Мобильная система обучения населения действиям в условиях чрезвычайных ситуаций

 

Полезная модель относится к средствам обучения и информирования населения, и может быть использована для подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций в отдаленных районах.

Технически достижимый результат - повышение эффективности в системе обучения населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

Это достигается тем, что в системе мобильного обучения населения действиям в условиях чрезвычайных ситуаций, содержащей транспортное средство, оснащенное встроенной громкоговорящей системой оповещения населения, мобильным энергетическим агрегатом с блоком электропроводов в электрозащищенном исполнении, встроенным кабинетом с учебными местами для обучения населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, тренажеры, роботы-тренажеры для обучение населения действиям в условиях чрезвычайных ситуаций, и средства для размещения обучающегося населения, в транспортном средстве компактно размещено три учебных места: первое - лекционный зал для проведения теоретических занятий и тестирования с теплым полом для занятий в зимнее время, на базе выносной пневмокаркасной палатки МЧС, включающей каркас с герметичным входным клапаном, видеотерминал, посадочные места для обучаемых, систему жизнеобеспечения для работы в любых климатических условиях с системами: вентиляции, кондиционирования и подогрева воздуха, а также разветвленной сетью воздуховодов и комфортного распределителя кондиционного воздуха, расположенных внутри лекционного зала; второе учебное место - тренажерный комплекс для отработки практических навыков населения по действиям в чрезвычайных ситуациях, с роботом-тренажером для отработки упражнений по оказанию первой медицинской помощи в условиях ЧС; третье учебное место - тренажерный комплекс с наборами различных средств защиты органов дыхания: респиратор Р-2, противогаз ГП-7, противогаз детский ПДФ-2Д, защитный капюшон «Феникс», ватно-марлевую повязку, а также для проведения практических занятий по пользованию индивидуальным перевязочным пакетом ИПП, аптечкой АИ-2, индивидуальным противохимический пакетом ИПП-11, санитарную сумку, комплект шин транспортных, воротник транспортный КШВТ, носилки медицинские, камеру защитную детскую, комплект защитной одежды, легкий защитный костюм Л-1, воздушно-пенный огнетушитель ОВП-4, порошковый огнетушитель ОП-2, углекислотные огнетушители ОУ-2, причем с помощью данного оборудования и видеоматериалов для проведения практических занятий осуществляется отработка практических навыков оказания первой медицинской помощи, транспортировки пострадавших, использования средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи, обращения со средствами пожаротушения и по действиям населения в чрезвычайных ситуациях.

Полезная модель относится к мобильным средствам обучения и информирования населения, и может быть использована для подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций в отдаленных районах.

Наиболее близким к заявленному объекту по технической сущности и достигаемому результату является мобильная система обучения широких слоев населения приемам экстренной неотложной помощи людям с травматическими повреждениями и внезапным прекращением сердечной деятельности в экстремальных ситуациях (патент РФ 2176822 - прототип), который осуществляют посредством роботов-тренажеров, выполненных из подвижно соединенных блоков головы с устройством защиты обучающихся от перекрестного заражения, а также блока шеи, блока туловища, нижних и верхних конечностей, в которых установлен набор имитаторов жизнедеятельности внутренних органов человека и датчиков внешних воздействий на них; контролируют процесс обучения посредством анатомического дисплея.

Недостатком известного технического решения является то, что он решает сравнительно узкую задачу в системе обучения населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций и не может быть использован в целях повышения морально-психологического состояния населения в условиях угрозы, возникновения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Технически достижимый результат - повышение эффективности и мобильности в системе обучения населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, а также в целях повышения морально-психологического состояния населения в условиях угрозы, возникновения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, и уровня охвата населения мероприятиями обучения и эффективности информирования населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций в отдаленных районах при отсутствии других учебных объектов и учебно-материальной базы, в районах с нарушенными условиями проживания, сокращение времени их проведения и улучшения процесса получения знаний и закрепления навыков.

Это достигается тем, что в мобильной системе обучения населения действиям в условиях чрезвычайных ситуаций, содержащей транспортное средство, оснащенное встроенной громкоговорящей системой оповещения населения, мобильным энергетическим агрегатом с блоком электропроводов в электрозащищенном исполнении, встроенным кабинетом с учебными местами для обучения населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, тренажеры, роботы-тренажеры для обучение населения действиям в условиях чрезвычайных ситуаций, и средства для размещения обучающегося населения, в транспортном средстве компактно размещено три учебных места: первое -лекционный зал для проведения теоретических занятий и тестирования с тепльм полом для занятий в зимнее время, на базе выносной пневмокаркасной палатки МЧС, включающей каркас с герметичным входным клапаном, видеотерминал, посадочные места для обучаемых, систему жизнеобеспечения для работы в любых климатических условиях с системами: вентиляции, кондиционирования и подогрева воздуха, а также разветвленной сетью воздуховодов и комфортного распределителя кондиционного воздуха, расположенных внутри лекционного зала; второе учебное место - тренажерный комплекс для отработки практических навыков населения по действиям в чрезвычайных ситуациях, с роботом-тренажером для отработки упражнений по оказанию первой медицинской помощи в условиях ЧС; третье учебное место - тренажерный комплекс с наборами различных средств защиты органов дыхания: респиратор Р-2, противогаз ГП-7, противогаз детский ПДФ-2Д, защитный капюшон «Феникс», ватно-марлевую повязку, а также для проведения практических занятий по пользованию индивидуальным перевязочным пакетом ИПП, аптечкой АИ-2, индивидуальным противохимический пакетом ИПП-11, санитарную сумку, комплект шин транспортных, воротник транспортный КШВТ, носилки медицинские, камеру защитную детскую, комплект защитной одежды, легкий защитный костюм Л-1, воздушно-пенный огнетушитель ОВП-4, порошковый огнетушитель ОП-2, углекислотные огнетушители ОУ-2, причем с помощью данного оборудования и видеоматериалов для проведения практических занятий осуществляется отработка практических навыков оказания первой медицинской помощи, транспортировки пострадавших, использования средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи, обращения.со средствами пожаротушения и по действиям населения в чрезвычайных ситуациях.

На фиг.1 представлена функциональная схема мобильной системы обучения населения действиям в условиях чрезвычайных ситуаций, на фиг.2 - схема лекционного зала для проведения теоретических занятий и тестирования на базе выносной пневмокаркасной палатки МЧС, на фиг.3 - схема мобильного комплекса для информирования и оповещения населения в труднодоступных местностях, смонтированного на транспортном средстве.

Система мобильного обучения населения действиям в условиях чрезвычайных ситуаций (фиг.1) состоит из транспортного средства 1 доставки учебных средств и оборудования со встроенной громкоговорящей системой оповещения населения и встроенным кабинетом обучения населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций (на чертеже не показано), и мобильного энергетического агрегата, например бензинового электрического генератора 2, питающего посредством электропроводов 3 в электрозащищенном исполнении три учебных места. По прибытию транспортного средства 1 разворачиваются три учебных места: первое - лекционный зал 4 для проведения теоретических занятий и тестирования с теплым полом 6 для занятий в зимнее время, на базе выносной пневмокаркасной палатки МЧС (фиг.2), включающей каркас 11 с герметичным входным клапаном 12, видеотерминал 13, посадочные места 14 для обучаемых, систему жизнеобеспечения 15 для работы в любых климатических условиях с системами: вентиляции, кондиционирования и подогрева воздуха (на чертеже не показано), а также разветвленной сетью воздуховодов 16 и комфортного распределителя 5 кондиционного воздуха, расположенных внутри лекционного зала.

Второе учебное место 7 - тренажерный комплекс для отработки практических навыков населения по действиям в чрезвычайных ситуациях, с роботом-тренажером 8 для отработки упражнений по оказанию первой медицинской помощи в условиях ЧС.

Третье учебное место 9 - тренажерный комплекс с наборами 10 различных средств защиты органов дыхания (СИЗОД: респиратор Р-2, противогаз ГП-7, противогаз детский ПДФ-2Д, защитный капюшон «Феникс», ватно-марлевую повязку (на чертеже не показано)), а также для проведения практических занятий по пользованию индивидуальным перевязочным пакетом ИПП, аптечку АИ-2, индивидуальный противохимический пакет ИПП-11, санитарную сумку, комплект шин транспортных, воротник транспортный КШВТ, носилки медицинские, камеру защитную детскую, комплект защитной одежды, легкий защитный костюм Л-1, воздушно-пенный огнетушитель ОВП-4, порошковый огнетушитель ОП-2, углекислотные огнетушители ОУ-2, (на чертеже не показано). С помощью данного оборудования и видеоматериалов для проведения практических занятий осуществляется отработка практических навыков оказания первой медицинской помощи, транспортировки пострадавших, использования средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи, обращения со средствами пожаротушения и по действиям населения в чрезвычайных ситуациях.

Мобильный комплекс (фиг.3) для информирования и оповещения населения в труднодоступных местностях смонтирован (на чертеже не показано) на транспортном средстве.

Носитель информации 17, выполненный в виде видеоэкрана размещен на транспортном средств и доставляется в места массового скопления людей. В качестве носителя информации используется полноцветный видеоэкран (типа AC 012SM.24), изготовленный по светодиодной технологии и снабженный устройством защиты в виде автоматически опускающегося или поднимающегося герметичного чехла (на чертеже не показано). Устройство защиты экрана позволяет осуществить защиту светодиодного экрана от воздействия внешних источников загрязнений, возникающих как при транспортировке, так и при хранении. Устройство защиты экрана конструктивно может быть выполнено в виде опускающейся шторы со своим электроприводом (на чертеже не показано).

Устройство управления 20 предназначено для управления работой видеоэкрана 17 через блок управления 18 и соединенный с ним персональный компьютер 19 через скоростной цифровой канал. Установка дополнительного компьютера позволяет проводить предварительную подготовку информационных роликов, текстовой и другой информации, поступающей от периферийных источников 21 непосредственно с места оператора комплекса.

Компьютеры, объединенные в общую сеть, имеют возможность подключения к внешней информационной сети с использованием технологий Wi-Fi, WiMAX, GPRS, 3G или через спутниковое подключение.

Видеоэкран 17 обеспечивает вывод видео и алфавитно-цифровой информации. Представляет собой высокотехнологичную конструкцию, составленную из отдельных экранных модулей, выполненных в пыле- и влагозащищенном варианте (на чертеже не показано).

Система мобильного обучения населения действиям в условиях чрезвычайных ситуаций работает следующим образом.

Транспортное средство 1 выдвигается в район проведения запланированных занятий или в прогнозируемый населенный пункт, находящийся в условиях угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, где тренажерный комплекс используют в целях повышения морально-психологического состояния населения в условиях угрозы возникновения ЧС или ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

По прибытию транспортного средства разворачивают три учебных места:

первое - лекционный зал 4 для проведения теоретических занятий и тестирования

второе учебное место 7 - тренажерный комплекс для отработки практических навыков населения по действиям в чрезвычайных ситуациях, с роботом-тренажером 8 для отработки упражнений по оказанию первой медицинской помощи в условиях ЧС.

третье учебное место 9 - тренажерный комплекс с наборами 10 различных средств защиты органов дыхания (СИЗОД: респиратор Р-2, противогаз ГП-7, противогаз детский ПДФ-2Д, защитный капюшон «Феникс», ватно-марлевую повязку (на чертеже не показано)), а также для проведения практических занятий по пользованию индивидуальным перевязочным пакетом ИПП, аптечку АИ-2, индивидуальный противохимический пакет ИПП-11, санитарную сумку, комплект шин транспортных, воротник транспортный КШВТ, носилки медицинские, камеру защитную детскую, комплект защитной одежды, легкий защитный костюм Л-1, воздушно-пенный огнетушитель ОВП-4, порошковый огнетушитель ОП-2, углекислотные огнетушители ОУ-2, (на чертеже не показано). С помощью данного оборудования и видеоматериалов для проведения практических занятий осуществляется отработка практических навыков оказания первой медицинской помощи, транспортировки пострадавших, использования средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи, обращения со средствами пожаротушения и по действиям населения в чрезвычайных ситуациях.

Сигнальная громкоговорящая система (на чертеже не показано) обеспечивает звуковую передачу информации, что дополнительно позволяет доводить информацию до значительного количества людей в местах проведения занятий.

Мобильный комплекс для информирования и оповещения населения в труднодоступных местностях работает следующим образом.

В качестве носителя информации используется полноцветный видеоэкран (типа АС 012SM.24), изготовленный по светодиодной технологии и снабженный устройством защиты. За счет использования мобильного носителя информации, позволяющего одновременно передавать звуковую и видеоинформацию, расширяются возможности по информированию и оповещению населения. Передача информации через экран и громкоговоритель может осуществляться как на остановках, так и во время движения транспортного средства.

Выбор места передачи информации и расстояния до объектов получения информации осуществляется в зависимости от местных условий и наличия скоплений людей. Передача информации при движении транспортного средства осуществляется непрерывно, независимо от местных и климатических условий. Диапазон считывания видеоинформации зависит от характеристик экрана и составляет от 6 до 100 м (12-300 м).

Диапазоны восприятия звуковой информации и сирен зависят от мощности громкоговорящих устройств и составляют:

для речевой информации - до 60 м;

для сирен - до 300 м.

Изменение диапазона восприятия видео и звуковой информации зависит от климатических и местных условий, а также времени суток.

Передача информации на видеоэкран (управление видеоэкраном) и звуковые устройства осуществляется оператором из помещения судна, в котором устанавливаются источники входных сигналов, устройства управления, преобразования и передачи данных.

Используемый светодиодный (LED-Light Emission Diode (англ.) - светоизлучающий диод, по-русски сокращенно СИД) экран позволяет выводить телевизионное изображение, компьютерную графику, анимацию, фотографии и др. При это истбчником видеосигнала может служить практически любое видеоустройство - видео- или ТВ-камера, видеомагнитофон, компьютер, DVD-плеер, обычная или спутниковая ТВ антенна с тюнером.

Устройство управления 20 предназначено для управления работой видеоэкрана 17 через блок управления 18 и соединенный с ним персональный компьютер 19 через скоростной цифровой канал. Компьютер предназначен непосредственно для управления табло, задания режимов работы, составления режиссуры. Установка дополнительного компьютера позволяет проводить предварительную подготовку информационных роликов, текстовой и другой информации, поступающей от периферийных источников 21 непосредственно с места оператора комплекса. Компьютеры, объединенные в общую сеть, имеют возможность подключения к внешней информационной сети с использованием технологий Wi-Fi, WiMAX, GPRS, 3G или через спутниковое подключение.

Данное устройство представления визуальной и звуковой информации не вызывает утомляемости глаз и слуха, способствует качественному приему передаваемой информации и применим для всех возрастных категорий населения. Не требует развертывания и подготовки дополнительных устройств отображения и передачи информации ввиду размещения всего комплекса на одном транспортном средстве. Устройство информирования и оповещения позволяет оперативно проводить оповещение населения в местах массового пребывания людей в различных кризисных ситуациях; в ходе возникновения угроз военного, техногенного и природного характера; проводить информирование населения в вопросах гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций различного характера, а также осуществлять доведение различной видео- и алфавитно-цифровой информации высокой яркости, что обеспечивает его эффективное использование в любое время суток.

В настоящее время изготовлен опытный экземпляр комплекса, на котором подтверждены все заявленные характеристики.

Достоинством применения представленных в мобильном учебном комплексе технических средств обучения является достаточно яркий и четкий масштаб проекции изображений, возможность до 6 часов автономной (без подключения к электрическим источникам) работы.

Особенности применения разработанного мобильного учебного комплекса состоят в следующем. Предложенный комплекс может выдвигаться самостоятельно или при необходимости при помощи железнодорожного (речного, морского, авиа-) транспорта в назначенный населенный пункт (отдаленный район) какого-либо субъекта РФ, где отсутствуют другие учебные объекты и учебно-материальная база единой системы обучения населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций или в район с нарушенными условиями проживания после масштабной чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия. По прибытии комплекса в назначенный пункт (район) приводятся в готовность к применению необходимое оборудование и технические средства обучения (при необходимости оборудование подключается к внешним сетям электроснабжения или бензиновому электрическому агрегату), с соответствующей группой населения проводятся занятия по тематике гражданской обороны и защиты от чрезвычайной ситуаций.

1. Мобильная система обучения населения действиям в условиях чрезвычайных ситуаций, содержащая транспортное средство, оснащенное встроенной громкоговорящей системой оповещения населения, мобильным энергетическим агрегатом с блоком электропроводов в электрозащищенном исполнении, встроенным кабинетом с учебными местами для обучения населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, тренажеры, роботы-тренажеры для обучения населения действиям в условиях чрезвычайных ситуаций и средства для размещения обучающегося населения, отличающаяся тем, что в транспортном средстве компактно размещено три учебных места: первое - лекционный зал для проведения теоретических занятий и тестирования с теплым полом для занятий в зимнее время на базе выносной пневмокаркасной палатки МЧС, включающей каркас с герметичным входным клапаном, видеотерминал, посадочные места для обучаемых, систему жизнеобеспечения для работы в любых климатических условиях с системами: вентиляции, кондиционирования и подогрева воздуха, а также разветвленной сетью воздуховодов и комфортного распределителя кондиционного воздуха, расположенных внутри лекционного зала; второе учебное место - тренажерный комплекс для отработки практических навыков населения по действиям в чрезвычайных ситуациях с роботом-тренажером для отработки упражнений по оказанию первой медицинской помощи в условиях ЧС; третье учебное место - тренажерный комплекс с наборами различных средств защиты органов дыхания: респиратор, противогазы, включая детский, защитный капюшон, ватно-марлевая повязка, а также для проведения практических занятий по пользованию индивидуальным перевязочным пакетом, аптечкой, индивидуальным противохимическим пакетом, санитарную сумку, комплект шин транспортных, воротник транспортный, носилки медицинские, камеру защитную детскую, комплект защитной одежды, легкий защитный костюм, воздушно-пенный огнетушитель, порошковый огнетушитель, углекислотные огнетушители, причем с помощью данного оборудования и видеоматериалов для проведения практических занятий осуществляется отработка практических навыков оказания первой медицинской помощи, транспортировки пострадавших, использования средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи, обращения со средствами пожаротушения и по действиям населения в чрезвычайных ситуациях.

2. Мобильная система обучения населения действиям в условиях чрезвычайных ситуаций по п.1, отличающаяся тем, что транспортное средство оснащено мобильным комплексом для информирования и оповещения населения в труднодоступных местностях, содержащим видеоэкран, закрепленный на транспортном средстве, устройство управления видеоэкраном, содержащее блок управления и соединенный с ним персональный компьютер через скоростной цифровой канал для проведения предварительной подготовки информационных роликов, текстовой и другой информации, поступающей от периферийных источников непосредственно с места оператора комплекса, при этом компьютеры, объединенные в общую сеть, имеют возможность подключения к внешней информационной сети с использованием технологий Wi-Fi, WiMAX, GPRS, 3G или через спутниковое подключение, а видеоэкран выполнен типа АС 012SM.24, который изготовлен по светодиодной технологии и снабжен устройством защиты в виде автоматически опускающегося или поднимающегося герметичного чехла или в виде опускающейся шторы со своим электроприводом.



 

Похожие патенты:

Одноподъездный каркасный элитный жилой дом относится к области строительства и касается конструктивного выполнения многоэтажного здания и может быть использован при возведении 17-ти этажного одноподъездного здания повышенной комфортности и безопасности.

Техническим результатом предлагаемой полезной модели является повышение надежности устройства за счет прямого управления началом тушения пожара
Наверх