продолжительность парковки рассчитывается исходя из тарифов используемой парковочной зоны.

В другом способе оплаты парковки без регистрации со счета сотового телефона через любую из систем, которая осуществляет мобильные платежи, пользователь в момент парковки отправляет SMS-сообщение с информацией о номере парковочной зоны, регистрационном номере транспортного средства и сумме платежа, рассчитанной пользователем самостоятельно, исходя из планируемого времени парковки и тарифов данной парковочной зоны.

В другом способе оплаты с помощью SMS-сообщения отправляется информация о номере парковочной зоны, регистрационном номере транспортного средства и планируемом времени парковки. В этом случае система сама вычисляет сумму платежа, исходя из указанного времени парковки и тарифов указанной парковочной зоны, и отправляет запрос о необходимости списания средств в службу оператора сотовой связи.

Контроль использования парковки в заявляемой системе осуществляется с помощью контролирующего устройства с выходом в Интернет (7) (Фиг.4). Контролирующее устройство может быть выполнено в виде устройства сотовой связи либо в виде персонального компьютера. Перед началом опроса контролер сообщает системе номер парковочной зоны, которую он собирается контролировать. Через контролирующее устройство (7) последовательно отправляется запрос по каждому транспортному средству на парковке через веб-сервер (3) на сервер базы данных (1), который определяет поставлено ли на парковку транспортное средство в определенной зоне парковки. При этом достаточно отправить только цифровую часть номера транспортного средства (3 цифры). Ответ по результатам контроля направляется через веб-сервер (3) на контролирующее устройство (7). Отсутствие номера транспортного средства в базе данных (1) является признаком, что данное транспортное средство не было поставлено на парковку.

Контролирующее устройство (7) может включать компоненты автоматического распознавания регистрационного номера транспортного средства и отправки его на сервер базы данных (1) для обработки, а также камеру, с помощью которой производится фото- или видео-фиксация транспортного средства, для которого должно быть подтверждено разрешение на парковку. Кроме того, контролирующее устройство может включать портативный принтер для печати штрафных талонов, либо формировать электронный штрафной талон и отправлять его по каналам связи пользователю по указанным при регистрации в системе адресам.

Все факты нарушений, связанные с отсутствием разрешений на парковку и отсутствием оплаты за услуги парковки, фиксируются системой в момент опроса для выполнения в дальнейшем регламентных действий по применению штрафных санкций. При оплате штрафов контакт контролера с пользователем исключается, так как необходимая сумма либо списывается со счета пользователя в виде повышенных тарифов за нарушение, либо штрафы приходят по почте в отложенном периоде.

Возможности системы позволяют отслеживать различные виды нарушений и в соответствии с каждым из нарушений применять разные штрафные санкции, например, отсутствие разрешения на парковку, неоплаченная парковка, оплаченное время закончилось, парковка в запрещенные часы в данной зоне парковки, незарегистрированное в системе транспортное средство и пр.

Все запросы контролера фиксируются в базе данных (1), что позволяет не только отслеживать транспортные средства в данной парковочной зоне, но и отслеживать активность работы контролера. Преимуществом описанного в данной полезной модели способа контроля является то, что один контролер может в течение дня контролировать несколько парковочных зон и система не требует жестко привязанного рабочего места контролера к каждой парковочной зоне. Фактически все контролеры службы парковки могут в течение дня последовательно проконтролировать любые парковочные зоны. При этом система зафиксирует запрос по каждому автомобилю из всех парковочных зон, которые. осмотрел контролер.

Таким образом, настоящая полезная модель затрудняет ненадлежащее использование парковки, облегчает регулирование просроченных счетов пользователей и значительно сокращает время, необходимое для контроля припаркованных транспортных средств, предоставляя удаленный доступ к информации о припаркованных автомобилях в базе данных.

Преимуществом системы описанной полезной модели является возможность для каждой парковочной зоны задать индивидуальный тариф в зависимости от времени суток, индивидуальные условия парковки для разных категорий пользователей, возможность ввести запрещенные и ограниченные часы парковки с применением штрафных санкций. В местах, где существует особая востребованность в парковочном пространстве, можно ограничить максимальное время нахождения автомобиля на парковке введением повышенных тарифов, либо штрафных санкций. Чтобы обеспечить оборачиваемость машин более высокой, система позволяет настроить особые тарифные зоны, в которых оплата будет производиться на определенных условиях. Система позволяет настраивать применение понижающих и повышающих коэффициентов к тарифу для соответствующих случаев. Например, в случае нарушения продолжительности парковки в парковочной зоне с ограниченным временем парковки можно применить тариф с удвоенным коэффициентом на время нарушения.

В качестве стимулирования пользования сервисом парковка в системе предусмотрена возможность применения поощрительных скидок или бонусов как разовых (по выданному коду), так и постоянных.

Преимуществом системы является и наличие веб-сервера (3), который не только осуществляет прием платежей в режиме в сети Интернет, но и позволяет пользователям самостоятельно регистрироваться в базе данных, контролировать состояние лицевого счета и пополнять его через Интернет, а также впоследствии анализировать свои парковки в заданном периоде в разрезе парковочных зон.

Отсутствие необходимости технических средств типа таксометров, автоматов для продажи талонов, наркоматов, шлагбаумов, автоматических ворот позволяет органам муниципальной власти рационально организовать парковочное пространство города с минимальными затратами на инфраструктуру и поддержку системы.

Система обеспечивает формирование оперативных и аналитических статистических отчетов по использованию парковочного пространства в различных разрезах. Оперативная информация о загрузке любой из парковочных зон, статистика загрузки парковочного пространства в различные часы суток, рассчитанное за любой период (день, неделя, месяц, год), позволяет управлять потоками транспортных средств в пиковые часы нагрузок посредством ценообразования и введения ограничений на парковку в определенные часы и дни. Финансовые показатели использования парковочного пространства города за любой период и детализация этих данных в разрезе парковочных зон позволяет муниципальным структурам определить дополнительные источники дохода в бюджет города.

Полезная модель с наибольшей эффективностью может быть использована при организации платных городских парковок в условиях ограниченного парковочного пространства с наименьшими вложениями в инфраструктуру парковок, особенно в местах, где достаточно трудно организовать парковку с использованием специального парковочного оборудования, например, вдоль улиц.

1. Система управления парковочным пространством, работающая с предварительной и без предварительной регистрации пользователя, содержащая, по меньшей мере, один сервер базы данных; по меньшей мере, один сервер приложений; по меньшей мере, одно устройство связи пользователя, взаимосвязанные между собой посредством приема-передачи запроса пользователя, отличающаяся тем, что содержит, по меньшей мере, один сервер коммуникаций; по меньшей мере, одну автоматическую телефонную станцию; по меньшей мере, один веб-сервер с возможностью удаленной регистрации пользователя, взаимосвязанные между собой посредством приема-передачи запроса пользователя.

2. Система по п.1, отличающаяся тем, что, по меньшей мере, одно устройство связи пользователя является устройством сотовой связи.

3. Система по п.1, отличающаяся тем, что, по меньшей мере, одно устройство связи пользователя является стационарным телефоном.

4. Система по п.1, отличающаяся тем, что, по меньшей мере, одно устройство связи пользователя является персональным компьютером.

5. Система по п.1, отличающаяся тем, что, по меньшей мере, одно устройство связи пользователя является платежным терминалом.

6. Система по п.1, отличающаяся тем, что содержит контролирующее устройство с выходом в Интернет.



 

Наверх